Гальваническая очистка от ржавчины

Гальваническая очистка от ржавчины

Очистка ржавчины с помощью гидролиза

Среди любителей мотоциклов сложно встретить человека, не державшего в своих руках шкурки. Со ржавчиной приходится постоянно, и если нет доступа к пескоструйке, то процесс очистки от ржавчины занимает очень много времени и малоприятен. Особенно когда деталь сложной формы.

А оказывается, с помощью гидролиза можно очистить от ржавчины деталь абсолютно любой формы, даже в самых труднодоступных (и для пескоструйки в том числе) местах, и практически без усилий!
Образец применения этого метода вы видете на картинке справа.

Источник постоянного тока

Можно использовать зарядку для аккумуляторов, компьютерные блоки питания, лабораторные БП, в общем всё что в состоянии генерировать постоянный ток. Однако следует учитывать размер ванны для электролиза – чем больше объем, тем более мощный БП нам потребуется, иначе очистка от ржавчины может затянуться на недели. Тоже самое может быть с маломощными зарядными устройствами, небольшая деталька может очищаться всю ночь. Самый простой вариант для деталей средних размеров – компьютерный блок питания.

Напоминаю, что чтобы запустить АТХ-блок, нужно закоротить вот эти два контакта на управляющем разьеме:

Если блок питания, точнее выставленный ампераж окажется слишком высоким для данного объема воды, то начнется кипение и выделение водорода, а он взрывоопасен. Поэтому установка должна стоять в хорошо проветриваемом помещении или вообще на улице.
” Минус ” с блока питания подключаем к ржавой детали, ” плюс ” – к пластине из нержавейки соответственно.
На разьемах компьютерных блоков питания “минус” это черный провод, а +12 это желтый.

Кусок нержавейки

Очистка от ржавчины лучше всего будет работать с электродом из нержавейки, и чем больше его площадь – тем лучше. Постарайтесь чтобы провод с блока питания был надежно закреплен на электроде. Плохой контакт сильно увеличивает время очистки. Можно использовать и обычную сталь, но она быстро придет в негодность из-за выпадающих на ней отложений.

Каустическая сода

Известна как карбонат натрия или углекислый натрий, ее формула Na 2CO 3. Обычно ее можно найти в разделе моющих средств, или в сельскохозяйственном разделе как средство для прочистки труб.

Пищевая сода не подходит, бо это бикарбонат натрия (NaHCO3), тобишь другое вещество.
Пропорция смешивания с водой – чайная ложка (с верхом) на литр, чтобы лучше размешалась – воду следует подогреть. В дальнейшем, желательно выставить такой ампераж чтобы вода подогревалась за счет элетродов, тогда процесс электролиза будет проходить быстрее всего. Но кипятить не нужно 🙂

Внимание! Избегайте контакта содового раствора с бренным телом! Имейте под руками ведро чистой воды, чтобы в случае чего умыться, промыть глаза, ополоснуть руки. Плюс эта сода наносит вред природе, поэтому не выливайте ее в огород. Зато ее не нужно менять для электролиза, раствора хватит очень надолго.

Ржавая деталь

Сам процесс

Размещенную в ванне детальку аккуратно заливаем приготовленным раствором, подаем ток..

..любуемся некоторое время за поднимающимися *мелкими* пузырьками и уходим заниматься другими делами. Можно вернуться через час чтобы прикинуть интенсивность процесса..

А вот и результат, через 4 часа. Ток был 7 ампер, 12 вольт.

Скоба, что плохо очистилась от ржавчины, вероятно плохо контачила с проводом. О чем я и писал выше.

Этот метод не восстанавливает гладкость поверхности, место поеденное ржавчиной будет прекрасно видно по окончанию электролиза:

Толстый слой ржавчины может остаться висеть на детали, достаточно пару раз провести металлической щеткой – и все эти артефакты сами поотпадают безо всякого труда, как паутина. Деталь покрывается темным налётом, его можно снять или металлической щеткой, или прогрев деталь (если допускается) градусов до 100.
Тонкие пружинки из-за этого налёта (не знаю подробностей) становятся хрупкими и могут сломаться.
В довершение – несколько ссылок на англоязычные сайты, объясняющие физику процесса: раз, два, три.

Вот, пожалуй, и всё. Успехов в борьбе со ржавчиной!

Устранение ржавчины с кузова электрохимическим способом

Ржавчина на кузове автомобиля рано или поздно, но появится. Начавшись с маленького безобидного «рыжика» она в конце концов превратится в сквозную дырку. Традиционные методы борьбы с этой напастью – зачистка до металла, грунтовка, покраска – редко дают стойкий эффект. Обычно через полгода всю операцию приходится повторять заново. Удаление ржавчины с кузова автомобиля электрохимическим способом дает лучший результат.

Из-за чего появляется ржавчина

Тот рыжий налет – рыхлый или плотный, который мы традиционно называем ржавчиной, – является лишь следствием процесса разрушения железа, носящего научное название коррозия. Для его начала есть две объективные причины.

  1. Взаимодействие металла с химически активными веществами, которые окисляют его, тем самым разрушая. Ими являются все неорганические соединения, состоящие из кислорода и водорода. Самые «простые» из них – вода и кислород из атмосферного воздуха. Более сложные – водорастворимые щелочи и кислоты, получающиеся в результате этого растворения;
  2. Взаимодействие металлов друг с другом в присутствии электролита – токопроводящей жидкости. Им является, например, растворенный антигололедный реагент, которым зимой обрабатывают дороги.

Химически чистая – без посторонних примесей – вода, как и кислород, не очень активно взаимодействует с железом. Процесс его разрушения может длиться десятилетиями. В естественных условиях химическую реакцию окисления ускоряют морская соль и кислоты, образующиеся при взаимодействии выбрасываемых вулканами веществ. Современный город гораздо активнее вулканов и является фактически химической фабрикой по производству всего того, что разрушает металл кузова.

Почему с ржавчиной трудно бороться

Наиболее частой причиной химической коррозии, с которой сталкиваются автолюбители, является взаимодействие металла с водой, в результате чего образуется гидроксид железа – Fe(OH)3, рыхлый порошок красноватого цвета. Он является катализатором – ускорителем химических реакций для тех веществ, которые в обычных условиях могут с металлом и не взаимодействовать. Кроме того, электрохимический потенциал молекул железа, которые в нем содержатся, провоцирует начало электрохимической реакции.

Именно по этой причине рекомендуется тщательная зачистка ржавчины. Однако по ряду причин эту процедуру невозможно провести так, чтобы не осталось ни одной молекулы гидроксида железа. Поэтому реакция окисления и коррозия металла не прекращаются, а лишь значительно замедляются на первом этапе. В последующем скорость процесса увеличивается в геометрической прогрессии и на месте былого кузовного ремонта появляются вспучивания.

Зачистка ржавчины на местах электрохимической коррозии также приносит мало пользы из-за того, что она не устраняет причины – разницы в электрохимических потенциалах металла из разных партий. Многим известно, что «рыжики» на нижних задних углах дверей почти непобедимы. Они появляются вновь и вновь уже через несколько месяцев после тщательной зачистки, грунтовки и покраски. Все дело в конструкции: в этом месте механически (загибом материала) стыкуются внешние детали с силовыми. Многослойный металлический пирог, который по условиям эксплуатации бывает постоянно влажным, – это идеальное место для начала электрохимической коррозии.

Поскольку бороться с коррозией методами механической обработки очень сложно, лучше прибегнуть к активной катодной защите.

Сущность метода

Метод активной катодной защиты основан на том же принципе, который провоцирует электрохимическую коррозию. Вкратце он заключается в следующем: каждый металл, как химический элемент, имеет на своей поверхности электрический заряд, формируемый взаимодействием атомов его кристаллической структуры. В зависимости от величины этого заряда и его потенциала (от плюса к минусу) металлы выстраиваются в электрохимический ряд. Железо в нем занимает промежуточное положение. Левее его находятся цинк, алюминий. Правее – олово, свинец, медь, молибден, хром. Первые при контакте с железом в присутствии электролита разрушаются, а вторые разрушают само железо.

Катодная защита – это электролитический способ восстановления одного металла и разрушения другого при их механическом контакте. Для ее реализации вам потребуются:

  • источник постоянного тока;
  • электролит;
  • металлы с разной электрохимической активностью по отношению к железу.

Сначала ржавчина зачищается привычным способом – шкуркой, скребком, щеткой. После этого берете электрод, менее химически активный, чем железо. Например, полосу из нержавеющей стали, обычно содержащей хром или молибден. Подключаете его к плюсовой клемме автомобильного аккумулятора или зарядного устройства. Кислоту или щелочь можно нанести на обрабатываемую деталь или обмакнуть в нее электрод. При приближении электрода к обрабатываемой детали на поверхности электролита должно начаться бурление. Оно происходит из-за выделения кислорода при разложении гидроксида железа. Время зачистки определяется опытным путем.

Для защиты места ремонта на него наносится слой более активного металла. Подключаете к плюсовой клемме электрод из цинка и делаете все то же самое, но в процессе вы можете наблюдать за тем, как на поверхности ремонтируемой детали образуется оцинковка.

Смываете остатки электролита, сушите, грунтуете и красите.

Если вам не хочется связываться с поиском подходящего электролита и электродов, то воспользуйтесь набором для электрохимического удаления ржавчины «Цинкор-Авто». В нем есть все необходимые ингредиенты. Одной упаковки достаточно для обработки квадратного метра поверхности кузова.

Зачистка ржавчины и нанесение защитного слоя металла на поверхность кузова электрохимическим способом позволит вам не вспоминать о коррозии на протяжении двух-трех лет.

Поделки своими руками для автолюбителей

Удаление ржавых пятен электро-химическим способом.

Есть отличный химический способ, который действительно удаляет ржавчину на автомобиле и почему им редко кто пользуется, мне не понятно, ведь это и дешево и просто.

Далеко не секрет, что кузов авто со временем начинает цвести. Для внутренних работ достаточно пролить полости какой-нибудь бурдой и периодически обновлять, а вот с лицевой стороны не так-то просто.

Есть действенный способ-электро химический, т.е. гальваника. Под действием тока и химии ржа удаляется с металла полностью, не нарушая поверхность чистого металла. И опять же под действием тока и химии можно покрыть уже чистый металл цинком, тем самым не давая этому месту цвести дальше.

Чем хорош данный способ:

1. Бюджет. Компоненты стоят на много дешевле.
2. Время. На удаление и защиту определенной поверхности уходит 10 минут.
3. Не надо красить, платить бабло.

Надоело мне после каждой мойки смотреть на рыжики, решил от них избавиться. Дешево, кардинально, сердито. Методом проб и ошибок были найдены компоненты.

Что потребуется: Кальцинированная сода, паяльная кислота, нержавейка и цинк.

1. Удаление ржавчины. Компоненты и где взять: Кальцинированная сода. Стоит копейки. Нержавейка. Либо из запасов, либо купить, торгующий всякими ништяками для сварки. В моем случае это прутик нержи для полуавтомата.

2 . Оцинковка. Компоненты и где взять: Цинк. Нужен чистый. Имеется в соленых батарейках. Корпус сделан из чистого цинка. Проверить можно магнитом. То, что нам нужно не магнитицо. Паяльная, или ортофосфорная кислота.

Ну и то, чем будем делать: зарядник, или АКБ, ватные диски, или тряпочка, скотч для фиксации.

И самое главное, после всех процедур, обработанное железо нужно обработать раствором соды. Грубо на пол литра воды, 4 чайные ложки соды.

Далее, как этим работать:

1. Отключаем минус с АКБ авто

2. От зарядника цепляем минус на кузов авто. Любой болт. Главное без краски и грязи. Плюс на стержень либо нержавейки (удаление ржавчины, либо цинка (оцинковка)

3. Обматываем наши химические элементы любым материалом (вата, тряпка)

4. Для удаления ржи: макаем нержавейкой в раствор кальцинированной соды ( развести на глаз. В моем случае на пол литра 4 чайные ложки) и медленно водим по рабочей поверхности. Когда пойдет пена, это признак, что ржа отходит от металла.

5. Для оцинковки: макаем цинком в паяльную кислоту и медленно, не останавливаясь обрабатываем рабочую поверхность. Сразу увидите, как поверхность оцинковывается.

6. Обрабатываем поверхность растворим соды.

Для того, чтобы было более понятно, снял видео всего процесса.

После, можно покрасить, можно оставить так. Цвести там больше не будет.

Думал, тут будет дырка, оказалось только поверхностная ржаА тут уже ничем не поможешь, только удаление и наваривание заплатки.

Автор; Николай Кисурин, г.Первоуральск, Свердловская обл.

Как правильно удалить ржавчину с металлических поверхностей

Существует три метода удаления ржавчины: механический, химический и электрохимический. В зависимости от задачи методы можно комбинировать или использовать отдельно. Из этой статьи вы узнаете, как правильно удалить ржавчину с поверхности металлических изделий.

Из этой статьи вы узнаете как правильно удалить ржавчину с металлических поверхностей.

1. Зачем удалять ржавчину: краткая теория
2. Как удалить ржавчину механическим способом
3. Как удалить ржавчину химическим способом
4. Как удалить ржавчину электрохимическим методом
5. Заключение

Зачем удалять ржавчину: краткая теория

Ржавчина – налет красного цвета на железе и железных сплавах, состоит из оксидов железа. Ржавчина образуется при коррозии металла, то есть в результате разрушения металлической поверхности.

В каких случаях ржавчину лучше удалить:

  • Перед покраской или склейкой металлических изделий. Ржавый налет не позволит краске или клею прочно соединиться с металлом, поэтому его обязательно убирают.
  • Для защиты металлического изделия от коррозии. Чтобы защитить металл от разрушения, его нужно очистить от окислов железа и покрыть антикоррозионным материалом, например оксидом цинка.
  • В эстетических целях. Предметы из ржавого металла выглядят неэстетично, а ржавый инструмент неприятно держать в руках.

Таким образом, удаление ржавчины позволяет качественно склеивать или красить металлические детали, а также делает их эстетичными.

Как удалить ржавчину механическим способом

Механическим способом удобно удалять ржавчину с больших и ровных металлических поверхностей, например с листа металла или с кузова автомобиля. Также метод подходит, когда нужно очистить сильно заржавевшие изделия. В этом случае металл сначала обрабатывают механическим способом, а потом используют химический или электрохимический метод.

Чтобы удалить ржавчину с больших деталей, используйте металлические щетки, абразивные насадки для дрели или болгарки.

Очищать небольшие детали удобнее вручную с помощью наждачной бумаги.

Механическим способом сложно очистить металлические изделия со сложной геометрией, деформированные детали. В этом случае после или вместо механической очистки можно использовать химический или электрохимический методы.

В промышленности и в небольших мастерских для механической очистки ржавчины применяют пескоструйные пистолеты. Этот инструмент нашел широкое применение среди автомастеров.

Как удалить ржавчину химическим способом

Суть химического способа: кислоты разрушают железо и его соединения. При нанесении кислоты на ржавые поверхности она растворяет окислы железа и трансформирует их в соли. В результате поверхность очищается от ржавчины.

Обратите внимание, кислоты разрушают не только ржавчину. Они действуют на металлическую деталь и также разрушают ее. Поэтому при использовании химических средств важно соблюдать указанное в инструкции время экспозиции. А профессиональные средства для удаления ржавчины обычно содержат защитный компонент, который создает на поверхности неповрежденного металла защитную пленку.

Чтобы удалить ржавчину, используйте подходящие очистители, например Weicon Rust Loosene r . Нанесите средство на поверхность, выдержите указанное в инструкции время и очистите налет ветошью.

Ржавчину можно удалить органической кислотой, например лимонной или уксусной, а также слабой неорганической кислотой, например угольной. Поэтому уксус и соду чаще всего используют в быту для очистки металлических изделий. Тем не менее лучше применять специальные средства, так как раствор уксусной или лимонной кислоты действует намного медленнее неорганических кислот.

Кроме того, промышленные средства для очистки от ржавчины обычно содержат защитный компонент. Благодаря этому предупреждается повторное ржавление металла.

Как удалить ржавчину электрохимическим методом

Электрохимический метод очистки металла применяется в промышленности и в быту. Суть метода: при пропускании слабого электрического тока через раствор кальцинированной соды происходит электролитическая реакция. В ее процессе ионы окислов железа перемещаются с ржавой металлической детали в раствор и на чистый электрод.

В промышленности металлические изделия очищают в специальных электролизных ваннах. В быту такую ванну можно сделать самостоятельно.

Внимание! Соблюдайте правила безопасности при работе с электричеством.

  • Пластиковая емкость, например таз.
  • Источник питания, например автомобильный аккумулятор или блок питания от стационарного ПК. Для очистки металла от ржавчины достаточно источника питания с напряжением 12 В.
  • Провода с зачищенными концами или клеммами.
  • Вода, кальцинированная сода.
  • Кусок нержавеющей стали, который будет выполнять роль анода.
  • Наждачная бумага.

Анод – это электрод, подключенный к положительному полюсу. Катод – электрод, подключенный к отрицательному полюсу.

1. Зачистите наждачной бумагой участок на ржавой детали, чтобы присоединить к нему клемму.

2. Присоедините к очищаемой детали клемму или провод отрицательного полюса.

3. Присоедините к куску нержавеющей стали клемму или провод положительного полюса.

4. Налейте в таз воду. Количество зависит от размеров детали.

5. Добавьте в воду кальцинированную соду из расчета столовая ложка порошка на литр воды.

6. Включите источник питания.

Сразу после подачи тока начнется электролизная реакция. Вы заметите это по выделению пузырьков воздуха. Пузырьки должны активно выделяться со всей поверхности детали. Если реакция слабая, добавьте в воду кальцинированной соды.

Через несколько минут отключите электричество. Достаньте металлическую деталь и удалите видимый налет ветошью или щеткой.

Заключение

Удалить ржавчину можно механическим, химическим и электрохимическим способом. Механический метод незаменим при очистке больших поверхностей. Химический и электрохимический методы подходят при работе с деталями со сложной геометрией. Методы очистки можно комбинировать. При использовании электролиза соблюдайте технику безопасности, чтобы избежать удара током.

Как удалить ржавчину с кузова с помощью электролиза

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Процесс ржавчины металла может застать врасплох в самый неподходящий момент и если помедлить с его предотвращением, то в конце концов безобидное пятно преобразуется в сквозное отверстие. К сожалению, полностью предотвратить появление ржавчины на кузове автомобиля невозможно. Самым востребованным способом удаления ржавчины по сей день является полная зачистка изделия, грунтовка и последующая окраска. Но данный способ имеет свои минусы и самый главный из них, это короткий срок действия процедуры. Как правило, все вышеперечисленные манипуляции приходится выполнять регулярно минимум раз в 6 месяцев. К счастью, на смену данному способу пришла очистка кузова с помощью электролиза. Данная статья поможет разобраться с процессом очистки кузова автомобиля от ржавчины с помощью электрохимического способа.

Причины появления ржавчины

Более научное название процесса ржавчины – коррозия. Коррозия металлов представляет собой разложение железа в следствии окисления, вызванного воздействием на металл воды и кислорода. Коррозию классифицируют на:

  1. Электрохимическую. Чаще всего она вызвана избыточной влажностью окружающей среды.
  2. Химическую. Возникает при взаимодействии металла с каким-либо агрессивным веществом.
  3. Биокоррозию. В связи с воздействием на металл бактерий и прочих микроорганизмов.

В бытовых условиях, чаще всего металлы подвергаются коррозии из-за несоблюдения условий хранения изделия. Также возможно возникновение ржавчины из-за неправильно подобранного средства для ухода на кузовом машины, например, неправильного моющего средства.

Почему сложно избавиться от коррозии

При взаимодействии железа с водой, на поверхности металла образуется порошок бурого цвета, который, в свою очередь, является катализатором или ускорителем для осуществления процесса коррозии металла. На начальных стадиях ржавчины, ее зачищают, делается это для того, чтобы убрать большую часть катализатора и приостановить процесс. Но полностью избавиться от образовавшегося порошка невозможно, поэтому ржавчина появляется снова и снова.

Обратите внимание! Несмотря на мгновенный результат, механические способы удаления коррозии являются менее эффективными, потому стоит обратить внимание на химические способы борьбы с коррозией.

Электрохимический способ

Процесс представляет собой восстановление одного химического элемента за счет расщепления другого при контакте друг с другом. Для того, чтобы осуществить электролиз в домашних условиях понадобится:

  • источник тока;
  • электролит;
  • металл с отличающейся от железа электрохимической активностью.

Для начала нужно осуществить зачистку от уже образовавшейся коррозии. Для этого нужно провести манипуляции присущие механическому способу, т.е. нужно зачистить поверхность с помощью скребка или любого другого инструмента. Далее нужно подключить к плюсовой клемме источника тока любой металл меньшей химической активности нежели железо, например, кусок нержавеющей стали. На поверхность детали, которую необходимо отчистить от ржавчины, наносится кислота. Во время приближения электрода к обработанному кислотой месту, начинается активное образование кислорода, в связи с чем вещество, находящееся на поверхности изделия, начинает бурлить.

Если вы пронаблюдали данную реакцию, значит процесс очистки металла от коррозии запущен. Длительность проведения данной процедуры варьируется в зависимости от степени ржавчины и прочих факторов. По истечении времени, поверхность нужно промыть и подготовить для грунтовки и окраски. Таким образом, удаление коррозии с металлов лучше всего осуществлять с помощью электролиза нежели механического способа.

Источники:

https://kickstarter.org/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=19
https://kuzovexpert.ru/kuzovnoy-remont/udaleniye-rzhavchiny-elektrohimicheskim-sposobom.html
https://xn--100–j4dau4ec0ao.xn--p1ai/udalenie-rzhavyx-pyatin-elektro-ximicheskim-sposobom/
https://zen.yandex.ru/media/id/5b339849d7b02a00a9ac08bf/5b3e69e5cf892600a95fe1bf
https://avtoelektrik-info.ru/sovety/kak-udalit-rzhavchinu-s-kuzova-s-pomoshhyu-elektroliza

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]