Как вытащить медные трубки из радиатора
Как вытащить медные трубки из радиатора
Медь является ценным цветным металлом, поэтому в пунктах приема на этот сплав высокая стоимость. Медные изделия можно найти в самых различных устройствах, например, трубки из этого сплава используются в электронике, автомобилестроении и в других системах охлаждения. Чтобы сдать на цветмет, нужно разобраться как вытащить медные трубки из радиатора кондиционера или от компьютера и системах где используется этот сплав для охлаждения, либо в отоплении. Благодаря своим физическим свойствам, использование меди широко распространенно, но зачастую извлечь ее из изделия сложно. Как это сделать разберемся в этой статье.
Как достать медные трубки из радиатора
Алюминиевые радиаторы устроены таким образом, что в них большую часть тепла впитывает в себя медь. Это позволяет обезопасить алюминий от перегрева и обеспечить качественное радиаторное охлаждение. Чтобы отделить медь от алюминия в радиаторе, можно использовать специальные приемы, например, разобрать его вручную. О том, как достать медные трубки вручную или используя режущий инструмент, можете ознакомиться в видеороликах. Для удобства можно применять кусачки-бокорезы, некоторыми мастерами рекомендуется болгарка. Главное это соблюдать правила техники безопасности и работать в маске, перчатках и очках.
Принимают ли лом медно-алюминиевых радиаторов
Выгодно сдать медь в Москве можно в пунктах приема «ВторБаза». Фирма предоставляет большой спектр услуг и лучшие цены в регионе, на цветной лом.
Хотим отметить, что сдавая медь и алюминий от радиатора отдельно вы выигрываете не такую уж большую сумму. Отделяя медные трубки от алюминиевых пластин вы тратите своё время, силы и несёте расходы от резки (инструмент и электричество), поэтому специалисты компании ВторБаза рекомендуют сдавать радиаторы целиком.
Если подсчитать, совокупная стоимость лома меди и алюминия приравнивается к цене радиаторного лома. Вы можете сравнить сами (прием в г.Москва):
- Цена приема меди кусковой 350-371 руб./кг;
- Цена приема алюминия кусок 65-83 руб./кг;
- Цена приема лома медно-алюминиевого радиатора 135-167 руб./кг.
Если вам дорого время, ресурсы и силы, то лучше не тратить время и сдавать лом в общем объеме. Мы принимаем радиаторы как поштучно, так и в количестве несколько килограмм, тонн. По любым вопросам обращайтесь по контактным данным на сайте компании.
Виды медно-алюминиевых радиаторов и их применение
Радиаторы из меди и алюминия используются как при отоплении помещений, так и в системах охлаждения, например, в компьютерах. Медь выдерживает воздействие кислотно-щелочных реакций, поэтому трубки из этого металла актуальны при производстве радиаторов для отопления. Также у меди есть бактерицидное свойство, что противодействует развитию микрофлоры внутри систем трубопровода. Высокая антикоррозийность является не единственным преимуществом радиаторов из этого сплава – медь отлично передает тепло и быстро нагревается, так как способна конденсировать на себе значительные температурные значения.
Кроме отопительных систем, медно-алюминиевые радиаторы могут применяtтся в охлаждающих комплектующих. Например, радиаторы охлаждения, сделанные из этих двух цветных металлов, активно применяются в автомобилестроении. Чаще всего такие изделия можно встретить в автомобилях марок ГАЗ и УАЗ.
Радиаторы охлаждения из меди и алюминия широко используются в наукоемких сферах. Например, медно-алюминиевые системы охлаждения можно встретить:
- В системах кондиционирования (домашних и промышленных кондиционерах);
- В системах охлаждения мелких деталей и радиосхем;
- В персональных компьютерах, где их используют для охлаждения микросхем питания, CPU и GPU;
- В современных кулерах для компьютеров;
- В радиаторах для видеокарт.
Медь является незаменимым металлом, как и алюминий, во всех современных системах, как отопления, так и охлаждения. В связи с этим в пунктах приема цена на комбинированные составы и изделия из этих сплавов очень высока. Приемка скупает цветной лом для последующей переработки и переплавки. На заводах сплавы обрабатываются и расплавляются, после чего используются как вторсырье. Правильная утилизация этих металлов, обеспечит чистоту окружающего мира, поэтому сдавая цветмет в пункт приема, вы поступаете правильно по отношению к нашей планете. Выкидывать металл не стоит – он может негативно сказаться на состоянии флоры и фауны.
Как отремонтировать радиатор охлаждения автомобиля
Статья о том, как ремонтировать радиатор охлаждения машины — причины неисправностей, методы устранения проблем. В конце статьи — видео о профессиональном ремонте радиатора.
Содержание статьи:
- Причины неисправностей радиатора охлаждения
- Типичные неисправности
- Как точно определить место течи радиатора
- Способы ремонта
- Видео о профессиональном ремонте радиатора
После сгорания топлива в двигателе около 70% выработанной энергии переходит в тепло. Некоторая часть тепла выходит наружу через выхлопную трубу, но о основном оно остается внутри двигателя, нагревая его до высокой температуры.
Для предотвращения перегрева двигателя и отвода тепла в окружающую среду используется радиатор охлаждения (теплообменник), который является основным компонентом охлаждающей системы автомобиля. Исправный и в надлежащем состоянии (чистый) радиатор поддерживает оптимальную рабочую температуру в двигателе, позволяя ему работать на полную мощность.
Однако радиатор, как и все другие элементы автомобиля, может выходить из строя и прекращать выполнять свою функцию. Но при этом вовсе не обязательно сразу обращаться в автосервис для ремонта. Как показывает практика, в большинстве случаев неисправность теплообменника можно устранить самостоятельно. Для этого нужно всего лишь, выявить причину поломки и знать способы ее устранения.
Причины неисправностей радиатора охлаждения
Причин, вызывающих проблемы с радиатором, не так уж много, и условно их можно разделить на три вида:
- механические повреждения;
- неправильная эксплуатация;
- естественный износ при эксплуатации.
Можно добавить еще и заводской брак, но эта причина встречается крайне редко. В большинстве случаев указанные выше причины приводят к одному последствию – нарушению герметичности радиатора. То есть, он попросту начинает протекать.
Но есть и другой «результат» поломки, который скорее можно отнести к неправильной эксплуатации – загрязнение теплообменных пластин. Проще говоря, радиатор загрязняется настолько, что перестает обмениваться теплом с окружающей средой, так как налипший и засохший слой грязи (пыль, насекомые, тополиный пух) препятствует отделению тепла от теплообменных пластин.
В данной ситуации вряд ли уместно говорить о ремонте, потому как проблема решается простой промывкой пластин радиатора струей проточной воды. Кстати, грязь может образоваться не только снаружи радиатора, но и внутри него в виде засоров, накипи и коррозийных отложений.
Механические повреждения
Повредить радиатор механически с последующим нарушением герметичности может как небольшой камень, случайно вылетевший из-под колеса автомобиля, так и серьезное ДТП с лобовым столкновением. Также к механическим повреждениям можно отнести и неумелое обслуживание радиатора неопытным автовладельцем, когда он случайно повреждает корпус, теплообменные элементы или другие детали.
Неправильная эксплуатация
Неправильность эксплуатации может заключаться не только в несвоевременной очистке и помывке радиатора, но и в использовании низкокачественной охлаждающей жидкости.
Низкое качество жидкости может привести к ее замерзанию и «размораживанию» радиатора даже при небольшом морозе, с последующим нарушением герметичности. Либо состав низкокачественной жидкости может быть настолько агрессивен, что разъедает металл. А это со временем приводит к тому же дефекту – разгерметизации и протечкам.
Естественный износ при эксплуатации
В автомобиле, как и в другой технике, нет ничего вечного. И радиатор охлаждения — тоже не исключение. Он и его сопутствующие детали также подвержены в процессе эксплуатации коррозии, разрушению, засорам.
Типичные неисправности радиатора охлаждения
Типичные неисправности радиатора можно разделить на два типа: внешние и внутренние.
Внешние:
- нарушение герметичности трубок для доставки охлаждающей жидкости в радиаторные бачки;
- образование трещин на трубках радиатора для подвода/отвода охлаждающей жидкости;
- нарушение герметичности резиновых уплотнителей.
Внутренние:
- образование в проводящих трубках засоров, препятствующих достаточному охлаждению жидкости.
Как точно определить место неисправности (течи) радиатора
Прежде чем начать ремонтировать радиатор, нужно определить характер и место самой неисправности. Почти все внешние неисправности радиатора (кроме обычного загрязнения) заключаются в нарушении его герметичности, а значит, должна быть утечка охлаждающей жидкости.
Интенсивность вытекания жидкости из радиатора может быть разной, и на начальной стадии визуально незаметной, но быстрое снижение уровня жидкости в бачке замечается почти сразу. Ведь снижение уровня тосола или антифриза приводит к перегреву двигателя, о чем незамедлительно просигнализирует специальный датчик температуры на водительской панели приборов.
Для точного определения места утечки жидкости можно воспользоваться двумя способами. При этом потребуется полностью слить охлаждающую жидкость из радиатора, а сам радиатор отсоединить, вытащить из машины и тщательно промыть.
-
Необходимо заглушить (закрыть) все входные отверстия радиатора и оставить только одно. Через оставленное отверстие залить в радиатор воду. Через это же открытое отверстие с помощью насоса или компрессора создать избыточное давление в радиаторе. Из отверстия в поврежденном месте начнет выходить струйка воды.
Способы ремонта радиатора охлаждения
Существует несколько способов ремонта радиатора, но не все они доступны и подходят для самостоятельного «гаражного» или «полевого» ремонта. Ниже мы рассмотрим наиболее простые и распространенные способы самостоятельного ремонта в простых условиях, без специального профессионального оборудования.
Ремонт радиатора с помощью герметиков
Внешний ремонт герметиком
Для наружного ремонта радиатора охлаждения часто используют термостойкий клей-герметик с металлическим порошком. Такой состав нередко называют «холодной сваркой» или «металлогерметиком». В продаже такие герметики могут предлагаться уже готовыми к применению или в качестве отдельных компонентов, которые потом нужно будет смешивать до получения однородной массы.
Ремонт радиатора с использованием внешнего клея-герметика достаточно эффективен, но только при условии соблюдения соответствующих технологических требований на каждом этапе работы:
- охлаждающая жидкость должна быть полностью слита из радиатора;
- наружная поверхность, предназначенная для ремонта, должна быть тщательно обезжирена и слегка обработана надфилем или наждачной шкуркой до образования легко шероховатой поверхности;
- для заделки больших отверстий (более 2 мм) можно использовать металлические заплатки с также обезжиренной и обработанной поверхностью.
Герметик наносится вокруг отверстия (трещины). Начальное затвердевание происходит в течение 2-3 минут, а полное – в течение суток. Через 24 часа изделием можно будет пользоваться.
Преимущество металлогерметика в том, что его коэффициент температурного расширения близок к коэффициенту металла, и если все сделано правильно, то заклеенный радиатор сможет прослужить еще несколько лет.
Внутренний ремонт химическим герметиком
«Химические герметики» иногда еще называют «жидкостью для восстановления радиатора» или «порошковым восстановителем». Соответственно, такие герметики бывают порошковые и жидкие.
Устранение течи с помощью герметика (изнутри) – процесс не сложный. Герметик заливают в систему охлаждения, после чего он контактирует с воздухом и создает полимерную пробку, которая закупоривает отверстие в месте протечки.
Однако у этого метода есть серьезный недостаток – герметик засоряет систему охлаждения, после чего требуется полная промывка системы (и кондиционера с печкой тоже). Поэтому внутреннее использование герметика целесообразно только в экстренном случае, когда устранить протечку требуется срочно. Ездить с таким герметиком можно не более 100 км.
Ремонт радиаторов охлаждения с помощью паяльника (пайка)
Ремонт радиаторов с помощью пайки считается не только более надежным, но и более сложным и трудоемким. Однако данный способ самостоятельного ремонта подходит не для всех радиаторов. Например, его лучше не использовать для ремонта радиаторов, изготовленных из алюминиевых сплавов, которые очень плохо поддаются ремонту в обычных условиях. Такие радиаторы лучше, проще и быстрее заклеивать металлогерметиком. Наиболее пригодными для ремонта паяльником в домашних условиях считаются приборы из латуни.
Ремонт латунных радиаторов с помощью паяльника
Для запаивания радиатора из латуни потребуются:
- паяльник мощностью не менее 50 Вт;
- паяльная кислота (раствор кислоты и цинка) – для очистки металла от окиси;
- порошок буры (флюс) – для нейтрализации оксидной пленки и лучшего растекания жидкого припоя;
- припой.
- металлощетка, наждачная бумага или надфиль.
Поверхность для нанесения паевого слоя должна быть предварительно очищена от грязи и пыли. Металлической щеткой удаляются признаки коррозии и окисления. Рабочая поверхность обрабатывается наждачной шкуркой (или надфилем) до блеска, для улучшения адгезии (сцепки) металла с припоем. Наконечник паяльника должен быть чистым и не иметь остатков старого припоя и окалины. Непосредственно перед началом пайки рабочую поверхность необходимо прогреть.
Важно! Пайку можно проводить только на некотором расстоянии от заводского шва, так как латунь обладает высокой теплопроводностью и может расплавить заводской шов.
Процесс пайки радиатора не так прост, как кажется на первый взгляд. Если у вас нет достаточных минимальных навыков работы с паяльником или вы не уверены в своих силах, то лучше обратитесь к специалисту.
Ремонт радиатора методом заглушки поврежденных трубок
Если радиатор охлаждения имеет обширное повреждение, но при этом оно локализовано (то есть, находится в одном месте), то проблему можно решить заглушкой поврежденных трубок.
Обычно поврежденные трубки плотно пережимают (сплющивают) плоскогубцами с двух сторон как можно ближе к поврежденному месту. Таким простым способом перекрывается утечка охлаждающей жидкости из дефектных отверстий.
Как правило, такие радикальные действия предпринимают в «полевых» условиях, когда нет другого выхода из ситуации. При этом следует помнить, что эксплуатировать автомобиль после такого радикального ремонта долго нельзя, а количество заглушенных трубок не должно превышать 3-4 штук.
Заключение
Самые последние модели автомобилей все чаще комплектуются радиаторами охлаждения с пластмассовыми бочками и центральной частью, изготовленной из алюминиевого сплава. Следует помнить, что на ремонт таких радиаторов не надо тратить время, так как они вообще не подлежат ремонту — их необходимо сразу менять.
Видео о профессиональном ремонте радиатора:
Еще раз о кустарном изготовлении тепловых трубок
Страницы материала
Наверно все-таки нужно напомнить принцип работы тепловой трубки. Непосредственным предшественником тепловой трубки был термосифон, поэтому полезно рассмотреть вначале принцип действия этого устройства. Берется трубка. Внутрь трубки вводят небольшое количество жидкости, откачивают воздух и запаивают. При подводе тепла к зоне испарения жидкость переходит в пар, давление насыщения паров в этой зоне резко повышается, пар движется вверх в зону с меньшим давлением, конденсируется и стекает по стенкам вниз. Необходимым условием работы является отвод тепла от зоны конденсации. Недопустим также перегрев в зоне испарения – может наступить кризис кипения. Вся жидкость испарится и теплопередача пойдет по стенкам термосифона.
Недостатком термосифона является возможность работы только в вертикальном положении. Для обеспечения возврата конденсата в зону испарения при любой ориентации системы теплопередачи потребовалось заменить гравитационное поле какой-нибудь другой силой. Это и было осуществлено при изобретении новой системы. В качестве сил, поднимающих конденсат против сил гравитации, были использованы капиллярные силы, возникающие при смачивании рабочей жидкостью капиллярно-пористого материала – фитиля.
Существуют очень интересные серийные корпуса с бесшумным охлаждением на базе тепловых трубок. Например, всем известный Zalman TNN500AF. Обзор этого корпуса есть на сайте.
Фото1. Zalman TNN500AF
реклама
Фото2 Atech 6000
Фото3. Atech 6000
Но пока такие корпуса очень дороги и труднодоступны. Самодельщики всего мира пытаются сделать нечто подобное. Например, небезызвестный Нумано давно и плодотворно трудится в этом направлении.
Фото4. Проект Нумано.
реклама
И на нашем Overclockers.ru был подобный проект. Автор в своем проекте заменил тепловые трубки водяным охлаждением. Но при всей моей любви к водяному охлаждению, мечтается о компьютере без помпы.
На мой взгляд, самое сложное в изготовлении системы, подобной рассмотренным выше, это достать подходящие тепловые трубки. Нумано в проекте на Фото4 , использует тепловые трубки, взятые из кулера для винчестера Zalman ZM-2HC. Я также пробовал пойти этим путем. И специально для этого приобрел такой кулер. Но оказалось, тепловые трубки, используемые в этом кулере очень жесткие и довольно хрупкие. Разогнуть их сложно, существует большой риск сломать трубку, что и было мной проделано
Фото6. Сломанная трубка
Фото7. Фитиль
А как же иначе, трубки являются несущей конструкцией кулера. Поэтому они и должны быть жесткими. Иначе он бы расползался в руках. Неразогнутые трубки коротки, неудобны. К тому же стоимость кулера довольно высока. И если с такой длиной трубок еще можно попробовать отвести тепло от процессора, то от видеокарты это будет сделать проблематично. Не хватит длины трубок.
Я уже около года работаю в этом направлении, но кроме как сделать самому тепловые трубки нужной длины и диаметра, ничего придумать не смог. Купить негде. Заказать некому. Были попытки самостоятельного изготовления, вылившиеся в пару статей (Тепловая трубка своими руками, дома, “на коленке”, Тепловая трубка своими руками, дома, “на коленке”. Часть вторая). Но это были примитивные эксперименты с получением вакуума методом кипячения. Все мои изделия имели жесткую конструкцию. То есть зона конденсации и зона испарения жестко скреплены друг с другом, что осложняло крепление к процессору и увеличивало риск повреждения процессора и материнской платы, в случае, если кто-то случайно заедет локтем по торчащей над корпусом зоне конденсации. Все-таки наиболее оптимальную конструкцию придумали инженеры Zalman – медные теплоотводы, соединенные с массивным корпусом-радиатором относительно гибкими тепловыми трубками.
В этой статье я коснусь только процесса изготовления тепловых трубок. Конструкцию корпуса-радиатора я здесь рассматривать не буду. Причина кроется в том, что я сам еще не определился с конструкцией корпуса. Хочется что-то подобное Zalman TNN500AF или Atech 6000, но, что мне больше нравится, я никак не выберу. Да и где взять радиаторы такого размера, я не определился. Видел в одном радиомагазине, но по просто фантастической цене. Судя по сумме, которую за них просят, они минимум платиновые. А может и алмазные. Заказать на заводе, кончено можно, но мастер панически боится попасться с такой железякой в проходной. Он и так недавно с моими деталями погорел. В общем, пока вопрос остается открытый.
Поэтому здесь я опишу только технологию изготовления тепловых трубок, а нужно ли это кому-нибудь и как их использовать, пусть каждый решает для себя сам.
Толчком для ускорения работ послужило мое неожиданное увлечение системами фазового перехода. В процессе изучения материалов по теме, приобретения комплектующих и инструментария выяснилось, что с помощью того же инструмента и материалов можно попытаться изготавливать и тепловые трубки.
Так для вакуумирования холодильного агрегата перед заправкой его фреоном был приобретен холодильный компрессор L57TN . И его я немного модернизировал для использования в качестве вакуумного насоса.
Фото8. Компрессор L57TN
На всасывание я припаял фильтр-осушитель для удаления влаги из откачиваемого воздуха. Это сделано как попытка исключения насыщения масла внутри компрессора влагой из воздуха. Надеюсь, это даст возможность не менять масло, когда я соберусь использовать этот компрессор для фреонки. Так же, для удобства подключения манометрической станции, я припаял к компрессору клапаны Шредера. Аналог этих клапанов можно увидеть в газовых зажигалках. В холодильных системах эти клапаны используются для заправки и диагностики.
Так вот, заимев такую штуку, я тут же вспомнил о тепловых трубках. Разглядывая тепловые трубки из Zalman ZM-2HC, я обратил внимание на их конструкцию и, как мне кажется, примерно понял технологию их изготовления. Трубка с одной стороны выглядела как запаянный конус. Видимо при изготовлении берется трубка, в нее вставляется фитиль. В Залмановских трубках используется фитиль очень похожий на металлическую оплетку экранированного провода. Это можно увидеть на Фото7. Запаивается. Потом в трубку заливается теплоноситель и из трубки удаляется воздух. После чего трубка пережимается, следы отчетливо видны, и опять запаивается.
Я решил попробовать повторить этот процесс в домашних условиях. И придумал такую штуку. Взять медную трубку, припаять к ней клапан Шредера. Это делается для подключения трубки через манометрическую станцию к компрессору, для вакуумизации. По манометру можно проконтролировать глубину вакуума.
реклама
Фото9
Засунуть в трубку экран от провода.
Фото10
Капнуть в трубку воды. Потом специальным инструментом – закусывателем, пережать трубку и запаять конец трубки для верности.
Фото11
реклама
Как видно из фотографий, все это я проделал. За исключением того, что запаять трубку я не смог. Сначала думал, что от нагрева вода в трубке закипает и пар разрывает место зажима. Но потом я опустил конец трубки в таз с водой и стал паять.
Фото12
Пар стал тут же вырываться и “выплевывать” припой. В любом случае образовывалась раковина, трубка свистела паром и текла. Скорее всего, по фитилю вода поднималась до верха трубки и там от пайки закипала. Пар разжимал зажатую трубку и вырывался наружу. Идея была хорошая, но надо придумать другой способ герметизации. Фитиль же из оплетки получился отличный.
Спустя какое-то время до меня дошло. Я, специально предназначенным для этих целей инструментом – закусывателем, зажимаю трубку, потом, как последний фонарь, расщелкиваю его и начинаю паять. Для чего на нем сделана защелка? Конечно для того, чтобы паять трубку с защелкнутым закусывателем! Трубка-то мягкая. Пар, расширяясь, без труда разжимает трубку.
реклама
Фото13. Пайка с закусывателем
После пайки я положил трубку на балкон. Температура на улице была около 16 градусов мороза. В дальнейшем для заморозки воды можно будет приспособить фреонку. Прижал трубку к испарителю струбциной, включил фреонку и за какие-то минуты заморозил. Но, пока фреонка не готова, приходится ждать. К холодильнику меня с моими трубками не пустили. Брильянтовая сказала, что он для продуктов, а не для грязных, кривых железок. Такие вот темные личности и тормозят оверклокерский прогресс.
Для замедления таяния воды в трубке я заморозил ее в алюминиевом стаканчике с водой. Вместе с примороженным стаканчиком прикручиваю трубку к манометрической станции.
Фото14.
реклама
Фото15. Стрелка левого манометра показывает разряжение в трубке.
Компрессор откачивает из трубки воздух. Закручиваю кран на манометрической станции и выключаю компрессор. Кстати, работает он сейчас совсем тихо. Потом закусывателем пережимаю трубку. Откручиваю от станции. И, не удержавшись, без пайки, сразу начинаю проверять, что же получилось. Была уже глубокая ночь, а завтра на работу. Но разве можно самое интересное откладывать на завтра?
Для тестов использую цифровой термометр, добытый из Hardcano. Прикручиваю термопару от него к концу трубки из изделия Zalman ZM-2HC, а другой опускаю в стакан с горячей водой. Вода в стакане получилась очень горячей и через 15 секунд трубка прогрелась до 51 градуса. То есть до температуры воды.
Фото16. Эталонная трубка от Zalman
реклама
Фото17. Проверка самоделки
Для успокоения повторяю тест с этой же трубкой, но с отрезанным верхом. За пять минут она так и не нагрелась выше 30 градусов. А вода в стакане совсем остыла. Даже фотографировать это зрелище не захотелось.
Ломать трубку было ничуть не жалко. Наделаю новых. Еще лучше. Важно, что самодельная трубка работает. Работает, но хуже. Почему? Причина может быть в том, что толщина трубки у Zalman невелика, а у моей трубки она в несколько раз больше. Трубка сделана для работы в холодильных установках и рассчитана на высокие давления, поэтому стенки ее имеют толщину. Возможно, я перестраховался и раньше времени выключил компрессор. Боялся его убить. В этих делах я новичок. И всего опасаюсь. Вакуум получился недостаточно глубоким? Возможно, с дозировкой жидкости я ошибся. А как ее рассчитать? Капнул из шприца пару капель и весь расчет. Все возможно.
Но не это главное. Главное теперь можно делать тепловые трубки. Можно откачивать воздух из любого изделия. Не надо больше, обжигаясь, кипятить свои поделки над газом. И возможность изготовления самодельного Zalman TNN500AF теперь не кажется такой уж фантастичной.
реклама
Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.
Медь из радиатора
=Добыча меди из радиатора охлаждения процессора= Подробнее
Сдал латунный радиатор. Подробнее
Как быстро отделить медь от алюмини Подробнее
Самый лучший вариант, отделить медь от алюминия на радиаторе. Быстро и качественно. Вторсырьё. Подробнее
Металла коп или как достать медь из радиатора Подробнее
Как отделить медь от алюминия, разделка радиатора Подробнее
400 гм меди с компьютерных радиаторов Подробнее
Медь в компьютерном радиаторе. Подробнее
Распил. Сколько меди в кондиционере (теплообменник наружного блока) Подробнее
РЕМОНТ РАДИАТОРА ПО ДЕДОВСКИ ! Подробнее
Медный радиатор меня спас от голода! Коп металлолома Подробнее
UAZOBAZA # 68 Радиаторы системы охлаждения для УАЗа: медь VS алюминий Подробнее
Не греет печка – промывка радиатора #медь Подробнее
Монтаж радиатора. Пайка меди. Подробнее
Прогрев радиатора. Тест. какой лучше медный или алюминиевый? Подробнее
Станок для разделки радиаторов MRR-25 Подробнее
⚒Демонтаж радиатора, разделение меди и алюминия, лом металл цветной, медь, алюминий⚒ Подробнее
История одного радиатора. Сдал в металл Подробнее
КАКОЙ РАДИАТОР ПЕЧКИ ЛУЧШЕ? Медь или Алюминий Подробнее
Ремонт радиатора системы охлаждения
Утечки охлаждающей жидкости и восстановление поврежденных деталей радиаторов устраняют как с помощью современных полимерных материалов, так и традиционными способами – пайкой и сваркой.
Содержание
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Радиатор служит для охлаждения жидкости, поступающей из двигателя и циркулирующей по трубкам, образующим его сердцевину. В различных конструкциях трубки могут быть расположены:
. или горизонтально,
но в любом случае обе их стороны герметично закреплены в верхнем и нижнем (или левом и правом) бачках. Многочисленные тонкие пластинки, установленные перпендикулярно трубкам, служат для усиления их охлаждения встречным потоком воздуха при движении автомобиля и (или) создаваемого вентилятором.
Материалы для изготовления радиаторов должны иметь высокую теплопроводность. Раньше (до 90-х годов прошлого века) трубки и бачки изготавливались, как правило, из латуни и соединялись пайкой 1 . В настоящее время для снижения стоимости и веса радиаторов на легковых автомобилях в основном применяют алюминиевые трубки и бачки, состоящие из пластмассового корпуса с алюминиевым донышком. В этом случае герметизацию соединения трубок с донышками бачков осуществляют с помощью резиновых уплотнений или специальной пайкой, возможной только в заводских условиях. Бачок собирается путем завальцовки края донышка на буртик корпуса, при этом герметичность стыка обеспечивается резиновой прокладкой.
Условия работы радиаторов определяются тем, что после пуска двигателя охлаждающая жидкость может нагреваться без кипения до 120°С, так как давление в закрытой системе выше атмосферного. После остановки двигателя и остывания жидкости давление в системе становится ниже атмосферного. Тонкостенные детали при этом подвергаются как термической, так и механической нагрузке. В этих условиях ускоряются процессы коррозии, приводящие к ослаблению деталей и соединений, а в конечном итоге к их повреждению.
Наиболее характерные неисправности радиаторов обычных конструкций, приводящие к утечкам охлаждающей жидкости:
- разгерметизация соединений трубок с бачками;
- повреждение швов на трубках;
- трещины и пробоины в бачках, в том числе на патрубках и заливной горловине;
- повреждение резиновых уплотнений.
Кроме того, при авариях и столкновениях радиаторы, расположенные в передней части автомобиля, часто получают различные механические повреждения.
УСТРАНЕНИЕ УТЕЧЕК
Если обнаружилась незначительная утечка, а ее место не удается обнаружить или оно недоступно, то в охлаждающую жидкость можно добавить одну из специальных присадок, предназначенных для этой цели.
Такие вещества могут быть жидкими или порошкообразными 2 и часто называются «герметики радиатора» 3 . Их необходимо использовать в соответствии с инструкцией. Если на данную присадку никакого описания нет, ее лучше не применять.
РЕМОНТ ПОЛИМЕРАМИ
Использование клеев и герметиков позволяет соединять практически любые материалы. Надежность ремонта повышается при накладывании на место повреждения заплат или бандажа 5 . Результат зависит не столько от свойств полимерного материала, сколько от качества подготовки поверхности и соблюдения технологии склеивания.
Свищи и небольшие пробоины (до одного сантиметра в диаметре) заделывают, используя различные клеи-шпатлевки (в обиходе – «холодные сварки»). Они выпускаются в виде небольших цилиндрических блоков и внешне похожи на пластилин, только слоеный. Желательно использовать материалы, специально предназначенные для ремонта радиаторов. От блока поперек его оси отрезают кусочек необходимой толщины и разминают руками. Материал при этом нагревается и становится более пластичным. Если это предусмотрено инструкцией, пальцы руки предварительно смачивают водой для устранения налипания. Заготовке из клея-шпатлевки рекомендуется придать коническую форму и вдавить ее острием конуса вперед в отверстие. Затем выступающую часть образовавшейся заглушки разровнять по поверхности ремонтируемой детали и прижать. Делать это надо быстро, так как живучесть материала (время использования до начала отверждения) невелика, всего несколько минут. После установки заглушку необходимо удерживать прижатой к ремонтируемой детали в течение времени, необходимого для предварительного схватывания 6 . Для большинства «твердых сварок» оно составляет величину от 2 до 4 минут.
Трещины у основания патрубков в некоторых случаях можно заделать с использованием «холодной сварки», удерживая ее при отверждении прижатой по всей окружности с помощью бандажа. С этой целью используют, например, короткие отрезки (кольца) из металлических или пластмассовых трубок (желательно тонкостенных) с внутренним диаметром на 5–10 мм больше, чем у патрубка в месте повреждения. Между бандажной трубкой и патрубком по всей окружности плотно набивают и удерживают до отверждения необходимое количество предварительно хорошо размятой «холодной сварки». Бандажная трубка должна иметь высоту, не создающую помех для последующей установки водяного шланга на патрубок.
После окончательного отверждения, которое происходит примерно через 24 часа, клеи-шпатлевки обладают столь высокой прочностью, что не крошатся при механической обработке.
Большие трещины и пробоины (диаметром более сантиметра) закрывают заплатами, например из стеклоткани. Их приклеивают с помощью специальных клеев, имеющих жидкую консистенцию, или пастообразных клеев-герметиков 7 . Эти материалы более пластичны, чем клеи-шпатлевки. В случае необходимости накладку делают двухслойной или даже многослойной – поверх заплат меньшего размера последовательно устанавливают заплаты большей величины. При ремонте трубок радиатора, заливных горловин или патрубков ремонтируемое место оборачивают стеклотканью, а при ее отсутствии – несколькими слоями бинта (шнура), пропитанного клеем. Трещины большой длины (свыше 10–15 см) требуют применения металлических накладок, закрепляемых на поврежденном месте различными способами, например с помощью винтов-саморезов.
Многочисленные мелкие повреждения, образовавшиеся, например, в результате коррозии и сосредоточенные в одном месте, герметизируют, используя клеи-компаунды («жидкий металл»). Это полимерные композитные материалы на эпоксидной основе, обладающие текучестью, достаточной для заливки мест повреждений.
Один из возможных вариантов ремонта заключается в том, что зачищенное и обезжиренное место повреждения заливают компаундом и выдерживают до его отверждения. Радиатор перед заливкой устанавливают горизонтально на подставку. На нее предварительно укладывают резиновую подкладку, смазанную тонким слоем масла для исключения приклеивания к радиатору.
Трещины в пластмассовых деталях можно устранить с помощью клеев-расплавов – термопластичных материалов, размягчающихся при нагреве и затвердевающих при охлаждении. Технология применения заключается в том, что несколько гранул такого клея помещают на очищенное осушенное место повреждения, а затем прогревают паяльником до растекания и получения ровного слоя.
ПАЙКА И CВАРКА
Пайка латунных деталей осуществляется легкоплавкими припоями, например, ПОССу 25-2, ПОССу 30-0,5 и т.д. Трещины зачищают и запаивают, а пробоины закрывают подходящими заплатами из листовой латуни (например вырезанными из отслужившего радиатора) и опаивают по периметру. Поврежденные трубки запаивают или меняют 8 .
Удаление дефектной трубки или ее частей может осуществляться в следующем порядке:
- внутрь трубки вводят нагретый стержень соответствующего диаметра;
- после размягчения припоя трубку извлекают из бачка вместе со стержнем;
- устанавливают и запаивают новую трубку.
Аргонодуговая электросварка деталей производится с применением в качестве присадочного материала специальной алюминиевой сварочной проволоки, например Св-АК12 или Св-АК10. Такая сварка имеет особенности и проводится в среде инертного газа, так как эти материалы:
- имеют плохую свариваемость из-за образования тугоплавкой окиси алюминия на поверхности деталей;
- при нагреве скачком переходят из твердого состояния в жидкое, минуя пластичное;
- имеют большой коэффициент термического расширения, что при нагреве вызывает деформации и сильные внутренние напряжения, поэтому перед сваркой детали прогревают, а после сварки медленно охлаждают;
- при перегреве свыше 400°С прочность алюминия резко уменьшается и может произойти разрушение даже от небольшого удара.
В зону сварки подается аргон, который надежно защищает расплавленный металл от окисления кислородом воздуха, и сварной шов образуется без пор и раковин.
Сварка пластмассовых бачков выполняется с использованием в качестве присадки кусочков пластмассы, аналогичной по свойствам материалу ремонтируемой детали. Нагрев и расплавление осуществляют направленной струей горячего воздуха или с помощью паяльника. Края трещин предварительно засверливают для предотвращения их дальнейшего развития.
Газодинамическое напыление находит все более широкое применение для тонкостенных деталей из алюминия. В отличие от газопламенного и плазменного напыления, а также сварки этот способ не приводит к перегреву обрабатываемой поверхности. Покрытие толщиной 1,0–1,5 мм получается за счет того, что образующие его специальные порошки разгоняются вместе с горячими газами до сверхзвуковой скорости, направляются на ремонтируемую деталь и наплавляются на ее поверхность.
КОНТРОЛЬ ГЕРМЕТИЧНОСТИ
Результат ремонта определяют, накачивая внутрь радиатора воздух. Как «подручное» средство можно использовать разрезанную пополам камеру от велосипеда с вентилем примерно посередине. Одной стороной ее надевают на входной патрубок, другой стороной – на выходной. Заливную горловину (если она есть) закрывают штатной пробкой, затем через вентиль камеры насосом накачивают воздух до получения избыточного давления. Затем радиатор погружают в воду – при отсутствии выходящих на поверхность пузырьков воздуха он считается герметичным.
Этим же способом обнаруживают места скрытых сквозных повреждений.
Примечания
1 Перспективными в настоящее время считаются особо тонкостенные медные паяные радиаторы.
2 В качестве такого герметика может быть использована сухая горчица в количестве 1-2 столовых ложек, предварительно разведенных в небольшом количестве воды, залитой в систему охлаждения.
3 «Герметики радиатора» отличаются от герметиков «наружного» применения и не имеют общих с ними свойств. Совпадение наименования связано только с их назначением – герметизация системы охлаждения.
4 Некоторые производители рекомендуют использовать свои герметики радиатора в следующем порядке. Сначала сливают охлаждающую жидкость в чистую емкость и заливают воду, в которую добавляют герметик. Через некоторое время работы двигателя, после прекращения течи, воду сливают и снова заливают охлаждающую жидкость.
5 Промышленностью выпускаются специализированные ремонтные наборы для радиаторов, в частности для пластиковых бачков. 6 Это связано с тем, что твердые клеи-шпатлевки в исходном состоянии недостаточно липки. Сцепление с поверхностью (адгезия) вначале невелико, и заглушка, если ее не прижимать несколько минут, может частично, а то и полностью отстать от поверхности.
7 Отличие клея от герметика заключается не в свойствах, а в назначении материалов. Оно в основном определяется тем, что толщина слоя клея может быть 0,05–0,15 мм, а у герметика – свыше 1мм.
8 При повреждении более 10% трубок их меняют целиком.
Источники:
https://vtorbaza.com/spravka/kak-vytashchit-mednye-trubki-iz-radiatora/
https://fastmb.ru/soveti_auto/2657-kak-otremontirovat-radiator-ohlazhdeniya-avtomobilya.html
https://overclockers.ru/lab/show/17937/Esche_raz_o_kustarnom_izgotovlenii_teplovyh_trubok
https://putinizm.ru/med-iz-radiatora
https://wiki.zr.ru/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F