Вентиляция в смотровую яму
Вентиляция смотровой ямы в гараже: специфика обустройства системы воздухообмена
В бытовых и хозяйственных постройках как и в доме требуется микроклиматический баланс. Одной из его составляющих является качественная система вентилирования. Кроме зоны содержания автомобиля, необходима вентиляция смотровой ямы в гараже, т.к. и она участвует в общем воздухообмене гаражного помещения.
Мы расскажем о том, как организовать стабильную смену воздушной массы в заглубленном в грунт боксе. Подскажем, какой вид системы желательно предпочесть, объясним причины. Наши рекомендации пригодятся самостоятельным домашним умельцам, желающим содержать в порядке как постройки, так и технику.
Преимущества смотровой ямы с вентиляцией
Несмотря на небольшие габариты смотрового отсека, постоянное его просушивание и проветривание очень важно. В него часто попадает влага с автомобиля, следовательно, скапливается конденсат, разрушающий стены. Из-за этого яма постепенно приходит в состояние, не подходящее для проведения ремонтных работ.
Правильная организация вентиляции даст положительный результат:
- Приведет в норму температурный фон.
- Нормализует показатель влажности, что хорошо скажется на состоянии автомобиля, инструментов, металлических поверхностей гаража. К тому же сырость может создать предпосылки для КЗ электропроводки линии освещения ямы.
- Исключит условия, благоприятные для появления грибка, который в состоянии разрушить даже бетонные и кирпичные элементы как помещения в целом, так и смотровой ямы в частности.
- Предотвратит скопление вредных испарений топлива, лако-красочных материалов, машинного масла, технических жидкостей. Это важно, т.к. достигнув определенной концентрации, они могут стать причиной пожара и отравления.
Из ямы, в которой не предусмотрена вентиляция, воздух, насыщенный влагой и разными испарениями, попадет в помещение. На здоровье автолюбителя это скажется негативно.
Поскольку в смотровом отделе автолюбитель иногда проводит много времени, воздух в нем должен регулярно обновляться.
Виды вентиляции для смотровой ямы
При устройстве вентиляции в смотровой яме, как и в других случаях, исходят из законов аэродинамики. Следовательно, вариантов три — естественное, принудительное вентилирование, а также комбинированное. Первый способ, из-за удачного совпадения цены и качества, предпочитают многие автолюбители.
Воздушные массы циркулируют вследствие разницы в давлении воздушных потоков с разной температурой. При этом свежие струи воздуха выдавливают отработанный теплый воздух. Циркуляция становится более интенсивной, если перепад давлений, а следовательно, и тяга увеличивается.
В теплый период вентиляция с естественным побуждением работает плохо. Объясняется это незначительным расхождением между температурами воздуха извне и внутри. Это обстоятельство заставляет задуматься об устройстве принудительной вентиляции, хотя для просушки такого небольшого отсека естественного вентилирования зачастую достаточно.
Учитывая то, что для гаража требования к воздухообмену повышены, следует предусмотреть возможность увеличения количества приточного воздуха. Максимальной результативности можно достичь при помощи принудительной двухканальной системы вентиляции.
Таким способом будет обеспечен как оптимальный приток свежих воздушных масс посредством механических устройств, так и своевременный вывод загрязненных.
Организация вентилирования смотровой ямы
Система проветривания надземной части гаражного помещения предельно проста, а вытяжку в смотровой яме гаража устроить сложнее, поскольку она имеет свои особенности.
Реализовать ее можно двум методами:
- Путем устройства вентиляции, являющейся частью вентиляционной системы всей постройки.
- Отдельной системой смотрового отсека, обособленной от общей вентиляции.
Самое эффективное решение — автономная приточно-вытяжная вентсистема в виде дополнения к воздухообмену основного здания.
Прежде чем начинать обустраивать вентиляцию в смотровой яме, следует разработать общую схему для всего здании гаража. На ней отмечают отверстия в стене, фундаменте, цоколе для последующего размещения воздуховодов.
Учитывают в проекте такие моменты, как объем помещения, количество автомобилей, подземный или надземный вариант размещения труб. Обдумывают и оптимальный маршрут движения воздушных масс.
Если грунтовые воды находятся недостаточно глубоко, кроме системы вентилирования, нужно предусмотреть и хорошую гидроизоляцию смотровой ямы. Тогда сырость не будет накапливаться через пол и стенки, а вентиляция лучше справится со своей задачей.
Руководствуясь строительными нормами, следует учесть, что при естественном воздухообмене на каждый квадратный метр гаражного помещения должно приходиться около 1,5 см диаметра воздуховода. Так, если взять гаражное помещение площадью 10 м², то для монтажа вентиляционной системы потребуются трубы диаметром 15 см.
В случае, когда площадь помещения в 2 раза больше, то и диаметр трубы увеличивается в 2 раза. Если отверстий несколько, расчетный диаметр делят на их количество.
Есть и другая формула для определения параметров вентиляционных отверстий. Общий их размер должен соответствовать 0,3% от площади помещения. Такой способ обычно используют при расчете механической одноканальной системы.
Технология монтажа вентиляции естественного типа
В процессе поиска решения проблемы, как сделать вытяжку такого типа в смотровой яме и в гараже следует руководствоваться следующими принципами:
- По краям ямы необходимо оставлять просвет шириной около 150 мм.
- Доски для укрытия ямы нужно располагать со 100-миллиметровым зазором.
- В стороне, противоположной от вытяжки, обязательно необходим зазор.
Для притока воздуха в этом случае из дощатого настила убирают две доски. Для создания условий для вытяжки убирают одну доску. В противоположных углах смотрового отдела размещают приточные и вытяжные вентиляционные каналы. Конец трубы для притока оставляют на расстоянии в среднем 25 см от уровня пола.
На следующем этапе, отступив от поверхности земли около 10 см, размещают верх приточной трубы. Вытяжной воздуховод располагают как можно ближе к крышке смотровой ямы. Противоположный конец вытяжной трубы, выходящий наружу, возвышают над самой высокой точкой гаражной кровли не менее, чем 0,5 м. При монтаже контролируют горизонтальность труб.
Приточное отверстие зимой нужно регулярно освобождать от снега. Проще увеличить высоту вытяжки, заодно увеличится тяга. Чтобы улучшить циркуляцию, трубы оснащают дефлекторами. Приточный воздуховод укомплектовывают решеткой во избежание попадания в него насекомых, грызунов.
В условиях холодной зимы трубы подлежат утеплению, иначе они могут промерзнуть. В неотапливаемом гараже естественная вентиляция может плохо функционировать не только летом, но и зимой.
Когда двигатель автомобиля работает, он становится источником тепла, но часа через два после выключения температура в помещении мало отличается от уличной. Эффективность естественной вентиляции падает.
Выход простой: чтобы сохранить воздухообмен и не допустить замерзания конденсата в вытяжном канале, применяют обыкновенную лампу накаливания на 40 Вт. Патрон подвешивают под проемом канала и включают. Лампа генерирует тепло, которого достаточно для того, чтобы воздух двигался со скоростью от 0,2 до 0,4 м/с.
Важно утеплить канал и исключить поступление в него влаги. Следует отметить, что тепла лампа накаливания дает немного, и его вряд ли хватит на всю длину вентиляционного канала.
Заменять лампу накаливания светодиодным или люминесцентным аналогом не стоит. Тепловой энергии они генерируют значительно меньше. Лучше использовать маломощный инфракрасный прибор.
Принудительная вентиляционная система
Вентиляционная система с принудительным побуждением в смотровой яме устанавливается не так уж часто. При этом используются механизированные средства побуждения. Иногда предусматривают еще и обогрев воздуха посредством канального калорифера.
Подача воздушных масс осуществляется при помощи канального вентилятора. Моноблочные приточные установки в этом случае использовать нерационально. Да и вентилятор для притока применяется далеко не всегда, только если существует такая необходимость.
Чтобы реализовать схему принудительной вентиляции, потребуется электрическое питание. Дополнительно систему иногда укомплектовывают таймерами, чтобы она включалась и выключалась автоматически. В некоторых случаях управление вентиляцией подсоединяют к выключателю освещения.
По сравнению с естественной вентиляцией принудительная система имеет много преимуществ:
- Возможность повышения КПД, в результате чего увеличенный объем свежего уличного воздуха быстро вытесняет отработанные массы с примесью вредных веществ.
- Исключение зависимости подачи воздуха от внешних факторов из-за присутствия вентиляторов в системе. Воздушные массы можно подать в нужную зону, в определенном объеме, с нужной скоростью.
- Автомобиль всегда будет находиться в благоприятном температурном режиме.
Если нет веских причин, смотровой отсек нецелесообразно оборудовать механическим вентилированием. Такой вариант лучше подойдет для погреба.
Комбинированная система проветривания ямы
Система комбинированного типа является наиболее популярной. Она предусматривает как присутствие механики в вытяжке гаража или ямы, так и приток воздуха, осуществляемый по естественной схеме.
Довольно быстрое поступление свежего воздушного потока внутрь гаража возможно за счет наличия зоны разреженного давления. Ее создает вентилятор во время вытяжки грязного воздуха. При этом необходимо сохранить возможности естественной вентиляции на случай, если отключится электричество, и вентилятор не будет функционировать.
Для подстраховки прокладывают две параллельные линии либо отверстие в месте установки вентилятора делают несколько большего диаметра. Преимущества комбинированной системы заключаются в том, что она не зависит от наружной температуры. Этот метод нормализации воздухообмена является достаточно дешевым.
Как минус можно отметить, что воздуховоды быстро загрязняются, поэтому периодически их необходимо чистить. Кроме того воздушный поток не подогревается.
Выводы и полезное видео по теме
Видео-ролик о том, как обустроить вытяжку в гараже и в смотровой яме в частности:
Опыт создания вентиляции в гараже и подвале своими руками:
Чтобы получить ожидаемый эффект, вентиляция в смотровом отсеке гаража должна отвечать правилам установки и целесообразности с экономической точки зрения. Выбор системы следует осуществлять, исходя из специфики постройки, размеров. Только используя эти факторы, удастся не только создать оптимальные условия для обслуживания автомобиля, но и рационально потратить средства.
Хотите поделиться собственным опытом в устройстве воздухообмена в гаражной смотровой яме? Располагаете ценной информацией по теме статьи, которая будет полезна посетителям сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящейся ниже блок форме, задавайте вопросы и публикуйте фото по теме статьи.
Особенности вентиляции в погребе и смотровой яме в гараже: устройство и схема
Важность поддержания оптимального уровня влажности, температуры и загрязнённости воздуха в гараже понятна. Неблагоприятные условия крайне негативно влияют на состояние автомобиля, оборудования и других предметов, которые находятся в гаражном помещении. Поэтому так важно позаботиться об устройстве системы воздухообмена. Причём ключевое значение для благоприятных условий будет иметь наличие эффективной вентиляции в смотровой яме или подвале.
В смотровой яме необходимо оборудовать систему воздухообмена
Воздухообмен непосредственно в помещении гаража
Обязательным конструктивным элементом гаража является смотровая яма или подвал. Поэтому при строительстве и оборудовании объекта нужно продумать вентиляцию не только для надземной постройки, но и для пространства, которое будет углублено в землю.
И если вентиляцию самого гаража обустроить достаточно легко, то создать систему эффективной циркуляции воздуха для смотровой ямы или подвала будет сложнее. Для надземной постройки достаточно простой приточно-вытяжной системы воздухообмена естественного типа. Такая вентиляция монтируется с помощью вентиляционных труб, которые располагаются на разной высоте. Приточная линия размещается ниже, а вытяжная выше. За счёт разницы температур в помещении и на улице будет создаваться дисбаланс давления, который поспособствует движению воздушных масс. Дополнительными элементами для такой вентиляции будут решётки, дефлекторы и заглушки.
Решётки позволят защитить помещение от проникновения через канал грызунов, насекомых. Они служат простейшим фильтром от загрязнений. Дефлектор, установленный на трубу вытяжки, позволит усилить движение потоков воздуха. Заглушки нужны для перекрытия поступления или выхода воздуха.
Для улучшения параметров микроклимата гаражного помещения естественную вентиляцию можно дополнить принудительной. Для этого необходимо смонтировать вентиляторы, которые позволят искусственно нагнетать воздух (подавать или выводить) в случае возникновения такой необходимости.
Вентиляция смотровой ямы и подвала: общая информация
Для создания эффективной системы проветривания не только надземного помещения, но и смотровой ямы с подвалом потребуется использовать более сложную систему. Здесь можно применить два принципа:
- монтаж вентиляции для смотровой ямы и подвала, которая будет являться частью системы воздухообмена всего строения;
- для углублённых в землю помещений будет монтироваться отдельная система, не связанная с общей вентиляцией (является более эффективной).
Что произойдет, если не обустроить систему проветривания на «низких» участках гаражной постройки:
- Коррозия днища автомобиля из-за скапливающейся влаги в смотровой яме и образующегося конденсата.
- Порча продуктов питания и других предметов.
- Образование грибка и плесени.
- Ускорение износа конструктивных элементов постройки.
- Скапливание токсичных газов в смотровой яме.
Задачи, которые решает вентиляция смотровой ямы в гараже:
- Обеспечение поступления свежего воздуха.
- Регулирование температурного режима.
- Выведение излишков влаги, предотвращение образования конденсата, плесени.
- Удаление испарений топлива, выхлопных газов.
Факторы, которые учитываются при планировании и расчёте вентиляции:
- размерные характеристики постройки и помещений (площади, высота);
- назначение помещений — стоянка автомобиля, ремонтные работы, хранение продуктов питания, оборудования;
- временные характеристики — планируемая частота нахождения в гараже транспортного средства, людей, сложность и частота ремонтных работ.
Потоки воздуха в гараже
Устройство и схема вентиляции
Самый простой способ обустройства вентиляции гаража с ямой и подвалом — проделывание небольших отверстий в стене строения. Их обязательно нужно прикрыть решёткой для защиты от проникновения грызунов и других животных. Такая система практически не требует финансовых и временных затрат. При этом она малоэффективна, особенно это касается пространства, находящегося ниже уровня земли.
Стандартная приточно-вытяжная система для надземной постройки гаража не сможет обеспечить необходимых условий для ямы и погреба.
Самым эффективным способом является приточно-вытяжная вентиляция автономного типа, которая делается в дополнение к имеющемуся воздухообмену для надземной постройки.
Схема приточно-вытяжной вентиляции естественного типа для подвала или смотровой ямы гаража:
- Трубы притока и вытяжки должны располагаться в противоположных углах.
- Приточная труба должна заканчиваться на уровне 20—30 см от пола.
- Труба вытяжки размещается максимально близко к потолку (для смотровой ямы к крышке).
- Трубы рекомендуется устанавливать максимально горизонтально.
- Внешний конец трубы вытяжки должен возвышаться над верхней точкой кровли гаража на расстоянии не менее 50 см.
- Верхнее окончание трубы притока размещается на 5—15 см выше уровня земли. Зимой важно обеспечивать очистку приточного отверстия от снега. Увеличивать высоту не рекомендуется, так как это снижает мощность циркуляции.
- Для повышения эффективности циркуляции воздуха на трубы устанавливаются дефлекторы. В любом случае трубы нужно защитить от попадания осадков и грязи колпаком.
- Труба притока дополняется решёткой для защиты от насекомых, грызунов и других животных.
- На трубах в помещении можно предусмотреть заглушки, которые позволят ограничить или прекратить циркуляцию в случае необходимости.
- В местностях с холодной зимой трубы необходимо утеплить, чтобы предотвратить промерзание.
К сожалению, естественная система вентиляции имеет один минус — при выравнив
Схема вытяжки воздуха из гаража
Расчёт параметров системы воздухообмена
Согласно документам, регламентирующим систему вентиляции гаража (СНиП 41—01—2003) в такое строение стандартной площади —для одного автомобиля, со смотровой ямой или подвалом — должно поступать не меньше 180—200 кубических литров воздуха каждые 60 минут.
Для обустройства эффективной и полезной системы вентиляции необходимо выполнить точные расчёты нескольких ключевых параметров:
- Диаметр вентиляционных каналов (труб).
- Длина прокладки каналов.
- Способ прокладки каналов — наружный или внутренний.
- Необходимость утепления каналов и конструктивных элементов.
- Необходимая мощность вентиляторов (если система принудительная).
При простом определении диаметра труб используется следующее соотношение — на каждый квадратный метр площади помещения нужно 15 мм диаметра.
Монтаж вентиляции смотровой ямы
Перед началом обустройства системы воздухообмена выполняются подготовительные мероприятия:
- разработка проекта и схемы с точной разметкой, размерными характеристиками;
- расчёт количества необходимых материалов, закупка наименований в нужном количестве;
- подготовка инструмента и помещений для проведения работ (освобождение от посторонних предметов рабочего пространства).
Материалы, необходимые для обустройства конструкции проветривания «углублённых» помещений гаража:
- Пластиковые трубы диаметром от 50 до 160 мм. Длина определяется исходя из высоты помещения и расстояния до точки выхода наружу.
- Фитинги — муфты, обводы, угольники, заглушка.
- Крепёжные материалы (хомуты, саморезы, дюбель-гвозди и др.).
- Решётка.
- Дефлектор.
- Заглушки или другие устройства для перекрытия труб.
Последовательность действий при монтаже вентиляции в яме или подвале:
- В полу, стенах и потолке (в зависимости от запланированных мест на схеме) отмечаются места, где нужно сделать отверстия. С помощью перфоратора проделываются отверстия в этих точках. Важно аккуратно рассчитать размеры, чтобы отверстия позволяли протянуть через них трубы выбранного диаметра. В то же время отверстия не должны быть слишком большими, т. к. это затруднит их последующее аккуратное заделывание и увеличит расход материалов.
- Последовательно прокладываются трубы приточной и вытяжной линий с их закреплением с помощью крепёжных материалов. Здесь важно соблюсти размерные параметры расположения труб, которые позволят создать нужную тягу.
- После прокладки труб монтируются дополнительные элементы (решётки, дефлекторы).
- Проверяется работоспособность системы.
- Герметизируются стыки между трубами и стенами (потолком, полом). При необходимости открытые участки труб утепляются.
Если планируется монтаж вентилятора, стоит понимать, что принудительная система должна сохранять возможности естественной вентиляции.
Вентилятор — прибор, который может сломаться или отключиться при отсутствии электричества. В отключённом состоянии через него может проходить ограниченное количество воздуха.
В таком случае потребуется использовать естественное поступление. В связи с этим нужно прокладывать две линии проветривания параллельно или предусмотреть в месте установки вентилятора возможность прохождения воздуха (отверстие делается большего диаметра или разветвляется с помощью фитингов). Эта проблема не является критической, т. к. вентилятор можно просто демонтировать.
Вентиляция смотровой ямы
Многие автолюбители предпочитают сделать в своем гараже смотровую яму. Это позволяет с комфортом проводить регулярный осмотр, диагностику, а при необходимости и ремонт машины. Однако важно позаботиться о надежности, безопасности такого помещения. Нужна качественная вентиляция смотровой ямы в гараже. Сегодня мы рассмотрим ее предназначение, выясним, какие есть типы вентиляционных систем, чем они друг от друга отличаются. В конечном итоге нужно выбрать наиболее подходящий вариант.
Зачем нужна вентиляция в смотровой яме
В гаражном помещении вентиляция необходима. Только она может обеспечить своевременное устранение излишков влаги. Даже при идеально выполненной гидроизоляции в гараже может стать сыро. И в первую очередь так происходит, когда на улице идет дождь или снег. Ведь автомобиль заезжает в гаражное помещение мокрый. И такая проблема сразу же решается при хорошей вентиляции: излишняя влага просто испаряется и выносится потоком воздуха через вытяжную трубу.
Если это не гарантировать, чрезмерная влажность способна создать два важнейших фактора риска: для гаражного помещения и непосредственно для машины. Конструкция строения начинает разрушаться из-за развития плесени, грибка. Автомобилю же страшна коррозия металла, которая также возникает вследствие сырости.
Казалось бы, сухо должно быть только в гараже, ведь машина стоит не в смотровой яме, а над ней. Но на самом деле из ямы влажный воздух будет расходиться по всему помещению в соответствии с принципом сообщающихся сосудов. Кроме того, сама яма тоже должна быть в хорошем состоянии. Оттуда необходимо устранять испарения химикатов, запахи. Воздух там должен быть свежим, ведь в яме долгое время находится автолюбитель, когда работает с машиной.
Особенности системы вентилирования в гараже
Обычно автолюбители выбирают естественную вентиляцию.
При такой системе разница температур снаружи и внутри гаражного помещения обеспечивает циркуляцию воздуха. Зачастую вентиляцию проводят своими силами. Но летом она не будет хорошо работать, поскольку в теплое время года разницы температур практически не наблюдается, а иногда внутри даже прохладнее, чем снаружи. Более эффективна комбинированная система, при которой оптимизируется удаление воздуха благодаря использованию механического вентилятора.
Принудительная вентиляция обладает максимальной результативностью. Здесь уже нужна двухканальная система, поскольку механическими устройствами обеспечивается приток и отток воздуха. Зато гарантирован постоянный приток свежего воздуха с улицы, а также своевременный отток воздуха из смотровой ямы вместе с излишками влаги, испарениями химикатов и выхлопными газами.
Порядок действий: что важно учесть
Остановимся на основных принципах работы при обустройстве вентиляции смотровой ямы в гараже.
Крайне важно грамотно составить схему устройства всей системы вентилирования. Точно указываются отверстия: в фундаменте, стене, цоколе, куда затем будут помещены воздуховоды. В проекте необходимо учесть следующие факты.
- Площадь помещения.
- Высота гаража.
- Количество автомобилей.
Конечно, профессиональные мастера точно выполнят работу грамотно. Но и обычные гаражники тоже нередко делают вполне эффективную, надежную вентиляцию смотровой ямы. Важно при этом учесть и размещение труб, подземное или надземное, постараться составить оптимальный маршрут для воздушных потоков.
Можете также посмотреть схему обустройства приточно-вытяжной системы вентилирования.
Оптимальный диаметр вентиляционных труб
Оказывается, многое зависит и от диаметра труб, вентиляционных отверстий. Лучше брать не произвольные значения, а точно все рассчитывать. Когда обеспечивается естественная вентиляция в яме гаража, расчет можно провести следующим образом: на каждый метр площади гаража должно приходиться 15 мм диаметра трубы.
Когда делается одноканальное механическое вентилирование, общая площадь вентиляционных отверстий должна быть равна 0,3% от площади гаражного помещения.
Создаем воздухообмен в гараже
Мы уже выяснили, что плохая вентиляция – это реальная угроза для автомобиля, самого гаража, а также для здоровья автолюбителя. Поэтому крайне важно сделать систему результативной. Рассмотрим важные моменты.
- Тяга в вытяжке должна быть хорошей. Поэтому вытяжное отверстие размещают в наиболее высокой точке гаража.
- Труба должна иметь максимальную высоту. Надо оставлять минимум три метра расстояния до точки входа холодного потока воздуха через приточную трубу.
- Нужно обязательно защитить выходную трубу от попадания влаги. Делается специальный грибок, чтобы дождь не попал внутрь.
- Принимайте во внимание, какое направление ветра обычно бывает. Вытяжку направляют в сторону ветра.
Элементарная приточная система может состоять из обычного отверстия с решеткой в нижней части гаражных ворот.
Делаем вентиляцию в яме
Остановимся на алгоритме работы для проведения вентиляции непосредственно в смотровую яму.
- Ремонтную яму нужно приоткрыть по краям, ближе к приточной трубе. Оставьте зазор примерно в 10-15 см шириной.
- Между досками, которые закрывают яму, тоже стоит оставлять зазоры по 10 см.
- Обязательно сделайте щель и напротив вытяжки.
- Придерживайтесь следующего принципа: отверстия для притока воздуха должны быть в два раза больше, чем для вытяжки.
Обратите внимание! Машину не нужно ставить над той зоной, где у вас имеется зазор для оттока воздуха из смотровой ямы. Именно на этом участке среда наиболее агрессивная, влажная. От этого потока автомобиль надо беречь, иначе днище начнет подгнивать.
Обеспечиваем комфорт в погребе
Остановимся и на вентиляции погреба. Если он располагается в гаражном помещении, отдельно от смотровой ямы, там тоже должна быть своя вытяжка.
Приточную трубу опускают в погреб до уровня пола. Вытяжной воздуховод следует провести с потолка. Желательно сделать вытяжку с южной стороны, а приточную трубу – с северной. Если вы собираетесь держать в погребе урожай, соблюдайте расстояние в 70 см от вентиляционной трубы до зоны хранения.
Для эффективности вентиляции соблюдайте соотношение диаметров: вытяжка должна быть в два раза меньше приточного канала. Также надо помнить о разнице в три метра между высотами точек для выхода и притока воздуха. В таком случае даже естественное вентилирование будет обеспечено на хорошем уровне.
Видео: устройство эффективной вентиляции
Стоит посмотреть и хорошую инструкцию в формате видео. Здесь речь идет об устройстве вентиляционной системы для гаражного погреба. Принцип организации вентиляции в смотровой яме будет аналогичным.
Очень важно подобрать оптимальный вариант, чтобы постоянно поддерживался хороший воздухообмен. Многие гаражники отмечают, что лучше всего сделать комбинированную вентиляционную систему: она надежнее, эффективнее и привлекает универсальностью. При ней достойный результат гарантирован в любое время года.
Для чего нужна вентиляция в яме гаража
Гаражное помещение, как и любое другое, требует тщательного ухода, обустройства, соблюдения микроклиматического баланса. Одна из главных составляющих в данном аспекте – качественное проветривание, способствующее нормализации параметров воздушной среды. Кроме непосредственно места содержания автомобиля, необходима вентиляция в яме гаража, которая включена в общий воздухообмен гаражного пространства.
Назначение ямы в гараже
Гаражное строение среднестатистического городского жителя часто оборудуется так называемой овощной ямой. Главное и единственное ее назначение – хранение сезонного урожая овощей, консервированных и других продуктов питания. Погреб внутри оборудуется стеллажами, полками, коробами для удобного хранения собранных овощных культур.
Внутри погребного помещения необходимо поддерживать определенную температуру, влажностный показатель, которые не должны выходить за пределы нормы. Это негативно скажется на сроке хранения овощей: при избытке влаги они сгниют раньше срока, при сильном холодном притоке – высохнут.
Вентиляция позволяет овощной яме выполнять ее основную функцию – хранение овощей от осени до весны.
Кроме того под гаражом часто размещается смотровая яма. Предназначена для ремонтных, технических работ, которые необходимо производить непосредственно под машиной.
Не смотря на малые размеры, смотровой отсек также нуждается в постоянном проветривании, просушивании, потому что внутрь часто могут попадать влага с автомобиля, скапливаться конденсат. Со временем это приведет к разрушению стен ямы, она станет непригодной.
Вентиляционные системы гаражного строения, овощной и смотровой ям могут быть как автономными, так и взаимодействовать в определенной степени.
Преимущества вентиляции
Правильно организованная вентиляционная система погреба и смотрового отсека влечет за собой положительные последствия:
- нормализуется температурный фон. Для овощного хранилища это означает долгую сохранность продуктов питания, постоянный воздухообмен при сохранении необходимых показателей температуры, которая не опускается ниже ноля даже в сильные морозы;
- в норме держится количество влаги в воздухе. Это отражается на всех отделениях гаража, а также на качестве содержания автомобиля. При взаимодействии с влагой, металлические поверхности гаража, инструментов, кузова автомобиля корродируют, приходят в негодность. Кроме того, овощи пропадают задолго до весны, постепенно разрушается конструкция смотровой ямы;
- сухой воздух предотвращает появление плесени, грибка, которые опасны не только для овощных культур, но даже для бетонных, кирпичных элементов строения, смотрового отделения;
- токсичные испарения технических жидкостей, лако-красочных материалов, жидкого топлива, машинного масла и т.д. благодаря налаженному воздухообмену не скапливаются внутри помещения, не попадают внутрь погреба, смотровой ямы. Ведь, достигая определенной концентрации, они способны нанести вред здоровью человека, легко воспламеняемы.
Виды вентилирования
Вентиляция в яме организовывается по тем же законам аэродинамики, что и во всех других случаях. В соответствии с этим она может быть естественной и механической (принудительной).
Наиболее часто используется естественный способ воздухообмена, так как он наиболее приемлем по соотношению цена-качество. Циркуляция происходит благодаря разнице в давлении холодного и теплого воздушных потоков, когда свежий приток вытесняет теплый отработанный воздух. Чем больше разница в давлении, тем сильнее тяга и соответственно циркуляция происходит интенсивнее.
В летнее время вентиляция погреба ухудшается из-за незначительной разницы температур внешнего и внутреннего воздуха. в данном случае следует предусмотреть систему с принудительным побуждением движения воздушных масс.
Для смотровой ямы в гараже устанавливается естественное вентилирование и этого достаточно для просушки небольшого отсека.
Принудительная вентсистема устанавливается реже. Предполагает использование механических средств побуждения. Размещаются небольшие вентиляторы (часто осевые) внутри вентиляционного проема перед вытяжной или приточной трубой. Для этого требуется подведение электрического питания. Могут оснащаться таймерами для самостоятельного включения, выключения.
Принудительной вентсистемой может оборудоваться овощное хранилище, если в этом есть необходимость. Смотровую яму нецелесообразно оснащать механическим вентилированием, если для этого нет причин.
Популярным способом проветривания является комбинированная система, при которой механикой оснащается вытяжка гаража или погреба, а приток при этом функционирует естественно. Вентилятор, вытягивая отработанный воздух, создает зону разреженного давления и свежий поток проникает внутрь помещения гораздо быстрее.
Правильная вентиляция в гараже
Обеспечивается двумя способами: естественным и комбинированным. Рассмотрим кратко, каким образом они организовываются непосредственно для гаражного помещения.
Естественное проветривание происходит по приточным и вытяжным каналам. Притоки могут размещаться:
- внутри гаражных ворот внизу;
- внизу стены по обе стороны от ворот;
- через специально вмонтированный приточный канал внизу постройки.
Вытяжной поток удаляется при помощи:
- вентиляционной трубы, размещенной под потолком;
- вентиляционных проемов, расположенных вверху противоположной от входа стены.
Принудительное вентилирование чаще бывает вытяжным. Вентилятор устанавливается в вытяжном отверстии. Эффективный способ, который используется при недостаточной эффективности естественной циркуляции воздушных масс. Приточный вентилятор для гаража устанавливается реже, при существующей на то необходимости.
Вентиляция в овощной яме гаража
Проветривание овощного хранилища необходимо круглогодично. Внутри погреба при недостаточном воздухообмене собирается конденсат. Это отрицательно сказывается как на урожае, так и на воздушной среде всего гаражного помещения. Избыточная влага непременно будет попадать к месту стоянки автомобиля, провоцируя окислительные реакции металла.
Естественная вентиляция в овощной яме в гараже функционирует при помощи вытяжной и приточной труб. Они устанавливаются в противоположных по диагонали углах. Приток низко возле пола, вытяжка – у самого потолка для эффективного захвата теплого застоявшегося воздуха.
Как правило, двух вентиляционных каналов достаточно, чтобы наладилась постоянная циркуляция воздушных потоков. Лучше всего вентиляцию обустраивать еще на стадии закладывания фундамента постройки. Но даже для готового строения есть варианты обустройства вентсистемы овощной ямы.
В летнее время тяга ухудшается или пропадает совсем. В таком случае целесообразно установить вытяжной вентилятор. Механическая вентиляция в овощной яме в гараже будет исправно удалять влажный отработанный воздух независимо от времени года, направления ветра и т.д.
Вентилирование овощного хранилища рекомендуется делать автономным от вентсистемы гаражного строения. Вытягивающая труба из погреба проходит внутри помещения через крышу или снаружи вдоль стены. Приток также монтируется зачастую отдельно.
Вентиляция в смотровой яме гаража
Вентиляция в яме делается довольно просто. Схема проветривания и просушивания заключается в том, чтобы оставлять приточное и вытяжное отверстия по краям деревянного настила.
Смотровая яма накрывается деревянными досками. Чтобы просушить ее, необходимо открыть тот край, который находится у гаражных приточных отверстий. На противоположном конце, возле вытяжного канала также сделать просвет, только вдвое меньший, чем приточный. Таким образом усилится тяга и циркуляция воздушного потока будет проходить эффективнее.
Следует помнить, что оставлять автомобиль непосредственно над вытяжным проемом смотровой ямы нельзя, так как влажный удаляемый воздух вызовет ржавчину на кузове автомобиля.
Также вентилирование смотрового отсека может происходить совместно с овощным. В таком случае они объединяются общим горизонтальным каналом, по которому приточный воздухопоток попадает внутрь погреба через смотровую яму.
Оборудование
Для вентиляционных каналов гаражных ям рекомендуется использовать асбестоцементные или пластиковые водопроводные трубы. Каналы из оцинкованной стали будут дороже по стоимости и со временем все равно покроются ржавчиной.
Пластиковые воздуховоды практичны, устойчивы к воздействию большого количества влаги, легко монтируются и при необходимости заменяются. К тому же комплектуются различными переходниками, тройниками, коленами и другими необходимыми элементами, всегда доступными в продаже.
Вентиляционные выходы закрываются решетками, мелкими жалюзи, чтобы внутрь каналов не могли попасть птицы (для обогрева зимой), мелкие грызуны.
Механическое вентилирование производится с помощью вентиляторов. Для гаража, погреба приобретаются недорогие осевые механизмы, которые устанавливаются внутри вытяжного, приточного проемов. При этом обеспечивают необходимый воздухообмен для гаражного строения.
Могут использоваться канальные вентиляторы, которые монтируются внутри вытяжных труб. Целесообразно применять для габаритных гаражных строений в два этажа, так как они обладают большей производительной мощностью, чем осевые механизмы.
На оголовках вытяжных, приточных труб монтируются зонты для предотвращения попадания внутрь атмосферных осадков. Для усиления тяги можно установить на притоках диффузоры. Турбодефлекторы монтируются на вытяжных трубах, также, как и диффузоры, усиливают тягу за счет силы ветра, который создает внутри разреженное давление. Небольшая лампочка накаливания, размещенная в вытяжном вентиляционном канале, также повысит вытягивающую силу за счет прогревания воздуха внутри.
Рекомендации
Критерии установки элементов вентиляционной системы одинаковы для всех отделений гаража. Кратко перечислим основные из них:
- вытягивающая труба устанавливается под потолком в противоположном по диагонали углу от притока;
- вход притока размещается на 15-20 см выше пола, обязательно закрывается металлической мелкоячеистой решеткой для защиты от грызунов;
- диаметр вентиляционных труб рассчитывается заранее, исходя из объема помещения, условий, месторасположения и т.д.;
- вытягивающая труба – равна или меньше по диаметру, но не больше приточной;
- для усиления тяги можно использовать механические средства, диффузоры, турбодефлекторы и т.д.;
- выход вытяжки размещается на расстоянии не менее 3 м от приточного входа (для эффективной тяги);
- приточный вход размещается над землей на уровне 50 см;
- зимой необходимо утеплить вытяжку, чтобы внутри не скапливался иней, наледь;
- зимой следует следить, чтобы вентиляционные трубы всегда оставались свободными от снега, инея;
- отдельное расположение вентиляционных систем гаражного строения и подвальных помещений.
Вентиляция в погребе, подвале и смотровой яме гаража: устройство и схема правильной вытяжки
Грамотная организация вентиляции в гараже в подвале, смотровой яме является таким же важным вопросом, как и обеспечение пожарной безопасности, подключения коммуникаций и, наконец, сам процесс проектирования и возведения постройки.
Раскроем этот вопрос поподробнее и выясним, почему это так и как же правильно организовать циркуляцию воздуха. Также в статье Вы найдете схемы вентиляции подвала в гараже и узнаете о вытяжке в гараже и погребе.
Погреб в гараже — вентиляция
На первый взгляд может показаться, что наличие вентиляции в гараже в погребе – явное излишество. В самом деле, это нежилое помещение, предназначенное для ремонта автомобиля, хранения вещей или урожая с дачи. Однако все сложнее, чем кажется.
Во-первых, стоит вспомнить про «вещи или урожай» — для их длительного хранения нужно соблюдать определенную температуру и влажность воздуха. А погреб без вентиляции быстро станет сырым и душным, а от повышенного уровня влажности на его стенах может появиться грибок.
Эти факторы могут привести к порче вещей, гниению и заплесневелости продуктов. Хуже всего то, что скапливающаяся в смотровой яме влага может способствовать коррозии днища автомобиля и прочих металлических частей и поверхностей.
Кроме того, в подвале могут скапливаться токсичные испарения и пары бензина и машинного масла, что точно сделает хранимые в нем овощи непригодными для употребления в пищу. А длительное нахождение в таком погребе потом может «аукнуться» симптомами, похожими на отравление. И, в конце концов, пары бензина и масел могут привести к пожару.
Потому вентиляция в подвале гаража является вопросом сохранности автомобиля и вашей безопасности. Согласно СНиП 41-01-2003, в гараж стандартных размеров должно поступать не меньше 180-200 литров воздуха в час. В Европе эти требования строже и там это число больше практически в два раза.
Правильная вентиляция в гараже с подвалом — схема:
Естественная
Теперь поговорим о том, как можно организовать вентиляцию в гараже и подвале (смотровой яме). Существует два основных вида вентиляции:
- естественная, когда циркуляция обеспечивается за счет разницы температур воздуха снаружи и внутри помещения;
- принудительная, использующая вентиляторы.
Преимуществом естественной системы вентиляции является простота установки и отсутствие затрат на электроэнергию. Ее можно использовать в небольших по площади помещениях, таких как наш гараж и его погреб (или смотровая яма).
Прежде всего в Интернете Вы можете найти схему вентиляции в подвале гаража. Также самую примитивную естественную вытяжку в гараже с погребом можно организовать, выдолбив стене вентканал в один кирпич. Не очень эффективно, но чрезвычайно быстро и дешево. При этом не забудьте установить на входе вытяжки погреба в гараже частую металлическую сетку, чтобы через него внутрь гаража не проникли грызуны или птицы.
Более продвинутым вариантом естественной вентиляции является установка приточного и вытяжного воздуховодов. Как понятно из названия, через первый воздуховод в погреб проникает воздух с улицы, а через второй осуществляется отток отработанного воздуха, а вместе с ним влаги и паров бензина.
Для такой системы вентиляции необходимо использовать две трубы сечением от 5 до 15 сантиметров, в качестве материала нужно выбирать нержавеющую сталь или пластик.
Располагать воздуховоды следует на противоположных сторонах помещения, при этом приточная труба должна стоять на 15-30 см выше уровня пола, а вытяжная должна быть находиться ближе к потолку – так будет организовано перемещение воздуха снизу вверх и по горизонтали.
Вход приточного воздуховода снаружи должен быть немного выше уровня земли, а выход вытяжки – подниматься на полуметр от самой высокой точки крыши гаража. Не забудьте оборудовать воздуховоды защитными решетками и колпаками.
В принципе, такой вытяжки из подвала (в гараже) может быть достаточно. Но, к сожалению, она работает не всегда – если на улице и в помещении температура одинаковая, то циркуляции воздушных масс практически не происходит (особенно часто это проявляется летом). Для решения этой проблемы придется озаботиться установкой принудительной системы вентиляции.
Вентиляция смотровой ямы в гараже — схема:
Заставляем воздух циркулировать
Для создания вытяжки в подвале гаража нам вновь необходимы приточный и вытяжной воздуховоды, устанавливать их нужно также, как и для естественной вентиляции. Отличие от нее состоит в установке на вытяжке вентилятора, создающего постоянный воздушный поток, не зависящий от температуры «за бортом». Управлять его мощностью и температурой в подвале можно с помощью регулируемых заслонок.
В принудительной системе кондиционирования существуют альтернативы вентилятору:
- Диффузор-флюгер — создает воздушный поток за счет силы ветра. Устанавливать его следует в приточном канале.
- Турбодефлектор, смонтированный на верхушке вытяжной трубы. При наличии ветра он создает пониженное давление в вентиляционном канале, усиливая в нем тягу. Турбодефлектор можно комбинировать с вентилятором, увеличивая мощность системы кондиционирования.
- Установка в вытяжном канале небольшой лампочки накаливания. Лампочка нагревает воздух в трубе, он стремится вверх и в итоге мы получаем необходимый нам поток.
Вентиляция погреба в гараже — схема:
Умеете устанавливать датчики и работать с автоматикой? Тогда вам стоит попробовать создать «умную» систему, регулирующую мощность воздушного потока в зависимости от температуры в подвале или уровня загазованности смотровой ямы.
Затратив немного времени, сил и денег на установку вытяжки в гараже в подвале, вы обеспечите хранимым там вещам и продуктам сохранность в течение долгого времени, хороший микроклимат в гараже и обезопасите свой автомобиль от коррозии.
Полезное видео
Подвал в гараже — вентиляция:
А также смотрите видеоролик о том как сделать в смотровой яме в гараже вентиляцию:
Источники:
https://sovet-ingenera.com/vent/montazh/ventilyatsiya-smotrovoy-yamy-v-garazhe.html
https://vozduhstroy.ru/ventilyaciya/smotrovoj-yamy-v-garazhe-skhema.html
https://garazhov.ru/ventilation/ventilyatsiya-smotrovoj-yamy.html
https://foundmaster.ru/ventilation/dlya-chego-nuzhna-ventilyatsiya-v-yame-garazha.html
https://ru-house.net/postrojki/garazh/obustrojstvo/ventilyatsiya-g/v-podzemnoy-chasti.html