Nokian hakkapeliitta 7 индикатор износа
Индикатор износа шин Nokian и Bridgestone. Определяем пригодность летней и зимней резины
Многие автовладельцы даже не задумываются о том, что любые покрышки имеют определенный срок службы. Бывают ситуации, когда сильно изношенный протектор является причиной серьезной поломки автомобиля или, в крайнем случае, тяжелой аварии. Итак, как определить износ зимней резины и в целом допустимый износ шин, об этом пойдет речь далее.
Каждый резиновый обод колеса имеет определенный запас прочности. Данный срок указывается производителем и зависит от размера шины и сезонности (летняя резина, зимняя или всесезонная). В среднем такой срок составляет от 30 до 70 тысяч километров пробега автомобиля.
На каждое колесо автомобиля при движении идет различная степень воздействия, поэтому протекторы на одной машине могут быть изношены по-разному. К быстрому истиранию покрышки могут привести следующие причины:
- перегрузка автомобиля;
- плохой контроль за давлением воздуха в колесах;
- некачественный монтаж колес;
- неисправность рулевого управления или ходовой части автомобиля;
- нарушение балансировки колес;
- халатное отношение к правилам эксплуатации транспортного средства;
- естественная причина – старение шин (эксплуатация и/или хранение любой резины может осуществляться не более 10 лет).
Каждая из этих причин может привести к ускоренному выходу колес из строя или послужить причиной дорогостоящего ремонта автомобиля.
Виды стирания покрышек
1. Стирание по норме
Изнашивается определенная часть шины в зависимости от нее местонахождения. При этом управляемые колеса в большей степени изнашиваются по бокам, а ведущие – посередине. Для снижения уровня стирания покрышек рекомендуется периодически менять их местами.
Схема перестановки колес
2. Односторонний износ
Из названия понятно, что стирание происходит преимущественно с одной стороны. Причин этого несколько: положительный или отрицательный развал/схождение, повышенная скорость при прохождении поворотов, дефект полуосей, отсутствие соосности.
3. Центральное и двухстороннее стирание
При таком факте необходимо проверить давление в шинах, оно либо пониженное (двухсторонний износ), либо повышенное (центральный).
4. Стирание небольшими пятнами по окружности
При появлении данного износа необходимо провести балансировку колеса, а также проверить подвеску на исправность. Кроме того, единственное пятно может являться следствием экстренного торможения при заблокированных колесах.
Методы определения износа шин
При определении степени стирания можно поверить и проанализировать изменение высоты протектора. У новых колес эталонная высота может быть от шести до восьми миллиметров (летние колеса) и от девяти до двенадцати миллиметров (зимняя резина) в зависимости от фирмы-производителя.
Для определения уровня износа высота протектора измеряется в нескольких местах по окружности и берется усредненное значение, которое не должно быть меньше двух миллиметров на летней резине и четырех-шести миллиметров у зимней.
Замер с помощью линейки
Кроме того, некоторые производители выпускают покрышки со специальными индикаторами износа.
Индикаторы Nokian и Bridgestone
Индикатор износа шин Nokian представляет из себя специальные цифры, которые расположены в центре протектора.
Эти указатели (DSI — Driving Safety Indicator), показывают степень изменения высоты протектора, которая измеряется в миллиметрах. Для зимних резин глубина канавок протектора должна быть не менее четырех миллиметров.
Видео: как работает индикатор DSI Nokian.
Индикатор износа шин Nokian Hakkapeliitta 5 дополнительно оснащен специальной пиктограммой снежинки для определения зимнего стирания. Следует иметь в виду, что при пропадании данного индикатора, необходимо незамедлительно менять колеса на новые, ведь они уже не могут обеспечить должного сцепления на заснеженной дороге.
Индикаторы износа шин Bridgestone выглядят немного по-другому. Метка полного стирания представляет из себя небольшие стрелочки, которые расположены в шести местах на внешней стороне обода. Когда они проявляются, то это указывает, что остаточная высота протектора равна 1,6 мм.
Индикатор износа на 55%, который есть только на зимней резине, представляет из себя ребристый выступ внутри протектора, он расположен в четырех местах по всей покрышке.
Если хотя бы в одном месте резина сравнялась с ними, то использовать ее в зимнее время года запрещено.
Видео: про ребристый выступ (индикатор).
Теперь вы знаете, как определить износ зимней и летней резины. При отсутствии индикаторов (меток) можно воспользоваться простой линейкой для замера.
Как определить износ шин на разных типах резины?
Каждый автовладелец знает, что езда на «лысой» резине опасна. Поэтому вопросы, как вовремя «поймать» момент, когда нужно заменить шины, как высчитать износ и, как в этом помогают индикатор износа шин, всегда остаются актуальными. Для того чтобы выяснить степень износа часто используют различные цифровые измерители, линейку, штангенциркуль, которыми меряют глубину протектора. Можно также применять любой предмет: спичку, монетку, полоску металла. Достаточно лишь вставляя их в протектор, сделать метки, которые в дальнейшем позволят получать текущую информацию об износе. Можно рассчитывать износ в процентах по специальной формуле. Но самым удобным и точным способом получения информации об износе являются индикаторы износа шин, которые устанавливается производителями.
Где индикатор износа?
Надо понимать, что в Европе и РФ установлены единые предельно допустимые величины высоты протектора. Для летних шин они составляют 1.6 мм, а для зимних – от 4 до 6 мм. Тогда становится очевидным, что речь пойдёт именно о протекторном блоке. Для определения места, где расположен индикатор износа шин, следует найти на её боковой поверхности специальную метку, которая может быть в виде аббревиатуры TWI, логотипа производителя, маленького треугольничка либо бибендума для шин Michelin. В качестве примера можно привести индикатор износа резины Michelin, находящийся в центральной канавке протектора. Его место расположения указывает маленький бибендум – резиновый человечек, символ Мишлен.
Многие производители монтируют в протекторах промежуточные индикаторы износа, исчезновение которых указывает на критический износ и необходимость замены.
Пример такого индикатора на шине Continental
Индикаторы износа шин Bridgestone
В отличие от других производителей шины этой марки имеют не один, а два вида индикаторов. Прежде всего, это индикаторы полного износа, имеющие вид небольших стрелочек, которые проявляются, когда высота протектора достигла 1.6 мм. Индикаторы этого вида находятся в шести местах и если они появились, шину требуется заменить. Кроме того, имеется индикатор износа зимних шин Bridgestone, показывающий 55% износа. Он имеет форму ребристых выступов в протекторе, которые установлены в четырёх местах. Если во время эксплуатации появляется хотя бы один из них, то это свидетельствует о том, что резина не может далее использоваться в качестве зимней. На фотографии ниже показано, как они выглядят.
Индикатор износа шин Nokian
На этих шинах часто можно видеть цифровые индикаторы износа протектора шины Nokian в виде цифр, размещённых по центру, которые имеют разный размер и выдавлены на различную глубину. Этот индикатор, показывающий степень изменения высоты протектора в миллиметрах, носит название DSI — Driving Safety Indicator. По мере износа цифры стираются от большего числа к меньшему и при достижении минимального уровня разрешенной эксплуатации показывают, что шина подлежит замене. Это наглядно видно на фотографии индикатора износа шины Nokian Hakkapeliitta 5 (фото ниже).
Снежинка, которую можно видеть на фото, является индикатором возможности эксплуатации покрышки зимой. Кроме того, в последнее время на шинах этого производителя рядом с цифрами и снежинкой можно видеть изображение капли, исчезновение которой означает повышение риска аквапланирования.
Следует знать, что цифровые индикаторы бывают также в виде цифр, означающих процент соотношения высоты изношенного протектора к первоначальному, а также в виде одной сегментированной цифры, каждый сегмент которой выдавлен на различную глубину.
Конечно, можно проводить измерения, используя специальную формулу для расчёта износа, которая имеет следующий вид:
Но зачем это делать, если при наличии индикаторов износа контроль очень прост, ведь для этого достаточно лишь периодически проверять их состояние.
Острые когти: шины Nokian Hakkapeliitta 7 зимние шипованные и отзывы автомобилистов
Наши автолюбители в дальних поездках хотят от покрышек не так уж и много – акустический комфорт, хорошая управляемость и низкое сопротивление качению. Основная часть перечисленных качеств принадлежит самой популярной резине HKPL седьмого поколения из Финляндии. Еще на стадии презентации было известно, что модель обзавелась целым арсеналом технологичных решений. Рассмотрим некоторые из них и узнаем, насколько она оправдала ожидания наших автомобилистов.
Технические особенности
В круг технических особенностей модели, по мнению экспертов и автолюбителей, входят следующие решения:
- Шип шестигранной формы якорного типа – при боковом сопротивлении площадка служит дополнительной опорой для шипа и удерживает его в вертикальном положении.
- Воздушные амортизаторы – представляют собой отверстия в зоне шипа и служат для смягчения удара в момент соприкосновения с дорожным покрытием.
- «Медвежий коготь» — специальный выступ на протекторной шашке, который помогает удерживать шип в вертикальной плоскости и улучшает сцепление.
- Система Eco Stud нового поколения – конструкция представляет собой смягчающую подушку, которая смягчает удар шипа о шоссе.
- Восьмирядная ошиповка – проходит по обеим сторонам от центральной оси покрышки, гарантируя надежный контакт на трассе в зимнее время.
- 3D-ламели – увеличивают жесткость протектору и повышают степень управляемости на сухой дороге.
Некоторые перечисленные технологические решения знакомы нашим автомобилистам по резине Nordman 5 , которая также пользуется авторитетом.
Модернизированный рисунок протектора
Обновленные шины Nokian Hakkapeliitta 7 зимние шипованные и отзывы автолюбителей отмечают наличие нового дизайна протектора, который способствует стабилизации машины на скользком покрытии. Центральное опорное ребро усилило конструкцию покрышки, что поспособствовало надежному сцеплению при совершении маневров.
Агрессивный рисунок симметричного и дирекционального характера максимально эффективен при использовании в паре с шипованной резиной. Геометрия протектора такова, что она благоприятно сказывается на его очистке естественным путем. Поэтому слякоть и снег никогда не скапливаются в покрышке.
Эффективные зоны зимних шин Нокиан Хакапелита 7 и реальные отзывы владельцев по этому поводу
Сделав скосы с обеих плечевых зон автошины, финские инженеры улучшили сопротивление слашпленингу. Такая форма отлично разрезает шугу, снежная каша эффективно выдавливается из контактного пятна. «Семерка» получилась на несколько миллиметров уже своего предшественника. Этот факт отметил автолюбитель Алексей Т. из Тулы:
«Седьмая Хакка оказалась на голову выше своих конкурентов в основном за счет отменных сцепных характеристик. Это сказывается не только при разгоне, но и при торможении, причем как на чистой дороге, так и покрытой снежной кашей. Благодаря скошенным плечевым зонам давление на поверхность у новой модели ниже, чем у пятой Хакки такого же типоразмера».
Судя по отзывам владельцев о зимних шинах новой модели Нокиан Хакапелита 7, основную работу по стабилизации автомашины на трассе берут на себя протектор и состав резины. В результате исследований финский производитель смог составить новую композицию материалов, состоящую из силика, рапсового масла и натурального каучука. Компоненты соединяются после добавления в смесь силана – это серьезная находка для отрасли. Отсюда и название резиновой композиции – криосилан.
Трехмерное ламелирование
Резине для сложных климатических нельзя обойтись без ламелей – протекторных участков с мелкой насечкой. Метод позволяет резине обволакивать рельеф скользкого покрытия, тем самым увеличивая площадь контакта. Однако на твердом асфальте ламели обычно не справляются с возрастающей нагрузкой.
В седьмой серии HKPL финны применили технологию 3D-ламелирования. В результате зубцы обеспечивают надежное сцепление ламелей при боковых нагрузках. Плоскость их пластин имеет волнообразные участки, благодаря чему под воздействием нагрузок они соединяются и работают как одно целое. Седьмая Хакка хоть и не попала в топ покрышек 2017 года, но значимость трехмерного ламелирования оценили наши автомобилисты. Вот что говорит Петр С. из Саратова:
«Замечательные покрышки! До них у меня стояли Gislaved V, поэтому и сравниваю по ним. Как для шипованной резины, то седьмая HKPL за счет своих особенных ламелей на чистом покрытии ведет себя более уверенно. Если присмотреться, можно заметить, что в плечевой зоне есть продольные усилители сцепления, которые во время движения способствуют лучшей работе ламелированных блоков».
Индикация износа
Многие отзывы о зимних шипованных шинах последней модели Nokian Hakkapeliitta 7 не обходят стороной фирменный индикатор износа Driving Safety Indicator, который расположен в паре с индикатором безопасности резины WSI для зимних условий. Такие эксплуатационные решения упрощают контроль над состоянием покрышки на протяжении всего срока ее службы. В итоге последнее поколение Хаки имеет три контрольных указателя:
- Мелкие насечки вокруг каждого шипа – сигнализируют о степени прохождения обкатки. Не секрет, что ошипованная резина сразу после установки нуждается в бережной эксплуатации в пределах первых 500 км их пробега для усадки шипов. После исчезновения насечек автовладелец будет знать, что обкатка завершена.
- Индикатор Winter Safety Indicator – расположен в центральной части протектора в виде снежинки и извещает о безопасности передвижений зимой. После стирания снежинки использовать покрышки в осенне-зимний период не рекомендуется – лучше их заменить.
- Индикатор Driving Safety Indicator – цифры по центру протекторного рисунка демонстрирует остаточную глубину канавок главного сектора в миллиметрах. По мере износа цифры стираются. Для эффективной эксплуатации глубина канавок должна быть не менее 4 мм. Износ, превышающий этот показатель, резко снижает свойства резины, что небезопасно на скользкой дороге.
Автовладельцы, знающие, когда переходить на зимние покрышки , по достоинству оценили перечисленные системы. Вот одно из подтверждений от Михаила Д. из Рязани:
«Изношенная резина подвергается серьезному риску аквапланирования и заноса. Кроме этого падает качество торможения и устойчивости. Цифровые индикаторы на покрышках седьмой Хакки позволяют своевременно определить время их замены без каких-либо приспособлений».
Каковы отзывы о новых технологиях на зимних шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 7: шипы и амортизаторы
Все знают, что шум от большинства ошипованных покрышек происходит от контакта шипов с чистым покрытием. Полый баллон – хороший резонатор, отчего все колебания, передающиеся резине, слышны довольно отчетливо. Более того, вибрации и раскачки влияют на крепление шипов, что заканчивается их потерей.
Что сделали финские шинопроизводители? Они придумали амортизирующие подушки Eco Stud под каждый шип. По многочисленным отзывам владельцев авто зимние шины Нокиан Хакапелита 7 с этой системой лучше демпфируют удары о дорожное полотно, что выражается в снижении вибраций и шума. Также обеспечивается оптимальное давление шипов на трассу, его как раз хватает, чтобы продавить лед.
Воздушные амортизаторы
Зоны протектора, которые касаются поверхности трассы непосредственно перед шипами, содержат воздушные амортизаторы. Они представляют собой три полости, сделанные в форме капли, и имеющие сообщение с окружающей атмосферой. Когда шашка прикасается к асфальту, отверстия закрываются и камера становится упругой, надежно фиксируя шип. Конструкция Air Claw такова, что зона с воздушным амортизатором отрывается от покрытия раньше шипа.
После открытия отверстий воздух выходит, и протектор опять приобретает мягкую структуру. По мнению Александра К. из Курска такая технология способствует акустическому комфорту при езде по чистой дороге:
«Система ударопоглощения заметно снизила вибрации и уровень шума по сравнению с прошлой моделью HKPL. Суть ее работы в том, что при сжатии резины энергия рассеивается амортизатором, а не передается на борта покрышки. Эксперты уверяют, что вакуумное сцепление не только снижает шум, но и увеличивает пробег и управляемость покрышки».
Резюме
Новая модель с индексом 7 производится в 48 типоразмерах для колес от 13 до 20 дюймов. Специально для Porsche финские шинопроизводители изготовили скоростные шипованные покрышки класса Н, рассчитанные на скорость до 210 км/ч.
Остается добавить, что даже топовая резина не гарантирует зимой абсолютную безопасность. В любой ситуации на дороге все зависит от водителя, а техника призвана только для помощи.
Зимние шины Nokian Hakkapeliitta 7
Зимние шины Nokian Hakkapeliitta 7
Даже те, кто никогда не был в России, знают, что одной из особенностей нашей страны является длительная холодная зима. Где зима, там и снег. Значит, для российских водителей предметом первой необходимости являются шины, рассчитанные на эксплуатацию в сложных климатических условиях, на езду по снегу, льду, грязи и слякоти. Причем использование высококачественных зимних шин – это не только вопрос комфорта водителя, это еще и вопрос безопасности. Ведь во многом именно от шин зависит управляемость автомобиля, а плохо управляемый автомобиль может стать причиной самых различных дорожно-транспортных происшествий.
Несколько лет назад, в 2006 году, компания Nokian Tyres выпустила отличные шины Hakkapeliitta 5. Они пользовались большой популярностью у российских водителей. Но идеальных шин не бывает. Всегда находится что-то, что можно улучшать, модернизировать. По словам руководителя отдела по разработке и усовершенствованию продукции Nokian Tyres Тэппо Хуовила, при создании шин Hakkapeliitta 7 основной задачей было придумать что-то новое, особенное. Как сказал Тэппо Хуовила, компания накопила огромный опыт создания шин для сложных климатических условий. Поэтому разработчики постарались сделать все возможное, чтобы обеспечить и комфорт водителя, и высочайшую степень безопасности. Каким же образом это достигается?
Якорный шип и восьмирядная ошиповка
Основное новшество, благодаря которому шины Hakkapeliitta 7 отличаются от предшествующей модели, – это якорный шип нового типа. Для большей прочности и устойчивости специалисты компании Nokian Tyres увеличили основание шипа таким образом, что оно стало шире, чем сечение корпуса. Это было сделано для того, чтобы добиться лучшего бокового сцепления. Даже при сильном боковом сопротивлении шип практически не деформируется, благодаря чему шину не «ведет», а автомобиль остается на курсе. Остаточная деформация гасится с помощью технологии, получившей название «медвежий коготь», – о ней речь пойдет ниже. Под основанием шипа, в корпусе самой покрышки, расположены стальные нити, которые придают шипу дополнительную устойчивость.
Внутри шипа расположена твердосплавная вставка. В отличие от предшествующих моделей, где вставка имела сначала круглую, а затем четырехугольную форму, она имеет форму шестигранника со скошенными острыми углами, установленного таким образом, чтобы широкая часть вставки оказалась по ходу вращения шины. При этом острые углы направлены к боковине покрышки. Их задача – улучшать сцепление с дорогой при боковом скольжении.
Эволюция формы шипа в разных моделях зимней шины Hakkapeliitta
При этом разработчики могли бы пойти по пути увеличения количества шипов. Тем самым можно было бы легко добиться значительно большей устойчивости шины. Но это одновременно привело бы и к увеличению ее массы. Поэтому специалисты компании Nokian Tyres нашли другое, более изящное решение, которое позволило добиться тех же результатов и оставить массу шины неизменной. Они не стали увеличивать количество шипов, но изменили схему их расположения. Теперь справа и слева от протектора расположено по восемь рядов шипов, обеспечивающих отличное сцепление с поверхностью.
«Медвежий коготь»
Технология с таким оригинальным названием впервые была разработана для шин Hakkapeliitta V. Ее необходимость связана с тем, что при боковом скольжении шипы начинают гнуться в сторону, тем самым уменьшая сцепление покрышки с поверхностью дороги. Каким бы прочным ни был шип, такая деформация все равно происходит. Особенно серьезной эта проблема становится при торможении.
«Медвежий коготь» представляет собой особый резиновый выступ на шашке протектора. Он предназначен для того, чтобы не позволять шипу гнуться во время торможения и бокового скольжения. Благодаря этому машина продолжает оставаться на курсе, ее не ведет. Это очень простое решение, но при этом оно чрезвычайно эффективно.
Новый дизайн протектора
Дизайн протектора на шинах Hakkapeliitta 7 является симметричным и дирекциональным (то есть с заданным направлением вращения). Центральная часть протектора усилена, что достигается благодаря объединению центрального ребра с центральными шашками. Это не только усилило всю конструкцию в целом, но и позитивно сказалось на управляемости автомобиля и стабильности положения шины во время движения. Трехмерные ламели, плотно прилегающие друг к другу, также дополнительно усиливают конструкцию. Особенно хорошо машина себя чувствует на сухом асфальте.
Рисунок протектора тщательно продуман. Именно такое расположение ламелей и шашек служит эффективному вытеснению снега и слякоти из пятна контакта шины с дорогой. Можно сказать, что в процессе езды происходит самоочищение шин. Как показали многочисленные тест-драйвы, благодаря новому дизайну протектора шины Hakkapeliitta 7 отлично разрезают снежную шугу, обеспечивая при этом надежное сцепление с дорогой.
Конструкция протектора многослойная. Нижний базовый слой является наиболее жестким. Он не только дает опору следующему, более мягкому слою протектора, но и отвечает за надежность закрепления шипов, так как их основания установлены именно в базовом слое.
Еще одна особенность этих шин – характерные скошенные плечевые зоны. Это тоже направлено на то, чтобы вытеснять неслежавшийся снег и удерживать автомобиль на курсе.
Проблема шума и воздушные амортизаторы
Шипованные шины являются источником шума. Поэтому разработчики модели Hakkapeliitta 7 уделили немало внимания решению этой проблемы (хотя, как можно прочесть в последнем разделе статьи, ряд отечественных водителей полагают, что эта проблема была решена неидеально). По аналогии с «медвежьим когтем» примененная здесь технология получила название «воздушный коготь». В шашке протектора перед шипом было сделано каплевидное отверстие. Благодаря этому отверстию шашка превращается в своеобразную подушку, которая представляет собой воздушный амортизатор. Он смягчает удар и гасит вибрацию, возникающую при соприкосновении шипа и дорожного полотна. Соответственно, шум, издаваемый шиной, слабеет.
Дополнительный эффект применения «воздушного когтя» заключается в том, что амортизатор не только гасит шум от удара. Он также защищает дорожное полотно, уменьшая нагрузку, оказываемую на него шипованной шиной. Тем самым компания Nokian Tyres способствует большей длительности эксплуатации дорог.
Криосилан
При изготовлении покрышек Hakkapeliitta 7 применялась новая резиновая смесь, в основу которой лег криосилан. Это вещество представляет собой смесь натурального каучука, силики (двуокиси кремния), являющейся связующим компонентом, и рапсового масла. Соединить силику и природный каучук долгое время не удавалось, все получавшиеся композиции оказывались нестабильными. Задача была решена за счет добавления в композицию силана.
Добавка рапсового масла позволила сделать шины более эластичными и прочными на разрыв. В свою очередь, силика служит не только связующим элементом, но и позволяет значительно снизить сопротивление качению. Эти факторы положительно сказались на износостойкости шин Hakkapeliitta 7. Так как они стали более прочными, то и срок их службы также увеличился.
Можно однозначно утверждать, что криосилан представляет собой настоящий прорыв в области резиновых смесей для зимних шин. Применение этого вещества дало возможность значительно улучшить сцепление шины с дорогой, в том числе в суровых климатических условиях, на мокрых, заснеженных и скользких поверхностях.
Снижение сопротивления качению позволило уменьшить расход топлива и снизить вредные выбросы в атмосферу. Как следствие, зимние шины Hakkapeliitta 7 имеют высокие экологические свойства.
Индикатор износа
Все, кто когда-либо использовал продукцию Nokian Tyres, знают о такой полезной придумке разработчиков, как индикатор износа. Это еще одно несложное изобретение, направленное на повышение уровня безопасности. Фактически этих индикаторов даже два: изображение снежинки и ряд цифр, расположенный в центральной части протектора. Эти цифры показывают остаточную глубину главных канавок протектора, которая измеряется в миллиметрах. Необходимо тщательно следить за цифрами, так как по мере износа шины они исчезают.
Индикатор износа зимней шины Hakkapeliitta 7
Задумываться о смене шины необходимо, когда глубина канавок станет меньше 4 мм. Именно с этого момента производитель не гарантирует, что шина соответствует требованиям безопасности. Если же сотрется изображение снежинки, то это однозначно свидетельствует о том, что по снегу ездить точно не стоит. Таким образом, водитель очень легко может определить, когда его автомобиль нуждается в замене шин.
Мнение российских водителей
Российские водители по достоинству оценили шины Hakkapeliitta 7. Большинство из тех, кто управлял автомобилем, «обутым» именно в эти шины, отмечают, что машина отлично чувствует себя на асфальте, снегу и льду. Как отмечает часть водителей, на небольшой скорости вообще не чувствуется разницы между льдом и асфальтом, машину совершенно не ведет в сторону. Некоторые проблемы с управляемостью возникают на мокром асфальте при скорости выше 100 км/ч. Но в целом шины обеспечивают надежное сцепление с любой поверхностью, по которой едет автомобиль, хорошо ведут себя при поворотах, при торможении.
Наиболее спорным вопросом является шум, который издают шипы. Как говорилось выше, при разработке этой модели данной проблеме уделялось немало внимания. Однако, судя по отзывам некоторых российских автовладельцев, полностью справиться с задачей разработчикам не удалось. В то время как одни называют шум единственным недостатком Hakkapeliitta 7, другие утверждают, что это – едва ли не самые бесшумные шины, которыми им приходилось пользоваться. Видимо, шумность этих шин зависит от того, на каких скоростях ездить. Отмечается, что сильнее всего шум становится при небольших скоростях. Также владельцы автомобилей с качественной шумоизоляцией чаще говорят о том, что эти покрышки практически бесшумны. Видимо, этот фактор тоже стоит учитывать, принимая решение о покупке зимних шин Hakkapeliitta 7.
С другой стороны, судя по отзывам и результатам тест-драйвов, это единственная проблема, с которой сталкиваются владельцы данной модели шин. Так что можно смело поставить Nokian Hakkapeliitta 7 высшую оценку.
Шины Nokian Hakkapeliitta 7 SUV. За адреналином
Свою новинку компания Nokian Tyres представляла в экстремальных условиях
Свою новинку компания Nokian Tyres представляла в экстремальных условиях
Зимняя дорога
© Фото: Nokian Tyres
Такой радостный адреналин не бурлил в моей крови лет сорок. Упражнение не изменилось — движение по кругу в боковом скольжении по льду. Несмотря на накопленный водительский, да и жизненный опыт, не уменьшилось и удовольствие от того, что ехать боком получается. Остальное изменилось. Тогда был двор Дома пионеров, сейчас — заполярный полигон. Тогда мы хулиганили, воспользовавшись минутным отсутствием преподавателя. Сегодня инструктор рядом, на прямой радиосвязи, и не только не ругается, но и требует добавить газку. Тогда был старенький «Москвич-403», сегодня — на выбор Porsche Cayenne или Panamera. Компания Nokian Tyres устроила презентацию новых шин в зимней школе Porsche…
В поисках жанра
Зимняя шина
© Фото: Nokian Tyres
Представить новую шину — задача не из легких. Любые ощущения субъективны. Понимание приходит с опытом. Опыт требует времени и умственных усилий.
Помогут ли приборы? Они ловят даже те улучшения, которые не заметит опытный испытатель, четко ранжируют победителей и аутсайдеров в каждой испытательной дисциплине и даже выводят арифметическую сумму показателей. Но ничего не говорят о характере шины. Остается опыт эксплуатации и статистика, но на них нужно еще больше времени.
Вероятно, именно так рассуждали финны, проведя пресс-презентацию своей новинки без некорректных сравнений и пугающих большинство журналистов приборов. Катайтесь, получайте удовольствие: объективные результаты еще впереди.
Последнее слово
Индикатор износа шины
© Фото: Nokian Tyres
Nokian Hakkapeliitta 7 SUV — последняя новинка минувшего зимнего сезона. Уже весной она стала появляться в продаже, но подробный рассказ о ней мы отложили до осени. И не зря: зимние шипованные шины — последнее, что могло бы прийти в голову в жару и смог этого лета. В народе говорят, что за жарким летом идет холодная зима. Значит, наш рассказ сейчас своевременен.
«Семерку» HKPL (так сами финны сокращают трудночитаемое слово) представляли полтора года назад. Но то была просто «семерка». Обозначение SUV говорит о том, что нынешняя новинка от Nokian Tyres — шина, специально разработанная для Sport Utility Vehicles, больших полноприводных автомобилей повышенной (и не очень) проходимости. Несмотря на внешнее сходство, HKPL 7 и 7 SUV отличаются друг от друга весьма существенно.
Значительно увеличена прочность каркаса, защищена боковина. Улучшилось поведение шины на снежно-водяной каше (специалисты говорят: «повысилась сопротивляемость слэшпленингу»). Даже состав резины разрабатывали заново.
Нордический характер
Шина Nokian Hakkapeliitta 7 SUV
© Фото: Nokian Tyres
Финны давно славятся своими зимними шинами. Что неудивительно: зима у них (как и у нас) очень часто бывает настоящей. И если многим мировым производителям зимние условия приходится серьезно изучать, наши северные соседи знают их с рождения. Поэтому и обращают внимание на самое важное. В результате зимняя продукция относительно небольшой финской компании успешно конкурирует с изделиями транснациональных гигантов.
HKPL 7 еще в минувшем году была признана победительницей ряда независимых североевропейских и российских тестов. Можно ожидать, что HKPL 7 SUV, созданная на ее основе, добьется не меньшего.
За сцепление с обледеневшей дорогой отвечает уже знакомая нам по HKPL 7 технология Air Claw Technology. Слово Claw (коготь, точнее — рудиментарный отросток в виде пальца на лапе или копыте некоторых животных) уже знакомо нам по более раннему новшеству Nokian Tyres — технологии «медвежьего когтя», используемой компанией во всех зимних шипованных шинах последних лет. Air (воздух) имеет прямое отношение к спортивной. обуви. Без пояснений не обойтись. Перед каждым шипом в шашке протектора располагаются каплеобразные отверстия, служащие воздушным амортизатором. «Капли» смягчают удар шипа о поверхность дороги, уменьшают его раскачивание в теле протектора. Как следствие, обеспечивается оптимальное рабочее положение шипа, шина меньше шумит, изнашивается сама и изнашивает дорогу. Идея «украдена» у производителей современных кроссовок. Удержать шип в вертикальном положении при торможении помогает уже упомянутый «медвежий коготь» — выступ на шашке протектора, препятствующий его наклону.
Под внутренний фланец шипа «уложена» подушка из более мягкой резины, которая не только поддерживает шип и поглощает удары, но и позволяет ему немного «спрятаться» при движении по чистому от льда и снега покрытию. Шум и износ еще немного снижаются. Такая система ошиповки заслуженно называется Eco Stud (Эко шип).
Отдельного описания заслуживает сам шип. Назвали его якорным. Его форма действительно напоминает якорь.
Привычно круглой осталась лишь «шейка», соединяющая охватывающий твердосплавный сердечник корпус с фланцем. Дальше начинается «геометрия».
Сердечник сделан шестигранным, вытянутым поперек направления движения. Логично: «продольной» работы у шипа многократно больше, чем «поперечной». Корпус — восьмигранный, симметричный. «Углы» обеспечивают правильную посадку шипа в резине блока протектора. Такой же по форме поперечного сечения фланец имеет увеличенную площадь опоры, удерживая шип от излишнего раскачивания. С этой же целью под «основание» шипа подвели большое количество нитей корда. Как говорят сами разработчики, шина имеет прочное удвоенное строение каркаса, которое обеспечивает необходимую в движении жесткость и на смерзшемся гравии, и на скользком асфальте.
Шипы
© Фото: Nokian Tyres
Но лед и вода не единственные «прелести» зимней дороги. Серьезная опасность — комбинация крайностей, слэш — насыщенные водой снег и ледяная крошка. Каша, одним словом. Для того чтобы тяжелый и мощный внедорожник не боялся такой напасти, полностью переделали плечевую зону протектора. Блоки протектора здесь выполнили в виде ступенчатых клиньев, что улучшило поперечное сцепление и уменьшило опасность слэшпленинга, т. е. «всплывания» машины на каше.
Агрессивный рисунок протектора HKPL 7 SUV можно назвать вариацией на хорошо известную тему. Симметричная направленная «елка» — фирменный стиль Nokian Tyres. Рисунок крупный, что улучшает проходимость по рыхлому снегу и способствует самоочищению протектора. Центральные блоки соединены между собой, образуя сплошное продольное ребро — элемент, необходимый для поддержания курсовой устойчивости на чистом асфальте. Размещение шипов, как водится, тщательно просчитывалось. Блоки, следуя современным тенденциям, рассечены на отдельные ламели трехмерными сайпами (ножевыми канавками). Каждый производитель шин решает задачу совмещения эластичности отдельных ламелей при жесткости всего блока по-своему. У Nokian Tyres множество пирамидок входит в углубления соответствующей формы. При малой нагрузке каждая ламель работает самостоятельно, изгибаясь и внедряясь кромкой в неровности покрытия. При большой происходит взаимозацепление ламелей в единый блок. Ребристая боковина усиливает конструкцию шины и одновременно защищает ее от механических ударов.
Шипы
© Фото: Nokian Tyres
Резиновая смесь HKPL 7 SUV разрабатывалась специально для внедорожников и специально для зимы. В ее состав входят натуральный каучук, силика и рапсовое масло. Такая комбинация обеспечивает шине сцепление на льду и мокром асфальте, усиливает ее прочность на разрыв (в т.ч. об острые камни) и снижает экологическую нагрузку как при производстве, так и в ходе эксплуатации.
Названные особенности (и определенные оставшиеся за кадром секреты) шины позволили существенно снизить сопротивление качению, что сказалось и на расходе топлива, и на динамике автомобиля.
По традиции финны большое внимание уделили информационности своего изделия, рассматривая ее как элемент безопасности. Фирменный индикатор износа DSI (Driving Safety Indicator), показывающий остаточную глубину канавок в миллиметрах, дополнен зимним индикатором WSI (Winter Safety Indicator). Принцип действия индикаторов прост. На центральном блоке протектора размещаются цифры и символ — снежинка. По мере износа они исчезают. Самая большая из оставшихся цифр показывает глубину. Снежинка пропадет, когда высота блоков уменьшится до 4 мм. По мнению абсолютного большинства производителей, именно таков предел безопасного использования зимних шин.
Информационная зона на боковине шины позволяет отметить местоположение шины на автомобиле перед ее снятием для летнего хранения.
Nokian Hakkapeliitta 7 SUV предлагается на рынке в 21 типоразмере от 215/70R16 100T до 275/40R20 106T XL и 265/45R21 108T XL. Шина размерностью 255/50R19 имеет версию повышенной мобильности Run Flat.
Вернемся на озеро
Экстремальное вождение
© Фото: Nokian Tyres
Адреналина было предостаточно. Зимняя школа Porsche сама по себе занятие увлекательное. Предложенная журналистам программа была сокращенной, но насыщенной. Азы отменили, начали сразу со сложного, но наши не опозорились.
Сложно судить, что доставило большее удовольствие — мощь моторов или цепкость шин. Ясно одно: Porsche на новых колесах не просто управляется, но и реализует свой потенциал, допуская определенный экстрим, едва ли реальный в обычной дорожной ситуации.
Источники:
https://avto-i-avto.ru/shiny-i-diski/indikator-iznosa-shin-nokian.html
https://autoassa.ru/blog/kak-opredelit-iznos-shin-na-raznyh-tipah-reziny/
https://autobann.su/zimniye-shipovannye-shiny-nokian-hakkapeliitta-7.html
https://poisk-shin.ru/article/articles/zimnie-shiny-nokian-hakkapeliitta-7/19.html
https://5koleso.ru/articles/garazh/shini_nokian_hakkapeliitta_7_suv_za_adrenalinom/