Город где делают жигули

Город где делают жигули

История автомобиля «Жигули»

Эмблему для моделей ВАЗа должны были придумать советские дизайнеры. Идея поместить на значке ладью, как и сам эскиз будущего логотипа, принадлежит сотруднику столичного руководства завода Александру Декаленкову. Изготавливать эмблемы для машин поручили итальянцам. С этим, кстати, был связан казус. Первые три десятка логотипов были выпущены Фиатом с ошибкой — вместо буквы «Я» в слове «Тольятти», итальянцы написали «R». Курьез обошелся без скандалов — бракованные логотипы в срочном порядке заменили.
С первых дней работы волжский автогигант не испытывал проблем. Спрос на автомобили был такой, что продажи ограничивались лишь объемами производства. Примерно через год работы завод выпустил 100 000 «копеек», а через еще два с половиной года — с конвейера сошел миллионный «ВАЗ».

Прообразом ВАЗ-2101 стал ФИАТ-124. Внешне ВАЗ-2101 отличался от ФИАТа лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим.

ФИАТ-124 и в середине 1960-х техническим откровением не был. Классическая компоновка, зависимая подвеска задних колес, четырехступенчатая коробка передач — ничем не лучше большинства конкурентов. Двигатель с нижним расположением распредвала также был в русле привычных для массового автомобиля тех лет тенденций. Но мотор ВАЗ-2101, хоть и сохранил рабочий объем фиатовского двигателя, получил иное межцентровое расстояние и верхний распредвал в головке блока — на этом новшестве как раз настояла советская делегация, посетившая итальянские заводы и отметившая, что ФИАТ активно разрабатывает моторы с верхними валами.


ВАЗ 2101

Это новшество потом сильно аукнется на репутации вазовских машин, когда распредвалы станут массово выходить из строя — проблему решат далеко не через один год. А пока конструкцию нежного 124-го активно перерабатывают под суровый советский быт. Условия эксплуатации машины предполагались жесткими, поэтому диаметр накладок диска сцепления увеличили со 182 до 220 мм, переработали коробку передач, изменили заднюю подвеску, «вынув» амортизаторы из пружин — для облегчения их последующей замены.

Отказались от дисковых тормозов сзади, поскольку на дорогах советской глубинки они сильно загрязнялись и быстро изнашивались. Кстати, позже и ФИАТ на потомках 124-го вернулся к задним барабанным тормозам. Усилили шаровые опоры, пружины, во многих местах — кузов. В переднем бампере появилось отверстие под заводную ручку (от него вновь отказались начиная с ВАЗ-2105), а под обоими бамперами — буксирные проушины.

В 1970-е ВАЗ-2101 и его последователи были вполне конкурентоспособными даже на западноевропейском рынке. Ведь, в принципе, покупатели получали хорошо известный ФИАТ по заметно более низкой цене — демпинг был основой успеха советских машин с самых первых лет экспорта за рубеж. В социалистических странах «Жигули» вообще были дефицитом — скажем, в ГДР для получения заветной машины надо было стоять в очереди более десяти лет.


ВАЗ-2103

Очень многое из новинок автомобильной техники в СССР впервые массово появилось именно на «Жигулях». До ВАЗ-2101 дисковые тормоза устанавливали только на легковые ЗИЛы. В 1972-м на ВАЗ-2103 поставили вакуумный усилитель тормозов, тахометр, электрические часы. В 1975-м на «шестерке» появились подголовники передних сидений. В 1980-м на ВАЗ-2105 — первых «Жигулях» с полностью новыми (кроме крыши) панелями кузова — двигатель с ременным приводом ГРМ, блок-фары, совмещенные с габаритными фонарями и указателями поворотов. Двумя годами позже появился ВАЗ-2107 с анатомическими сиденьями, снабженными встроенными подголовниками.


ВАЗ-2107

Помимо базового мотора объемом 1,2 л позднее выпускали версии 1,3; 1,5 и 1,6 л, отличающиеся диаметром и ходом поршня. В 1980-е годы на «Жигулях» появилась пятиступенчатая коробка передач. ВАЗ первым в СССР, пусть и мелкосерийно, стал выпускать модификации с моновпрыском (ВАЗ-21073) и дизелем (ВАЗ-21045).

Но к концу второго десятилетия производства «Лады» на фоне одноклассников выглядели уже пришельцами из давней эпохи. Салон тесный, мощность мотора мала, тормоза слабые. Карбюраторные двигатели не соответствовали ужесточающимся экологическим нормам. Все это усугублялось снижением качества комплектующих и сборки.


ВАЗ-21073

Последняя «Лада-2107» (имя «Жигули» тихо вышло из обихода), производство которой в Тольятти было прекращено летом 2011, сохранила основные черты далеких предков. Главное отличие: впрысковый мотор мощностью 73 л. с. при 5300 об/мин (карбюраторная версия развивала 77 л. с. при 5600 об/мин), соответствующий нормам Евро-3. Во всем остальном это была уже не та модель, на владельцев которой менее удачливые граждане в начале 1980-х смотрели завистливо вздыхая. Во время постперестроечных модернизаций и оптимизаций ее постепенно упрощали по мелочам и не только. В последние годы различия между пятой и седьмой моделями сводились в основном лишь к внешнему оформлению.

«Копейку» начали поставлять за границу в 1973 году. Тогда же появился «экспортный» бренд «Lada». Как выяснилось, название «Жигули», которое носили все автомобили ВАЗ, у французов созвучно со словом «Жиголо». Поэтому пришлось переименовывать экспортные «Жигули» в «Лады». Впоследствии маркировать Ладами стали и автомобили для внутреннего рынка, впоследствии и вовсе запретив название «Жигули».

С приходом девяностых и распадом СССР завод столкнулся с невиданным до этого понятием — «конкуренция». На фоне криминальных войн за контроль над ВАЗом, унесших сотни человеческих жизней, в страну хлынул поток подержанных иномарок. Десятилетия существования без конкуренции тормозило развитие атвогиганта, и автомобили ВАЗа безнадежно отстали от зарубежных. Интерес к «Жигулям» у россиян был потерян, а заводу пришлось сокращать объемы выпуска автомобилей. Государство попыталось решить проблему, повысив таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок, но это не помогло.

После долгих лет поиска выхода из кризисного положения он был найден в сотрудничестве с Renault-Nissan. В 2008-м году альянс стал владельцем 25% акций АвтоВАЗа. В этом же году АвтоВАЗ заполучил нового главного дизайнера — Стива Маттина. Прежде он занимал аналогичные должности в Мерседесе и Вольво.

В каком городе производят машины Лада. В каком городе производят машины лада

История происхождения названия автомобиля “Жигули”. В каком городе производят автомобили лада

История происхождения названия автомобиля “Жигули”

7 сентября исполняется 40 лет с того дня, как автомобилю ВАЗ-2101 присвоили название “Жигули”.

7 сентября исполняется 40 лет с того дня, как автомобилю ВАЗ-2101 присвоили название “Жигули”.

По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса, объявленного в прессе. Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор по фамилии Черный предложил еще одно – “Жигули”. Оно-то и было утверждено правительством.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Первый автомобиль ВАЗ-2101 сходит с конвейера. 1970 год

Однако есть и другая версия, принадлежащая конструктору Геннадию Ляхову. В середине февраля 1967 г. генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед Борисом Поспеловым, заместителем первого главного конструктора ВАЗа, задачу – придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили “Жигули”. В результате голосования в двух турах было выбрано название “Жигули”, которое и было утверждено Поляковым.

Но как только советские “Жигули” стали выпускаться на экспорт, тут же возникла проблема с привычным для русского слуха словом “Жигули”. Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках!

Было принято решение придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. В 1973 г. появилось новое название “Лада” – красивое и простое. Теперь “Лада” – это основной бренд АВТОВАЗа, который он продвигает, называя свои разработки новыми именами, но всегда оставаясь верным Ладе.

За прошедшие годы АВТОВАЗ создал более 100 моделей и модификаций автомобилей. Названий сменилось тоже достаточно много: Самара, Бора-21, Нива, Спутник, ОКА, Эльф, Гном, Рапан, Гольфкар, Карат, Питер‑Турбо (родстер), Лада‑Аэро, Антэл, LADA Revolution, Силуэт. Знатоки помнят и модернизированные версии с именами собственными – Желтая Акула, Красная пчела (Red Bee), Пуля (Bullet) ‑ эксклюзивные автомобили на базе ВАЗ‑21106.

Создатели тюнинговых комплектов также внесли свой вклад в создание разнообразия имен: Карлота, Нова, Ника, Grossmeister, Lada Bis, Lada Lady, Rally Sport, Апал, Евро, Катран, Кураж, Лада TMS , Стэлс, Титан, Том Кэт, Торнадо, Стайер, Аэрокит, Элеганс, Эверест, Тайга, Ока Леди, АКС, Фантом, Неон, Фаворит, Акула, Леон, Ниагара, Реал, Трассер, Галант, Гранд.

В новом тысячелетии компания порадовала автолюбителей несколькими новыми моделями, которые, по заверению производителя, соответствуют уже европейским стандартам. Так, в 2004 г. с конвейера сошел первый автомобиль семейства “Лада Калина” (модели ВАЗ‑1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119). А в 2007 г. страна увидела первую Priora (заводское обозначение ВАЗ-2170), с которой началось семейство российских легковых автомобилей класса “C” по европейской классификации.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Владимир Путин отправился в Читу на “Ладе-Калине”

Посмотрите, как путешествовал на “Ладе” Владимир Путин »

Имя для нового автомобиля Lada Priora выбирали по классической схеме. Первоначально были выбраны центры опросов, которым был передан ряд вариантов. Всего для проекта 2170 было предложено порядка 60 имен, потом из них отобрали семь, а в итоге получилось то, что стало известно всем.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Последние модели машин АвтоВАЗа

В России налажено и осуществляется производство автомобилей многих марок, как отечественных, так и зарубежных. При этом отечественные производители вступают в кооперацию с иностранными брендами и предоставляют свои мощности для выпуска иностранных моделей. Так всем известно сотрудничество АвтоВАЗ с международным альянсом Renault-Nissan. Российский концерн является крупнейшим производителем автомобилей в Восточной Европе, и поэтому многим автолюбителям интересно, какие автомобили собирают на АвтоВАЗе.

АвтоВАЗ уже не первый год контролируется альянсом Renault-Nissan и возможно благодяря этому факту, последние модели АвтоВАЗа стали более конкуентноспособны. Именно им через аффилированную компанию принадлежит более 50% акций российского концерна. Вторым главным акционером является госкорпорация «Ростех». Сотрудничество с международным альянсом помогло россиянам развивать модельный ряд собственного бренда Lada и наладить производство автомобилей под брендами альянса: Renault, Nissan, Datsun.

У АвтоВАЗа два основных автосборочных завода – в Тольятти и «ИжАвто» в Ижевске. По сути, концерну принадлежит множество заводов, которые занимаются производством узлов и агрегатов, но конвейерная сборка готовых автомобилей происходит на этих двух крупных заводах.

В Тольятти по состоянию на начало 2015 года производят пять моделей Lada: Granta, Kalina, Priora, Largus и 4×4. При этом первые четыре модели обладают целыми семействами. Так Kalina выпускается в кузовах четырехдверного хэтчбека, седана, универсала и универсала повышенной проходимости Cross. Granta на данный момент обладает кузовами седана и лифтбека. Модель Priora выпускалась в виде трехдверного хэтчбека (Coupe), пятидверного хэтчбека, седана и универсала. Но трехдверный кузов перестали выпускать в конце 2014 года. Крупный универсал Lada Largus является совместной разработкой с Renault, в ее основе лежит универсал Dacia Logan MCV. Она выпускается в виде фургона, полноценного семейного универсала и универсала повышенной проходимости Cross.

В 2015 году начнется серийная сборка абсолютно новых моделей – компактного кроссовера Xray и седана Vesta. Кроссовер Xray разработан на базе французско-румынского кроссовера Renault Duster. Lada Vesta является самостоятельной разработкой АвтоВАЗа. Ее полноценное серийное производство начнется с октября текущего года на заводе «ИжАвто».

На заводе «ИжАвто» происходит конвейерная сборка моделей седана Lada Granta и лифтбека Lada Granta GT. На этом предприятии уже практически готова производственная линия для выпуска седана Lada Vesta.

Также АвтоВАЗ занимается выпуском таких моделей Renault, как Logan первого и второго поколений, хэтчбека Sandero второго поколения. Также российский концерн выпускает новые модели седанов Nissan Almera и Sentra. При этом выпуск последней модели начался в ноябре 2014 года на предприятии в Ижевске.

Модель компактного внедорожника Chevrolet Niva была разработана целиком АвтоВАЗом, но концерн продал на нее права General Motors. Данная модель выпускается на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ в Тольятти. Данное предприятие не входит в комплекс концерна в этом городе.

Поделись с друзьями:

История марки ВАЗ

К началу шестидесятых годов по дорогам СССР колесили «Запорожцы», «Москвичи», «Волги» и «Победы». Однако огромной развивающейся стране не хватало легковых машин. Автомобили было почти невозможно купить – их распределяли только по спискам на предприятиях. Поэтому в июле 1966-го года ЦК КПСС приняло решение о строительстве нового автозавода. Ему следовало стать самым большим автопроизводителем в стране, чтобы удовлетворить потребность советского гражданина в личном автомобиле. Так началась история Волжского автозавода. Завод был построен в рекордные сроки. Потребовалось всего три года из отведенных шести. Производственное оборудование для ВАЗа изготавливалось на 844 заводах СССР, 900 заводах других социалистических стран, а также в странах Европы и в США.

История создания

Строить новый современный автозавод в Тольятти поручили дружественным Советскому Союзу итальянцам. Договор, подписанный Министерством автомобильной промышленности СССР с концерном «Фиат» в августе 1966 года, подразумевал не только возведение предприятия полного цикла, но и оснащение его оборудованием, а также обучение персонала. Новое производство нарекли «ВАЗ» – Волжский автомобильный завод. Назвать его по аналогии с другими заводами страны, например, Горьковским и Ульяновским, не позволили соображения политкорректности и правила именования: неуместных шуток было бы не избежать.

Эмблему для моделей ВАЗа должны были придумать советские дизайнеры. Идея поместить на значке ладью, как и сам эскиз будущего логотипа, принадлежит сотруднику столичного руководства завода Александру Декаленкову. Изготавливать эмблемы для машин поручили итальянцам. С этим, кстати, был связан казус. Первые три десятка логотипов были выпущены Фиатом с ошибкой – вместо буквы «Я» в слове «Тольятти», итальянцы написали «R». Курьез обошелся без скандалов – бракованные логотипы в срочном порядке заменили.

Взлеты и падения

С первых дней работы волжский автогигант не испытывал проблем. Спрос на автомобили был такой, что продажи ограничивались лишь объемами производства. Примерно через год ра

В каком городе производят машины Лада

В каком городе производят машины Лада

  1. В Тольятти.
  2. Судя по их качеству – в Говножуйске.(((
  3. v Toljati
  4. ))) Вот я и говорю: многопрофильное учебное заведение. )))
  5. в тольятти конечно а ты не знал
  6. В Тольяти.
  7. ТОльятти .
  8. в Тольятти находится завод АВТОВАЗ
  9. Как это не странно,но в Тольяти!
  10. В основном в города Тольятти на Волге. Раньше назывался Ставрополь-на Волге. Был переименован в честь лидера коммунистов Италии Пальмиро Тольятти, умершего в больнице в СССР в то время, когда гачалось строительство АвтоВАЗа. Название “Лада” тоже имеет свою историю. Как известно первые машины назывались “Жигули” в честь Жигулвских гор, на которых расположен кстати, утс Стеньки Разина. Когда машины рашила закупить Финляндия, она попросила изменить название, потому что на финском языке слово “жигули” имеет матерное значение. Так появилась “Лада”, лада была, кстати, до этого эмблемой “Жигулей”.

Basically in cities Tolyattis on Volga. Stavropol-th to Volga Earlier referred to., died in hospital Tolyatti have been renamed into the USSR when has begunconstruction the Autovase in honour of the leader of communists of Italy Пальмиро. The name “Лада” too has the history. As is known the first machines referred to “Zhigulis” in honour of mountains Zhigulevskikh on which it is located by the way, Razins rock Stenki. When рашила to buy machines Finland, it has asked to change the name because in the Finnish language the word “жигули” has abusive value. So has appeared “Лада”, лада was, by the way, before an emblem ” Zhigulis

  • Тольятти!
  • В Тольятти и не только. Существуют также дочерние предприятия.
  • Какую-то часть – в Сызране
  • Тольятти, Самара, Ижевск (может уже и перестали там), это в России. Ещ есть заводы на Украине, в Казахстане, Египте, Эквадоре. Наверное, список неполный.
  • В Тольятти! Производят!
  • Правильно пишется – Тольятти!
  • В каком городе производят машины Лада

    В каком городе производят машины Лада

    1. В Тольятти.
    2. Судя по их качеству – в Говножуйске.(((
    3. v Toljati
    4. ))) Вот я и говорю: многопрофильное учебное заведение. )))
    5. в тольятти конечно а ты не знал
    6. В Тольяти.
    7. ТОльятти .
    8. в Тольятти находится завод АВТОВАЗ
    9. Как это не странно,но в Тольяти!
    10. В основном в города Тольятти на Волге. Раньше назывался Ставрополь-на Волге. Был переименован в честь лидера коммунистов Италии Пальмиро Тольятти, умершего в больнице в СССР в то время, когда гачалось строительство АвтоВАЗа. Название “Лада” тоже имеет свою историю. Как известно первые машины назывались “Жигули” в честь Жигулвских гор, на которых расположен кстати, утс Стеньки Разина. Когда машины рашила закупить Финляндия, она попросила изменить название, потому что на финском языке слово “жигули” имеет матерное значение. Так появилась “Лада”, лада была, кстати, до этого эмблемой “Жигулей”.

    Basically in cities Tolyattis on Volga. Stavropol-th to Volga Earlier referred to., died in hospital Tolyatti have been renamed into the USSR when has begunconstruction the Autovase in honour of the leader of communists of Italy Пальмиро. The name “Лада” too has the history. As is known the first machines referred to “Zhigulis” in honour of mountains Zhigulevskikh on which it is located by the way, Razins rock Stenki. When рашила to buy machines Finland, it has asked to change the name because in the Finnish language the word “жигули” has abusive value. So has appeared “Лада”, лада was, by the way, before an emblem ” Zhigulis

  • Тольятти!
  • В Тольятти и не только. Существуют также дочерние предприятия.
  • Какую-то часть – в Сызране
  • Тольятти, Самара, Ижевск (может уже и перестали там), это в России. Ещ есть заводы на Украине, в Казахстане, Египте, Эквадоре. Наверное, список неполный.
  • В Тольятти! Производят!
  • Правильно пишется – Тольятти!
  • Lada. Народ скажите в каком году вышла и поступила на производство машина Лада 99 ?ну 99 и вообще лады 8,9.

    если память не изменяет 08 вышла в 1985 году

    С 1984-ого 8-ка. Набери в интернете) )

    ВАЗ-2108 / Лада-Спутник / Лада-Самара — трёхдверный переднеприводный хетчбэк Волжского автозавода. Выпускался с декабря 1984 по октябрь 2003 года. Выпускается его преемница — ВАЗ-2113, которая внешне отличается от 2108 изменённой формой передка (крылья, капот, оптика) , другими бамперами, наличием пластиковых накладок на порогах и спойлером на задней двери. ВАЗ-21099 — четырёхдверный переднеприводный седан разработки Волжского автомобильного завода. Фактически, представляет собой модификацию ВАЗ-2109 с кузовом «седан» . Серийно выпускался на заводе АвтоВАЗ с 22 декабря 1991 года (предсерийные варианты выпускались с 1990 года) по 30 июня 2004 год. В данный момент собирается на Украине на заводе «ЗАЗ» из российских машинокомплектов с оформлением салона, как у модели-преемницы — ВАЗ-2115.

    История происхождения названия автомобиля “Жигули”

    7 сентября исполняется 40 лет с того дня, как автомобилю ВАЗ-2101 присвоили название “Жигули”.

    По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса, объявленного в прессе. Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор по фамилии Черный предложил еще одно – “Жигули”. Оно-то и было утверждено правительством.

    Однако есть и другая версия, принадлежащая конструктору Геннадию Ляхову. В середине февраля 1967 г. генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед Борисом Поспеловым, заместителем первого главного конструктора ВАЗа, задачу – придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили “Жигули”. В результате голосования в двух турах было выбрано название “Жигули”, которое и было утверждено Поляковым.

    Но как только советские “Жигули” стали выпускаться на экспорт, тут же возникла проблема с привычным для русского слуха словом “Жигули”. Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках!

    Было принято решение придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. В 1973 г. появилось новое название “Лада” – красивое и простое. Теперь “Лада” – это основной бренд АВТОВАЗа, который он продвигает, называя свои разработки новыми именами, но всегда оставаясь верным Ладе.

    За прошедшие годы АВТОВАЗ создал более 100 моделей и модификаций автомобилей. Названий сменилось тоже достаточно много: Самара, Бора-21, Нива, Спутник, ОКА, Эльф, Гном, Рапан, Гольфкар, Карат, Питер‑Турбо (родстер), Лада‑Аэро, Антэл, LADA Revolution, Силуэт. Знатоки помнят и модернизированные версии с именами собственными – Желтая Акула, Красная пчела (Red Bee), Пуля (Bullet) ‑ эксклюзивные автомобили на базе ВАЗ‑21106.

    Создатели тюнинговых комплектов также внесли свой вклад в создание разнообразия имен: Карлота, Нова, Ника, Grossmeister, Lada Bis, Lada Lady, Rally Sport, Апал, Евро, Катран, Кураж, Лада TMS , Стэлс, Титан, Том Кэт, Торнадо, Стайер, Аэрокит, Элеганс, Эверест, Тайга, Ока Леди, АКС, Фантом, Неон, Фаворит, Акула, Леон, Ниагара, Реал, Трассер, Галант, Гранд.

    В новом тысячелетии компания порадовала автолюбителей несколькими новыми моделями, которые, по заверению производителя, соответствуют уже европейским стандартам. Так, в 2004 г. с конвейера сошел первый автомобиль семейства “Лада Калина” (модели ВАЗ‑1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119). А в 2007 г. страна увидела первую Priora (заводское обозначение ВАЗ-2170), с которой началось семейство российских легковых автомобилей класса “C” по европейской классификации.

    Имя для нового автомобиля Lada Priora выбирали по классической схеме. Первоначально были выбраны центры опросов, которым был передан ряд вариантов. Всего для проекта 2170 было предложено порядка 60 имен, потом из них отобрали семь, а в итоге получилось то, что стало известно всем.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Город где делают жигули

    1853 — На Вознесенской улице(ныне Степана Разина) купцо.

    1873 — В Самаре было открыто Общество поощрения высшего.

    1914 — Родился Аркадий Ильич Островский (1914-1967 гг.), сове.

    1936 — Горпищеторг запланировал открытие трех закусочн.

    Ещё события 25 Февраля

    АвтоВАЗ. С конвейера сошли первые автомобили. 1970 год

    В апреле 1970 года все советские СМИ сообщили: Волжский автозавод в Тольятти, который строился немногим более трех лет, выпустил свою первую продукцию. Новый автомобиль тогда же получил торговое наименование “Жигули”. Впрочем, это чисто русское слово для заграницы оказалось неприемлемым. Поэтому в экспортном варианте ВАЗ-2101 и другие модели завода стали называться “Лада”.

    В качестве базовой модели нового автомобильного производства была выбрана модель итальянского концерна FIAT, выпускавшего, по оценкам экспертов, отличные машины. В 1965 году модель FIAT-124 завоевала на европейском рынке титул “Автомобиль года”. Но лишь в постперестроечные годы стало известно, что заключение контракта с итальянцами было связано со “шпионской” историей, позволившей СССР сэкономить 38 миллионов долларов.

    Подвиг разведчика

    В 1960-е годы прошлого века легковые машины – “Победы”, “Волги”, “Москвичи” и “Запорожцы” – в СССР производились. Однако в условиях тотального дефицита автомобили распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их чаще всего можно было лишь по великому блату. Что же касается покупки автомобиля иностранного производства, то о подобном тогда нельзя было и мечтать: иномарками в то время владели лишь отдельные представители творческой, спортивной, торговой и номенклатурной элиты.

    В 1960-е годы в Советском Союзе заметно выросли зарплаты и пенсии, и население получило возможность откладывать часть денег. Избыточную денежную массу во избежание инфляции надо было чем-то отоваривать, и правительство СССР решило это сделать путем широкой автомобилизации населения, для чего построить новые автозаводы европейского образца.

    АвтоВАЗ. С конвейера сошли первые машины. 1970 год

    В качестве базовой модели был выбран автомобиль итальянского концерна FIAT, выпускавшего, по оценкам экспертов, действительно отличные машины, а в 1965 году модель FIAT-124 завоевала на европейском рынке титул “Автомобиль года”. Но лишь в постперестроечные годы стало известно, что заключение контракта с итальянцами было связано со “шпионской” историей. В августе 1966 года в ходе переговоров в Риме о строительстве автозавода по лицензии FIAT советская правительственная делегация неожиданно для всех заняла жесткую позицию по вопросу о процентной ставке кредита. Наши требовали 5 процентов – и не больше, хотя в то время в банках Италии минимальная ставка по кредиту составляла 7 процентов. В результате после долгих препирательств обе стороны согласились на ставку 5,6 процента. В переводе на иностранную валюту по курсу того времени выигрыш Советского Союза при заключении сделки составил немалую сумму – 38 миллионов долларов.

    Тогда лишь немногие из руководителей СССР знали, что за столь уверенной позицией советской делегации на переговорах стояла работа нашей разведки. Подписание контракта с FIAT с такой кредитной ставкой стало возможным благодаря блистательной операции, проведенной офицером КГБ Леонидом Колосовым. Работая в Италии под видом журналиста, Колосов сумел через организованную им агентурную сеть выяснить тот предел, до которого итальянская сторона могла бы опустить ставку. Более того, он даже добыл совершенно секретный документ из правительства Италии, подтверждающий эту информацию. Эта небольшая бумажка и позволила СССР сэкономить те самые 38 миллионов долларов.

    Сейчас уже известно, что новый автозавод вполне мог быть возведен не в Куйбышевской области, а в каком-нибудь другом регионе страны. Изначально проектантами рассматривались 119 вариантов. После отбора осталось 6 кандидатов. В итоге все решила ЭВМ, которая просчитала географические параметры новостройки, ее производственную базу, строительные ресурсы, подъездные пути и многое другое.

    Против строительства автозавода с участием FIAT неожиданно выступил Дмитрий Устинов, который посчитал, что в СССР достаточно опытных конструкторов и производственников, и потому отечественная промышленность способна построить автозавод и без участия иностранцев. Положение спас председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Он сказал, что одного такого предприятия все равно будет недостаточно, и предложил строить сразу два автозавода: один с привлечением итальянцев, другой – силами советской оборонной промышленности.

    Выбор Алексея Косыгина

    Решение о строительстве завода по выпуску легковых автомобилей в Тольятти было подписано после заседания Политбюро ЦК КПСС 20 июля 1966 года. Сейчас известно, что этот автозавод вполне мог быть возведен вовсе не в Куйбышевской области, а в каком-нибудь другом регионе страны. Изначально проектантами рассматривались 119 вариантов. После первой стадии отбора таких мест осталось 39, а затем только 6: в Горьком, в Балаково, на Украине, в Белоруссии, в Вологодской области и в Тольятти. В итоге все решила ЭВМ, которая просчитала географические параметры новостройки, ее производственную базу, строительные ресурсы, подъездные пути и многое другое.

    АвтоВАЗ. Монтаж главного конвейера. 1969 год

    Однако после того как свое “добро” на строительство уже дал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, против строительства завода в Тольятти неожиданно выступил Дмитрий Устинов, в то время секретарь ЦК КПСС по вопросам обороны. Он сказал, что в нашей стране вполне достаточно опытных конструкторов и производственников, и потому отечественная промышленность, выпускающая лучшую в мире военную технику, способна построить автозавод и без участия иностранцев.

    Положение спас председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин – один из инициаторов строительства автозавода в Тольятти с участием FIAT. Он сказал, что одного такого предприятия нашей огромной стране все равно будет недостаточно, и предложил строить сразу два автозавода: один с привлечением итальянцев, другой – силами советской оборонной промышленности. Второй из названных проектов был воплощен в Ижевске. Что из этого получилось, сейчас известно всем: ижевский “Москвич” даже во времена СССР практически стал символом низкого автомобильного качества. А в Тольятти при участии концерна FIAT было возведено образцовое предприятие нового типа, ставшее школой передового опыта для всего отечественного машиностроения.

    “Лада” или “Жигули”

    Как только АвтоВАЗ со своей продукцией вышел на международный рынок, с названием “Жигули” сразу же произошло несколько лингвистических казусов. Оказалось, что для иностранного уха имя тольяттинской машины весьма непривычно, а в некоторых языках шипящий звук “ж” отсутствует вовсе. Вдобавок к этому выяснилось, что в ряде стран это название звучит, мягко говоря, неприлично. В частности, во Франции близкое по произношению слово “жиголо” означает “молодой любовник пожилой женщины, живущий за ее счет”. В Испании и Португалии есть ругательство, похожее на название нашей машины, и означает оно “иди в поросячий зад”. А в венгерском языке выражение, звучащее как “щикули”, и вовсе относится к нецензурным. Таким образом, на международную арену волжскую малолитражку под именем “Жигули” было решено больше не выпускать.

    Масса ВАЗ-2101, по сравнению с FIAT-124, увеличилась на 90 килограммов. Но конструкция стала более прочной и надежной, что немаловажно для эксплуатации машины в российских условиях.

    В 1973 года у вазовской машины появилось еще одно имя – “Лада”, выбранное специально для зарубежного потребителя. Существует много легенд о том, как было найдено это новое название. Одна из версий гласит, что конструкторы ВАЗа при выборе случайно услышали популярную в то время песенку: “Хмуриться не надо, Лада”. В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия – “Ладья”, – появившимся почти одновременно с “Жигулями”. Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось. Конечно же, первым делом вазовцы проверили “Ладу” на международную благозвучность. К счастью, никаких накладок обнаружено не было. Правда, близкое по звучанию слово из венгерского языка переводится как “сундук”. В хорватском языке оно же означает “ларь, ларец”. Однако эти предметы вряд ли можно связать с чем-то неприличным.

    АвтоВАЗ. Идет отладка кузовного производства

    Русифицированный “итальянец

    Напомним: при производстве первого тольяттинского автомобиля ВАЗ-2101 за основу был взят FIAT-124 образца 1966 года. Его пришлось дорабатывать с учетом социальных и климатических условий нашей страны. В общей сложности, в конструкцию “итальянца” было внесено более 800 изменений. В частности, у машины был увеличен клиренс (просвет между корпусом и дорогой) со 164 до 175 мм, усилены подвеска и кузов, а задние дисковые тормоза заменены на барабанные – более долговечные и стойкие к загрязнению. Кроме того, по предложению ветеранов автопрома в комплектацию советского “Фиата” добавили рукоятку завода двигателя (по-народному – “кривой стартер”). Слева на корпусе машины появилось наружное зеркало заднего вида, а ручки дверей стали утопленными. Немного были изменены и параметры двигателя. В частности, проектанты перенесли распределительный вал в его головную часть, диаметр цилиндра увеличили с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшили с 71,5 до 66 мм, отчего двигатель при сохранении рабочего объема 1198 “кубиков” стал более мощным. По этим и другим причинам масса ВАЗ-2101, по сравнению с FIAT-124, увеличилась на 90 килограммов. Но конструкция стала более прочной и надежной, что немаловажно для эксплуатации машины в российских условиях. Шесть первых автомобилей ВАЗ-2101 были собраны на главном конвейере Волжского автомобильного завода 19 апреля 1970 года.

    45 лет назад с конвейера сошли первые Жигули (21 фото)

    Идея строительства небывалого по масштабам автомобильного завода родилась на самом верху. Ее инициатором был председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин, которого поддержал сам Брежнев. В стране росло количество не обеспеченных товарами денег, и массовый автомобиль мог стать необходимой палочкой-выручалочкой: граждане охотно отдали бы за него свои накопления. Кроме того, современный, имеющий спрос за рубежом автомобиль должен был поправить экспортные позиции страны, которая больше покупала за валюту, нежели продавала.

    Советская делегация осматривает модельный ряд ФИАТ, 1966 год

    Поиски партнеров вели без лишней огласки. К этой деятельности привлекли даже КГБ, в частности Л. Колосова – корреспондента «Известий» в Италии, а по совместительству сотрудника всесильного комитета. Выбор пал на концерн ФИАТ – он предложил самые выгодные условия. В Италии с ее традиционно сильным левым движением в это время шла всеобщая забастовка, и контракт с Советами сильно помог выправить финансовое положение концерна. В СССР учли, конечно, и то, что в 1966 году ФИАТ-124 стал автомобилем года в Европе

    Генеральное соглашение было подписано 8 августа того же года в Москве. Подписи под документами оставили глава ФИАТ Витторио Валетта и министр автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасов. Завод решили возвести на берегу Волги (наличие реки решало многие транспортные проблемы), в молодом городе Тольятти. Раньше здесь находился частично затопленный после возведения ГЭС Ставрополь-на-Волге – но город при автогиганте строился практически заново. Одной из причин выбора площадки как раз и было наличие мощных строительных организаций.

    Вскоре в СССР привезли несколько автомобилей ФИАТ-124, которые пошли на всесторонние испытания. Их гоняли по всей стране, от Крыма до Воркуты, куда их, разумеется, доставляли по железной дороге. Работы вели и на не до конца отстроенном Дмитровском полигоне. В результате стал рождаться ФИАТ-124R (R значит Russia), заметно отличающийся от стандартного “итальянца”.

    Усовершенствованные образцы Fiat 124 прошли на полигоне НАМИ с 17 ноября по 10 декабря 1966 года по 12 тыс. км (8 тысяч – легкий булыжник, 2 тысячи – тяжелый и еще 2 тысячи – грунтовые дороги)

    Предприятие ВАЗ имело для СССР такое значение, что его гендиректором назначили зам министра автомобильной промышленности. Строительство АВТОВАЗа и наполнение его оборудованием государство потратило от 4 до 5 миллиардов рублей. Почти все комплектующие для автомобилей ВАЗ производились на месте. Для этого было закуплено оборудование у своих – 844 советских заводов, на 900 предприятиях в странах СЭВ (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии), а также в Италии, ФРГ, Англии, Франции и США

    Для своего времени автозавод в Тольятти стал одним из самых современных и передовых предприятий в Европе. Плановый объем производства выглядит немаленьким и сегодня – 600 тыс. авто в год. Хотя, даже такие цифры не ликвидировали в СССР дефицит. За ВАЗом надо было отстоять в очереди лет 5. А стоили первые ВАЗ-2101 – 5500 советских рублей

    Зато в названии автомобиля – “Жигули” ничего политического не было. Так называются горы недалеко от Тольятти. Его предложил конструктор по фамилии Черный. Чтобы появилось это родное для многих автомобилистов название, выписанное оригинальным шрифтом на корме автомобиля (к слову, шрифт тоже придумали итальянцы), журнал “За Рулем” объявил читательский конкурс. Было подано около 55 тысяч предложений, среди которых новую модель предлагали назвать даже “Фиалка”, “Мемориал”, “Перворожец” и “Директивец”. Было среди предложений и название “Лада”, которое впоследствии спасло советский экспорт. Иностранцы не только не могли правильно произнести слово “Жигули”, но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках. Например, в арабских странах оно было созвучно слову “вор”, а в Испании – “жиголо”.

    Уже 19 апреля 1970 года с конвейера ВАЗа сошли первые ВАЗ-2101. За рулем первого авто сидел итальянский конструктор Бенито Гуидо Савоини, но это не был Fiat 124 в чистом виде, хотя среди владельцев ВАЗов до сих пор ходят байки о том, что это и был “настоящий Фиат”. На самом деле, настоящий Fiat 124 на советских дорогах развалился бы достаточно быстро. Тесты Fiat 124, которые в 1966-м проводились на Дмитровском полигоне под Москвой, показали, что итальянцы начинали конкретно сыпаться всего-то после 5000 км советского бездорожья

    Внешне ВАЗ-2101 отличался от ФИАТа лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим.

    На рисунке ФИАТ-124 и ВАЗ-2101. Как говорится найдите 10 отличий

    Именно поэтому, в ВАЗ-2101 итальянские инженеры, по просьбе советских внесли около восьми сотен изменений. А с 1966 по 1970 годы 9 серий и 35 образцов будущих ВАЗ-2101 прошли всесторонние тесты в НАМИ и больше 2,5 миллиона километров испытаний. По их результатам кузов стал намного прочнее, изменилась конструкция подвески и до 170 мм увеличился клиренс (фактически пакет “плохие дороги”), вместо дисковых, сзади поставили барабанные тормоза, появилось наружное зеркало заднего вида, а спинки передних сидений стали раскладываться. Двигатель из нижневального стал верхневальным

    ВАЗ-2101 стал автомобилем европейского уровня. Об этом говорит и тот факт, что эту модель экспортировали не только в соцстраны: Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию и ГДР. Экспортные варианты “Копейки” продавались в ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Египте и Нигерии. Эти экспортные экземпляры были мечтой многих советских автомобилистов. Ведь помимо более богатой комплектации, экспортные ВАЗы были надежнее и качественнее. Они проходили в Центре Импорта 39 стадий дополнительной промежуточной проверки. А потом – еще проверки у местных дилеров за границей. Не случайно, в Западной Европе до сих пор еще функционируют клубы любителей ВАЗ-2101

    Экспортный вариант ВАЗ-2101 назывался Lada 1200 и, например, для Великобритании выпускали авто с тюнинговой крышей, мотором 1,3 л, декоративными полосами по бокам, кузов был из утолщенного металла с антистатической и антикоррозионной обработкой, трансмиссия – усилена, стартер – сверхнадежный, аккумулятор – повышенной емкости

    Советские автомобилисты смогли воплотить свою мечту об экспортных ВАЗах только после распада Советского Союза в 90-е годы прошлого века. Из бывших соцстран потоком перегонялись подержанные ВАЗы. В Европе их уже считали «мамонтами» и поговаривали, что “мамонты умирать уходят на родину”

    Производство ВАЗ-2101 (модификации ВАЗ-21011) прекратили в 1982 году. За это время было выпущено 2 700 000 экземпляров этой модели. Всего же по данным АвтоВАЗа было выпущено 4,8 млн. разных модификаций “копеек”. И среди них было немало очень интересных. А иногда и уникальных

    “Копейка” была массовым, народным автомобилем, но некоторые модификации ВАЗ-2101 все же не рекламировали. Больше того – многие из них были защищены государственной тайной
    Например для милиции делали ВАЗ-2101-94 с 1,5-литровым мотором

    В начале 1971 года в рекламно-спортивных целях была выпущена гоночная серия ВАЗ-2101, которая участвовала в “Тур Европы-71” и даже завоевала серебро. А в “Тур Европы-73” ВАЗы завоевали золото и серебро. Доступность автомобиля в Европе давала возможность использовать его в местных спортивных соревнованиях. В Англии даже организовали Lada Challenge. Правда, подавляющее большинство спортивных версий ВАЗов тюнинговались дорогущими импортными деталями, которые порой полулегально завозили в СССР из-за границы

    Для заводских нужд из бракованных кузовов традиционно делали пикапы, грузоподъемностью 200-300 кг. Они курсировали между цехами огромного завода в Тольятти

    На Кубе из ВАЗ-2101 на полупромышленной основе делали лимузины, и они использовались там, как маршрутные такси

    ВАЗ-2101 для многих стал первой машиной, память о которой они пронесли сквозь годы. 2101 еще называют золотой копейкой советского автопрома. Этот автомобиль дал мощный импульс всей индустрии на многие десятилетия. Фактически, 70-е, 80-е и 90-е и 2000-е АвтоВАЗ пожинал плоды удачной конструкции и лишь в 2012 году снял с производства последнюю “классику” ВАЗ-2107, в котором было много деталей с маркировкой 2101. Эра “копейки” закончилась, но до сих пор этот автомобиль востребован на вторичном рынке и его ежедневно можно встретить в городском потоке. А ведь прошло уже 45 лет!

    Источники:

    https://back-in-ussr.com/2015/03/istoriya-avtomobilya-zhiguli.html
    https://xn--44-6kchdmw3bgiawoo4b.xn--p1ai/lada/v-kakom-gorode-proizvodyat-mashiny-lada.html
    https://ria.ru/20100907/271804192.html
    https://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/madein/auto-zhiguli.html
    https://fishki.net/auto/1657263-45-let-nazad-s-konvejera-soshli-pervye-zhiguli.html

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Для любых предложений по сайту: [email protected]