Как проверить замкнутый аккумулятор или нет
Проверка аккумулятора на КЗ: основные признаки короткого замыкания между пластинами
“Как определить короткое замыкание между пластинами в автомобильном аккумуляторе? Какие признаки короткого замыкания? Какие последствия при эксплуатации батареи с КЗ? Возможен ли ремонт замкнутой банки?”
Короткие замыкания между отрицательной и положительной пластинами могут возникнуть в результате повреждения сепаратора, который создан именно для предотвращения контакта между разнополюсными электродами. Также нежелательный контакт возникает при накоплении осадка на дне или над верхушками сепараторов наростов (дендритов) свинца, которые могут вызывать соединение отрицательных пластин с положительными. Также “коротким замыканием” обычно называют и поломку пластины-электрода или отлом пластин от перемычки-держателя.
Признаки короткого замыкания внутри батарей:
а) уменьшение плотности электролита, несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд;
б) быстрая потеря емкости после полного заряда, высокий саморазряд;
в) низкое напряжение в разомкнутой цепи 10,4-10,8 Вольт при КЗ или 11,4-11,8 Вольт в случае обрыва.
Тесты после проведения которых диагностируется короткое замыкание АКБ:
1) резкое падение напряжения ниже 9-10 Вольт иногда вплоть до 0 Вольт при испытании нагрузочной вилкой. Важен именно тот факт, что АКБ “не держит” напряжение, т.е. напряжение “падает”;
2) кипение электролита в замкнутой банке во время испытания нагрузочной вилкой. Если батарея без пробок и нельзя увидеть кипение, то его можно услышать (бульканье) приложив ухо к корпусу;
3) кипение электролита в замкнутой банке, либо “кипение” во всех банках кроме замкнутой, во время подачи зарядного напряжения 14,4 В
Если аккумулятор сильно разряжен из-за утечки тока через мостик КЗ, то перед тестами его необходимо предварительно зарядить. Иногда мостик КЗ (обычно в начальной стадии его формирования) имеет достаточно высокое сопротивление и поэтому не происходит быстрого разряда АКБ Тогда вышеперечисленные тесты не “покажут” наличия короткого замыкания. В этом случае признаком КЗ будет то, что батарея в течении 1-3 суток будет терять свою емкость после полного заряда. Зарядили – оставили на сутки – измерили напряжение, если напряжение ниже 11,8 Вольт значит КЗ или сломанная пластина!
В случае подтверждения короткого замыкания между пластинами или отрыва пластины в банке аккумулятора, его требуется заменить. И хотя интернет пестрит “волшебными” советами, что нужно, к примеру, уронить акб на пол с небольшой высоты (с надеждой что перемычка отпадет) или подать мощный ток кратковременно от источника в 50-200 Вольт, практика показала, что замкнутая банка ремонту и восстановлению все-таки не подлежит, так как ПОРВАН СЕПАРАТОР, а мостик КЗ даже если и удасться разрушить, то наростет новый, ведь дырка в сепараторе никуда не делась.
Проверить аккумулятор на короткое замыкание можно самому, имея под рукой нагрузочную вилку, а можно воспользоваться услугами сервисно-диагностического центра , которые предоставляют технические специалисты Oil-Ok.
Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений
Может ли сгореть зарядное устройство для аккумулятора, если он замкнутый?
Не повлияет 🙂 Скорее всего тестером случайно попытались измерить пусковой ток АКБ, который обычно выше 500 Ампер – это в 50 раз выше, чем можно измерить тестером.
Здравствуйте, у нас при проверке аккумулятора автоэлектрик не правильно выставил параметры на тесторе и тестор замкнул и провода нагрелись, повлияет ли это на состояние аккумулятора в дольнейшем. Хотя машина завелась и мы своим ходом уехали домой.
КЗ в одной из банок аккумулятора – это не КЗ в нагрузке генератора. Маловероятно, что “сгорит” реле-регулятор.
Вопрос . реле регулятор напряжения на генераторе может сгореть из-за кз в аккумуляторе?
Замкнуло банку аккумулятора
Современные аккумуляторы могут прослужить до 10 лет прежде, чем потребуется их замена. К сожалению, даже такие элементы не могут быть полностью защищены от преждевременного выхода из строя, особенно в результате сульфатации пластин или замыкания банок. Последняя проблема особенно актуальна, если АКБ эксплуатировалась в сложных условиях.
Из-за чего может замкнуть банку аккумулятора
Если эксплуатируемый аккумулятор уже прослужил рекомендованный заводом-изготовителем период, то замыкание банки – это просто одна из причин «смерти» батареи. В новой батарее подобная неполадка случиться чаще всего из-за брака. При наличии чека на товар и действующего гарантийного периода можно обратиться в магазин, где был приобретён аккумулятор.
Замкнуть банку можно и в результате неправильной эксплуатации АКБ. Например, если он не было надёжно закреплено на штатном месте, но при этом автомобиль эксплуатировался на высокой скорости по бездорожью, то от постоянных ударов и тряски активная масса пластин может осыпаться, и произойдёт короткое замыкание.
Если аккумулятор уронили при переноске, то в этом случае могут повредиться внутренние элементы, из-за чего также закоротит одну или несколько секций. Боковые удары не менее опасны, поэтому следует проявлять максимальную осторожность, ведь кроме выхода из строя при разгерметизации корпуса может вытечь кислота.
Чаще всего замыкание банок происходит из того, что не успевают вовремя заливать электролит. Ведь если он упадет слишком низко, то пластины оголятся и осыпятся. Случайно соединённых положительных контактов с массой, также могут проявляться в виде разрушения и осыпания пластин, что рано или поздно приведёт к короткому замыканию.
В зимнее время такая проблема может образоваться при хранении разряженного аккумулятора в неотапливаемом помещении или на улице. Замёрзший электролит с большим усилием сожмёт решётки, которые, не выдержав нагрузки, полностью разрушатся. Осыпавшийся или смещённый металл вызовет короткое замыкание.
Признаки замкнувшего аккумулятора
Если полностью заряженный аккумулятор перестал запускать двигатель, при этом провода качественно подсоединены к клеммам и никаиких проблем с электрикой нет, то почти всегда такое «поведение» связано с замыканием банки.
Чрезмерный нагрев аккумулятора тоже может указывать на повреждение этого типа, ведь при выходе из строя одного отсека, повышенной нагрузке подвергнутся целые элементы.
Такие симптомы, как пониженная мощность пускового тока и высокая температура АКБ часто не оставляют сомнений в том, что одна из банок является неработоспособной, но для подтверждения «диагноза» желательно провести ряд опытов, в том числе с использованием измерительных приборов.
Как проверить наличие замыкания
Проще всего проверить на замыкание обслуживаемый или малообслуживаемый аккумулятор. Для этого достаточно открутить все крышки и поставить батарею на зарядку. В какой-то момент исправные банки начнут кипеть, в то время, как в замкнутой вообще ничего не будет происходить. Кстати, под нагрузкой наоборот будет закипать именно замкнутая банка.
Если после этого замерить плотность электролита в каждой банке, то окажется, что в исправных будет нормальное значение (
1,27), а в мертвой поплавок всплывет на самое минимальное значение (чуть больше единицы). Ко всему прочему при запуске двигателя будет появилась просадка напряжения до 9 вольт.
Обратите внимание! Косвенным доказательством будет являться белый налет, который можно будет наблюдать в банках через отверстия, это сульфатация.
В необслуживаемых аккумуляторах открытого доступа к банкам нет, поэтому определить замыкание будет немного сложнее. Проще всего определить по просадке напряжения до 9 вольт при старте двигателя. Этого будет недостаточно для запуска и мотор просто не заведется. При зарядке напряжение АКБ не будет подниматься выше 10,7 Вольт.
Стоит ли попытаться отремонтировать АКБ
Если аккумулятор на гарантии, то его следует сдать в тот магазин, в котором приобретался,так как это возможно заводский брак. Они должны будут провести экспертизу и если будет установлено, что батарея вышла из строя не по вине автовладельца, то ее заменят на новую.
В старых аккумуляторах – это «возрастное заболевание». В этом случае самым правильным решением будет сдача АКБ в утиль и приобретение нового. В случае, когда неисправность вызвана осыпавшимся активным веществом аккумулятор можно восстановить.
Если корпус изготовлен из светлого пластика, то легко заметить в нижней части замкнутой банки скопление тёмной массы, которую и следует удалить. Оправданы усилия по восстановлению аккумулятора методом промывки банки от мусора только в том случае, если остальные элементы батареи находятся в полностью исправном состоянии.
Важно! Если замкнуло банку, то лучше не заниматься восстановлением АКБ и приобрести новый, так как вернуть былую емкость, пусковой ток и напряжение все равно не получится.
Как восстановить замкнувший аккумулятор
Прежде чем приступать к самостоятельному ремонту батареи необходимо принять необходимые меры предосторожности. Желательно все работы выполнять в хорошо проветриваемом помещении, а для защиты от серной кислоты использовать прорезиненный фартук, перчатки и очки.
Отремонтировать изделие можно в такой последовательности:
- Снять батарею с машины.
- Понять какая именно секция не подаёт признаков жизни.
- Разметить маркером границы банки на крышке аккумулятора.
- Если батарея обслуживаемая, то с помощью резиновой груши или ареометра удалить максимальное количество электролита из банки.
- Ножовочным полотном осуществить спил ранее размеченный участок крышки, после чело откроется доступ к пластинам. Если разбирается необслуживаемое изделие, то на этом этапе следует также удалить жидкость из вскрытого отсека.
- Для удаления повреждённого аккумулятора необходимо отпилить перемычки соединяющие его с другими банками. Для этой цели потребуется слегка распилить пластик закрывающий эти элементы, после чего произвести аккуратное разделение свинцовых элементов с помощью ножовочного полотна.
- Аккуратно, используя небольшие проволочные крючья, блок пластин и сепараторов поддевается и вынимается из корпуса АКБ.
- Затем потребуется подготовить пластиковую ёмкость с дистиллированной водой, в которую несколько раз окунают извлечённую деталь.
- Банку также следует тщательно вымыть дистиллированной водой.
- Если пластины не сильно разрушены, то их можно установить обратно, в противном случае необходимо подобрать аналогичный элемент от другого аккумулятора такой же ёмкости.
- При установке «родной» или позаимствованной банки следует соблюдать полярность. Только в этом случае можно надеяться на нормальную работу батареи после ремонта.
- Мощным паяльником свинцовые детали спаиваются. Также этот инструмент можно использовать для установки выпиленного ранее кусочка пластиковой крышки. Если батарея необслуживаемая, то прежде чем надёжно закрыть доступ к банке в неё заливается достаточное количество электролита. В обслуживаемых батареях эту процедуру можно выполнить уже после полного завершения паяльных работ.
Отремонтированную батарею следует зарядить. Затем работу изделия проверяют под нагрузкой. Если полностью заряженная АКБ будет справляться с запуском двигателя, то, при качественно выполненной пайке металла, такой аккумулятор может проработать ещё несколько лет без каких-либо нареканий.
Обратите внимание! Если удалось восстановить аккумулятор то его не рекомендуется ставить на автомобиль, лучше использоваь где-нибудь в хозяйстве, как резервный источник питания.
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Замкнула банка аккумулятора — что делать?
Автомобильный аккумулятор – склад электрической энергии, возобновляемый запас которой происходит за счет электрохимической реакции в нескольких ячейках. Каждая банка обеспечивает поступление равных объемов энергии. Соединены элементы последовательно, напряжение в аккумуляторе равно сумме полученных разностей потенциалов всех банок. Случись, один элемент выйдет из строя, и аккумулятор приходит в негодность. Как узнать, причину неисправности – замкнута ли банка в аккумуляторе или произошел обрыв цепи?
Замкнули банки аккумулятора — симптомы
Перед вами классический свинцовый кислотный аккумулятор, состоящий из 6 банок. Каждая из них наьрана из пар разнополярных пластин. Их контакты собираются в общий коллектор, соединяются последовательно и двумя клеммами выводятся на крышку. Современные банки имеют другую конструкцию, но схема комплектации банок, ячеек, прежняя.
При последовательном соединении, напряжения ячеек суммируются, а емкость определяется по самой забитой банке. Для зарядки аккумулятора напряжение подается на клеммы, и ток растекается по хранилищам. Почему замыкают банки в свинцовом аккумуляторе? Если по каким-либо причинам пластины в банке сблизились, стенки вздулись, получается перемычка, замкнула ячейка. Бывает, контактный мостик создает кусочек обсыпавшейся замазки или окалина.
Как можно проверить, не замкнута ли в аккумуляторе банка? При замере напряжения на клеммах обнаружится провал. Например, аккумулятор 12 В состоит из 6 банок общим напряжением 2,1*6=12,6 В. Напряжение провалилось до 10,5-11,0 В – ищи замкнутую банку.
Одна из пластин внутри банки свинцовая, а на другую нанесен слой активного вещества. При нарушении уровня электролита, перезаряде, масса может осыпаться и замкнуть пластины.
Механические повреждения извне могут привести к деформации. Возможно, корпус аккумулятора раздулся, и тогда не исключены внутренние замыкания пластин в банках. Это может произойти при перемораживании электролита и от перезаряда необслуживаемого аккумулятора.
Симптомы замкнутой банки аккумулятора – потеря напряжения, разогрев корпуса АКБ. Батарея не заряжается до 12 вольт, неспособна провернуть стартер, требуется замена. Иногда при зарядке слышен запах тухлых яиц — выделяется газ сероводород.
Признаки замкнутой банки аккумулятора
Так как внутри идет перераспределение заряда, корпус аккумулятора греется, что является одним из признаков внутреннего замыкания. Если аккумулятор обслуживаемый, определить замкнувшую банку можно во время зарядки. В момент поднятия напряжения пробки на банках открыты, из них выделяется водород, банки кипят. Если одна не подает признаков жизни – она и есть замкнутая. Проверить и найти причину недозаряда АКБ можно в проветриваемом помещении или на улице.
Если в необслуживаемом аккумуляторе произошло падение напряжения, устройство не заряжается до рабочего напряжения, как определить замкнула банка, или другая причина. Специалисты советуют замкнуть контакты на 1-3 секунды. Из нерабочей банки начнется обильное выделение.
Даже необслуживаемый аккумулятор позволяет увидеть уровень электролита в банках через полупрозрачные стенки. Признаки замкнутой банки будет пониженный уровень электролита – выкипает, иногда заметно изменение цвета до черного.
Как определить замкнутую банку в аккумуляторе
Технически определить замкнутую банку можно, замерив напряжение на каждой банке отдельно, вольтметром. Для замера напряжения на каждой банке нужно воспользоваться нагрузочной вилкой. Под нагрузкой напряжение банки ниже 1,7 В говорит об ее дефекте.
Самый надежный способ тестирования проводится на полностью разряженном аккумуляторе. Батарея должна выдать напряжение 12 В. Показатель меньше на число, кратное 2 определит, столько банок пришло в негодность. В дальнейшем потребуется определить, почему замкнула банка. Если аккумулятор дорогой и новый, отработавший меньше 3 лет, его можно реанимировать. Но для этого нужно иметь слесарные навыки, инструмент и соблюдать технику безопасности.
Причины замыкания банок в аккумуляторе
Основная проблема заключается в несоблюдении инструкций по эксплуатации АКБ автомобиля. Тесно расположенные пластины, активная замазка на решетках, точно рассчитаны на работу под заливом, с напряжением, в пределах допустимого. Осыпавшаяся масса, сульфатация, резкий удар по корпусу являются предпосылкой контакта пластин с противоположными зарядами. Если одна банка работает с перегрузом, она быстрее разряжается, сульфатируется, и первая выйдет из строя.
Что делать, чтобы не замкнуло банку аккумулятора и работал он долго? Содержать аккумулятор в чистоте, не допуская лишних токов саморазряда. Не оставлять надолго разряженный аккумулятор без подзарядки. На морозе разряженная батарея перемерзнет, так как в ней слабый электролит. Часто из-за 1 банки аккумулятора приходиться сдавать в утилизацию всю батарею. От чего она может замкнуть – причин несколько:
- Заводской брак – случай гарантийный.
- Сильный удар по корпусу.
- Хронический недозаряд и переразряд – наиболее частая причина неисправности.
Восстановление замкнутой банки аккумулятора
После того как удалось понять, что замкнуты банки автомобильного аккумулятора, необходимо оценить работу по восстановлению ячейки и сопоставить с приобретением нового устройства. Если замкнуло больше одной банки, нет смысла тратить время и усилия на ремонт. Как узнать, нет ли еще перемычек в других элементах? Они могут проявиться, если нарушить компоновку корпуса, ослабить соединения.
Пошаговая инструкция, как восстановить замкнутую банку аккумулятора.
- Определить неработающую банку по перечисленным признакам.
- Извлечь электролит, пользуясь специальными средствами, работая в очках и резиновых перчатках.
- Разрезать пластик вокруг ячейки сверху.
- Отсоединить перемычки с соседними элементами и аккуратно вынуть пакет пластин, промыть их от кислоты.
- Определить место замыкания – частичку металла, погнутую пластину, удалить осадок на дне.
- Установить конструкцию на место, как было, залить электролит, крышку укрепить с помощью клея.
- Произвести полную зарядке батареи.
Так восстанавливают свинцовые батареи старых моделей и те, что производятся в Европе. Необслуживаемые аккумуляторы необходимо беречь от глубокого разряда. Их ремонт своими руками провести трудно.
Видео
Лучше один раз увидеть, как специалисты устраняют последствия замыкания банок. Как восстановить замкнутую банку аккумулятора, посмотрите видео.
Как проверить мультиметром аккумулятор.
Сегодня поговорим про то, как проверить аккумулятор мультиметром. Довелось посмотреть некоторые видео на Ютуб по этому поводу, и от иных плакать хочется. Что интересно (как назло) попадаются в поиске чаще. Но некоторым авторам мы откровенно благодарны. Сюда можно отнести, например, того мастера, который кропает ролики для сайта схемотехника.ру. Очень толково и просто показан весь процесс обслуживания автомобильного аккумулятора. Не к чему придраться. С позволения автора кое-какую информацию из видео мы почерпнём для иллюстрации наших примеров.
Аккумуляторы
Автомобильные аккумуляторы
С тех пор, как на свет появилась Лейденская банка, идея запасать много электрической энергии, наверное, не покидала умы учёных. Свинцово-кислотные аккумуляторы сегодня составляют львиную долю от общего числа изделий, использующихся на автомобилях. Суть в том, что внутри оксид свинца, реагируя с серной кислотой, превращается в соль, забирая извне электроны. Они и служат носителями заряда. При этом пластины анода заряжаются положительно. В то же время свинец катода испускает электроны в цепь, а сам также превращается в соль серной кислоты. За счёт этого происходит разряд.
Мы осмотрели множество сайтов, но нигде не дан ответ на самый главный вопрос: «Вот зарядили мы аккумулятор авто до предела, а почему он не разряжается?»
Правильно! Короткое замыкание. За счёт этого напряжение автомобильного аккумулятора сразу падает до 10 В (или даже чуть-чуть ниже) на короткий период запуска. А для тестирования такого режима применяется нагрузочная вилка. Это тот же амперметр, но очень мощный, способный выдержать ток короткого замыкания аккумулятора. А составляет он как раз-то 12 В, делённые на внутреннее сопротивление аккумулятора, которое может составлять намного меньше 1 Ом (например, 0,1 Ом). В результате ток запуска (в идеале) мог бы достигнуть 120 А. И такая величина сожжёт любой тестер, имеющей в режиме амперметра почти нулевое входное сопротивление. Поэтому первый вывод: «Ток короткого замыкания аккумулятора мультиметром измерять не рекомендуется категорически».
Быть может, дело в проводимости серной кислоты? Моногидрат по сути является изолятором. Но в аккумуляторы льют 65-70% раствор. Да даже и при 90% наличествует проводимость. Просто раствор может переносить только ионы, но не свободные электроны. Повторяем это ещё раз, чтобы донести суть дела. И вот здесь мы подаём зажигание, замыкая цепь на свече и объединяя противоположные пластины. Догадываетесь, что происходит?
Правильно! Короткое замыкание. За счёт этого напряжение автомобильного аккумулятора сразу падает до 10 В (или даже чуть-чуть ниже) на короткий период запуска. А для тестирования такого режима применяется нагрузочная вилка. Это тот же амперметр, но очень мощный, способный выдержать ток короткого замыкания аккумулятора. А составляет он как раз-то 12 В, делённые на внутреннее сопротивление аккумулятора, которое может составлять намного меньше 1 Ом (например, 0,1 Ом). В результате ток запуска (в идеале) мог бы достигнуть 120 А. И такая величина сожжёт любой тестер, имеющей в режиме амперметра почти нулевое входное сопротивление. Поэтому первый вывод: «Ток короткого замыкания аккумулятора мультиметром измерять не рекомендуется категорически».
А как тогда? Можно включить цепь из кнопки и свечи, а измерять на них напряжение. Оно будет меньше номинала, потому что у аккумулятора – как это было тонко подмечено – имеется собственное внутреннее сопротивление. А вот, чтобы измерить его, пригодится резистор на 1-2 (2,2) Ом:
- Замыкаем выводы на нем.
- Смотрим напряжение.
- Находим внутреннее сопротивление из пропорции: (12 – U)/U = r/R. Где r и R – соответственно, внутреннее сопротивление аккумулятора и наш резистор, а U — измеренное значение. Теперь можно реально оценить ток через свечу.
- Из аналогичной пропорции находим сопротивление пробитого искрового промежутка, а потом складываем с внутренним и делим на номинал аккумулятора.
Реальное напряжение автомобильного аккумулятора
Вот сколько можно всего проделать интересного при помощи мультиметра, но это ещё далеко не все. Пришла пора сказать, что напряжение аккумулятора обычно вовсе не 12 В, как это думают профаны. Автомобильный аккумулятор – тот, что новый – держит порядка 14,5 В при полном заряде. Если говорить ещё точнее, то при падении уровня ниже 12,6 можно сказать, что либо батарея разрядилась, либо пора уже новую себе купить взамен этой банки. Есть специальные таблицы, по которым можно оценить этот параметр, но встаёт другой вопрос – как оценить уровень разряда?
Для этого существует специальный прибор – ареометр. Принцип его действия основан на том, что плотность раствора аккумулятора существенно меняется в зависимости от уровня заряда – чем больше сил у батареи, тем жидкость плотнее. А все потому, что при разряде анод активно теряет воду. Которая и переходит в раствор. В этом случае нужно провести зарядку аккумулятора. Опять же, для работы с ареометром существуют специальные таблицы. По ним выходит, что чем холоднее зима в регионе, тем должен быть плотнее раствор. Для России значение составляет 1,29 г на куб. см в заряженном состоянии. А заливать нужно примерно 1,27 г на куб. см плотности.
Что касается самого ареометра, то это просто поплавок внутри колбы. При помощи груши, расположенной в верхней части, туда засасывается электролит аккумулятора, после чего уровень погружения не тонущей шкалы покажет искомый ответ. Подмечено, что каждая 0,01 от плотности соответствует заряду на 6%. Таким образом, при половинном разряде плотность станет (для России) порядка 1,21 г на куб. см. А теперь пара слов о том, почему такая разница: казалось бы, раствор нейтральный, и нужно залить совсем слабый раствор. Но на самом деле аккумуляторы продаются сухо заряженными. Ну, не совсем до 100%, поэтому и берётся допуск порядка 12%.
Это мы обсудили напряжение аккумулятора, а как электролит залить правильно? Для этого служит уровнемерная трубка. Согласно нормам электролит должен покрывать сетки минимум на 10-12 мм. И желательно, чтобы в каждой камере уровень был один и тот же. Это будет способствовать более равномерному износу всех частей. А после заливки нужно проверить аккумулятор мультиметром на предмет изоляции. Электролит может пролиться на кожух и в будущем это гипотетически приведёт к утечкам. Вот почему после заправки самое время проверить мультиметром аккумулятор, прислоняя один щуп к любому электроду, а второй к корпусу по верхней части, где мог разлиться электролит. Загрязнение убирается слабы раствором пищевой соды (нейтрализующей кислоту), и все это не должно пролиться внутрь, поэтому не забудьте одеть на место колпачки.
И вот что ещё хотелось бы добавить: напряжение батареи падает с разрядом, как это было вскользь упомянуто выше. Поэтому появляется возможность измерить заряд аккумулятора мультиметром по уровню разницы потенциалов между электродами. В ходе процесса помните, что знаки пластин обычно отлиты на контактах в виде плюса и минуса. К первому из них подключается красный щуп, а ко второму – чёрный. Но это не критично. Просто в противном случае показаний дисплея будут отрицательными. Не более того.
А для того, чтобы оценить степень разряда, можно пользоваться (для исправного и годного аккумулятора) следующими соображениями:
- Заряженный на 100% аккумулятор обычно даёт не менее 12,7 В.
- При разряде на четверть напряжение понижается до 12,5 В.
- Значение 12,3 В означает, что батарея опустошена уже наполовину.
- 12,1 В на дисплее показывают, что заряда осталось на четверть.
- Если на аккумуляторе когда-либо зарегистрировано напряжение менее 11,9 В, то это значит, что батарею пора менять. Эксплуатация такого аккумулятора на автомобиле не допускается.
Обратите внимание, что для обеспечения тока запуска (старта двигателя) аккумулятору также приходится поднатужиться. И в силу ограниченности мощности при этом падает напряжение. Если на руках имеется нагрузочная вилка, то можно по уровню разницы потенциалов определить степень заряда аккумулятора через режим короткого замыкания, имитирующий запуск:
- Если все в порядке, и запас энергии полон, то показания мультиметра не должны опуститься ниже 10,2 В.
- Ниже 10,2 каждые 0,6 В падения напряжения означают степень разряда на 25%. Например, при половинном опустошении запаса дисплей зарегистрирует 9 В.
Хотелось бы добавить, что режим запуска можно имитировать при помощи обычного куска медной проволоки, а мультиметр подсоединить параллельно для регистрации напряжения. Не стоит злоупотреблять такими методиками. Однако на нагрузочной вилке, например, по правилам нужно выдержать 5 секунд перед тем, как регистрировать показания. Это может служить своеобразным маяком, на который можно равняться при работе с проволокой. Толщина ее должна быть значительна, потому что ток будет большим. И не забывайте ещё про один нюанс: сопротивление медной проволоки не будет равным вкладу, вносимому искрящейся свечой, поэтому показания мультиметра в этом случае могут отличаться от указанных выше. Однако все это вкупе даёт ответ на вопрос о том, как проверить ёмкость аккумулятора мультиметром.
В этом случае нужно провести тарировку прибора. То есть хотя бы одно значение получить при помощи нагрузочной вилки. Либо, как вариант, провести измерение на заведомо заряженном аккумуляторе, а потом периодически повторять опыт до полного разряда (когда система зажигания уже не хочет работать на авто). Очевидно, что зависимость также будет близка к линейной, и если построить график на бумаге, то в будущем проверка аккумулятора мультиметром уже не будет занимать много времени. Кстати, зарядку нужно производить тогда, когда слышно, что стартер вращается слишком медленно, если этого не сделать, то уже на следующее утро можно раскаяться.
В завершение автомобильной темы скажем, что очень важно проводить процесс зарядки правильно. Для этого – чтобы избежать фосфатации, то есть выпадения солей в осадок – нужно соблюдать несколько простых правил:
- Ток заряда не должен быть слишком большим. Обычно его берут в размере аккумулятор 65 Ач требует, чтобы уровень параметра был не более 6,5 А. То есть одна десятая, грубо говоря. В процессе зарядки ток будет падать, пока не станет равным нулю. Из этого можно понять, что сама процедура длится не менее 10 часов (разрядка аккумулятора до полного истощения не производится). Номинально процесс зарядки продолжается до тех пор, пока ток более 0,2 А.
- Нельзя хранить аккумулятор в разряженном состоянии. А тем более делать это систематически или длительно.
- Излишнее повышение плотности электролита не приводит ни к чему хорошему. Выдерживайте концентрацию серной кислоты не более, нежели написано в инструкции.
- Низкий уровень электролита в аккумуляторе приводит к схожим последствиям. Поэтому проверяйте пробником, чтобы все было в порядке (см. рекомендации выше).
- Слишком сильное опустошение запаса производиться не должно.
Зарядка аккумулятора
По мере того, как плотность электролита приближается к значению 1,21 г на см. куб, пора все чаще задумываться о зарядке аккумулятора. Выполнить это можно двумя способами в зависимости от того, что имеется под рукой для этих целей:
- Зарядка постоянным током потребовала бы неусыпного внимания, если бы не было специальных регуляторов, способных поддерживать этот параметр постоянным. Как уже было указано выше, значение не должно превышать одной десятой от ёмкости. В результате сам процесс занимает порядка 10 часов.
- Второй способ предполагает выдержку постоянного напряжения. Здесь ток в начале не должен превышать одну десятую от ёмкости. А по мере приближения процесса к финишу значение падает. Как уже было сказано выше, при 0,2 А работу можно прекращать.
Ну, и аккумулятор телефона после такого теоретического практикума наши читатели — хочется надеяться — проверят без труда. На всякий случай напоминаем, что клеммы там тоже помечены плюсом и минусом. Ампераж аккумулятора обычно не превышает 600 мА, поэтому при работе с ним никаких предосторожностей соблюдать не надо – лишь бы не сломать чего.
Проверяем аккумулятор на замыкание?
Аккумулятор в автомобиле играет важную роль. Именно без него нельзя завести двигатель. Аккумуляторная батарея обеспечивает электроэнергией стартер, который прокручивает детали мотора. Также он подпитывает электрооборудование в автомобиле, если генератор не может покрыть затраты энергии во время запущенного мотора.
Некоторым владельцам авто известна ситуация, когда с утра автомобиль не заводится. Это чаще всего происходит зимой, особенно после ночной стоянки на улице в сильный мороз. Скорее всего, аккумулятор уже не может выполнять свои функции полноценно. Его следует протестировать. И возможно заменить. Как же проверить аккумулятор на замыкание в домашних условиях?
Почему подводит аккумулятор? Основные причины
Взрыв автомобильного аккумулятора в результате его перезаряда
Перезаряд и недозаряд
Основной причиной неисправностей аккумуляторной батареи является недозарядка или перезарядка.
Первая причина в основном проявляется при езде на короткие дистанции. Аккумулятор просто не успевает заряжаться до номинального значения. При неисправности в проводке или электрооборудовании происходит утечка заряда, что ослабляет аккумулятор. Не стоит забывать и про включение магнитолы или лампы ближнего света. Это также приводит к разрядке аккумулятора. Подробнее в статье: Причины быстрой разрядки автомобильного аккумулятора.
Низкая плотность электролита
Вторая причина плохой работы автомобильной батареи – это низкая плотность электролита. Проверить её можно специальным прибором аэрометром. Но выполнить эту проверку можно только на обслуживаемых аккумуляторах, где есть доступ к банкам батарей. Таких аккумуляторов выпускают уже меньше. В продаже в основном необслуживаемые аккумуляторы.
Таблица плотности электролита
Видео о том, как проверить плотность электролита
Проверка аккумулятора на замыкание
Нельзя просто так взять и проверить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора автомобиля Лифан Х60, до него сначала надо добраться
Состояние автомобильной батареи можно проверить обычным вольтметром. Снимать показания лучше с утра перед тем, как заводить двигатель. Вольтметр поставить в режим измерения постоянного тока и прикоснуться к клеммам измерительными щупами. Если стрелка показывает 10,5 -10,8 Вольт, то рекомендуется заменить аккумулятор, при условии, что Вы уверены в том, что нет утечки тока — как измерить и проверить ток утечки аккумулятора?
Видео проверки автомобильного АКБ мультиметром
Если нет измерительного прибора, то можно обойтись способом по проще.
Для этого понадобится 5-7 лампочек ближнего света. Их надо соединить параллельно и подключить к аккумулятору. Это обеспечит нагрузку по току примерно в 30 Ампер. Если батарея сможет обеспечить 5 минут нормальной работы такой гирлянды, то с аккумулятором все в порядке.
Учитывая состояние автомобильных дорог в нашей стране, которое приводит к постоянной тряске и вибрации, рекомендуется приобретать необслуживаемые аккумуляторы. Это обеспечит защиту от замыкания батареи.
Следите за аккумулятором, периодически проверяйте его состояние и он отплатит безотказной работой даже в лютый мороз.
Источники:
https://www.oil-ok.com.ua/blog/Battery-check-for-short-circuit
https://istochnikipitaniy.ru/stati/zamknulo-banku-akkumulyatora.html
https://batts.pro/zamknula-banka-akkumulyatora-chto-dela/
https://zen.yandex.ru/media/id/5ae32af52f578c0c72466364/5aeec590c3321b1f23ef71dd
https://lifanovod.ru/proveryaem-akkumulyator-na-zamykanie/