Как провести ктц аккумулятора

Как провести ктц аккумулятора

Контрольно тренировочный цикл АКБ – КТЦ

В данном случае отдельного алгоритма работы вида КТЦ – “Контрольно тренировочный цикл” в Вымпеле-55 нету.
Это больше средство для восстановления и реанимации аккумуляторных батарей.

Ниже чуть подробнее коснемся данного момента.

Мало кто знает, что для АКБ надо хотя бы ежегодно проводить “техосмотр” коим является – КТЦ – Контрольно-тренировочный цикл.
Также необходимо следить за уровнем и плотностью электролита в АКБ – в первую очередь это касается аккумуляторов в которых конструктивно это можно осуществить.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) по шагам:

1
Сначала снятую с автомобиля АКБ надо полностью зарядить от внешнего зарядного устройства.
Можно зарядить на Алгоритме 1. Затем, после отстаивания АКБ несколько часов, проверить плотность электролита.
При напряжении 12,7 вольта на клеммах АКБ без нагрузки, плотность электролита должна быть 1.17 – 1.18 г/см 3
Это есть показатель того, что АКБ полностью заряжена.

2
Затем необходимо разрядить АКБ до 10% от емкости АКБ – так называемый ток 10-ти часового режима.
Для АКБ емкостью 70Ач это 7А.
Лучше всего для разряда использовать нагрузку именно в необходимые нам 7А
Для этого можно подобрать автомобильные лампу соединенные параллельно.

Как посчитать мощность лампы, которая будет использоваться как нагрузка?
I = P / U
I – сила тока, А
P – мощность, Вт,
U – напряжение – в нашем случае 12 Вольт.

P = I х U = 7A х 12v = 84 Вт.

Таким образом для данного случая необходима лампа мощностью 84 ватта.
Или же, как было сказано ранее, подключить несколько имеющихся ламп параллельно, чтобы добиться близкой к необходимой мощности потребления.

3
Подключаем нашу нагрузку к АКБ и параллельно включаем вольтметр для контролирования напряжения на АКБ.
Процедуру разряда надо прекратить при напряжении 1,7 вольна на одной банке.
Соответственно если банок в АКБ шесть, то напряжение составит – 10,5 вольта.
Ниже этого значения разряжать АКБ не следует.

Необходимо обязательно записать время начала разряда и время его окончания.
Также желательно контролировать температуру электролита.

АКБ не должен длительное время находиться в таком состоянии!

Как рассчитать остаточную емкость АКБ
Q = I x t
Q – емкость А/ч
I – ток
t – время разряда, ч

Пример: АКБ 70 Ач при токе разряда 6А разряжалась 7 часов
Q = 6 х 7 = 42Ач
Это говорит о том, что реальная емкость нашей АКБ меньше указанной 42Ач

4
Далее незамедлительно приступаем к заряду АКБ.
Можно использовать тот же Алгоритм 1.

Советуют повторить КТЦ 2-3 раза.
Помните, что :
– это достаточно длительная процедура и оставлять АКБ без присмотра категорически не рекомендуется.
АКБ не должен кипеть!
– КТЦ необходимо делать раз в год

Десульфатация АКБ используя алгоритм 5б (КТЦ с нагрузкой Iн=0,05С)

Как говорилось выше, используя в качестве нагрузки лампу накаливания 12 вольт (например лампу дневного света) можно определить ее ток потребления – Iн
Этот ток нагрузки должен быть скомпенсирован при заряде АКБ.
К току заряда нашей АКБ прибавляется ток потребления лампы.

Предпочтительные параметры в режиме десульфатации (КТЦ с нагрузкой 1н=0,05С**):

НАПР 2 необходимо подбирать.

Проведение КТЦ для десульфатации в алгоритме 5б:
При достижении верхней границы заряда, ЗУ прекращает подачу тока, продолжая
контролировать напряжение, следя за нижней границей, при достижении которой начнется
новый цикл КТЦ.
Для борьбы с сульфатацией есть смысл провести 2. 3 цикла КТЦ.

Подробное рассмотрение алгоритмов Вымпел-55

Как восстановить аккумулятор контрольно — тренировочным циклом

Многие автовладельцы делятся историями о том, что аккумулятор эксплуатировался недолго, но автомобиль удаётся запустить с большим трудом. Выясняя, в чём причина, обнаруживается, что электрооборудование исправно, реле — регулятор срабатывает вовремя, и работа генератора также не вызывает нареканий. Но при этом аккумулятор совершенно не принимает заряд.

Обратившись в любой автосервис, получим совет — не искать причины такого поведения АКБ а просто заменить батарею на новую. Но не всегда стоит следовать этому совету и тратить деньги. Стоит попробовать разобраться в проблеме и добиться того, чтобы батарея начала принимать заряд.

Что такое КТЦ?

Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор для автомобиля не вечен, срок его использования составляет примерно от 5 до 7 лет, как указывает производитель. Но в реальности на подобный срок не приходится рассчитывать, ведь режимы работы далеки от идеальных.

Низкие температуры и короткие поездки в городском режиме езды не лучшим образом сказываются на работоспособности АКБ, а если владелец халатно относится к эксплуатации аккумулятора, то онизживает себя гораздо раньше. Но порой случается так, что батарея даже при правильном обслуживании выходит из строя.

Чтобы уберечь себя от лишних денежных трат на новый аккумулятор, достаточно дважды в год проводить простой процесс — тренировку автомобильного АКБ.

Контрольно-тренировочный цикл АКБ (КТЦ) — это технологическая процедура, проводимая для восстановления аккумуляторов, полностью разряженных или находящихся в долгой эксплуатации. Благодаря этому циклу возможно не только выявить срок работы батареи и возможность для дальнейшего использования, но и повысить характеристики уставшего АКБ, и частично восстановить его. Провести КТЦ можно собственными силами.

Для тренировки аккумулятора понадобится приготовить инструмент:

  1. Устройство для заряда;
  2. Ареометр для определения плотности электролита;
  3. Понадобится нагрузка конкретной величины;
  4. Мультиметр для измерения силы тока и напряжения.

Как правильно разрядить и зарядить аккумулятор

Чтобы произвести контрольно-тренировочный цикл правильно, важно следовать инструкции по выполнению операции.

Цикл тренировки состоит из нескольких этапов:

  1. Предварительный заряд АКБ;
  2. Контрольный разряд;
  3. Окончательный заряд.

Каждый этап требуется выполнять со всей возможной точностью и качеством. Прежде чем начать работу обязательно выполните все необходимые расчёты, исходя из характеристик конкретно вашей батареи. Для проведения контрольного разряда, потребуется нагрузка определённой, конкретной величины.

Предварительный заряд АКБ

Если использовать рыночное зарядное устройство для аккумулятора, то процедура получится достаточно простой. Понадобится лишь подключить аккумулятор к зарядке и ждать окончания процесса. Но даже в этом случае, после зарядки необходимо провести замер аккумулятора ареометром, чтобы убедиться в полном заряде батареи, и выровнять, если это нужно, уровень и плотность во всех банках.

Если зарядка упрощённая, то придётся применить расчёты по формуле, хотя и в этом случае особой сложности в зарядке АКБ не возникнет. Ареометром измеряется исходная плотность электролита, учитывая заданную ёмкость батареи, рассчитывается потеря ёмкости. Узнать, на сколько процентов заряжен АКБ, можно по таблице.

Таблица заряда АКБ по плотности электролита и напряжению

Проведение КТЦ кислотного аккумулятора в домашних условиях

Аккумулятор — важная часть системы зажигания автомобиля. Однако со временем ёмкость его падает, и рано или поздно настаёт момент, когда батарея наотрез отказывается крутить стартер. Однако не стоит спешить выбрасывать старую АКБ. Вернуть её к жизни можно с помощью контрольно-тренировочного цикла — КТЦ аккумулятора.

Почему разряжается батарея

Каждый аккумулятор имеет определённую ёмкость, которая измеряется в ампер-часах. То есть, если на АКБ написано, что её ёмкость 65 А*ч, это значит, батарея способна выдавать ток силой 1 ампер в течение 65 часов. Однако на деле все далеко не так. Аккумулятор разряжается при пуске двигателя и работе электроприборов, а заряжается от автомобильного генератора.

Этот цикл никогда не бывает полным, поэтому со временем батарея «привыкает» расходовать не все электричество, аккумулированное в ней, а только его часть.

На уменьшение ёмкости могут влиять и другие факторы. Среди них:

  • Механические повреждения. Плохо закреплённая батарея может треснуть, из-за этого часть электролита вытекает наружу. Из-за сильного разряда происходит замыкание пластин внутри АКБ, и она перестает работать.
  • Неисправность электрооборудования. Слишком большой ток, вырабатываемый генератором, будет приводить к постоянному «закипанию» АКБ. Слишком низкий не будет успевать заряжать её полностью.
  • Сульфатация. Внутри аккумулятора находятся свинцовые пластины, которые под действием кислоты, содержащейся в электролите, начинают покрываться белым налётом — сульфатом свинца. Если этот процесс запустить, АКБ полностью перестанет работать.
  • Городская эксплуатация без дополнительной подзарядки. Частый пуск двигателя, большое количество включённых потребителей электричества при езде в городском цикле не дают аккумулятору заряжаться полностью. Если время от времени его не подзаряжать дополнительно, он быстро выйдет из строя.
  • Пониженная температура. Каждый градус ниже чем +20 по Цельсию — это минус 1% от ёмкости аккумулятора. Если на улице -30, это значит, что АКБ может работать только «наполовину» своей номинальной мощности. Если батарея старая частично разряжена — и того меньше.

Из-за этих причин нужно периодически проводить осмотр АКБ. Важно проверить как состояние самой батареи, так и токопроводящих клемм. Их нужно регулярно очищать от окислов и смазывать специальной смазкой.

Зачем тренировать аккумулятор

Аккумулятор нужно регулярно диагностировать: проверять его внешнее состояние, напряжение, которое он выдаёт, уровень электролита в нём. Обычно такую проверку совмещают с проведением сезонного техосмотра. Если аккумулятор плохо заряжается и быстро садится — это первый признак того, что пора провести контрольно-тренировочный цикл. В домашних условиях КТЦ аккумулятора можно провести в любом помещении, где есть вытяжка. Контрольно-тренировочный цикл кислотных аккумуляторов можно делать и в гараже, но обязательно на снятой и отключённой от всех потребителей батарее.

Проведение КТЦ аккумуляторных батарей можно поручить и специалистам. Однако эта процедура совсем несложна, и вполне по силам сделать её самостоятельно. Для этого потребуются:

  • зарядное устройство;
  • два провода;
  • вольтметр;
  • реостат или лампочка подходящей мощности;
  • часы, чтобы засечь время.

Нужно помнить, что при зарядке батарей выделяется водород, поэтому помещение, в котором проводятся работы с АКБ, должно быть хорошо проветриваемым.

Стоит воздержаться от курения и пользования открытым огнём. Аккумуляторный электролит — сильная кислота, и при работе с ним нужно предпринимать все необходимые меры для защиты кожи, глаз и органов дыхания.

Порядок проведения КТЦ

Контрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей начинается с зарядки. Батарею следует зарядить полностью с помощью зарядного устройства. После этого нужно проверить плотность электролита с помощью ареометра. Нормальное его значение находится в пределах 1,27 — 1,28. Если плотность больше нормы — долить дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть на 10−15 мм выше уровня пластин. Если плотность ниже нормы, электролит лучше заменить на новый.

Следующим этапом КТЦ АКБ является её полная разрядка. Производится она так называемым десятичасовым током. Его величина определяется как 10% от номинальной ёмкости батареи. Если на батарее указана ёмкость, например, 55 А*ч, то разряжать её нужно током 55/10 =5,5 ампер. Для того чтобы точно отрегулировать значение тока, в цепь необходимо включить реостат. Однако за неимением его можно воспользоваться автомобильной лампочкой, подходящей по мощности. 5,5А*12В=66 Вт.

Лампочка подключается к АКБ в качестве нагрузки, параллельно подсоединяется вольтметр. Уровень разряда следует постоянно контролировать, чтобы не разрядить батарею «в ноль». Слишком сильный разряд некоторые батареи могут не перенести. Аккумулятор разряжается до тех пор, пока напряжение на клеммах не составит 10,3 В. Ниже разряжать нельзя.

Такой показатель моделирует полностью разряженную батарею. Теперь становится понятной её реальная ёмкость. Если с момента начала разрядки прошло, к примеру, 7,5 часов, значит, её реальная ёмкость 7,5ч*5,5А=41,25 А*ч. Таким образом, от номинальной ёмкости аккумулятора в 55 А*ч осталось только 75%.

Последним этапом КТЦ АКБ автомобиля будет его повторная полная зарядка. Ни в коем случае нельзя оставлять батарею в разряженном состоянии, это приведёт к выходу её из строя. Рекомендуется проводить не один такой цикл, а два или три.

Такая процедура позволит восстановить ёмкость аккумуляторной батареи до 90% от номинальной.

Как правильно проводить КТЦ аккумуляторов

В настоящее время не так много информации о том, как правильно делать контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) аккумулятора. Достаточно выделить для этого немного времени, и ваш аккумулятор будет работать еще не один год. Приближается зима и чтобы вам не пришлось думать о покупке нового аккумулятора, мы опишем весь процесс КТЦ в нашей статье.

КТЦ – это операция для восстановления сильно разряженных и долго эксплуатируемых аккумуляторов. В большинстве случаев КТЦ восстанавливает работоспособность таких АКБ. На практике КТЦ проводится следующим образом: производится полный заряд АКБ, контрольный разряд и затем повторный заряд АКБ. Вначале заряжают аккумулятор снятый с автомобиля используя зарядное устройство.

Перед проведением КТЦ необходимо подготовить специальное оборудование. Для КТЦ нам понадобятся: устройство для заряда АКБ, мультитестер, ареометр и лампа ближнего света (45-60 Вт).

КТЦ (полный заряд АКБ)

Современный рынок перенасыщен автоматическими зарядными устройствами. Наша компания предлагает зарядные устройства для АКБ собственного производства, которые можно приобрести по выгодной цене. При использовании таких устройств процедура КТЦ проходит намного легче. Поставьте аккумулятор на заряд и ожидайте окончания полной его зарядки. Для уверенности в том, что АКБ зарядился, проверьте уровень электролита с помощью ареометра.

Время зарядки АКБ, вычисляется по этой формуле.

Признаки окончания заряда: постоянная плотность электролита и напряжения в течение 2 ч (температура, а также плотность электролита и напряжение в конце заряда замеряются через час).

КТЦ (разряд АКБ)

Для разряда аккумулятора желательно использовать разрядные устройства.В процессе периодически проверяется вольтаж аккумулятора – первое измерение в начале, следующее через четыре часа.

Важно помнить, что оставлять надолго разряженный аккумулятор нельзя!

После разрядки аккумулятора, нужно его снова зарядить таким же способом, как в начале.

В среднем на процесс КТЦ может уйти два дня. Весь цикл КТЦ рекомендуется проводить 2-3 раза.

Наша компания производит целый ряд устройств для обслуживания аккумуляторных батарей батарей всех видов. Вся продукция производства нашего предприятия выполнена по высоким технологиям, что способствует бесперебойной эксплуатации длительное время.

Контрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей

Емкость аккумуляторных батарей измеряется в ампер-часах (Ач). При этом на корпусе батарей производители указывают номинальную емкость, которая не всегда равняется реальной. Последняя может отличаться от номинальной в пределах от 80% для отработавших определенный срок батарей до 110% и выше для новых вводимых в эксплуатацию. Это связано с тем, что в процессе эксплуатации реальная емкость постепенно меняется с сторону уменьшения ввиду воздействия таких факторов, как: условия эксплуатации, время эксплуатации, температурный режим эксплуатации режимы заряда и разряда, наличие и периодичность обслуживания и другие.

Как правило, аккумуляторные батареи считаются работоспособными до отдачи не менее 80% заявленной производителем номинальной емкости. Чтобы выявить этот предел работоспособности в процессе эксплуатации в течение всего срока службы необходимо периодически проводить проверку батарей на соответствие их заявленным характеристикам. Самый главный показатель здесь – это остаточная емкость аккумуляторов или, другими словами, фактическая, или как уже упоминалось ранее, реальная емкость на данный момент времени.

Для проведения контроля фактической емкости герметизированных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей проводится так называемый контрольно-тренировочный цикл (КТЦ), который заключается в подключении контрольной нагрузки к батарее в соответствии с технической спецификацией и разрядными таблицами завода-изготовителя для данного типа батарей до нормативного допустимо полного разряда с последующей фиксацией емкости на данный момент времени.

Периодичность проведения КТЦ не регламентирована, но рекомендуется проводить с регулярностью не реже одного раза в год и по необходимости в тех случаях, когда требуется определить отдаваемую аккумуляторной батареей емкость или оценить пригодность ее к дальнейшей эксплуатации.

Порядок проведения КТЦ

КТЦ рекомендовано проводить следующим образом.

Предварительно аккумуляторная батарея должна быть выдержана не менее 6 часов для выравнивания температуры элементов с окружающей средой помещения, где будет производиться КТЦ (20-25°С). Особенно это касается зимнего периода при отрицательных температурах.

Если температура в помещении находится в диапазоне от 18°С до 25°С, выходное напряжение зарядного устройства устанавливается равным номинальному значению зарядного напряжения, указанное производителем для данного типа аккумуляторных батарей. Точность поддержания величины зарядного напряжения при заряде должна быть не хуже ±1%. В большинстве случаев по предписанию производителей заряд батареи осуществляется постоянным напряжением 14,4-15,0В для 12-вольтовых моноблоков. Время заряда таким режимом составляет, как правило, не менее 10 часов. Ток заряда следует ограничить в пределах 0,1С10. Следует обратить внимание, что заряд необходимо провести полностью и без перерывов. Признаком окончания заряда батареи является снижение зарядного тока до величины, меньшей 1 мА на Ач номинальной емкости аккумулятора и ее стабилизации в течение последних 3 часов заряда.

Далее дать им в течение 1-2 часов отстояться для приведения повышенной температуры после заряда в нормальную в пределах 20-25°С и нормализации повышенного напряжения сразу после заряда в напряжение холостого хода (напряжение разомкнутой цепи).

После этого приступить к последующему контрольному разряду. Разряд осуществляется током 0,1С10 (или 0,1С20) до конечного напряжения 10,8 В (или 10,5 В) в зависимости от спецификации аккумуляторных батарей в соответствии с их разрядными таблицами постоянным током, представленными заводом-изготовителем, а также конечным напряжением разряда в соответствии с этими таблицами. Отданную аккумуляторной батареей емкость определяют умножением величины разрядного тока в амперах на время разряда в часах. Зафиксированная при этом снятая емкость представляет собой фактическую емкость батареи на данный момент времени.

В качестве примера можно рассмотреть вариант определения тока контрольного разряда герметизированной свинцово-кислотной аккумуляторной батареи CSB серии TPL121500 номинальным напряжением 12В номинальной емкости 150Ач. Исходя из данных таблицы завода-изготовителя ток разряда аккумуляторной батареи при 10-часовом цикле до конечного напряжения 1,80 В/Эл. должен быть равным 15,0 Ампер. Это и есть ток 0,1С10 для данной серии аккумуляторных батарей.

Учитывая, что в таблице конечное напряжение разряда указано в В/элемент, а батарея состоит из 6 элементов, то конечное напряжение для всей аккумуляторной батареи должно составлять 1,80 В/Эл. × 6 Эл. = 10,8 Вольта. То есть, это и есть то конечное напряжение до которого необходимо разряжать эту аккумуляторную батарею при проведении КТЦ.

После контрольного разряда батарею необходимо незамедлительно полностью зарядить в соответствии с Руководством по эксплуатации завода-изготовителя.

Таким образом, контрольно-тренировочный цикл позволяет не только осуществить контроль технического состояния аккумуляторных батарей и проверки отдаваемой ими емкости, но и «исправления» отстающих аккумуляторов.

Батарея считается работоспособной при отдаче на 1 цикле не менее 90-95% емкости от заявленной. Батареи выходят на свою проектную мощность после 3-5 циклов в циклическом режиме эксплуатации или через 3-6 месяцев эксплуатации в буферном режиме.

В дальнейшем в процессе эксплуатации батарея считается работоспособной до отдачи не менее 80% номинальной емкости.

Оставьте свои контактные данные, и наши специалисты свяжутся с вами, для консультации или оформления заказа

Источники:

https://www.snthouse.ru/128-kontrolno-trenirovochniy-cikl.html
https://auto-gl.ru/kak-vosstanovit-akkumulyator-kontrol-no-trenirovochnym-ciklom/
https://proakkym.ru/avto/ktc-kislotnogo-akkumuljatora
https://www.4akb.ru/stati/kak-pravilno-provodit-ktts-akkumulyatorov/
https://wybor-battery.com/stati/kontrolno-trenirovochnyj-cikl-akkumulyatornyh-batarej/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]