Как отрегулировать датчик уровня топлива
Датчик уровня топлива: принцип работы, ремонт и как обмануть датчик
Датчик уровня топлива (ДУТ) представляет собой измеритель объема горючего, устанавливающийся в баке транспортного средства. Принцип действия устройства схож с работой поплавка — контроллер измеряет уровень топлива и отправляет показатели расхода на панель приборов. Данные, зафиксированные датчиком, преобразуются блоком управления и выводятся на приборном щитке аналоговым или цифровым устройством.
Принцип действия электрического топливного датчика в автомобиле основан на измерении объема горючего и самостоятельном срабатывании при критическом остатке бензина. При активации резистор системы измерений, установленный в бензобаке, подает визуальный сигнал. Замер объема топлива осуществляется посредством использования специального поплавка. Степень заполнения резервуара горючим можно отследить по показаниям приборной панели: по мере расхода топлива указатель, расположенный на щитке, постепенно снижается.
Особенности принципа действия контроллера:
1. Поплавок, предназначенный для измерения, при расходе горючего опускается, а при его увеличении — перемещается вверх.
2. При перемещении поплавок контактирует со специальными секторами, подключенными к проводам. Кабеля идут на датчик топлива, установленный на приборной панели. Изменение количества пластин, подключенных к резистору или потенциометру, способствует изменению уровня сопротивления.
3. Если бак полный, то бегунок располагается в крайнем положении и ток передается в потенциометре по самому короткому пути. Передача силы осуществляется с использованием пластины, установленной с краю. Соответственно, уровень сопротивления низкий и варьируется в районе 7 кОм. При расходе топлива бегунок начинает передвигаться, в результате чего проводка добавляется новыми пластинами (сопротивление растет). При полном баке рабочий параметр составляет около 120 Ом.
4. У трубчатых регуляторов несколько иной принцип функционирования. Топливо поступает через нижнюю часть устройства (его технологическое отверстие) по специальной трубке. Поплавок устанавливается на поверхности горючего.
Какие бывают датчики уровня топлива?
Рычажные ДУТ для авто состоят из следующих элементов:
– бегунок устройства, выполненный в виде перемещающегося контакта;
Поплавок обладает инерционностью, поэтому при функционировании он не дергает стрелку индикатора на приборной панели. Схема, при которой датчик должен правильно подключаться в авто — «12-вольтный источник — контроллер, установленный на приборке — масса машины или заземление».
Трубчатые контроллеры используются в современных авто и характеризуются более низкой чувствительностью к колебаниям горючего. Благодаря тому, что измерительный компонент надежно защищен от соприкосновения с бензином, его срок службы выше.
Виды электронных бесконтактных измерительных устройств для замера объема
Магнитные – датчики оснащаются чувствительными элементами, плотно зафиксированными и защищенными от соприкосновения с топливом. Данные об объеме горючего подает на индикатор рычажный элемент, подключенный к магниту. Это приводит к передвижению магнита по секторами, на которых имеются стальные пластинки. Сигнал считывается регулятором.
Радиоуправляемые – информация о работе устройств поступает на приборную панель по радиоканалу. Основная особенность электронных бесконтактных датчиков заключается в системе питания. Устройства запитываются на отдельный долговечный аккумулятор, ресурс эксплуатации которого в среднем составляет около семи лет. Провода, которыми нужно подсоединять датчик, отсутствуют. Батарея не расходует энергию, параметры датчика не зависят от электричества, соответственно, его значения более точные.
Ультразвуковые – устройства располагаются на наружной поверхности бензобака, а также на контрольном информационном модуле. С каждым отдельным видом горючего может работать разная программа. Такие системы характеризуются точными показаниями и обладают максимально высокой взрывозащищенностью.
После демонтажа устройства выполняется его проверка и ремонт:
– Сначала тестируется герметичность поплавка. Выполняется диагностика резистивного слоя на плате. Если эти элементы изношены, то их можно заменить при условии, что есть запчасти от «донора».
– В случае если резистивный слой стерся, для устранения проблемы можно укоротить контакт, имеющийся на плате. Это позволит элементам перемещаться по сохранившейся части слоя.
– Чтобы отремонтировать контроллер, его нужно разобрать. Поводок извлекается из защелки (этот же элемент выполняет функцию оси контактной пластины).
– Плата распаивается и извлекается из корпуса регулятора. Затем, используя наждачную бумагу, выполняется очистка схемы от следов окислений. Действовать необходимо осторожно, поскольку плата хрупка.
– Схема устанавливается обратно. Этот элемент надо поставить так, чтобы исключить вероятность появления зазоров между ним и корпусом контроллера со стороны цифровой кодировки. С помощью паяльника делается две засечки в корпусе регулятора. Если этого не сделать, то схема может перемещаться.
– К регулятору подключается провод с разъемом и заземление.
Как сделать датчик своими руками?
Самодельный емкостный контроллер производится из двух модулей, подключенных между собой с помощью трех проводов:
– Первый модуль, выполненный в виде металлической пластины, подключается к блоку емкостного регулятора.
– Второй модуль необходимо соединить с блоком отображения.
– По двум электролиниям питание поступает на блок устройства. По третьему проводнику на блок идет сигнал, преображающийся в показатель объема топлива.
Прежде чем изготовить датчик, надо учесть следующие нюансы:
– Рабочая поверхность двух электродов должна быть заизолирована от контакта.
– Пространство между электродами должно полностью заполняться топливом, если контроллер погружается в жидкость.
– В бензобак необходимо установить датчик под наклоном.
– Самодельное устройство не должно иметь подвижных компонентов и частей.
– Питание регулятора должно быть организовано не более, чем от 5 Ватт. Если напряжение будет более высоким, то топливо может воспламениться от воздействия искры.
– Измерительная схема должна быть размещена как можно ближе к контроллеру. Кабеля для ее соединения должны быть не длиннее 2 см.
Как обмануть ДУТ?
Обмануть датчики уровня топлива можно таким образом:
– Чтобы обмануть показания ультразвукового датчика, на него нужно воздействовать током либо напряжением, также подойдет магнит. Последний устанавливается поверх регулятора. Это приводит к увеличению напряжения и появлению сбоев в работе датчика.
– Погружаемые устройства более герметичны, точнее определяют объем горючего и устойчивы ко внешним воздействиям. Для обмана такого регулятора пользователю необходимо согнуть патрубок внутри топливного бака.
Калибровка датчика уровня топлива
Современные системы ГБО осуществляют мониторинг наличия газа в баллоне путем зажигания светодиодов на кнопке переключения газ/бензин, которая расположена в салоне автомобиля. Этот удобный способ позволяет автомобилисту мониторить наличие газа в баллоне не выходя из кабины. Но иногда на индикаторе уровня газа отображаются совершенно неверные значения, в этом случае требуется калибровка датчика уровня топлива.
Когда делают настройку
Первую калибровку индикатора уровня газа производят в момент установки газобаллонного оборудования на автомобиль. Но со временем индикация на кнопке может сбиваться или изначально быть настроена не правильно. Таким образом, если стрелка на газовом баллоне показывает одно значение, а индикация на кнопке совершенно другое, без настройки датчика уровня газа не обойтись.
Можно доверить процедуру профессионалам, но зачем платить не малые деньги за то, что можно сделать самостоятельно?
В первую очередь следует понять, а показывал ли индикатор уровня газа правильное значение раньше? Если нет, то понадобится чуть больше времени и специальный кабель ГБО, чтобы подключить электронный блок управления к ноутбуку и выставить верное значение датчика уровня газа.
Для каждого датчика в блоке управлении необходимо выставить свое значение. Следует также знать о том, какой именно датчик установлен у Вас в системе и по какой схеме он работает – измеряет сопротивление, либо меряет напряжение.
Выставив нужные параметры датчика следует перейти к самой калибровке.
Пошаговый алгоритм калибровки
Обратите внимание! Калибровка датчика уровня топлива производится на пустом газовом баллоне. Если в баллоне есть остатки топлива — калибровку начинать не следует!
Калибровка датчика уровня газа производится следующим образом:
- Подать напряжение на кнопку переключения газ/бензин. Сделать это можно включив зажигание автомобиля и дождаться зажигания индикации кнопки. Заводить машину не обязательно.
- Нажать кнопку переключения газ/бензин, дождаться звукового сигнала.
- Выключить зажигание в течение трех секунд, при этом не отпуская кнопки.
- После того, как кнопка войдет в режим программирования (сопровождается индикацией роста уровня топлива от минимального значения до максимального и наоборот).
- Заправить полный баллон газа до «отсечки».
- Включить зажигание, машину при этом заводить не нужно.
- При успешной калибровке индикация роста уровня топлива от минимального до максимального значения и обратно должна пройти два раза, после чего отобразить «полный бак». Все индикаторы зеленого цвета должны гореть.
Если же последовательный рост индикаторов на кнопке продолжается 5 раз, значит что-то пошло не так, и калибровку завершить не удалось.
При не успешном процессе настройки следует разобраться в причинах, обязательно изучить ошибки, которые присутствуют в электронном блоке управления и после их устранения повторить процесс калибровки индикатора датчика газа.
Врёт датчик топлива 🙁 Исправляем!!
Опции темы
Поиск по теме
Врёт датчик топлива 🙁 Исправляем!!
Приобрелась машинка, дай бог ей здоровья, да и прежнему хозяину (БАСЫРЫЧУ).
Андрей предупредил, что датчик врёт. Заправляюсь, езжу, и понимаю, что Андрюха не шутил. Врёт гадина ;)))
Бензина должно быть ещё достаточно, а показывает вот так:
Начинаем устранять проблему.
Первое, что надо сделать – Открываем бензобак чтоб скинуть давление
Далее поднимаем заднюю седушку и находим крышку.
Снимаем её, отключаем разъём, пассатижами снимаем хомут и скидываем шланг обратки.
Далее откручиваем трубку подачи, флянец с насосом.
И опаньки насос перед нами ;))
Берём рулетку и измеряем глубину бака и количество бензина в нём.
Глубина 15 см минус сантим на сетку.
Бензина 5 см.
Вспоминаем арифметику и прикидываем сколько должен показывать датчик 🙂
Смотрим на насос внимательно и видим, что проволока держащая поплавок уже в упоре, а до нижнего уровня ещё как до.
Зажимаем пассатижами тягу поплавка и гнём её в низ.
Проверяем что бы поплавок не задевал о сетку
Ставим насос на штатное место и подсоединив только разъём включаем зажигание.
Через некоторое время стрелка займёт какое то положение. Если положение стрелки нас устраивает, прикручиваем насос, проверяем на герметичность трубки и наслаждаемся ездой.
Если нет, то подгибаем тягу куда надо и опять проверяем положение стрелки включив зажигание.
ИМХО. Юра, я всё прекрасно понимаю но есть маленькое НО.
Я как то проводил опыты со стареньким БН (Бош) (конструктивно такой же), так вот, эта собака засасывает бензин,если у него погружена нижняя часть (чуть выше места напяливания сеточки). Я эксперементировал без сетки. По твоим фоткам как раз поплавок находится немного выше минимального уровня (да и стрелка это указывает). Ну и еще, как бы нае..во невылилось в сухоход БН + слабое охлаждение самого БН, ведь уровень бензина -это еще и охладитель БН. Ну это может конечно произойти в случае самого минимума после изгиба рычага.. хотя некоторые докатывают до сухого бака, когда мотор глохнет 🙂
Я за остаток бенза в баке при “0” и проверку реостата.
да простые отчеты. ничего особенного.
а теперь он на нисцане гоняет. :))))
А Юре респектуха. 🙂
Т.е. уровень бензина на сетку я просто убрал, как буд то он всегда там должен быть.
Это неоспоримо. БН охлаждается за счёт бензина. Бензина проходящего сквозь него в том числе. По этому опять же повторюсь, уровень сетки вообще в расчёт не брался.
Роман. Не верь людям, люди лгут ;))))))
Я не дописал, надо было ехать, сейчас допишу:
К чему вся эта свистопляска, к тому, что в определённый момент стрелка останавливается а мы продолжаем ехать. Вот мне и стало интересно сколько у меня в баке бензина когда стрелка показывает пустой бак.
Но после всех этих корректировок, надо выполнить ещё одно действие:
Набираем во что нибудь немного бензина 2-5 литров и кидаем в богажник. Нам надо определить точку “0” для датчика. Это для себя, что бы точно знать где “0”.
Я считаю пустым баком, первый не адекватный отзыв ДВС на педаль газа. Т.е. на педальку нажал, а машина не поехала т.к. должна ехать 🙂
Хотя каждый привык к своему датчику и может спокойно ездить. Может и я бы со временем привык к таким показаниям.
Но во первых считаю, что приборы не должны врать, а во вторых для исправления данной ситуации надо совсем мало времени 🙂
Делал всё это на даче, под рукой был фотик, дай думаю состряпаю отчётик.
Мне не тяжело, а кому то может пригодится 🙂
Устраняем неверные показания датчика уровня топлива!
В пример мы взяли инжекторную модель ВАЗ 21099. При включенном зажигании мы видим такую картину, стрелка немного отошла от своего изначального положения и остановилась, независимо от того сколько топлива в баке.
Первым делом, не выключая зажигания, переходим к лючку бензонасоса, он находится под задним пассажирским сидением. Отключаем и проверяем разъем бензонасоса мультиметром.
Далее при помощи перемычки (любой кусок проволоки), соединяем розовый провод из колодки с корпусом авто (масса), при этом стрелка на приборной панели должна медленно поползти в крайнее правое положение (как при полном баке). Тем самым мы исключаем неисправность датчика на приборной панели.
Второй тонкий проводок на колодке, у нас он сине-красный – это индикация при пустом баке (значок бензоколонки на приборной панели). Для проверки, так же замыкаем его перемычкой на массу авто и смотрим на индикацию на панели приборов. Если нет индикации, то причиной так же может быть перегоревшая лампочка.
Остальные два провода на колодке – это питание бензонасоса, как правило, они толще чем два пред идущих провода, которые мы рассмотрели. Сплошной провод, у нас он серый – это + бензонасоса и бело-серый это минус питания бензонасоса.
Ищем причину дальше и приступаем к снятию бензонасоса, ВНИМАНИЕ! СКИНЬТЕ КЛЕММУ С АКБ. Для снятия нужно открутить головкой на восемь гайки крепления лючка по кругу а так же ключом на семнадцать открутить патрубки. Для того чтоб сбросить давление в топливной системе заведите машину при снятом разъеме с бензонасоса и дождитесь пока не заглохнет. Так же рекомендую перед снятием бензонасоса, очистить от грязи места его крепления, чтоб грязь не попала в бак.
Вынув бензонасос, прикрываем отверстие бензобака любым подходящим предметом. Включаем зажигание и одеваем клемму на штекер бензонасоса. Перемещаем поплавок из крайнего нижнего состояния в крайнее верхнее состояние, и наблюдаем за движением стрелки на приборной панели.
Если стрелка не меняет положения, копаем дальше. Проверяем состояние внутреннего разъема.
А так же при помощи мульти метра вызваниваем провода, идущие от разъема к плате с поплавком. Плата с реостатом может быть не такая как у нас, по этому, провода на индикацию и на уровень топлива могут быть припаяны на оборот (поменяны местами).
Причиной может быть и сама шкала реостата, в связи с этим, первым делом нужно ее почистить с помощью сухой ветоши и возможно слегка без фанатизма шоркнуть шкуркой нулевкой.
Проверяем массу при помощи мультиметра в положении прозвонки, расположив щупы так; один конец в месте пайки провода массы и второй на металлической части бегунка (на картинке показано зелеными кружками).
Следующей причиной не работающего датчика могут быть сами контакты на бегунке. Контакты на бегунке так же рекомендую почистить и немного подогнуть для лучшего контакта со шкалой реостата, для этого потребуется снять бегунок, предварительно сняв стопорную шайбу со штока крепления бегунка.
Если Вы проделали все вышеперечисленные действия и причина не ушла, то последнее что можно сделать, это поменять саму платку со шкалой (реостат) на новую и перепаять контакты. Сам реостат на модели ВАЗ стоит не дорого, около 300 рублей.
Спасибо за проявленный интерес к данному материалу! Удачи на дорогах!
Наша группа в контакте: https://vk.com/club165917358
Поддержать автора можно нажатием на кнопку ниже!
Почему датчик уровня топлива может на правильно показывать
Принцип работы датчика уровня топлива
Принцип действия электрического топливного датчика в автомобиле основан на измерении объема горючего и самостоятельном срабатывании при критическом остатке бензина. При активации резистор системы измерений, установленный в бензобаке, подает визуальный сигнал. Замер объема топлива осуществляется посредством использования специального поплавка. Степень заполнения резервуара горючим можно отследить по показаниям приборной панели: по мере расхода топлива указатель, расположенный на щитке, постепенно снижается.
Особенности принципа действия контроллера:
1. Поплавок, предназначенный для измерения, при расходе горючего опускается, а при его увеличении — перемещается вверх.
2. При перемещении поплавок контактирует со специальными секторами, подключенными к проводам. Кабеля идут на датчик топлива, установленный на приборной панели. Изменение количества пластин, подключенных к резистору или потенциометру, способствует изменению уровня сопротивления.
3. Если бак полный, то бегунок располагается в крайнем положении и ток передается в потенциометре по самому короткому пути. Передача силы осуществляется с использованием пластины, установленной с краю. Соответственно, уровень сопротивления низкий и варьируется в районе 7 кОм. При расходе топлива бегунок начинает передвигаться, в результате чего проводка добавляется новыми пластинами (сопротивление растет). При полном баке рабочий параметр составляет около 120 Ом.
4. У трубчатых регуляторов несколько иной принцип функционирования. Топливо поступает через нижнюю часть устройства (его технологическое отверстие) по специальной трубке. Поплавок устанавливается на поверхности горючего.
Признаки неисправностей: почему датчик неправильно показывает?
Основные признаки и причины неполадок, при которых может потребоваться ремонтировать или поменять контроллер:
– Значения топлива находятся на нуле. Проблема в работе фирменного устройства или «самоделки» заключается в выходе из строя или повреждении ограничительного элемента хода поплавка.
– Указатель на датчике приборной панели передвигается, но в итоге возвращается на нулевую отметку. В таком случае пользователю нужно чинить или проверять состояние обмотки контроллера и надежность контакта между регулятором и токосъемником.
– На приборной панели резко передвигается стрелка, возникают колебания в указателях объема горючего. Как правило, датчик «глючит» по причине критического износа контактных элементов.
– При запуске силового агрегата указатель горючего не может подняться выше нулевого порога. Такая проблема обычно обусловлена сбоями в работе электроники авто. Нужно выполнить диагностику кабелей на предмет возможного повреждения или разрыва. Также надо убедиться в высокой надежности соединений. Пользователь должен удостовериться в том, что предохранитель регулятор целый и не перегорел.
– На приборной панели не загорается индикатор пониженного объема горючего. Эта проблема обычно обусловлена поломкой устройства, выходом из строя его внутренних компонентов.
– Показания, подающиеся регулятором, неправильные. Причина, по которой датчик «врет», обычно состоит в плохой герметичности на поплавке, что может быть связано с наличием дополнительного сопротивления. Оно может возникнуть в результате окисления контактов, плохого соединения с заземлением, присутствия окисла, образования отложений на резистивном слое. Неверные показания могут быть обусловлены дефектом листьев поплавка, что приводит к наполнению его горючим. Такая проблема часто связана с появлением налета на направляющем элементе.
Что делать, если указатель топлива перестал работать?
Чтобы найти причину, по которой контроллер не работает, понадобится:
– мультиметр;
– резисторное устройство;
– контрольный индикатор («контролька»).
После обнаружения неисправности понадобиться ремонт со сменой изношенных элементов на запчасти от аналогично работающего датчика или полная замена регулятора.
Где находится ДУТ?
Во всех автомобилях контроллер находится в бензобаке. Чтобы сэкономить место и время для поиска, датчик устанавливают в сборе с бензонасосом. Соответственно, насосное устройство при снятии регулятора придется демонтировать.
Диагностика
Особенности проверки устройства своими руками:
– Для начала следует выполнить диагностику контроллера при помощи мультиметра. Если бензобак автомобиля полный, то уровень сопротивления должен составить около 7 Ом (предварительно тестер надо настроить в режим измерения сопротивления). При заполнении резервуара горючим наполовину рабочая величина датчика увеличивается до 108-128 Ом. В случае, если бак пустой, то уровень сопротивления должен увеличиться до 315-345 Ом.
– Для выполнения диагностики пользователь должен отключить кабеля от устройства и соединить его с источником сопротивления в 330 Ом. Затем производится подключение в электроцепь резисторного устройства, рассчитанного на 10 Ом. После запуска мотора производится замер величины сопротивления на резисторном элементе путем передвижения ползунка. Указательный компонент перемещается от величины, соответствующей пустому баку, до полного резервуара.
– Проверка расходомера может быть выполнена с использованием контрольного индикатора или рабочего датчика топлива. Если контроллер работоспособен, то уровень напряжения на проводниках должен соответствовать напряжению в электросети машины.
Ремонт датчика
После демонтажа устройства выполняется его проверка и ремонт:
– Сначала тестируется герметичность поплавка. Выполняется диагностика резистивного слоя на плате. Если эти элементы изношены, то их можно заменить при условии, что есть запчасти от «донора».
– В случае если резистивный слой стерся, для устранения проблемы можно укоротить контакт, имеющийся на плате. Это позволит элементам перемещаться по сохранившейся части слоя.
– Чтобы отремонтировать контроллер, его нужно разобрать. Поводок извлекается из защелки (этот же элемент выполняет функцию оси контактной пластины).
– Плата распаивается и извлекается из корпуса регулятора. Затем, используя наждачную бумагу, выполняется очистка схемы от следов окислений. Действовать необходимо осторожно, поскольку плата хрупка.
– Схема устанавливается обратно. Этот элемент надо поставить так, чтобы исключить вероятность появления зазоров между ним и корпусом контроллера со стороны цифровой кодировки. С помощью паяльника делается две засечки в корпусе регулятора. Если этого не сделать, то схема может перемещаться.
– К регулятору подключается провод с разъемом и заземление.
Как обмануть ДУТ?
Обмануть датчики уровня топлива можно таким образом:
– Чтобы обмануть показания ультразвукового датчика, на него нужно воздействовать током либо напряжением, также подойдет магнит. Последний устанавливается поверх регулятора. Это приводит к увеличению напряжения и появлению сбоев в работе датчика.
– Погружаемые устройства более герметичны, точнее определяют объем горючего и устойчивы ко внешним воздействиям. Для обмана такого регулятора пользователю необходимо согнуть патрубок внутри топливного бака.
Источники:
https://pikabu.ru/story/datchik_urovnya_topliva_printsip_rabotyi_remont_i_kak_obmanut_datchik_6787819
https://gbo4auto.ru/raznoe/kalibrovka-datchika-urovnya-topliva.html
https://forums.drom.ru/toyota-corolla-sprinter-carib/t1151842067.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5abcf4c8c3321b184796d7b2/5b045db0fd96b1917f893be6
https://m.fishki.net/auto/3184863-pochemu-datchik-urovnja-topliva-mozhet-na-pravilyno-pokazyvaty.html