22 июня роковые решения фильм алексея пивоварова
22 июня роковые решения фильм алексея пивоварова
Зарегистрируйтесь / авторизуйтесь на сайте, чтобы не видеть рекламные блоки.
Режиссер : Алексей Пивоваров
Описание : 22 июня 2011 года исполнится ровно 70 лет с начала главной трагедии российской истории — Великой Отечественной войны. Войны, унесшей десятки миллионов жизней, определившей судьбы мира и оставившей множество вопросов, на которые по сей день нет ответа.
Почему летом 1941 года СССР оказался совершенно не готов к войне, которая шла у его границ с осени 39-го? Неужели безжалостный прагматик Сталин верил Гитлеру больше, чем собственной разведке? Правда ли, что наша агентура сообщила точную дату нападения за несколько месяцев до него? Или все это — не более чем мифы, созданные партийными историками, чтобы скрыть правду?
Ради ответов на эти вопросы съемочной группе Алексея Пивоварова пришлось не раз пересечь бывшую границу между СССР и Третьим рейхом, возникшую после раздела Европы по пакту Молотова — Риббентропа. В России, Польше, Чехии, Германии, Великобритании, Финляндии — везде были найдены уцелевшие свидетели той трагической эпохи. А их воспоминания дополнены скрупулезной научной работой, которую специально для этого фильма провели в архивах историки Михаил Мельтюхов и Марк Солонин. К сожалению, и спустя 70 лет многие документы остаются недоступными для исследователей благодаря грифу секретности. Что же такого в этих документах? Чьи роковые решения привели к тому, что война, которую ждали все, началась совершенно внезапно, а многократно превосходящая противника Красная Армия была разбита уже в первые недели?
Автор фильма Алексей Пивоваров: «Наш фильм — не о самой войне, а о том, что привело к ней. Тот факт, что 22 июня 1941 года стал для СССР ужасающей катастрофой, не могла скрыть даже советская пропаганда. Но насаждавшаяся ею каноническая версия событий не только лжива, но и оскорбительна для тех, кого она вроде бы „выгораживает” — высшего советского руководства и лично Сталина. Как к нему ни относись, все же нельзя считать его дурачком, каким делает его привычная трактовка „боялся спровоцировать Гитлера, потому и не разрешил привести армию в боевую готовность”. Катастрофа лета 41-го на самом деле не была внезапной. Она была закономерным итогом тех решений, о которых мы и попытались рассказать в нашем фильме».
LiveInternetLiveInternet
–Фотоальбом
–Музыка
–Я – фотограф
Наше живое сокровище. Большое фото.
–Интересы
–Друзья
–Постоянные читатели
–Статистика
Ярослав Бутаков:Умолчание правды есть ложь. О новом фильме Алексея Пивоварова «22 июня. Роковые решения»
Э.В.: Разделяю основные положения статьи Ярослава Бутакова.
Фильм, показанный по НТВ в воскресенье вечером, не претендовал на открытие каких-то новых страниц истории или на сенсационную версию известных событий. Он был преподнесён как внешне объективная попытка восстановить подлинную картину происшедшего 70 лет назад.
Стиль подачи материала – дело создателя фильма, поэтому тут нечего обсуждать. Нравится он или нет, это дело творческого вкуса. Гораздо важнее концепция фильма.
Собственно, историческая концепция фильма не отражена в каких-либо звучащих в нём формулировках. Более значительную роль играет настрой, создаваемый у зрителя вереницей проплывающих перед ним событий. Естественно, в режиссёрской интерпретации.
Внешне – всё вроде бы объективно. Это ещё больше подчёркивает столкновение мнений двух историков – Марка Солонина и Михаила Мельтюхова, неоднократно дискутирующих по ходу фильма. Их диалоги напоминают игру в «хорошего и плохого следователей». В роли «хорошего» следователя, оправдывающего действия советской дипломатии перед войной – М. Мельтюхов, в роли «плохого», соответственно, его оппонент.
Однако, когда дело доходит до событий, непосредственно предшествующих роковой дате, их мнения совпадают. Наверное, такое единодушие созвучно точке зрения создателя фильма. В чём же она?
Нет, А. Пивоваров не взялся за пересказ набившей оскомину версии о Сталине, якобы игнорировавшем сигналы разведки и военных о подготовке нападения вермахта и о том, что оно последует 22 июня 1941 года. В фильме, надо отдать должное, отражено и то, что СССР реально готовился к скорой войне с Германией, и что разведка в преддверии этого дня слала очень противоречивую информацию, не позволявшую сделать однозначный вывод о намерениях Гитлера.
Объяснение неудачного для нашей страны начала Великой Отечественной войны в фильме представлено так: Сталин сам готовился к наступательной войне против Германии.
При этом он сильно переоценивал боеспособность РККА. Зная о большом численном превосходстве советских войск над вермахтом на западной границе, Сталин не ожидал, что Гитлер сам осмелится напасть при таких условиях, и не боялся такого нападения, даже если оно действительно последует.
Эта версия, ведущая начало от знаменитых сочинений Резуна-Суворова и которую в финале фильма поддерживают оба спорящих историка, весьма живуча. Мы даже не будем её сейчас опровергать, так как это, помимо нас, уже сделали десятки историков. Не станем порицать и создателя фильма за то, что он положил в его основу именно эту шаткую гипотезу. В конце концов, он имел на это творческое право – предпочесть то, что больше нравится, раз уж такая концепция, несмотря ни на что, по-прежнему имеет хождение в кругах статусных специалистов.
Тем более, что в фильме нигде напрямую не звучит оправдание гитлеровской агрессии как якобы вынужденного превентивного удара по советским войскам. Более того, два высказывания (правда, сделанных как бы между прочим) подчёркивают однозначно агрессивный характер войны со стороны нацистской Германии. Первое – упоминается, что завоевание России было важной составной частью программы нацизма, изложенной в «Майн Кампф». Второе – подчёркивается, что Гитлер готовил нападение независимо от советских приготовлений к «первому удару».
Однако мимолётный характер сделанных замечаний позволяет зрителю считать их не более, чем данью традиционной фразеологии. Потому что всей компоновкой фильма он подводится к иным впечатлениям.
Прежде всего, очень много места в фильме занимают события августа-сентября 1939 года. Зритель, мало задумывающийся над причинно-следственными связями, неизбежно воспримет это примерно так, что Сталин всей своей политикой, начиная с этого времени, сам спровоцировал Гитлера на нападение. Все факты подаются в фильме так, чтобы именно это впечатление, по мере развёртывания сюжета, нарастало и заслоняло все остальные.
В фильме нет откровенной лжи. Там есть полуправда. Говорится об одной стороне какого-события, но замалчивается о других его сторонах.
Без излишних рассуждений просто приведу перечень нескольких основных фактов такого рода.
1. О Мюнхенском сговоре 1938 года говорится лишь в том смысле, что, заключая пакт 1939 года, Сталин действовал примерно также, как западные руководители год назад. Ничего – о том, что у Франции был договор о взаимопомощи с Чехословакией, а у СССР с Польшей – нет. Ничего – о том, что и в августе 1939 года у Гитлера была готовая альтернатива – новый «Мюнхен» за счёт Польши, и что СССР был вынужден играть на опережение.
2. СССР в августе 1939 г. прервал переговоры с Англией и Францией якобы лишь для того, чтобы подписать договор с Гитлером. При этом Сталин назвал Чемберлена и Даладье «болванами». Ничего не поясняется, почему он их так назвал. Ничего не говорится о ходе этих переговоров, на которых английская и французская делегации лишь отбывали номер, не имея никаких полномочий подписывать договор с СССР.
3. По секретному протоколу к пакту 23 августа 1939 года СССР «получил больше половины Польши». Не упомянуто про то, что в этой части Польши почти не было этнически польских земель. Конечно, не вспоминается и про то, что прибалтийские страны до революции входили в Российскую империю, а накануне 1939 года все они имели договора с Германией о вводе туда немецких войск в случае «советской угрозы».
4. После ввода советских войск в республики Прибалтики летом 1940 г. там прошли выборы, на которых сторонники вхождения в СССР получили от 92 до 99% голосов. При этом не говорится, что задолго до 1940 г. (в Литве – с 1926 г., в Латвии и Эстонии – с 1934 г.) альтернативные выборы в этих странах были ликвидированы, и списки монопольно правящих партий получали там примерно такое же количество голосов.
5. Ничего не сказано о том, что приказ Гитлера о подготовке к нападению на СССР был отдан ещё 31 июля 1940 г., а уже 5 августа 1940 г. был готов первый вариант плана такой войны (первоначально назывался «Ост»). Фильмом формируется впечатление, что советские планы наступательной войны против Германии предшествовали нацистским, коль скоро в отношении вторых упомянута лишь одна дата – 18 декабря 1940 г., когда Гитлер утвердил план «Барбаросса».
Наконец, создателем фильма просто проигнорированы советско-британские отношения периода 1939-1941 гг., без рассмотрения которых картина событий получается неполной, односторонней и искажённой.
Начнём с того общеизвестного факта, что с конца 1939 гг. британское руководство (до весны 1940 г. вместе с французским) и до самого дня 22 июня 1941 г. готовило военные действия против СССР. Ещё 12 июня 1941 г., по свидетельству английского историка Дж. Батлера, ставшему известным ещё в 50-е гг., британский комитет начальников штабов принимал решение нанести в ближайшие дни удары по нефтепромыслам Баку силами бомбардировщиков, базирующихся в Северном Ираке.
Ничего в фильме не говорится про перелёт второго «заместителя» Гитлера – Гесса – 10 мая 1941 г. в Англию с целью ведения мирных переговоров. А этот перелёт и контакты Гесса с влиятельными лицами в британском руководстве, про которые Великобритания ничего не сообщает до сих пор (!), в тот период оказывали огромное влияние на процесс принятия решений советским руководством.
Ведь дело заключалось в том, развяжет ли Германия себе руки на Западе в преддверии войны против СССР! Вопрос стоял так: станет ли Англия союзником (пусть и формальным) СССР, или же она будет официально нейтральным, а то и прямо враждебным нам государством!
Удивительно, что об этом событии, одном из ключевых в цепи фактов, приведших к развязке 22 июня 1941 года, ничего не сказал в фильме М. Мельтюхов, в работах которого оно внимательно рассматривается и анализируется. Впрочем, не исключено, что соответствующая реплика могла быть просто вырезана режиссёром фильма (там есть несколько эпизодов, где М. Солонин выступает с монологом, без ответа Мельтюхова), хотя это, конечно, лишь предположение.
Собственно, а что А. Пивоваров считает «роковыми решениями», если исходить из названия фильма? Из решений Сталина как какое-то судьбоносное там представлено, по сути, только одно – подписание пакта 23 августа 1939 года и действия по «оккупации» Прибалтики и части Польши. Каким образом это повлияло на неудачный исход первых сражений Великой Отечественной войны – из фильма не явствует никоим образом. Просто нам предлагается принять на веру то, что это сказалось плохо. Да ещё как «роковое» может расцениваться решение Сталина готовиться к наступательной войне. Оставив в стороне спор о том, действительно ли так было, отметим, что не сказано ни слова – какой логикой мог руководиться вождь СССР, принимая такое решение? Опять же, нам предлагается слепо верить в то, что это был лишь каприз диктатора.
Фильм подкрепляет «бульварную» трактовку событий 1941 года, заключающуюся в отождествлении политики СССР и нацистской Германии. Не удивительно, если после него ещё больше людей, не обременённых самостоятельным знанием истории (таких, увы, подавляющее большинство), задастся вопросом: имеем ли мы право называть эту войну Великой Отечественной?
И вряд ли это – невольный итог фильма. Многое говорит за то, что это – тонкая пропагандистская работа, заранее нацеленная на такой результат.
Авторы
Слава Тарощина
Война еще не кончилась
Слава Тарощина о фильме «22 июня. Роковые решения»
К 70-й годовщине начала войны Алексей Пивоваров выпустил свой новый фильм «22 июня. Роковые решения». С каждой новой работой Пивоварова у меня крепнет убеждение: когда-нибудь на его родине будет установлен памятник героическому автору, который в одиночку при колоссальном, почти всеобщем сопротивлении сражался на телеэкране с лживой советской историографией.
Тут сразу необходимо небольшое отступление, обращенное к подлинным и мнимым знатокам военной истории: не спешите хвататься за револьверы. Последняя ремарка навеяна печальным опытом, связанным с моими скромными впечатлениями о работе того же Пивоварова «Ржевская битва». Тогда некоторые особенно кровожадные комментаторы жаждали немедленно отдать меня вместе с автором фильма под трибунал или, еще лучше, расстрелять. Так вот, ответственно заявляю: я не анализирую ход войны, а лишь пытаюсь понять конкретный документальный фильм, его цели, задачи и методы.
Два года назад мастера разоблачений с родного пивоваровского канала НТВ поставили вопрос решительно: «Кто «прошляпил» начало войны?». И так же решительно на него ответили: кто угодно, только не Сталин. Сочинение режиссера Сергея Крауса состояло из давно примелькавшейся старой хроники в сопровождении говорящих голов из числа явных поклонников вождя. Их версия такова: Иосиф Виссарионович белый и пушистый, только его оклеветал в 60-х завистник Хрущев. А еще виноват Тухачевский. По его инициативе были разработаны многобашенные танки и безоткатные орудия, не пригодные для ведения боя. Тот факт, что маршал был расстрелян в 1937-м, историков вроде Сергея Брезкуна (Кремлева) и Арсена Мартиросяна ничуть не волновал. А еще виновата извечная российская безалаберность. Главное — обозначить мишени. Историки своего кумира обеляли истово, отрицая давно и хорошо известные факты. Они нашли для него даже подобающий термин в юриспруденции — «ответственность без вины».
Фильм Пивоварова всю ответственность возлагает на Сталина. Историки, участвующие в «Роковых решениях», Михаил Мельтюхов и Марк Солонин, во многом оппонируют друг другу, но сходятся в одном: Сталин сам планировал напасть на Германию, просто Гитлер его опередил. Наверное, для знатоков темы здесь нет ничего нового. Но у рядового обывателя вроде меня многое вызывает шок. Оказывается, советская разведка пребывала в глубоком обмороке — никто ничего толком не знал о конкретных гитлеровских планах. Оказывается, сообщение легендарного Рихарда Зорге о точном дне начала войны, то есть о 22 июня 41-го, — очередной миф. Оказывается, важнейшие документы последних предвоенных месяцев до сих пор засекречены.
Автор в отличие от зрителя не дает выхода своим эмоциям. Удивительное дело, но у Пивоварова начисто отсутствует пропагандистский пафос. Ровным, спокойным голосом он рассказывает открывшуюся ему правду о первых днях войны. В «Роковых решениях» автор гораздо осторожней, чем в своих предыдущих фильмах. Наиболее важные слова произносит не он, а другие. Его и так уже достали, наверное, Вольтеры из фельдфебелей от исторической науки. Не только они, но и рядовые потребители, привыкшие получать исторические знания исключительно в обертке мифа. Но Пивоваров не сдается. Он становится более жестким и собранным. Скупой, отжатый текст; блистательный бесшовный монтаж; бережная историческая реконструкция, выдающая отменное знание источников; филигранная работа с компьютерной графикой плюс точно найденная интонация — все это приметы уникальной журналистской работы, аналога которой сегодня на ТВ просто нет.
В фильме есть потрясающие кадры — хор тонкошеих пионеров срывающимися от хрупкости голосами непривычно тихо поет «Интернационал»: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Вдруг с какой-то первозданной свежестью осознаешь, что «затем» длится по сей день. Война еще не окончена для тех, кто подобно Анастасии Прудниковой, вдове красноармейца, погибшего в 41-м, и сегодня рыдает по нему так, словно вчера попрощалась. Да и для остальных тоже — пока под грифом «секретно» пылятся документы 70-летней давности, а любая попытка анализировать цену победы вызывает шок в обществе, инфицированном неистребимой бациллой сталинизма.
22 июня. Роковые решения. Фильм Алексея Пивоварова
Фильм Алексея Пивоварова “22 июня. Роковые решения”, показанный на НТВ, безусловное событие. Для массового российского телевидения. Сильный раздражитель для тех, кто придерживается исключительно советской трактовки Второй мировой. Ничего нового для тех, кто читал не только школьные учебники по истории. Многое про те роковые предвоенные годы по-прежнему неизвестно, архивы не рассекречены. И на вопрос – почему война оказалась такой у жасной – так и нет ответа уже 70 лет. Тем важнее его искать.
В картине произнесены вещи, о которых широкой публике по телевизору рассказывать не любят, а главное – не умеют.
Алексей Пивоваров: «Неканоническим историкам архивы документы не выдают»
– Фильм вы делали совместно с немецкими журналистами. Насколько актуальна эта тема в Германии? И болезненна? – Практически так же, как и у нас. А болезненна, как и все, что связано с Гитлером и нацизмом. – Это сотрудничество помогло отойти от стереотипов? – В любом случае смотреть на события истории, особенно на войны, интереснее с обеих сторон. Но это не разрушило моих стереотипов, их у меня особо и не было.
Внешне – всё вроде бы объективно. Это ещё больше подчёркивает столкновение мнений двух историков – Марка Солонина и Михаила Мельтюхова, неоднократно дискутирующих по ходу фильма. Их диалоги напоминают игру в «хорошего и плохого следователей». В роли «хорошего» следователя, оправдывающего действия советской дипломатии перед войной – М. Мельтюхов, в роли «плохого», соответственно, его оппонент.
Однако, когда дело доходит до событий, непосредственно предшествующих роковой дате, их мнения совпадают. В фильме нет откровенной лжи. Там есть полуправда. Говорится об одной стороне какого-события, но замалчивается о других его сторонах.
https://www.stoletie.ru/obschestvo/umolchanije_pravdy_jest_lozh_2011-06-21.html
Грани.Ру: 41-й: была ли альтернатива
Один из очевидных исторических “ляпов” фильма – маршальские звезды на петлицах у человека, похожего на начальника Генштаба Кирилла Мерецкова, который в действительности стал маршалом только в 1944 году. С актерами, исполняющими роли главных исторических персонажей, получилось не лучшим образом. Молчаливый Гитлер смотрится какой-то ожившей карикатурой. Да и Михаил Ефремов в роли говорящего Сталина не слишком убедителен – уж больно у них типаж различается. В фильме действуют немногие уцелевшие очевидцы событий тех дней, но их голоса теряются на фоне исторической хроники и комментариев историков и ведущего.
Рейтинг топ блогов рунета
Yablor.ru – рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.
Фототоп – альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.
В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.
Реклама
«22 июня. Роковые решения»
drugoi — 18.06.2011 Теги: Пивоваров
Фотография: © drugoi
17.06.2011, Россия | Санкт-петербургский актер театра и кино Игорь Растеряев, чей видеоролик с песней про комбайнеров стал одним из самых популярных в Рунете в 2010 году, принял участие в съемках новой документальной драмы Алексея Пивоварова «22 июня: роковые решения».
Сам фильм рассказывает о ситуации в мире перед началом Великой Отечественной войны, о тех политических и военных событиях, произошедших в конце тридцатых годов, которые привели к трагической развязке — началу войны между СССР и Германией.
В павильоне, куда я приехал, чтобы понаблюдать за съемками, для нескольких эпизодов были выстроены декорации в виде большой квартиры — так режиссер представил карту Европы. Слева — Германия с красными флагами со свастикой на стенах, потом небольшая Чехословакия, Польша, вверху прибалтийские республики, справа — СССР в виде кремлевского кабинета, приоткрытая дверь из которого — путь в Финляндию.
В своей комнате сидит польская семья — скоро эти люди лишатся страны под названием Польша.
Здесь ранним утром 15 марта 1939 года завтракают чехи, еще не зная, что за стенкой соседи готовятся напасть на них.
В «кремлевском» кабинете бойцы Красной Армии готовы к началу похода против соседней Финляндии.
Немцы прикладами ломают стену-границу с Чехословакией — так символически показывается начало немецкого вторжения в страну. Здесь у съемочной группы была возможность сделать только один дубль и к нему тщательно готовились.
Сцена начала войны с Финляндией — во главе с гармонистом, играющим веселую песню, советские солдаты проходят через дверь к соседям.
Игорь сначала записал свою песню на видео, а потом должен был исполнять её в кадре под фонограмму. Сделали несколько дублей, в т.ч. такой, где Игорь поёт на камеру сам. Вокальные данные у него, конечно, прекрасные и парень он до чертиков обаятельный.
Главный оператор — Володя Каптур. Тот же, кто снимал фильмы Пивоварова про Брестскую крепость и про Вторую ударную армию.
Управление камерой на кране.
Маршируя под веселую и боевую песню, отряд советских солдат подходит к двери в Финляндию. Гармонист стучится в дверь и.
Что было дальше в фильме Алексея Пивоварова «22 июня. Роковые решения», вы увидите завтра, в воскресенье 19 июня на телеканале НТВ, в 21:55.
Источники:
https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/22_ijunja_rokovye_reshenija_film_alekseja_pivovarova_rossija_dokumentalno_igrovoj_film_2011_god/22-1-0-784
https://www.liveinternet.ru/users/2503040/post172309915/
https://www.gazeta.ru/column/taroschina/3670797.shtml
https://davidaidelman.livejournal.com/1063772.html
https://yablor.ru/blogs/22-iyunya-rokovie-resheniya/1657758