Что может сломаться в генераторе
Сломался генератор в машине – выясняем причины
Установленный в автомобиле генератор вырабатывает электроток, необходимый для функционирования потребителей и зарядки аккумулятора. Определить, что генератор в машине сломался, водители могут по характерным признакам. Агрегат работает при заведенном моторе, монтируется на блоке цилиндров и приводится в действие с помощью ременной передачи от шкива коленвала двигателя. Благодаря приводу с использованием клинового или поликлинового ремня ротор автогенератора вращается со скоростью, в 2‒3 раза превышающую частоту вращения коленвала.
Устройство агрегата
Если генератор в машине сломался, причины незамедлительно устраняются для недопущения повторения дефектов при дальнейшей эксплуатации. Используемые на разных транспортных средствах источники тока отличаются габаритами и мощностью, но имеют идентичное устройство:
- Корпус, закрывающийся крышками, в котором скомпонованы элементы агрегата. Для вентиляции предусмотрены специальные окна.
- Ротор с обмоткой, на валу которого смонтированы два токосъемных кольца, а также крыльчатка и шкив. Якорь монтируется на роликовых подшипниках необслуживаемого типа.
- Статор, состоящий из сердечника, собранного из стальных пластин, и обмотки для формирования переменного электротока.
- Щеточный узел, передающий электроток через графитные щетки на токоприемные кольца.
С целью преобразования переменного напряжения в постоянное, для работы с которым рассчитана электросеть машины, устанавливается выпрямитель. Конструктивно модуль состоит из диодов, припаянных на пластинах, эффективно отводящих излишнее тепло. Диодный мост не пропускает электроток при заглушенном двигателе с целью предотвращения разрядки аккумулятора.
Реле-регулятор на полупроводниках обеспечивает требуемое значение выходного напряжения в системе электрооборудования транспортного средства. Необходимость в устройстве возникает по причине разной частоты вращения коленвала, зависящей от нагрузки на мотор. Кроме того, для зарядки АКБ величина напряжения меняется с учетом наружной температуры.
Принцип работы
При включении зажигания электроток от аккумулятора через щетки и токосъемные кольца подается на обмотку ротора и наводит электромагнитное поле. После вращения коленвала силового агрегата начинает проворачиваться ротор автогенератора. Благодаря пересечению электромагнитным полем витков обмотки статора, на клеммах индуцируется переменное напряжение. Когда частота вращения ротора достигает определенного значения автогенератор самовозбуждается (питание возбуждаемой обмотки от клеммы генератора).
Пройдя через выпрямитель и регулятор, переменное напряжение приобретает требуемое для работы электрооборудования автомобиля значение. Если нагрузка превышает мощность автогенератора, то в электросистему подключается аккумуляторная батарея. Работоспособность агрегата сигнализируется на щитке приборов специальной лампочкой «контроль заряда».
Типичные неисправности
В исправном состоянии автогенератор характеризуется номинальным напряжением 12/24 В (в зависимости от типа электрооборудования автомобиля), электротоком и частотой вращения и КПД. В процессе эксплуатации автовладельцы сталкиваются с электрическими и механическими поломками источника тока. Наиболее часто возникают следующие дефекты:
- обрыв или короткое замыкание обмотки;
- замыкание или повреждение роторной обмотки возбуждения;
- износ, подгорание или загрязнение контактных колец;
- повреждение графитовых щеток или держателей;
- перегорание выпрямителя или регулятора напряжения;
- разрушение подшипников, на которых установлен вал ротора;
- окисление или обрыв клемм, а также проводов;
- образование трещины на корпусе, повреждение элементов крепления;
- чрезмерный износ шкива и пр.
Причины поломок
Сбои автогенератора водитель может определить по миганию или постоянному горению контрольной лампочки на панели приборов. Также на проблемы в работе источника тока указывают следующие признаки: снижение яркости головного света, недозарядка или перезарядка АКБ, неустойчивая работа мотора на холостых оборотах, свист приводного ремня при движении автомобиля, посторонние звуки из капотного пространства.
Генератор автомобиля рассчитан на продолжительную эксплуатацию без ухудшения своих параметров. Работоспособность и ресурс исправной работы агрегата зависит от технического состояния аккумулятора, а также системы электрооборудования и всех подключенных потребителей тока. Причины поломки агрегата:
- при короткозамкнутом АКБ резко возрастает сила зарядного тока, приводящая к перегоранию выпрямителя и регулятора напряжения;
- неправильная регулировка степени натяжения ремня приводит к его проскальзыванию, в результате генератор не обеспечивает нормированных эксплуатационных показателей;
- попадание на обмотки технических жидкостей при обслуживании авто, а также влаги с дорожного покрытия, вызывающей коррозию и окисление контактов;
- случайные механические воздействия при выполнении работ в подкапотном пространстве;
- длительный срок эксплуатации вызывает естественный износ комплектующих и приводного ремня.
Эксплуатация транспортного средства с неисправным источником тока приведет к быстрой глубокой разрядке аккумулятора и поломке потребителей, подключенных к электрооборудованию. При обнаружении первых симптомов, указывающих на проблемы с автогенератором, необходимо предоставить автомобиль специалистам для проведения диагностики и точного определения причин возникновения дефекта. Для решения проблемы требуется специальный инструмент и качественное оборудование. Если сломался генератор в машине, признаки (симптомы) проверят и квалифицированно устранят причины поломок специалисты автосервиса Бендикс Шоп.
Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины, проверка
Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей (оптика, зажигание, климат и т.д.). Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.
В электрооборудовании автомобиля аккумулятор и генератор работают в неразрывном тандеме. Если выйдет из строя одно — через некоторое время выйдет из строя и другое. Например, разрушившийся аккумулятор приводит к увеличению зарядного тока генератора. А это влечет за собой неисправность выпрямителя (диодного моста). В свою очередь, при неисправности регулятора напряжения, поступающего от генератора, может увеличиться зарядный ток, что неизбежно приведет к систематической перезарядке батареи, «выкипанию» электролита и скорому разрушению.
Распространенные неисправности генератора:
- износ или повреждение шкива;
- износ токосъемных щеток;
- износ коллектора (токосъемных колец);
- повреждение регулятора напряжения;
- замыкание витков статорной обмотки;
- износ или разрушение подшипника;
- повреждение выпрямителя (диодного моста);
- повреждение проводов зарядной цепи.
Распространенные неисправности аккумуляторной батареи:
- короткое замыкание электродов/пластин батареи;
- механическое или химическое повреждение пластин аккумулятора;
- нарушение герметичности банок аккумуляторов — трещины корпуса аккумулятора в результате ударов или неправильной установки;
- химическое окисление выводных клемм аккумулятора.Основными причинами указанных неисправностей являются:
- грубые нарушения правил эксплуатации;
- истечение срока службы изделия;
- различные производственные дефекты.
Автомобилисту очень полезно знать основные причины неисправностей генератора, способы их устранения, а также профилактические меры по предотвращению поломок.
Все генераторы подразделяются на генераторы переменного и постоянного тока. Современный легковой транспорт оснащается генераторами переменного тока с встроенным диодным мостом (выпрямителем). Последний необходим для преобразования тока в постоянный, на котором работают электропотребители автомобиля. Выпрямитель, как правило, находится в крышке или корпусе генератора и представляет с последним одно целое.
Все электроприборы автомобиля рассчитаны на строго определенный диапазон рабочих токов по напряжению. Как правило, рабочие напряжения — в диапазоне 13,8–14,7 В. Ввиду того, что генератор «привязан» ремнем к коленчатому валу двигателя, от разных оборотов и скорости движения автомобиля, он будет работать по-разному. Именно для сглаживания и регулирования выдаваемого тока предназначен реле-регулятор напряжения, играющего роль стабилизатора и предотвращающего как скачки, так и провалы рабочего напряжения. Современные генераторы снабжены встроенными интегральными регуляторами напряжения, в просторечье именуемые «шоколадкой» или «таблеткой».
Уже понятно, что любой генератор это достаточно сложный агрегат, чрезвычайно важный для любого автомобиля.
Виды неисправностей генератора
Ввиду того, что любой генератор — это электромеханическое устройство, соответственно и разновидностей неисправностей будет две — механические и электрические.
К первым относятся разрушение креплений, корпуса, нарушение работы подшипников, прижимных пружин, ременного привода и другие, не связанные с электрической частью поломки.
К электрическим неисправностям относятся обрывы обмоток, неисправности диодного моста, выгорание/износ щеток, межвитковые замыкания, пробои, биения ротора, неисправности реле-регулятора.
Нередко симптомы, указывающие на характерные неисправного генератора, могут появиться и вследствие совершенно других неполадок. Как пример — плохой контакт в гнезде предохранителя цепи обмотки возбуждения генератора покажет на неисправность генератора. То же подозрение может возникнуть из-за обгоревших контактов в корпусе замка зажигания. Так же, постоянное горение лампы-сигнализатора неисправности генератора может быть вызвано поломкой реле, мигание этой лампы включающего может свидетельствовать о неисправности генератора.
Основные признаки неисправности автогенератора:
- При работающем двигателе мигает (или непрерывно горит) контрольная лампа разряда аккумулятора.
- Разрядка или перезаряд (выкипание) аккумуляторной батареи.
- Тусклый свет автомобильных фар, дребезжащий или тихий звуковой сигнал при работающем двигателе.
- Значительное изменение яркости фар при увеличении числа оборотов. Это может быть допустимо при увеличении оборотов (перегазовки) с режима холостого хода, но фары, загоревшись ярко, дальше яркость свою увеличивать не должны, оставаясь в одной интенсивности.
- Посторонние звуки (вой, писк) исходящие от генератора.
Необходимо регулярно контролировать натяжение и общее состояние ремня привода. При трещинах и расслоениях необходима немедленная замена.
Ремкомплекты генератора
Чтобы устранить указанные неисправности генератора, понадобится провести ремонт. Начиная поиск ремкомплекта генератора в интернете, стоит приготовиться к разочарованию — предлагаемые комплекты, как правило, содержат шайбы, болты и гайки. А вернуть генератору работоспособность порой можно только заменой — щеток, диодного моста, регулятора… Поэтому храбрец, решившийся на ремонт, составляет индивидуальный ремкомплект из тех деталей, которые подходят к его генератору. Выглядит это примерно так, как показывают таблице ниже, на примере пары генераторов для ВАЗ 2110 и Форд Фокус 2.
Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины
Неполадки в работе генератора сказываются не только на работе электросистемы автомобиля, но и на других его узлах, ведь многие из них для своей работы используют электроэнергию. Поэтому необходимо регулярно следить за исправностью генератора. Существуют такие признаки полного или частичного выхода из строя :
- при включенном генераторе постоянно горит или часто включается сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи;
- слабый свет фар, проблемы со светом в салоне, дребезжащий звук из аудиосистемы при условии исправности других элементов;
- посторонние “нездоровые” звуки, исходящие из генератора, а тем более горелый запах оттуда;
- изменение яркости свечения фар при изменении числа оборотов двигателя.
Все неисправности генератора делятся на механические и электрические. Начнем обзор с механических. Так, виды механических неисправностей бывают следующими:
- частичное или полное разрушение креплений или корпуса агрегата;
- проблемы в работе подшипников, пружин, ременного привода;
- полный или частичный выход из строя шкива;
- значительный износ коллектора.
Причинами перечисленных неприятностей может быть естественный износ узлов и/или их коррозия или низкое качество деталей. Также нельзя исключить нарушение правил эксплуатации узла и воздействие внешних факторов, как правило, механических повреждений.
Что касается “электрических” неисправностей , то к ним относится:
- обрыв обмоток;
- проблемы в работе диодного мостика;
- полное или частичное выгорание щеток;
- межвитковое замыкание в статорной обмотке;
- пробои изоляции обмотки;
- биение ротора об элементы статора;
- поломка реле-регулятора;
- проблемы с проводами зарядной цепи.
Причин, которые вызывают перечисленные неисправности, немного. Среди них:
проблемы с диодным мостом, значительный износ токосъемных щеток и неисправности в выпрямительном блоке и/или регуляторе напряжения.
Первое, что вы должны сделать при диагностике генератора — замерить напряжение в цепи автомобиля , на аккумуляторных клеммах. Если его значение выше 14,7 В, значит, неисправно реле регулятора напряжения. Если же это значение ниже 13,8 В, то проблемы непосредственно с генератором или элементами цепи. Проверка генератора проводится по следующему алгоритму:
- Проверить целостность предохранителя.
- визуально осмотреть генератор на предмет повреждений.
- Проверить, вращается ли ротор.
- Проверить состояние и работоспособность щеток и контактных колец.
- Проверить обмотки статора на предмет наличия межвиткового короткого замыкания или обрыва.
- Проверить, не пробивается ли обмотка статора на “массу”.
- С помощью мультиметра проверить состояние диодов в выпрямительном мосте.
Неисправности генератора
Поломки электронного оборудования автомашины происходят не редко и стоят на одном из первых мест в перечне неисправностей. Их обычно делят на поломки источников тока (аккумулятор, генератор) и поломки потребителей (оптика, зажигание, климат и прочее). Главными источниками электрического питания автомашины стали – батареи аккумулятора и генераторные устройства. Поломка любого из них приведет к общей поломке автомашины и к деятельности в чрезвычайном режиме, а то и просто обездвижит авто.
В электрическом оборудовании автомашины аккумуляторное и генераторное устройства функционируют в едином тандеме. Когда ломается одно, то спустя немного времени, будьте уверены, неисправным станет и второе. К примеру, сломанное аккумуляторное устройство ведет к увеличению зарядного тока генераторного устройства. А это вызовет поломку выпрямителя (диодного мостика). Соответственно, при поломке регулятора напряжения, который поступает от генераторного устройства, увеличится зарядный ток, что, безусловно, повлечет за собой систематическую перезарядку батарейки, «выкипание» электролита и последующему разрушению.
Популярные поломки генераторного устройства:
- изнашивается либо повреждается шкив;
- изнашиваются токосъемные щетки;
- изнашивается коллектор (токосъемные кольца);
- повреждается регулятор напряжения;
- замыкают витки статорной обмотки;
- изнашивается либо разрушается подшипник;
- повреждается выпрямитель (диодный мост);
- повреждаются провода зарядной цепи.
Популярные поломки батареи аккумулятора:
- краткое замыкание электродов/пластинок батареи;
- физическое либо химическое повреждение пластинок аккумуляторного устройства;
- нарушается герметичность баночек аккумуляторных устройств – трещинки каркаса аккумулятора под воздействием ударов либо неверной установки;
- химически окисляются выводные клеммы аккумуляторного устройства.
Главными причинами перечисленных поломок становятся:
- нарушения рекомендаций эксплуатации;
- истекает срок службы детали;
- разные производственные изъяны.
Конечно, строение генераторного устройства сложнее батареи аккумулятора. Этим и обусловлено большое количество поломок у генератора, но поэтому и диагностирование их достаточно сложное.
Автовладельцу обязательно нужно знать главные причины поломок генераторного устройства, методы их ликвидации и профилактику предотвращения неисправностей.
Все генераторные устройства делятся на генераторы переменного и постоянного тока. Нынешние легковушки бывают оснащены генераторными устройствами с переменным током, в них встраивается диодный мост (выпрямитель). Второй нужен, чтобы преобразовывать ток в регулярный, на нем функционируют электрические потребители автомашины. Выпрямитель обычно расположен в крышечке либо каркасе генераторного устройства и со вторым является одним целым.
Все электрические приборы автомашины рассчитываются на строгий и определенный диапазон деятельных токов по напряжению. Обычно функционирующие напряжения – в рамках 13,8-14,7 Вольт. Из-за того, что генераторное устройство «привязано» ремешком к коленвалу движка, от различных оборотов и скоростного режима автомашины, генератор станет функционировать по-разному. Чтобы сгладить и регулировать вырабатываемый ток, существует реле-регулятор напряжения, который играет роль стабилизаторного устройства и предотвращает как скачки, так и провалы рабочего напряжения. Нынешние генераторы снабжаются интегральными регуляторами напряжения, которые бывают встроены в них, в народе их называют «шоколадками» либо «таблетками».
Становится ясно, что каждое генераторное устройство – это достаточно сложная система, очень важная для каждой автомашины.
Типы поломок генераторного устройства
Так как генераторное устройство – это прибор электромеханический, то и видов поломок существует две – механическая и электрическая.
К первой относят поломки креплений, каркаса, нарушенную деятельность подшипников, прижимных пружин, привода ремня и прочие, которые не связаны с электрическими поломками.
К поломкам из области электричества относят обрывы обмоточек, поломки диодного моста, выгорание/изнашивание щеточек, межвитковое замыкание, пробоины, биение ротора, поломки реле-регулятора.
Часто признаки, которые указывают на характер сломанного генераторного устройства, появляются вследствие определенных поломок. К примеру – плохой контакт в гнезде предохранителя цепи обмотки возбуждения генераторного устройства укажет на поломку генератора. Такое же подозрение возникнет вследствие сгоревших контактов в каркасе замочка зажигания. Помимо этого, регулярное горение лампочки-сигнализатора поломки генераторного устройства вызывается неисправностью реле, мигание данной лампочки включения, возможно, указывает на неисправность генераторного устройства.
Главные симптомы поломки автомобильного генератора:
- При функционирующем движке мигает (либо регулярно горит) лампочка для контроля аккумуляторного разряда.
- Разрядка либо перезарядка (выкипание) батареи аккумуляторного устройства.
- Блеклый свет автомобильных фар, сигнал звука с дребезжанием либо тихий при функционирующем движке.
- Значительно изменяется яркость фар при повышении количества оборотов. Это допускается при повышении оборотов (перегазовке) с режима холостого хода, но фары, засветившись ярко, дальше ослепительность свою повышать не должны и должны находиться в одной интенсивности.
- Иные звуки (воет, пищит), которые исходят от генераторного устройства.
Нужно постоянно делать контроль натяга и общего состояния приводного ремня. Если есть трещины и расслоения, нужно немедленно сменить это.
Ремонтные комплекты генераторного устройства
Для устранения вышеназванных поломок генераторного устройства, потребуется сделать ремонт. Начав поиск ремонтного комплекта генераторного устройства во всемирной паутине, нужно быть готовым разочароваться – те наборы, что предлагают, обычно бывают с шайбами, болтами и гайками. А для возвращения генераторному устройству работоспособности, порой бывает нужна смена щеточек, диодного моста, регулятора и прочее. Поэтому смельчак, который решился на ремонт, собирает свой ремонтный комплект из тех элементов, что подойдут к его генераторному устройству. Происходит это примерно так, как указано в табличке снизу с примером пары генераторных устройств для ВАЗ 2110 и Форд Фокус 2.
Генераторное устройство ВАЗ 2110 – КЗАТЭ 9402.3701-03 на 80 А. Применимо на ВАЗ 2110-2112 и их изменений после мая 2004 года и на ВАЗ-2170 Лада-Приора и трансформациях.
Генераторное устройство КЗАТЭ 9402.3701-03
Как работает автомобильный генератор? Как его проверить? Какие неисправности случаются?
Как работает генератор?
Принцип работы автомобильных генераторов одинаковый и основан на электромагнитной индукции. Электрический ток возникает в замкнутой рамке при пересечении ее вращающимся магнитным полем. Таким образом, для работы генератора необходимо, чтобы в нем вращалось магнитное поле.
Собственное, вращающееся магнитное поле создается ротором. Сразу отметим, что в автомобильном генераторе нет постоянных магнитов. Т.е. постоянного магнитного поля в генераторе просто нет. Однако магнитное поле появляется на обмотке ротора после подачи на него тока. Обмотка ротора правильно называется «обмоткой возбуждения». Она создает магнитное поле при повороте ключа зажигания. Далее после запуска двигателя ротор начинает вращаться. Ток вырабатывается в трех отдельных обмотках статора. Этим же током далее питается обмотка возбуждения, т.е. потребление тока от АКБ прекращается.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про автомобильные генераторы.
Снятый с обмоток статора переменный ток стабилизируется в устройстве, называемом «выпрямитель», также известном как диодный мост. Благодаря ему выходной ток генератора – постоянный и выпрямленный. В нем присутствует шесть силовых диодов. Половина диодов соединена с силовым плюсом генератора, половина – с его «массой», т.е. корпусом. Также в выпрямителе могут присутствовать слаботочные диоды, через которые подключена обмотка возбуждения. Диоды – это полупроводники, которые пропускают ток только в одном направлении.
Также в генераторе есть реле-регулятор напряжения. На контакты реле с диодов приходит снятое со статора силовое напряжение. Если его недостаточно, т.е. напряжение меньше 14 Вольт, реле увеличивает напряжение на обмотке возбуждения. При усилении магнитного поля увеличивается силовое напряжение. Необходимая величина – 14-14,5 Вольт.
Здесь же добавим, что магнитное поле увеличивает усилие, с которым вращается ротор. Эта нагрузка через приводной ремень передается на коленвал. Таким образом, включение электрических потребителей и, главным образом, их общая мощность, непосредственно влияют на расход топлива.
Именно благодаря регулированию тока в обмотке ротора производительность генератора не зависит от скорости вращения ротора и силы тока нагрузки. Разумеется, до определенных пределов, ограниченных общей мощностью генератора. Сам по себе регулятор напряжения – чисто электронное устройство.
Ток возбуждения подается по подпружиненным графитовым щеткам, контактирующим с контактными кольцами на роторе.
На более современных автомобилях применяется бесщеточные индукторные генераторы. В них применяется отдельная неподвижная обмотка возбуждения с намагниченным магнитопроводом. Ротор представляет собой звезду с 6-ю лучами, а статор не 3-х, а 5-фазный. Такие генераторы самовозбуждаются, т.е. могут работать без АКБ.
Обгонная муфта генератора
Мощные генераторы оснащаются шкивом с обгонной муфтой. В данном случае она служит демпфером, который гасит инерции коленвала и самого ротора генератора, не позволяет тяжелому и нагруженному ротору генератора ударять и подгонять ремень навесного оборудования при снижении его скорости движения. Т.е. если скорость ремня падает или ремень останавливается при глушении двигателя, то ротор генератора может свободно продолжать вращаться. При неисправности обгонной муфты, т.е. ее заклинивании, во время работы двигателя можно увидеть сильную вибрацию приводного ремня возле муфты. А при остановке двигателя раздается скрип ремня – это вращающийся по инерции ротор генератора прокручивает заклинившую муфту относительно ремня.
Подключение генератора. Самые распространенные выводы и клеммы.
К проводке автомобиля генератор подключается не только силовым проводом и контактом с «массой». Силовой выход – клемма 30 – помечен буквой «B» (батарея). Отдельный минусовой контакт – клемма 31 – на генераторе обозначается буквами E, B-, GRD.
У генератора обязательно есть выход на контрольную (индикаторную) лампу. Через этот же выход подается небольшое напряжение для намагничивания ротора. Такой контакт помечен буквой «L» (лампа). Горящая лампа указывает на отсутствие зарядки. Кстати, лампочка тухнет при выравнивании потенциалов, т.е. когда на контакте L появится «плюс». Это происходит в тот момент, когда генератор начинает вырабатывать ток.
Также контрольная лампа может подключаться через контакт «D+». Нюанс в том, что в этом случае по этому же контакту питается регулятор напряжения. По контакту «S» (сенсор) измеряется напряжение для контроля.
На генераторах дизельных двигателей нередко присутствует контакт «W». Это выход с одной из обмоток статора, по которому подключается тахометр.
По контакту «FR» или «DFM» регулятор напряжения соединяется с ЭБУ для контроля нагрузки на генератор. Если нагрузка высока, то электроника повышает обороты холостого хода или отключает некоторые потребители.
На генераторе может присутствовать контакт «D» c очень разным функционалом. «D» может обозначать и Digital, и Drive. Например, по нему можете передаваться цифровой сигнал, как на автомобилях Ford. На генераторах японских автомобилей по этому контакту подается ток для управления регулятором напряжения. Также это может быть просто пустой контакт.
Почему генератор выходит из строя?
Поломки генераторов можно разделить на механические и электрические.
По механике – это нарушение вращения ротора из-за износа или разрушения подшипников. Подклинивающий генератор может привести к обрыву ремня навесного оборудования. Также может возникнуть люфт подшипников.
Графитовые щетки постоянно изнашиваются из-за трения с контактными кольцами на роторе. Правда, они сделаны с запасом и служат сотни тысяч км и огромное количество моточасов. Предельная длина щеток – 5 мм.
Если контакт щеток с кольцами ротора пропадает, то генератор перестает функционировать. Обмотка возбуждения не намагничивается, ток не возникает.
Диоды в выпрямителе выходят из строя из-за нагревов, вызванных перегрузками. Тут можно сказать, что есть генераторы с некорректно подобранными диодами, которые просто не служат достаточно долго. И в целом силовые диоды рассчитаны на номинальный ток с минимальным запасом.
Также отметим, что диодный мост может выйти из строя на вашем автомобиле при неправильном прикуривании. Дело в том, что из-за высокого потребления тока стартером и севшим АКБ другой машины диоды в вашем генераторе просто пробивает током. Правильно прикуривать другой автомобиль так: подсоединяетесь к его АКБ, несколько минут с заведенным двигателем подзаряжаете его, затем глушите свой двигатель, даже вынимаете ключи из замка зажигания. И только после этого позволяете пациенту завестись.
Если неисправность возникает в реле-регуляторе, то генератор не выдает достаточного напряжения. В этом случае опять же пропадает зарядка. Кроме того, реле-регулятор может стать причиной утечки тока. Для некоторых генераторов есть рекомендация менять реле-регуляторов через определенные пробеги.
Также зарядка может пропасть или отсутствовать при нагрузке в случае межвиткового замыкания.
Проверка снятого генератора без машины
Снятый и неразобранный генератор можно проверить при помощи таких вспомогательных вещей, как заряженный АКБ и некое устройство, с помощью которого можно раскрутить ротор генератора (шуруповерт или дрель с подходящей головкой). Также нужно правильно подключить индикаторы – лампы. Одна лампа грубо покажет наличие зарядки, другая покажет работоспособность реле-регулятора.
Более точные и точечные проверки проводятся на разобранном и заведомо неисправном генераторе для поиска конкретного неисправного узла.
Генератор на автомобиле проверяется с помощью мультиметра. Для начала необходимо замерить напряжение на самой АКБ. В идеале напряжение должно быть порядка 12,5 Вольт. После запуска двигателя напряжение на АКБ должно составлять не менее 13,8 Вольт и не более 14,5 Вольт.
Есть старый дедовский метод со скидыванием клеммы АКБ во время работы двигателя. Типа если двигатель не заглохнет, то генератор бодрячком. На сегодняшний день таким образом нельзя проверять работу генератора скидыванием клеммы с АКБ на работающем авто. Если так сделаете, то через пару недель пройдет пробой одного из диодов.
Отдельного упоминания заслуживают генераторы с подключением P-D (терминалом P-D, «импульс-управление»). Они не имеют регулятора напряжения. Регулятор находится в ЭБУ. Оттуда же подается напряжение для обмотки возбуждения. Таким образом, их нельзя проверить методом с подключением индикаторной лампы и подачи возбуждения через нее. Ее просто подключить некуда, а возбуждение подается через силовой контакт. Такие генераторы проверяются на специальном стенде или при помощи самодельного реле-регулятора, способного подать импульс на обмотку ротора.
Источники:
https://bendiks-shop.ru/slomalsja-generator-v-mashine
https://etlib.ru/blog/254-neispravnosti-generatora–priznaki-diagnostika-prichiny-proverka
https://zen.yandex.ru/media/id/5a8c124cdcaf8eb7f5a4724c/5a90212bc890106a6f580bf1
https://car.ru/remont-auto-svoimi-rukami/elektronika/35141-neispravnosti-generatora/
https://autostrong-m.by/post/kak-rabotaet-avtomobilnyj-generator-kak-ego-proverit-kakie-neispravnosti-sluchayutsya