Генератор г 222 характеристики

Генератор г 222 характеристики

Как поставить восьмерочный генератор вместо пятерочного? см. ниже.

В генераторе Г222 используется регулятор напряжения (таблетка) Я112В, похожий регулятор Я112А ставить нельзя. В данной схеме получится, что даже при выключенном зажигании, регулятор подключен к плюсу и все время пропускает ток возбуждения, аккумулятор быстро разрядится через обмотку возбуждения.

Генератор Г222 до сих пор выпускается в запчасти для остающихся в эксплуатации автомобилей. Продавцы в магазинах продают его для автомобилей серии 2105, не спрашивая год выпуска. Генератор Г 222, не работает без переделки проводки на автомобилях, с генератором 372.3701. Правильно покупать генератор 372. 3701 (восьмерочный), а не переделывать проводку под генератор Г 222.

В связи с большим износом парка, генераторы большинства автомобилей в сильно изношенном состоянии, требуют ремонта или замены на новые.

Генератор имеет обычную схему – обмотка статора, ротор и диодный мост. Регулятор напряжения встроенный, вместе со щеточным узлом, вставлен в генератор. Корпус генератора заземлен, то есть, соединен с массой крепежными болтами. В однопроводной схеме автомобиля все элементы одним проводом соединяются с массой. К массе подсоединен минус аккумулятора, поэтому на массе сидит общий минус, а все элементы питает плюс.

Генератор похож на своего предшественника Г221 от ВАЗ 2101 -06, кроме диодного моста и передней крышки корпуса, остальные части от Г 221 для Г 222 не подходят, хотя можно собрать варианты, которые будут вполне работоспособны.

Работа генератора Г222

При включении зажигания, от контакта 151 через 10 й предохранитель, на точку Б регулятора напряжения попадает плюс от аккумулятора, регулятор открывается и от плюса аккумулятора, через точку выхода генератора, на точку В регулятора, протекает ток возбуждения, он через щетки попадает в обмотку возбуждения и далее на массу. Ток возбуждения получается максимальным – около 3 Ампер. Ротор намагничивается и при вращении его полюсные наконечники, создают меняющееся магнитное поле, которое генерирует в обмотке статора ЭДС. Переменная ЭДС обмотки, создает ток через диодный мост и на выходе получается практически постоянное напряжение.

Регулятор напряжения Я112В

Генератор рассчитывается таким образом, чтобы уже на малых оборотах, он гарантировано развивал напряжение 13, 8 -14, 2 В. При дальнейшем увеличении оборотов, напряжение может очень сильно вырасти, что недопустимо. При увеличении нагрузки, когда включено много приборов, напряжение снижается, но оно должно оставаться не ниже 13, 5 В.

Напряжение в заданных пределах поддерживает регулятор напряжения

Регулятор напряжении типа Я 112В, управляет током возбуждения. Он включает и выключает ток возбуждения. Регулятор работает в режиме открыто – закрыто. При частом переключении рост и спад напряжения получается незначительным, так что напряжение остается практически постоянным. Скачки и спады напряжения дополнительно сглаживает аккумулятор. Частота, с которой работает регулятор 20 -25 гц, при этом колебания света становятся незаметными.

Контрольная лампа и вольтметр

Для контроля за работой генератора используется лампочка и вольтметр

«Жигули» был первым советским автомобилем, в котором не было амперметра. Во всех автомобилях, вплоть до 70х годов, для контроля за электрооборудованием использовался амперметр. Недостаток амперметра был в том, что он был включен так, что через него проходил ток всех потребителей, при нарушении контактов амперметра все начинало плохо работать или вовсе отключалось. Для тех, кто умел пользоваться амперметром, он был достаточно информативным прибором, но главное, он, по отклонению стрелки в плюс или минус, показывал идет зарядка или нет, то есть работает генератор или нет. Для повышения надежности электрооборудования от амперметра отказались и в моделях поколения Ваз 2105 вставили Вольтметр. Вольтметр подключатся параллельно и его неисправности никак не влияют на работу электрооборудования, кроме того, для понимающего водителя, он дает больше информации, чем амперметр.

Для управления лампочкой установлено специальное реле РС 702 с нормально замкнутыми контактами. Если генератор не работает, контакты реле замкнуты и, при включении зажигания, ток идет от аккумулятора через 9 предохранитель, точку 87 реле, через замкнутые контакты на точку 3051 и через блок предохранителей на лампочку. Лампочка горит. Ток от аккумулятора через катушку реле РС 702 с точки 86, пройти не может, на пути к минусу аккумулятора стоят минусовые диоды, которые в этом направлении тока не пропускают. Когда генератор заработал, то появляется ток с выхода генератора, через 9 предохранитель, на точку 86, через катушку реле, на среднюю точку обмотки и далее замыкается через плюсовые диоды на выход генератора. Катушка реле РС 702 намагничивается и размыкает контакты, лампочка гаснет, значит состояние нормальное, генератор работает. То есть, когда генератор заработал, реле контрольной лампы питается фазным напряжением генератора и реле срабатывает, размыкая контакты. К сожалению, лампочка не загорается при перезарядке, когда напряжение, из – за пробоя регулятора, может возрасти до 16 Вольт, аккумулятор начнет выкипать, и лампочки начнут перегорать.

В отличие от прежней схемы ВАЗ 2101, эта проблема решена. Вольтметр, покажет, что напряжение стало выше нормы – стрелка уходит в красную зону шкалы справа

Что делать, если генератор не работает.

Если генератор не работает, то при работающем двигателе продолжает гореть красная лампочка разрядки аккумулятора.

Надо проверить на месте ремень генератора или нет и проверить его натяжение

Надо проверить 10 й предохранитель

Проверить напряжение на выходе провода к регулятору напряжения, в точке Б, должно быть 12 Вольт.

Проверить наличие плюса от аккумулятора на силовом выходе генератора.

Если плюсы есть на обеих точках, а генератор на работает, можно попробовать заменить регулятор напряжения не снимая генератор. Это сделать сложно, а на старых заржавевших генераторах невозможно. Придется снимать генератор.

Если генератор очень старый, его надо заменить. См ремонт генератора

Если аккумулятор разряжается, а лампочка не горит, то надо проверить вольтметром напряже6ние. Если напряжение на аккумуляторе выше 13,5 Вольт, то значит генератор работает, а аккумулятор уже не годен.

Если напряжение меньше 13, 5 Вольт, а лапочка не горит, то надо проверить 9й предохранитель, возможно обрыв в цепи контрольной лампочки, или неисправно реле РС 702. Если устранили проблему с лампочкой, то дальше надо найти причину пониженного напряжения и неисправности генератора.

Надо обращать внимание на вольтметр. Если стрелка вольтметра ушла в красную зону шкалы, значит напряжение стало выше нормы. При этом, аккумулятор станет мокрым, появится запах кислоты, лампочки будут гореть ярко и помаргивать. Такое происходит, если пробило регулятор напряжения. Надо замерить напряжение на аккумуляторе, убедиться, что оно больше 14,5 Вольта, регулятор точно пробит и его надо заменить. Если регулятор в алюминиевом корпусе, то в нем ставится таблетка Я 112В её нельзя путать с таблеткой Я 112А и тем более, с похожей внешне, таблеткой Я120

Буквы на регулятор Я 112В многих его аналогах с другими обозначениями должны быть БВШ, если ВВШ, то это Я 112А и его ставить нельзя.

Более современные однокорпусные регуляторы для генераторов Г 222 со щеточным узлом значительно надежнее.

Генератор Г222 сломался, можно поставить новый генератор восьмерочный?

Как поставить восьмерочный генератор вместо пятерочного?

Поставил восьмерочный генератор, теперь машина не глохнет

Если машина старая, и стоял генератор Г222, а нужно поставить генератор 372.3701, то придется делать так.

Провод возбуждения, который приходил на регулятор напряжения генератора Г222 надо подключить к точке L генератора 372.3701,

Через этот провод будет включаться первоначальное возбуждение. Лампочка контроля зарядки, при таком включении, никуда не подключается и работать не будет, но в машине есть вольтметр, по которому можно отслеживать зарядку.

При выключении зажигания, генератор продолжает работать, ток возбуждения идет от доп. диодов и не прерывается замком зажигания, этот ток идет в цепь системы зажигания и двигатель не заглохнет. Для того, чтобы двигатель при выключении зажигания глох, в провод возбуждения нужно впаять диод (например маленький доп. диод от старого диодного моста). Этот диод будет пропускать ток для первоначального возбуждения генератора, а обратно, при выключении двигателя, не пропустит ток в систему зажигания.

Генератор Г-222

На двигателе ВАЗ мод. 2106 установлен генератор Г-222 со встроенным малогабаритным интегральным регулятором напряжения.

Технические данные и характеристики генератора

Номинальное напряжение, В

Правое
(со стороны привода)

Макс. ток отдачи (при 13В и частоте вращения ротора 5000 мин -1 ), А

Макс. частота вращения ротора, мин -1

Передаточное отношение двигатель-генератор

Устройство генератора показано на рис. 7-9, а его электрическая схема соединений – на рис. 7-10.

Рис. 7-9. Генератор Г-222: 1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – винт крепления выпрямительного блока; 4 – контактное кольцо; 5 – задний шарикоподшипник; 6 – конденсатор; 7 – вал ротора; 8 – вывод “30” генератора; 9 – штекер нулевого провода; 10 – регулятор напряжения со щеткодержателем; 11 – щетка; 12 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 13 – шкив с вентилятором; 14 – полюсный наконечник ротора; 15 – втулка; 16 – передний шарикоподшипник; 17 – крышка со стороны привода; 18 – обмотка ротора; 19 – статор; 20 – обмотка статора; 21 – полюсный наконечник ротора; 22 – буферная втулка; 23 – втулка; 24 – поджимная втулка

Рис. 7-10. Схема соединения генератора: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – замок зажигания; 5 – вольтметр; А9* – для генератора 581.3701

Возможные неисправности генератора Г-222 (58.3701), их причины и методы устранения показаны в табл. 7-8.

Таблица 7-8. Возможные неисправности генератора Г-222 (58.3701*), их причины и методы устранения

При движении автомобиля стрелка вольтметра комбинации приборов выходит за пределы белой зоны шкалы

1. Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения.

1. Восстановить соединение .

2. Поврежден регулятор напряжения генератора.

2. Заменить регулятор.

3. Износ или зависание щеток генератора; окисление контактных колец.

3. Заменить щеткодержатель со щетками; протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине.

4. Обрыв или короткое замыкание на “массу” обмотки возбуждения ротора генератора.

4. Заменить ротор.

5. Короткое замыкание одного или нескольких положительных вентилей выпрямительного блока генератора.

5. Заменить выпрямительный блок генератора.

6. Обрыв в одном или в нескольких вентилях выпрямительного блока генератора.

6. Заменить выпрямительный блок генератора.

7. Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора.

7. Заменить статор.

Генератор работает, аккумуляторная батарея слабо заряжается

1. Слабое натяжение ремня: проскальзывание при высокой частоте вращения и при работе генератора под нагрузкой.

1. Отрегулировать натяжение ремня.

2. Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее, окислены выводы аккумуляторной батареи, повреждены провода.

2. Очистить выводы батареи от окислов, затянуть зажимы, заменить поврежденные провода.

3. Неисправна аккумуляторная батарея.

3. Заменить батарею.

4. Поврежден регулятор напряжения.

4. Заменить регулятор напряжения.

5. Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу В (“+”) регулятора**.

5. Устранить замыкание или заменить пластмассовое основание щеткодержателя.

Аккумуляторная батарея перезаряжается

1. Неисправен регулятор напряжения.

1. Заменить регулятор напряжения.

2. Неисправна аккумуляторная батарея.

2. Заменить батарею.

3. Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу 15 (Ш) регулятора**

3. Устранить замыкание или заменить пластмассовое основание щеткодержателя.

Повышенная шумность генератора

1. Ослаблена гайка шкива генератора.

1. Подтянуть гайку.

2. Повреждены шарикоподшипники генератора.

2. Заменить шарикоподшипни-

3. Межвитковое замыкание обмотки статора (“вой” генератора).

3. Заменить статор.

4. Протереть щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине.

* 58.3701 – модель генератора , устанавливаемого на двигатели мод. 331, 3317, 3313.

** Только для генератора Г- 222.

1. “Минус” аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с “массой”, а “плюс” – подключаться к зажиму “30” (“+”) генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили выпрямительного блока генератора, и они выйдут из строя.

2. Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажимов “30” (“+”) проводами потребителей (особенно в отсоединенной аккумуляторной батарее). Это вызывает опасное повышение напряжения, приводящее к повреждению вентилей выпрямительного блока и регулятора напряжения .

3. Не следует проверять работоспособность генератора “на искру” даже кратковременным соединением зажимов “30” (“+”) генератора с “массой”. При этом через вентили выпрямительного блока проходит значительный ток и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

4. Нельзя проверять цепи зарядного тока мегомметром или лампой, питаемой напряжением 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора и регулятора напряжения.

5. Проверять прочность изоляции статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выпрямительного блока выводами фазных обмоток.

6. Вентили выпрямительного блока генератора ни в коем случае не должны проверяться в схеме напряжением переменного тока 110 или 220В и более, даже если имеется сигнальная неоновая лампа, и не должны проверяться мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение. В этих случаях вентиль при проверке будет пробит (произойдет короткое замыкание).

7. При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединить провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Генератор г 222 характеристики

Все интересные истории с генераторами у меня в принципе закончились) Но осталось ещё несколько тем, которыми я решил поделиться. В этой речь пойдёт о сравнении двух генераторов: Г222 (который в принципе считается ранним и устаревшим) и 372.3701 (который считается более современным).

Ну начну с наиболее заметных отличий, которые видны невооруженным взглядом.

Г222 менее мощный — 700 Вт, против 770 у 372.3701 (что соответствует максимальной силе тока 50 и 55 ампер соответственно). Если их разобрать, то это сразу бросается в глаза — провод на обмотке статора у Г222 тоньше.

Ещё в глаза сразу бросаются разные релюшки. У обоих генераторов они установлены непосредственно на самом генераторе и выполнены одним узлом с щётками. Но вот выглядят по-разному.

И теперь хотелось бы остановиться на них более подробно, просто для общего ознакомления)

Ну снаружи выглядят по-разному, это и так понятно) куда интереснее, что же у них внутри. Я всегда думал, что у обоих главной частью является транзистор. Но по всей видимости это не так. В электронике я особо не разбираюсь, но общие представления есть. Поэтому я решил раскурочить релюшку. Благо Я112В1 уже есть в сети, а Я212 мне было не жалко) И вот что получается

Как я понял, у Я112 основным регулирующим элементом является стабилитрон (его видно на плате, красный такой) и от его характеристик зависит выходное напряжение генератора. А вот у Я212 даже платы как таковой нет и, как я понял, представляет он собой транзистор в чистом виде.

То есть сам процесс регулирования напряжения в этих релюшках различается. Но я думаю, что заменить одну на другую можно. Потому что управление возбуждением ротора у них происходит по массе.
То есть что я имею в виду.

Есть выносные регуляторы, как было допустим на нашем родном Г502А. В них одна щётка всегда соединена с массой. А релюшка управляет током, приходящим на вторую щётку.

На встроенных релюшках процесс происходит по-другому. Одна щётка всегда соединена с плюсом, а другую то подключает, то отключает от массы транзистор (ну это грубо конечно, но думаю так понятнее).

Поэтому получается, что и Я112 и Я212 управляют возбуждением по одной схеме, но только делают это немного по-разному. Так что думаю, заменить одно другим можно. Но только сделать это получится вместе с заменой задней крышки)) так как они разные у этих генераторов.

И ещё о релюшках. В частности о тех, что стоят на 372.3701. Та, что я раскурочил, была неизвестно с какого генератора, но была она вот такой:

Как видно, всё заржавело. То что заржавели контакты щёток, это в принципе ерунда, там всё равно всё пропаяно и контакт не исчезнет. Другое дело вот этот вывод:

Это соединение с массой. Если оно окислится, то можно получить проблемы с выходным напряжением.

Напомню, что генераторов 372.3701 у меня два. Один был без релюшки, о нём я говорил тут, его мне мужичок отдал со словами “там провод отлетел” (об этом дальше) и другой мне дал тесть, этот был полностью в сборе и рабочий. И вот на нём была другая релюшка, которая мне понравилась больше, чем Я212

Понравилась, конечно же, из-за надписи: “Сделано в Германии”))) Ну и из-за того, что контакты вроде бы не ржавеют)

Я112, кстати, имеет немного другую связь по массе

Тоже в принципе нормально, ничего не случается. А вот у релюшек Я212 контакт массы очень слабое место, поэтому за ним надо следить.

С релюшками на этом всё, что хотел — сказал.

Следующее отличие — диодный мост. По сути сами диоды одинаковые и можно вполне поставить мост с 372.3701 на Г222. Можно сделать и наоборот, нужно только изменить схему подключения.
Всё дело в том, что 372.3701 — генератор с самовозбуждением. Я уже неоднократно говорил об этом в предыдущих постах.

Возбуждение на ротор (или правильнее сказать управление на транзистор) у него берётся не с замка зажигания, а через дополнительные диоды, непосредственно с фаз статора.

Насколько я понял, такая схема более перспективна, так как не имеет потерь на контактах замка. Если почитать мои предыдущие посты про Г222, то там я писал, что у меня прыгало напряжение. И происходило это именно из-за плохого контакта на замке и скорее всего из-за длинного провода. Поэтому я и поставил доп реле, для возбуждения ротора.

Если бы генератор Г222 был с самовозбуждением, как 372.3701 или тот же ISKRA, то проблем с прыгающим напряжением не было бы и при стандартной схеме подключения. Именно поэтому видимо генераторы с самовозбуждением получили большую распространённость и считаются более современными.

Из-за доп диодов у 372.3701 другая схема контроля за зарядкой. Нет реле и вывода нулевой точки статора, как у Г222.

Ну ладно, с этим вроде бы тоже всё. Дальше самое интересное.

Как уже понятно, и я неоднократно говорил, 372.3701 считается более современным. Об этом гордо свидетельствует надпись “Сделано в России”. У Г222 надпись поскромнее: “Сделано в СССР” (хотя на релюшке Россия, видимо меняли).

К чему я веду. Если 372.3701 более современный, то тогда мне очень интересно, что это такое?

Это тот самый “отлетевший провод” и жалкая попытка его восстановить. Провод к одному контактному кольцу был целиком разорван, к другому наполовину стёрся. К сожалению не сфоткал.

Я думал, что на другом генераторе ситуация другая, и это просто единственный неудачный экземпляр, но нет. Всё точно так же. Только провода целые.

А что же на Г222? А вот что:

Провод аккуратно уложен в пропил. Несовременно, но понадёжнее будет.

Вот так вот. Это как и клапана в бензонасосе — текстолит и резина, СССР и Россия

В общем по отличиям наверное всё. Есть ещё отличия в крыльчатках вентиляторов. Но так как на одном 372.3701 стояла такая же, как и на Г222, то я это в счёт не беру. Видимо просто раньше выпускали одни, а потом стали ставить другие.

Не могу сказать какая лучше дует, мне кажется, что новая, но у старой есть другой минус — невозможно вытащить стягивающие болты, без откручивания шкива с крыльчаткой (они, кстати, идут как одно целое). То есть если повреждена резьба на болтах, то нужно снимать шкив. Не очень удобно.

Генератор Г-222 (рис. 226) трехфазный, переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. Он состоит из ротора 3 с обмоткой и статора 13 с двумя крышками 2 и 4, стянутыми четырьмя болтами. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках закрытого типа. Смазка закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения в эксплуатации не требует.

Ротор состоит из вала, на который напрессованы стальная втулка и два стальных клювообразных полюса, образующие магнитную систему. На стальной втулке между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе находится обмотка ротора, называемая обмоткой возбуждения. Концы ее присоединены к контактным кольцам 18, установленным на пластмассовой колодке, напрессованной на вал ротора. Ток к обмотке возбуждения подводится через щетки, прижатые пружинами к контактным кольцам.

Статор 13 набран из пластин электротехнической стали, соединенных электросваркой. Во внутренние пазы статора уложены три фазные обмотки, соединенные в звезду с штекером 6 нулевого провода. К нему до 1985 г. подключалось реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Переменное напряжение, индуктированное в обмотке статора, преобразуется в постоянное выпрямительным блоком 17, собранным на шести кремниевых вентилях типа ВА-20 по трехфазной мостовой схеме. Микроэлектронный регулятор 1 напряжения объединен в одном узле со щеткодержателем 20.

На рис. 227 показана схема соединений генератора, имеющая контрольную лампу заряда, применявшуюся до 1985 г. С 1985 г. реле 3, контрольная лампа 7 и соответствующие провода не устанавливаются, так как одного вольтметра 6 вполне достаточно для контроля напряжения генератора.

С 1988 г. на части автомобилей может быть установлен генератор типа 37.3701. Он отличается от генератора Г-222 в основном обмотками ротора и статора, регулятором напряжения и введением трех дополнительных диодов в выпрямительном блоке для питания обмотки возбуждения и для работы контрольной лампы заряда.

* Для генератора Г-222.

С 1988 г. на автомобилях ВАЗ-2105, 2104 устанавливается генератор 37.3701 (смотрите рисунок Генератор)

Схема соединений этого генератора дана в подразделеНапряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к клемме “В” регулятора через контрольную лампу 11. После запуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов 3, установленных на выпрямительном блоке. При этом ток через контрольную лампу не проходит и она не горит. Управляющее напряжение подается на вывод “Б” регулятора непосредственно от клеммы “30” генератора. Вывод “Ш” регулятора маркировки не имеет. С ним соединяется щетка 13 (смотрите рисунок Генератор) Напряжение в бортовой сети автомобиля контролируется вольтметром 12 (смотрите подраздел)

С 1996 г. у генератора 37.3701 изменено устройство регулятора напряжения и щеткодержателя. Теперь регулятор напряжения размещен в металлическом корпусе и приклепан к щеткодержателю (смотрите фрагмент “а” на рисунке Генератор .), т.е. образует с ним неразборный узел. У нового регулятора напряжения отсутствует вывод “Б” и напряжение подается только к выводу “В”. По своим характеристикам прежний и новый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.

До 1988 г. применялся генератор Г-222. Он отличался от генератора 37.3701 данными обмоток ротора и статора, регулятором напряжения и щеточным узлом, а также конструкцией выпрямительного блока. Схема соединений генератора Г-222 дана в подразделе

В 1985 г. было аннулировано реле контрольной лампы 11, а из жгутов проводов были удалены провода, присоединявшиеся к реле и контрольной лампе. На этих автомобилях напряжение в бортовой сети автомобиля контролировалось только вольтметром 12.

На автомобилях с генератором Г-222 в схеме с контрольной лампой заряда должна применяться комбинация приборов, у которой один конец контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи соединен с массой. Такие комбинации приборов устанавливались на автомобили до 1988 г.

Генератор Г-222: характеристики, пристрій, схема підключення

Генератор Г-222 використовується на більшостівітчизняних автомобілів. Він здатний видати максимальну силу струму 55 Ампер при напрузі 13 Вольт і 5000 оборотів в хвилину. Передавальне співвідношення між колінчастим валом двигуна і шківом генератора 1 до 2,04. При цьому ротор може обертатися з максимальною швидкістю 13000 обертів на хвилину. Регулювання напруги проводиться в інтервалі від 13,6 до 14,6 Вольт.

Конструктивні особливості

На автомобілях ВАЗ-2105 та інших моделяхгенератор необхідний для живлення системи електропостачання при роботі двигуна. Від нього також виробляється зарядка акумуляторної батареї. Практично до кінця вісімдесятих на всіх автомобілях встановлювали генератор Г-222.

Починаючи з моделі ВАЗ-2108, встановлювалигенератори 37.3701. Його конструкція абсолютно така ж, як і у генератора Г-222, характеристики відрізняються зовсім небагато. Є відмінності в намотувальних даних статора і ротора, трохи інший тип регулятора напруги і струму випрямляча. Пізніше 37.3701 почали встановлюватися і на автомобілі ВАЗ-2105.

Де встановлено генератор?

Якщо придивитися уважно, то виявиться, щоавтомобільний генератор виробляє трифазну напругу. Це синхронні електричні машини, збудження обмоток проводиться за допомогою електромагніту. Щоб перетворити змінний струм в постійний, в задній частині генератора встановлюється випрямляч, який складається з кремнієвих діодів. Завдяки такій схемі підключення виходить перетворити трифазне змінну напругу в постійне однополярної.

Монтаж генераторної установки проводиться біляблоку двигуна, з правого боку. Крутний момент від шківа коленвала передається за допомогою клиноподібного ременя. На кришках генераторної установки є вушка, за допомогою яких пристрій закріплюється на кронштейнах. Усередині цих вушок встановлені гумові втулки, вони дозволяють зберегти їх від пошкодження при надмірній затягуванні. Зверху генератор Г-222, схема підключення якого наведена на фото в статті, кріпиться до натяжна планці за допомогою шпильки і гайки.

Основні компоненти генератора

Можна виділити чотири основні елементи, з яких складається генератор Г-222:

  1. Рухомий ротор, на якому є обмотка збудження.
  2. Статор – нерухома частина, в якій виробляється електричний струм.
  3. Передня і задня кришки, виготовляються вони зі сплаву алюмінію. Завдяки цьому вони мають дуже маленьку вагу, а найголовніше – прекрасно охолоджуються.
  4. Ротор являє собою вал з рифленоюповерхнею. На ньому запресовані сталеві полюса, що мають форму дзьоба. Разом з сердечником вал утворює електромагніт. Усередині дзьобоподібних полюсів знаходиться пластиковий каркас, на якому є обмотка збудження. Краї обмоток підключені до контактних кілець з заднього боку ротора. Ці кільця змонтовані на пластиковій втулці.

Підшипники ротора

Щоб полегшити обертання ротора, в передній ізадній кришках встановлюються підшипники. Вони мають закритий тип, мастило закладена безпосередньо під час виготовлення пристрою. Коли відбувається експлуатація, немає необхідності додатково закладати туди мастильні матеріали. При несправності генератора Г-222, пов’язаної з підшипниками, необхідно замінювати ролики, ремонту вони не підлягають.

Внутрішня частина підшипника, розташованогоззаду, запресована безпосередньо на валу ротора. За допомогою гумового кільця затискається зовнішня частина підшипника. Внутрішня частина підшипника, розташованого в передній кришці, вільно встановлена ​​на роторі. Також там є дистанційне кільце. Зовнішня обойма затиснута за допомогою двох шайб, зафіксованих чотирма болтами.

У передній частині вала ротора за допомогоюшпоночно з’єднання встановлено шків і вентилятор, яким відбувається охолодження випрямного блоку і внутрішньої частини генератора. Потік повітря надходить в вікна, розташовані в передній кришці, вільно проходить по статора і ротора, після чого, охолоджуючи випрямний блок, виривається назовні.

статор генератора

Для виготовлення статора використовуєтьсяелектротехнічна сталь. Безліч пластин з’єднуються за допомогою електричного зварювання. Зсередини в статорі є 36 пазів. Вони ізольовані за допомогою лаку або картону. У ці бази щільно вкладається три обмотки, які дозволяють виробляти трифазну напругу.

Щоб ці обмотки не випадало, вони закріплюютьсяза допомогою пластикових трубок або ж дерев’яних клинів. Одна обмотка містить в собі шість котушок. Всі три обмотки з’єднуються за схемою «зірка». Іншими словами, один кінець кожної з них з’єднується з корпусом генератора Г-222. Ремонт обмотки статора недоцільний, набагато простіше замінити її повністю.

У задній кришці розташовані такі компоненти:

  1. Напівпровідниковий випрямний блок.
  2. Регулятор напруги і щіткотримач в єдиному корпусі.
  3. Конденсатор.
  4. Підшипник.
  5. Силові контакти.

блок випрямляча

На задній кришці знаходиться випрямний блок. Він зібраний за мостовою схемою, містить в собі шість силових напівпровідникових діодів. Якщо проводити діагностику цих пристроїв, то необхідно знати, що вони пропускають електричний струм лише в одну сторону. Діоди розташовані на спеціальних алюмінієвих власниках. Щоб спростити кріплення, половина напівпровідників з’єднується з однією частиною подковообразной пластини, інші з другої.

Негативні напівпровідники, які є всхемою випрямного блоку, встановлені в спеціальному утримувачі. Позитивні з’єднуються з висновком «36» генераторної установки. Завдяки тому, що діоди міцно встановлені у відповідних власниках, забезпечується ефективне охолодження. Блок випрямляча закріплено на кришці за допомогою трьох болтів.

Позитивні діоди, ізольовані за допомогоюпластмасових втулок, теж надійно фіксуються в алюмінієвій пластині. Гайки на болтах кріплення пластин до задньої кришки одночасно затискають не тільки висновки напівпровідників, а й обмоток. Мінусовій висновок генератора – це його корпус. Плюсовій – це контакт «30», встановлений на задній кришці.

Регулятор напруги

Завдяки цьому приладу на виході статорнихобмоток утримується оптимальне значення напруги, незалежно від того, з якою частотою обертається ротор. Причому значення напруги буде утримуватися в діапазоні 13,6-14,6 Вольт, незважаючи на те, яке навантаження впливає на двигун і систему електропостачання. Генератор Г-222, пристрій якого таке ж, як і у його послідовника 37.3701, має малогабаритний регулятор напруги.

Конструктивно реле-регулятор і щіткотримачвиконані в одному корпусі. За щіток, які притискаються до контактних кілець на роторі, надходить напруга живлення обмотки збудження. Одна щітка з’єднується контактом “В” регулятора напруги, друга з висновком “Ш”.

Якби не було регулятора

У тому випадку, якщо б не було цього приладу,напруга на виході генератора могло б змінюватися в величезному діапазоні – від 9 В до 25-30 В. Звичайно, це відразу б вивело з ладу всі споживачі електрики. Основні умови роботи будь-якого генератора – це наявність постійного магнітного поля, причому рухомого. Саме регулятор і дозволяє створити постійне поле. Щоб скорегувати напруга на виході установки, в випрямний блок встановлюються менш потужні додаткові діоди. З їх допомогою можна трохи збільшити напругу на виході.

Як працює генераторна установка?

Після того як включається запалювання, спрацьовуєреле, яке подає напругу від позитивної клеми акумулятора на регулятор. При цьому регулятор напруги переходить у відкритий стан, подає струм на обмотку збудження ротора. Харчування від плюса акумулятора надходить на регулятор, через обмотку збудження, на масу, тобто мінусовій висновок АКБ.

При цьому навколо ротора створюється магнітне поле,причому воно постійне. Як тільки починає обертатися колінчастий вал, розкручується і ротор генераторної установки. При цьому під зубцями статора проходить то північний полюс, то південний. Магнітне поле рухається, в результаті цього на статорних обмотках виробляється електричний струм. Після цього змінну напругу, яка знімається з трьох висновків обмотки статора, надходить на блок випрямляча.

У тому випадку, якщо частота обертання роторазбільшується, на виході генератора напруга перевищує значення в 14,6 Вольт, регулятор переходить в закритий стан. При цьому струм на обмотку збудження не подається. І тоді різко зменшується напруга на виході генератора, після цього регулятор відкривається. Кількість переходів у відкрите і закрите стан може становити до 250 разів за одну секунду. А на виході генераторної установки зміни напруги непомітні. Щоб максимально згладити пульсації електричного струму, а найголовніше – позбутися від змінної складової, встановлений електролітичний конденсатор.

Як розібрати генератор?

Щоб розібрати генератор, необхідно спочатку йогозняти. Для цього викручується гайка, розташована на верхній планці. Знизу викручується болт, яким вироблено кріплення до блоку двигуна. Бажано перед початком розбирання очистити і продути пристрій. Після чого можна викрутити гайку, за допомогою якої кріпиться шків. Подальші дії:

  1. Знімачем необхідно демонтувати шків, акуратно зняти шпонку і шайбу.
  2. Тепер потрібно відключити висновок регулятора. Регулятор напруги закріплений на задній частині генератора за допомогою двох болтів. Викриття їх.
  3. Акуратно витягніть пристрій разом з щіткотримачем. Після цього від’єднайте конденсатор.
  4. Далі необхідно викрутити гайки, якими проведена стяжка кришок генераторної установки. Викрутити гвинти, які з’єднують висновки діодів і обмоток статора.
  5. Викриття гайку на контактному виводі.
  6. Демонтуйте блок випрямляча.

Після цього можна повністю вийняти ротор ізайнятися діагностикою всіх компонентів генератора. Відмінності генераторів Г-221 від Г-222 незначні, тому можна проводити розбирання по вищевикладеної інструкції.

Генератор г 222 характеристики

Техническая характеристика.

Максимальная сила тока отдачи при 13 В
и частоте вращения ротора
5000 мин-1, А………………….…55 (генератор Г222 – 45);

Пределы регулируемого напряжения, В………. 14,1+-0,5;

Максимальная частота вращения ротора, мин-1……13000;

Передаточное отношение двигатель-генератор…. 1 : 2,04

Особенности устройства.

Генератор служит для питания потребителей электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи. До 1988 г. применялся только генератор Г-222. С 1988 г. на части автомобилей может быть установлен генератор 37.3701 (с автомобилей ВАЗ – 2108). Устройство его такое же, как и генератора Г-222, а отличается он только
данными обмоток ротора и статора, регулятором напряжения и выпрямительным блоком.

Генератор представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Для преобразования переменного тока в постоянный в генератор встроен выпрямитель на шести кремниевых диодах. Генератор установлен на двигателе с правой стороны и приводится во вращение клинаременной передачей от шкива коленчатого вала. Через отверстия в ушках крышек 1 и 23 генератор крепится болтом к литому чугунному кронштейну на двигателе и шпилькой к натяжной планке, чтобы при затяжке болта не обломились ушки крышек, в отверстии ушка крышки 1 имеется резиновая буферная втулка З2. Под действием усилия затяжки болта поджимная втулка 33 смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном генератора, буферная втулка 32 сжимается между стальными втулками и поэтому усилие затяжки не передается на ушко.

Основные части генератора – это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23. отлитые из алюминиевого сплава. Ротор состоит из вала 8, на рифленую поверхность которого напрессованы стальные клювообразные полюса 18 и 30, образующие вместе с валом сердечник электромагнита. Между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 25 возбуждения ротора. Концы обмотки выведены через отверстия в полюсе 30 и припаяны к выводам контактных колец 4 и 5. Контактные кольца
установлены на пластмассовой втулке, имеющей стальную ступицу.

Ротор вращается в двух шариковых подшипниках закрытого типа, смазка закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует. Внутренняя обойма переднего подшипника 22 свободно посажена на вал ротора и вместе с дистанционным кольцом 21 зажата между ступицей шкива и буртиком вала гайкой крепления шкива. Наружная обойма подшипника 22 запрессована в крышку и зажата между двумя шайбами, стянутыми четырьмя винтами. Внутренняя обойма заднего подшипника 6 напрессована на вал ротора. Наружная обойма поджимается резиновым кольцом. На валу ротора на сегментной шпонке установлены шкив 19 с вентилятором, изготовленные из листовой стали и соединенные электросваркой. Вентилятор служит для охлаждения выпрямителя и внутренних частей генератора. Воздух входит в окна крышки 1, проходит между статором и ротором и через окна крышки крыльчаткой вентилятора выбрасывается наружу.

Статор набран из пластин электротехнической стали, соединенных электросваркой. На внутренней стороне статора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированные лаком или электроизоляционным картоном. В пазы уложена трехфазная обмотка, закрепленная от выпадения деревянными клиньями или пластмассовыми трубками. Каждая фазная обмотка состоит из шести катушек. Фазные обмотки соединены в звезду с выводом (штекер 11) нулевой точки.

На задней крышке 1 генератора винтами закреплен регулятор 13 напряжения и щеткодержатель 14 со щетками 9 и 15. Через щетки, прижатые пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмотке возбуждения. Одна из щеток соединена с выводом “В” регулятора напряжений, а другая – с выводом “Ш”. Детали выпрямителя также прикреплены к задней крышке генератора. Выпрямитель собран по трехфазной мостовой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА-20 полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном направлении. Диоды находятся в специальном выпрямительном блоке, состоящем из двух алюминиевых держателей с диодами. С целью упрощения деталей крепления выпрямителя три диода имеют на корпусе “плюс” выпрямленного тока (“положительные” диоды), а три диода – “минус” выпрямленного тока (“отрицательные” диоды). Отрицательные диоды, имеющие в схеме выпрямителя общий вывод на “массу”, запрессованы в держатель выпрямительного блока. Положительные диоды в схеме выпрямителя имеют общий вывод, соединенный с зажимом “36” генератора, и запрессованы в держатель выпрямительного блока. Диоды запрессованы для того, чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от корпусов диодов к держателям выпрямительного блока, которые для охлаждения продуваются воздухом.

Выпрямительный блок крепится к крышке 1 тремя болтами 3. изолированными вместе с держателем положительных диодов от крышки пластмассовыми втулками. Гайками этих болтов одновременно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. К держателю присоединен зажим “30” генератора (болт 10), являющийся выводом “плюс” выпрямителя. Выводом “минус” является масса генератора. Генератор Г-222 имеет встроенный малогабаритный микроэлектронный регулятор 13 напряжения типа Я112В. Он представляет собой неразборный и нерегулируемый узел. Непрерывно и автоматически регулируя ток, протекающий по обмотке возбуждения генератора, регулятор поддерживает напряжение на выходе генератора на уровне 13,6-14,6 В, независимо от
тока нагрузки и частоты вращения ротора. У генератора 37.3701 регулятор напряжения 13 также микроэлектронный держатель 14 вдвигается в паз регулятора и вместе с ним крепится винтом к крышке 1 генератора. сетка 9 соединена с выводом “В” регулятора напряжения, а щетка 15 – с выводом “Ш”. Этот вывод находится на внутренней стороне регулятора и не маркируется на его корпусе. На пластине выпрямительного блока генератора 37.3701 кроме основных диодов установлены еще три дополнительных диода. Напряжение, снимаемое с этих диодов, идет для питания обмотки ротора и схемы контроля исправности генератора с помощью контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи, расположенной в комбинации приборов.

Работа генератора. Генератор Г-222.

При включении зажигания замыкаются контакты выключателя зажигания и подается питание на обмотку реле зажигания. Реле срабатывает, замыкаются его контакты “30” и “87” и через них подается напряжение от аккумуляторной батареи на вывод “Б” регулятора напряжения. Регулятор отпирается и через обмотку ротора (обмотку возбуждения) начинает перетекать ток, замыкающийся по пути: “плюс” аккумуляторной батареи зажим “30” генератора – вывод “В” регулятора – обмотка возбуждения – вывод “Ш” регулятора – “масса” – “минус” аккумуляторной батареи. Протекающий по обмотке возбуждения ток создает вокруг полюсов ротора магнитный поток. При вращении ротора под каждым зубцом статора проходит
то южный, то северный полюс ротора и рабочий магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению.

Этот переменный магнитный поток пересекает витки обмотки статора и создает в ней электродвижную силу. Переменное напряжение и ток, индуктированные в обмотке статора, выпрямляются выпрямительным блоком и для питания потребителей используется уже выпрямленный постоянный ток, снимаемый с зажима “36” генератора. При увеличении частоты вращения ротора генератора, когда напряжение на выходе генератора превысит 13,6-14,6 В, регулятор напряжения запирается и не пропускает ток в обмотку возбуждения генератора. Это приводит к резкому уменьшению напряжения генератора, и регулятор напряжения отпирается, напряжение снова повышается, и описанный процесс повторяется с частотой 25-250 раз в секунду. Напряжение генератора на выходе выпрямителя с такой же частотой то повышается, то понижается. Благодаря высокой частоте срабатывания регулятора, колебания напряжения незаметны и практически можно считать его постоянным поддерживаемым на уровне 13,6-14.6 В.

До 1985 г. на автомобилях ВАЗ устанавливалось реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Это реле типа РС-702 имело нормально замкнутые контакты, которые размыкались при напряжении на обмотке 5,3+0,4 В. Обмотка реле находилась под действием выпрямленного фазного напряжения генератора (снималось со штекера 11). Когда это напряжение было ниже указанного выше предела, то через замкнутые контакты реле протекал ток, питающий контрольную лампу в комбинации приборов, и она горела, сигнализируя о том, что все потребители питаются от аккумуляторной батареи, т.е. генератор неисправен. С 1985 г. реле не устанавливается и напряжение генератора контролируется только по вольтметру, который имеется в комбинации приборов. Генератор 37.3701. Пои включении зажигания через обмотку возбуждения генератора протекает ток, замыкающийся по пути: “плюс” аккумуляторной батареи – зажим “50” генератора – монтажный блок 23 – контакты “30” и “87” реле зажигания предохранитель “10” монтажного блока – вывод “В” регулятора напряжения – обмотка возбуждения – вывод “Ш” регулятора напряжения – “масса”. После пуска двигателя напряжение действует как на выводе “30” выпрямительного блока, так и на выводе “61” дополнительных диодов.

У исправного генератора эти напряжения равны, и поэтому ток через контрольную лампу не протекает, и она не горит. В этом случае обмотка возбуждения генератора питается от выпрямителя на трех дополнительных диодах, а аккумуляторная батарея заряжается генератором от основного выпрямителя напряжением, снимаемым с зажима “ЗО”. Если контрольная лампа горит, то это указывает на неисправность генератора, на то, что он либо вообще не дает напряжения или оно ниже напряжения аккумуляторной батареи. В этом случае напряжение на штекере “61” (напряжение генератора) ниже напряжения на зажиме “30” (напряжение аккумуляторной батареи). Поэтому в цепи между ними протекает ток, проходящий через контрольную лампу, и она готова. Для точного контроля напряжения генератора на автомобиле имеется вольтметр, установленный в комбинации приборов.

Разборка генератора

Генератор 37.3701. Очистите и продуйте генератор сжатым воздухом. Застопорьте шкив генератора захватом, входящим в комплект приспособления 67.7823.9504, отверните гайку крепления шкива и съемником спрессуйте шкив. Снимите шпонку и коническую шайбу шкива.

В комплект приспособления 67.7823.9504 входит обычный съемник и захват. Последний состоит из двух стальных полуколец, которые вкладывают в ручей шкива. Полукольца имеют такое же сечение, как и ремень привода генератора. С одной стороны они соединены шарнирно, а с другой снабжены рычагами, которые сжимаются одной рукой при снятии шкива.

Отсоедините провод от штекера «В» регулятора напряжения. Отсоедините провода регулятора и конденсатора от клеммы “30” генератора и отверните винты крепления регулятора напряжения. У генераторов выпуска до 1996 г., чтобы не сломать щетки при снятии щеткодержателя, вставьте лезвие отвертки между корпусом регулятора и щеткодержателем и частично выдвиньте регулятор из генератора, оставив на месте щеткодержатель. После этого наклоните и извлеките регулятор совместно со щеткодержателем из генератора. Снимите конденсатор, отвернув винт крепления.

Отверните гайки стяжных болтов и снимите крышку генератора и ротор. Отверните гайки винтов, соединяющих наконечники диодов с выводами обмотки статора и извлеките статор из крышки генератора.
Отверните гайку контактного болта, отсоедините от колодки штекер провода дополнительных диодов и снимите выпрямительный блок.

Генератор Г—222 разбирается в таком же порядке. Для снятия регулятора напряжения надо отвернуть винты крепления и снять кожух в сборе с регулятором, основанием и щеткодержателем. Затем, отвернув винты, разъединить регулятор, основание и щеткодержатель со щетками.

Дальше разборка генератора Г-222 аналогична разборке генератора 37.3701.

Сборка генератора

Собирается генератор в последовательности, обратной разборке.

Несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм. Поэтому при сборке необходимо вставлять в эти отверстия специальный калибр. Он представляет собой ступенчатую цилиндрическую оправку, имеющую с одной .стороны диаметр 12 мм, а с другой 22 мм.

Коническая пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой. Гайку шкива затягивайте моментом 38,4-88 Н-м (3,9-9,0 кгс-м).

При сборке генератора 37.3701 выпуска до 1996 г. (с разборным узлом регулятор-щеткодержатель) во избежание поломки щеток, перед установкой регулятора со щеткодержателем на место необходимо не вставлять полностью щёткодержатель в регулятор, а лишь частично задвинуть и в таком виде вставить в генератор. После установки щеткодержателя на место в крышке генератора легким нажатием на регулятор вдвиньте его в генератор.

Замена щеткодержателя

Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5 мм, то замените щеткодержатель со щетками. У генератора 37.3701 выпуска до 1996 г. для замены выдвиньте щеткодержатель из корпуса регулятора напряжения, нажав на вывод «В». У генераторов выпуска с 1996 г. с неразборным узлом регулятор-щеткодержатель заменяется щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения. Перед установкой регулятора напряжения с новым щеткодержателем на место продуйте гнездо в генераторе от угольной пыли и протрите от масла, смешанного с угольной пылью.

Замена подшипников ротора

Чтобы извлечь неисправный подшипник из крышки со стороны привода, отверните гайки винтов, стягивающих шайбы крепления подшипника, снимите шайбы с винтами и на ручном прессе выпрессуйте подшипник. Если гайки винтов не отворачиваются (концы винтов раскернены), то спилите концы винтов.

Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника не деформировано и диаметр его не более 42 мм. Если отверстие имеет больший диаметр или деформировано, замените крышку новой.

Подшипник в крышку запрессовывается на прессе и затем зажимается между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. После затягивания гаек концы винтов раскерните.

При замене подшипника ротора со стороны контактных колец необходимо одновременно заменять и крышку, так как если подшипник поврежден, то повреждается и гнездо в крышке. Подшипник снимается с ротора съемником и напрессовывается на прессе.

Замена дополнительных диодов

Для замены отпаяйте выводы поврежденного диода и аккуратно извлеките его из пластмассового держателя, не допуская резких ударов по выпрямительному блоку. Затем очистите место установки диода от остатков смолы, установите и припаяйте диод.

Вывод диода с цветной меткой припаивайте к общей шине. После припайки приклейте корпус диода к держателю эпоксидной смолой.

Источники:

https://genrem.ucoz.ru/publ/skhemy_generatorov/generator_g_222_dlja_avtomobilej_zhiguli_vaz_2105/13-1-0-133
https://www.remkomplekt.org/moskvich-2141/generator-g-222.html
https://litezona.ru/generator-g-222-harakteristiki/
https://uk.trendexmexico.com/avtomobili/1810-generator-g-222-harakteristiki-ustroystvo-shema-podklyucheniya.html
https://www.autoend.ru/Vaz2107/Electro/Generator_txt.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]