Болтается кулиса ваз 2109

Болтается кулиса ваз 2109

Что делать, если болтается рычаг КПП на ВАЗ 2109 и 2110? Все поправимо

Владельцев отечественных автомобилей интересует, что делать, если болтается рычаг КПП на ВАЗ 2109 и 2110. Проблема эта известна практически всем, кто был счастливым обладателем подобных машин. При этом причины, по которым возникает эта неисправность, у обеих моделей одинаковы. Ведь коробка передач у них идентична.

Проявляется она следующим образом. Сначала появляется люфт при переключении передач. Немного позже он усиливается, к нему добавляется дребезг при движении. Со временем люфт оказывается настолько большим, что попасть в нужную передачу становится практически невозможно. Поэтому устраняйте поломку заранее, пока люфт не стал огромным.

Содержание

Основные причины

Что делать, если болтается рычаг КПП на ВАЗ 2109 и 2110? Для ответа на этот вопрос необходимо определить причину такого поведения рычага. Причин может быть несколько. Некоторые из них обусловлены конструкцией автомобиля и практически неустранимы. Проблема с болтающимся рычагом и дребезгом возникает по следующим причинам:

  • Ошибка конструкторов. Металлическая втулка цепляется за тягу при движении. В итоге получается дребезжащий звук. Устранить проблему невозможно;
  • Поломка втулки;
  • Рычаг от Лада Калина;

  • Неисправность карданчика кулисы;
  • Износ коробки или ее креплений.
  • Каждая из этих причин приводит к люфту рычага. Первая причина только действует на нервы дребезжащим звуком, но проблем с управлением коробкой при этом не возникает. Для установления причин придется внимательно осмотреть машину на яме. В некоторых случаях придется производить ремонт или доработку деталей.

    Поломка втулки. Втулка удерживает рычаг в определенном положении. На нее попадает практически все усилие при переключении скоростей. Со временем она может лопнуть. В таком случае рычаг будет ходить намного свободнее, но при этом переключение передач будет происходить, как обычно, без особых проблем. Для устранения просто замените втулку.

    Рычаг от Лада Калина. На Калине коробка немного доработана. При установке рычага от нее на обычную коробку водитель получает несколько положительных бонусов. Минусом такого тюнинга является появление люфта рычага и постоянный дребезг при движении. Проблема возникает из-за отсутствия на этом рычаге смягчающей пружины. Для устранения проблемы необходимо взять стандартную пружину от девятки и прикрепить ее на привычное место. Чтобы закрепить один из концов пружины на рычаге придется сделать крепление. Для этого вам понадобится сварка.

    Неисправность карданчика кулисы

    Это одна из наиболее часто встречающихся проблем. При этом устранить ее довольно мудрено. Возникает люфт как следствие износа деталей кардана. Происходит это регулярно. Поэтому в целях экономии времени лучше купить и поставить спортивный вариант или от Калины. Такие карданчики ходят намного дольше. При установке «родной» детали готовьтесь, что вскоре придется ее менять снова.

    Менять деталь следует на смотровой яме или эстакаде. Для начала следует ослабить хомут на тяге привода. Придется воспользоваться рожковым ключом на 13. Далее снимается с тяги шарнир. Отворачивается пыльник, и мы получаем доступ к карданчику.

    Крепится он болтом-фиксатором. Чтобы снять его вам понадобится ключ на 10. Желательно использовать зажимной, применяемый для тормозных трубок. Иначе есть риск смять грани. Дело в том, что отечественные инженеры придумали гениальный способ избежать откручивания болта при вибрации, они посадили его на клей. Помучившись с болтом и открутив его, снимают кардан. После чего устанавливается новая деталь и производится обратная сборка. О правильности сборки говорит положение фиксатора, его головка должна находиться полностью в специальном углублении.

    Износ коробки и креплений

    Часто люфт рычага происходит из-за неисправности коробки. Чаще всего это связано с креплением кулис. При износе механической части свободный ход кулисы, а соответственно и рычага увеличивается. Часто такая проблема сначала проявляется на некоторых передачах, со временем это распространяется на все скорости. Поэтому при появлении люфта убедитесь в исправности коробки передач. Если потребуется нужно провести ремонт.

    Если рычаг не болтается, но при этом во время движения он вибрирует издавая довольно неприятный звук. То причина скорее всего в креплениях подушки. При их повреждении КПП начинает вибрировать. Что в свою очередь передается через кулисы на рычаг. Лечится это путем замены креплений коробки.

    Заключение. Причин для люфта рычага не так уж и много. Некоторые из них создают сами водители. Например, заменяя родной рычаг, на деталь от другой модели. Ответов на вопрос, что делать, если болтается рычаг КПП на ВАЗ 2109 и 2110 несколько. Как устранить проблему в конкретном случае зависит напрямую от причин, ее вызвавших.

    Уменьшаем люфт рычага переключения передач: устанавливаем короткоходный карданчик КПП от Лада Калина

    Если вы являетесь владельцем переднеприводного автомобиля ВАЗ (2108, 2109, 21099, 2110), то наверняка обращали внимание на увеличенный свободный ход рычага переключения передач, который ощущается как расхлябанность ручки КПП и ведет к нечеткому включению при выборе передач. Можно сказать, что это болезнь этих моделей, которая кроется в штатном карданчике кулисы рычага КПП. Устранить этот недостаток и доработать механизм переключения передач самым простейшим способом можно, заменив штатный карданчик кулисы КПП на аналогичную деталь от Лады Калины. Кстати, эту доработку можно выполнить своими руками.

    Для этой доработки нам необходим сам карданчик кулисы КПП от ВАЗ 1118 «Калина», приобретаем его в комплекте с пыльником, т.к. штатный пыльник ВАЗ 2109 не подойдет по размеру.

    Карданчик КПП от Калины Сравнение шарниров КПП ВАЗ 2109 и Лада Калина

    Также нам понадобятся ключи на 10 и на 13, молоток, шлицевая отвертка и помощник, который пригодится на конечном этапе работ при регулировке положения рычага КПП.

    Работы будем вести на яме или эстакаде.

    Ослабляем хомут на тяге привода переключения передач с помощью ключей на 13, и снимаем шарнир с тяги.

    1 — болт-фиксатор (на 10); 2 — болт хомута (на 13); 3 — штатный шарнир выбора передач ВАЗ 2109; 4 — пыльник

    Затем снимаем или загибаем угол пыльника, и ключом на 10 откручиваем болт-фиксатор на карданчике и сбиваем его несильными ударами молотка с вала. Отворачивается этот болт очень неохотно, так как посажен на фиксатор резьбы во избежание самопроизвольного откручивания от воздействия вибраций.
    На этом этапе можно заменить также сальник вала выбора передач, если из-под старого замечены масляные подтеки.

    Когда старая деталь демонтирована, можно приступать к установке новой.
    Предварительно надев пыльник, садим карданчик на шток выбора передач (тот, что идет из коробки). Фиксирующий болт при этом должен при вкручивании попадать в специальное углубление под него на штоке. Затем затягиваем болт и натягиваем пыльник на карданчик. Резьбу болта крайне желательно промазать фиксатором резьбы, чтобы он не открутился от вибрации.

    Затем тягу привода переключения КПП надеваем на шток кардана, но хомут пока не затягиваем. Возможно кому-то придется укоротить шток калиновского карданчика примерно на 1,5 см, так как он длиннее, чем у штатного.

    Теперь надо отрегулировать положение рычага. Для этого привлекаем помощника, который садится на место водителя и приводит ручку КПП в оптимальное для регулировки положение. Обычно рычаг устанавливается по центру и смещается немного вправо. В таком положении рычага и затягиваем хомут, пока помощник удерживает рычаг в этой позиции.

    Теперь осталось проверить правильность работы рычага переключения передач, и если что-то не устраивает, провести регулировку еще раз.

    Ощущения от такой доработки в большинстве случаев таковы, как будто коробку подменили: рычаг не болтается, свободный ход минимален. Но еще больше положительные изменения заметны на ходу. Теперь выбор передач происходит более комфортно и четко, почти как в иномарках!

    Установка короткоходной кулисы на ВАЗ 2109

    Кулиса является важным компонентом коробки передач ВАЗ 2109. При его выходе из строя или неудовлетворительной работе кулису легко можно поменять, отремонтировать.

    Внешний вид устройства

    Есть два вида кулис:

    Принципиальной разницы между двумя типами агрегатов нет. Плюс короткоходной заключается в том, что она на доли секунды обеспечивает более быстрое переключение передач.

    Не верьте тем, кто утверждает, что короткоходка положительно влияет на динамику. Между кулисой и динамикой автомобиля нет никакой связи. Но короткоходка имеет свои плюсы.

    Комплект для замены

    Причины замены

    Есть несколько ситуаций, когда владельцу ВАЗ 2109 приходится или хочется влезать в конструкцию КПП и конкретно работать с кулисой:

    • Вытекает масло из-за поврежденного сальника кулисы. Его требуется обязательно заменить;
    • Вышла из строя старая кулиска;
    • Длинноходку хочется поменять на короткоходку в виду ее преимуществ.

    Теперь к вопросу о том, когда замена или ремонт кулисы — это вынужденная мера.

    1. Существенно увеличился люфт селектора КПП.
    2. Передачи переключаются с трудностями, при смене скорости появляются посторонние звуки.
    3. Передачи удается переключить, но с большим прикладываемым усилием.
    4. Скорости меняются некорректно. Вместо одной включается совсем другая.
    5. Все или часть передач вовсе невозможно включить.

    Даже если возникший люфт пока незначительный, желательно сразу приступить к ремонту или поменять полностью кулиску.

    Замена сальника

    Если вы обнаружили, что масло в КПП постепенно исчезает, заподозрить в этом можно именно сальник кулисы. Ничего другого не остается, кроме как поменять элемент.

    1. Первым делом купите новый сальник штока переключения скоростей. Стоит он около 70-100 рублей.
    2. Слейте масло из коробки, подготовив заранее чистую емкость. Это на тот случай, если будете обратно заливать то же масло. Хотя перед вами отличный повод заодно поменять трансмиссионную смазку.
    3. Чтобы масло лучше вытекало, открутите предварительно пробку заливки или извлеките шестерню спидометра. Слив масло, закрутите крышку обратно.
    4. Залезаем под автомобиль и отсоединяем крепежи карданчика рычага КПП.
    5. Стяните пыльник с карданчика, открутите болты его крепления к штоку переключения скоростей. Проблемный крепеж, с которым придется повозиться.
    6. Сняв карданчик, демонтируйте пыльник штока.
    7. Извлекаем поврежденный сальник при помощи шила или подходящих подручных инструментов. Тут главное сам шток.
    8. На место старого сальника монтируем новый, вдавливаем трубкой соответствующего диаметра.
    9. Верните на место пыльник, прокрутите карданчик.
    10. Учтите, болт фиксации карданчика к штоку является регулировочным. Потому закручивайте его точно так же, как было до демонтажа. Иначе некоторые скорости могут не включаться.

    Сальник

    После проделанной работы не забудьте проверить результат.

    Замена карданчика

    Практика показывает, что при возникновении проблем с кулисой вовсе не обязательно полностью ее менять.

    Карданчик

    Инструкция по замене карданчика следующая.

    1. Двумя накидными ключами на 13 открутите хомут, который относится к тяге привода переключателя скоростей.
    2. Оттяните отверткой пыльник, двигаясь к коробке. Если хотите, снимите его полностью. Так он точно не помешает в процессе ремонта.
    3. Ключом на 10 открутите болт фиксации на кардане.
    4. Молотком нанесите несколько аккуратных, не сильных ударов, чтобы сбить кардачик с вала. Пыльник убирайте в сторону, если не сделали это ранее.
    5. Меняем старый карданчик на деталь от Калины. Она более надежная, эффективная и долговечная.
    6. Для обратной сборки вам потребуется помощь товарища. Не спешите сразу в конце затягивать хомут.
    7. Помощник будет из салона выставлять положение рычага КПП в оптимальных точках. Сначала нужно поймать центр, затем отвести рычаг немного вправо, пока вы снизу будете затягивать хомуты.
    8. Проверьте, хорошо ли включаются передачи. Если да, то продолжаем сборку узла и проверяем обновленную КПП в условиях реальных дорог.

    Опыт владельцев ВАЗ 2109 показывает, что при проблемах с кулисой зачастую суть кроется в неудачном заводском карданчике. Поменяв его на аналог от Калины, вам удастся избавиться от дискомфорта и продолжить уверенно эксплуатировать свой автомобиль. Заменив карданчик, конструкция КПП существенно улучшится.

    Регулировка

    Поменяв кулису или карданчик, следует обязательно отрегулировать работу узла.

    1. Включите заднюю передачу, ослабьте натяжение хомута.
    2. Выставьте селектор коробки в положение, в котором он в идеале должен располагаться при включении заднего хода.
    3. Затяните хомут обратно.
    4. Аналогичная операция выполняется с остальными скоростями.

    Бывают ситуации среди владельцев ВАЗ 2109, когда со включением задней передачи возникают сложности. Здесь может помочь регулировка.

    • Установите рычаг коробки на первую передачу;
    • Ослабьте хомут кулисы;
    • Проверните привод кулисы против часовой стрелки;
    • Поворачивайте привода, пока селектор не прижмется к пластиковому стопору задней передачи. Это вы ощутите без проблем;
    • Уперевшись в стопор, затяните под днищем хомут. Все, регулировка выполнена.

    Процесс регулировки

    Короткоходка

    Многие до сих пор размышляют на тему того, стоит ли менять свою стандартную заводскую длинноходную кулису на короткоходную.

    Короткоходка

    Решение принимайте сугубо на основе индивидуальных размышлений и не «ведитесь» на высказывания относительно существенного повышения динамики с переходом на короткоходку.

    Реальная разница между короткоходкой и длинноходкой приведена в таблице.

    ремонт рычага переключения передач на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    1. Снимите защитный чехол рычага переключения передач (рис. 5.14) с облицовки туннеля пола.

    2. Снимите накладку облицовки туннеля пола.

    3. Отверните винт крепления облицовки туннеля пола в задней части.

    4. Снимите облицовку туннеля пола, сдвинув облицовку туннеля пола назад.

    5. Отверните гайку крепления оси рычага переключения передач, а затем пять болтов крепления основания рычага переключения передач к полу.

    6. Снимите рычаг переключения передач с основанием, сняв при этом резиновый защитный чехол с основания.

    7. Выньте ось рычага переключения передач с двумя пластмассовыми втулками. Если ось свободно болтается во втулках, установленных в рычаг переключения передач, значит, втулки изношены, и втулки требуют замены. При установке втулок смажьте втулки консистентной смазкой.

    8. Для замены пластмассовой опоры рычага переключения передач снимите ее со сферического пальца рычага, заложите в отверстие новой опоры консистентную смазку и наденьте опору на палец.

    9. Для замены кожаного чехла снимите рукоятку, стянув ее с рычага переключения передач.
    10. Установите рычаг переключения передач в обратном порядке. Все резьбовые соединения затяните моментом 16-26 Нм (1,6-2,6 кгс-м).

    11. Для замены тяги привода переключения передач снизу автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира.

    12. Отверните гайку крепления оси рычага переключения передач и выньте тягу в салон автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

    Рис. 5.14. Детали рычага переключения передач автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
    1 — рычаг переключения передач; 2 — втулка; 3 — ось рычага; 4 — опора рычага; 5 — основание; 6 — кожаный чехол; 7 — рукоятка

    [Закрыто] Болтается Кулиса

    Страницы 1

    Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

    Сообщений 13

    1 Тема от valeron89 2009-11-22 21:02:18 (2009-11-22 21:04:14 отредактировано valeron89)

    • valeron89
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2009-11-22
    • Сообщений: 6
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Тема: Болтается Кулиса

    подскажите пож что может быть, болтается кулиса ваз 21083.

    2 Ответ от $L!M 2009-11-22 21:07:43

    • $L!M
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2009-01-09
    • Сообщений: 59
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Re: Болтается Кулиса

    Что знач болтается? вправо-влево на нейтрали не подпружинена и не становится сама напротив 3й? Пружина в коробке лопнула.

    3 Ответ от valeron89 2009-11-22 21:14:29

    • valeron89
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2009-11-22
    • Сообщений: 6
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Re: Болтается Кулиса

    Что знач болтается? вправо-влево на нейтрали не подпружинена и не становится сама напротив 3й? Пружина в коробке лопнула.

    и на нейтрали, и когда на передачи стоит , тоже болтается.

    4 Ответ от zaibatsu 2009-11-22 21:38:24

    • zaibatsu
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2009-03-18
    • Сообщений: 162
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Re: Болтается Кулиса

    Пластиковые втулки смотри из салона, и кардачник поставь калиновский. Если люфтит с сатиметр в сторону, то это нормально. После смены карданчика на калиновский люфтить будет меньше.

    5 Ответ от valeron89 2009-11-22 21:48:17

    • valeron89
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2009-11-22
    • Сообщений: 6
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Re: Болтается Кулиса

    Пластиковые втулки смотри из салона, и кардачник поставь калиновский. Если люфтит с сатиметр в сторону, то это нормально. После смены карданчика на калиновский люфтить будет меньше.

    да какой там сантиметр, просто болтается. не реально.

    6 Ответ от serebryakoff84 2009-11-22 23:45:33

    • serebryakoff84
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2009-09-21
    • Сообщений: 30
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Re: Болтается Кулиса

    а я палец со стопорным кольцом снял и поставил болт. затянут потуже,но что бы смог рычагом двигать и теперь проблем не знаю. на передачах люфт где то сантиметор. передачи втыкаются четко и рычаг не трясется.

    7 Ответ от valeron89 2009-11-23 08:21:07

    • valeron89
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2009-11-22
    • Сообщений: 6
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Re: Болтается Кулиса

    а я палец со стопорным кольцом снял и поставил болт. затянут потуже,но что бы смог рычагом двигать и теперь проблем не знаю. на передачах люфт где то сантиметор. передачи втыкаются четко и рычаг не трясется.

    А коробку снимать надо, или из салона можно это все сделать?

    8 Ответ от $L!M 2009-11-23 08:26:38

    • $L!M
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2009-01-09
    • Сообщений: 59
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Re: Болтается Кулиса

    Объясни по-нормальному, а не “болтается нереально”, тогда может что-то ответят

    Может, хомут на кардане ослаб.

    9 Ответ от alexeykamf 2009-11-23 08:39:59

    • alexeykamf
    • Пользователь
    • Оффлайн
    • Зарегистрирован: 2008-11-09
    • Сообщений: 1,679
    • Репутация : [ 0 | 0 ]

    Re: Болтается Кулиса

    Объясни по-нормальному, а не “болтается нереально”, тогда может что-то ответят

    Может, хомут на кардане ослаб.

    Возможные варианты: не затянут хомут карданчик/кулиса, не затянут или не попал в отверстие болтик кардан/шток КПП, ну или сам карданчик убитый.

    Источники:

    https://autoflit.ru/1679-chto-delat-esli-boltaetsya-rychag-kpp-na-vaz-2109-i-2110-vse-popravimo.html
    https://tuning-lada-2109.ru/umenshaem-lyuft-rychaga-pereklyucheniya-peredach/
    https://luxvaz.ru/vaz-2109/324-zamena-kulisy.html
    https://tuningtaza.ru/%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82-%D1%80%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B3%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87-%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%85-%D0%B2%D0%B0%D0%B7-2108-%D0%B2%D0%B0%D0%B7-2109-%D0%B2%D0%B0%D0%B7-21099.html
    https://club2108.ru/forum/viewtopic.php?id=5616

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Для любых предложений по сайту: [email protected]