Горюче смазочные материалы и эксплуатационные жидкости

Горюче смазочные материалы и эксплуатационные жидкости

Горюче-смазочные материалы и эсплуатационные жидкости: виды, основные свойства и применение, хранение и транспортирование.

ГСМ: виды, характеристики

Горюче смазочные материалы (ГСМ)относятся к категории промышленных товаров, требования к качеству и процессу изготовления которых жестко регламентированы. Продажа ГСМ осуществляется, в основном, специализированными торговыми предприятиями.

Горюче смазочные материалы — это группа веществ, к которой относят автомобильный бензин, дизельное топливо, сжиженный газ, применяющийся в качестве топлива, а также различные масла для карбюраторных и дизельных двигателей внутреннего сгорания. Большинство из представленных ГСМ являются продуктами нефтепереработки.

Бензин обладает способностью к воспламенению. Удельная теплота сгорания бензина составляет примерно 44 Мдж/кг. Различные марки бензина (АИ-76, АИ-92, АИ-95 и др.) получают путем смешивания компонентов, выделяющихся на разных этапах нефтепереработки либо с помощью добавок повышающих октановое число

Дизельное топливо состоит из керосиново-газойлевых фракций нефти. Различают маловязкое и высоковязкое дизтопливо. Первое применяется для высокооборотистых двигателей быстроходных машин, например, для грузовых автомобилей. Высоковязкое используют для моторов, работающих на малых оборотах, в основном, это — тракторы, производственное оборудование. Удельная теплота сгорания дизельного топлива — 42.7 Мдж/кг.

Сжиженный или сжатый газ, вырабатывают из природного газа. В основном он состоит из метана, но содержит и другие компоненты — бутан, пропан, водород и др. Газ обладает интересной особенностью: он воспламеняется только в том случае, если присутствуют его испарения в воздухе строго в концентрации от 5 до 15%. Самовозгорание может произойти лишь при нагреве до 650 градусов по Цельсию. Газ имеет удельную теплоту сгорания от 28 до 46 МДж/м³.

Каждый из видов топлива имеет свойственный ему уровень детонации, который обозначается октановым числом. Оно характеризует способность топливной смеси оказывать сопротивление самовозгоранию при повышении давления. Чем выше октановое число, тем лучше: горение стабильнее, выше стойкость к детонации, которая оказывает разрушающее воздействие на двигатель. Так, АИ-92 имеет октановое число равное 92, а метан — 107,5. Можно заключить, что использование газа вызывает меньший износ двигателя. Применительно к дизельному топливу фиксируется цетановое число, которое обозначает временной отрезок от момента впрыска топлива до начала его горения.

Масла для различных типов двигателей — это горюче смазочные материалы для ухода за подвижными элементами мотора. Они делятся на три большие группы — минеральные, синтетические и полусинтетические. Первые являются продуктом переработки нефти, вторые синтезируются искусственно, третьи представляют собой смешанные основы первых двух видов.

Моторное масло подбирается исходя из типа двигателя (на легковом, грузовом транспорте, спецтехнике используются различные модели моторов) состояния систем автомобиля, которые определяются пробегом и степенью износа. Также на выбор данных ГСМ влияют погодные условия.

Продажа ГСМ осуществляется в широком ассортименте и основным показателем, который оценивается при выборе того или иного масла, является его вязкость. По данному параметру эти горюче-смазочные материалы подразделяются на шесть зимних и пять летних классов. Они обозначаются 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и 20, 30, 40, 50 и 60 соответственно. Чем выше число класса, тем большей вязкостью обладает масло. Существуют также всесезонные масла.

Использование некачественных ГСМ способно нанести вред механизмам и устройствам, поэтому лучше приобретать их у проверенных производителей и поставщиков.

Основные виды ГСМ

Оптимальные условия хранения ГСМ

Горюче-смазочные материалы относятся к категории относительно неприхотливых продуктов в плане условий хранения. Для них практически не требуется специального складского оборудования и систем регулирования температурного режима. Специальная организация мест хранения может иметь место в случае с летучими материалами или продуктами с низкой морозоустойчивостью.

Хранение на открытых площадках
При хранении горюче-смазочных материалов на открытых площадках следует учитывать колебания температуры воздуха, которые могут привести к изменению давления в емкостях, а также вероятность конденсации влаги, что может повлиять на качество ГСМ. Еще один важный момент – попадание дождевой или конденсированной влаги на поверхность тары: в этом случае может пойти коррозия и пострадать маркировка. Следует обратить особое внимание на расположение емкостей. Установка пробками вверх чревата просачиванием дождевой (или конденсированной) влаги внутрь бочки, что может негативно отразиться на ее содержимом. Не менее важен выбор поверхности, на которую должны устанавливаться емкости с ГСМ – это опять же связано с воздействием влаги на поверхность тары. Недопустима установка резервуаров с горюче-смазочными материалами на землю.

Хранение в складских помещениях
Эффективность и сроки хранения горюче-смазочных материалов во многом определяются характеристиками складского помещения. Специфика данного вида продукции предполагает определенные требования – как в отношении расположения склада, так и в плане его оснащения. Тем не менее, эти показания выполнить достаточно просто – хранение горюче-смазочных материалов не требует приобретения специального складского оборудования.

Особое внимание следует обратить на атмосферный режим складского помещения. Обязательное требование для хранения горюче-смазочных материалов – сухость склада. Повышенная влажность может спровоцировать коррозию металлических емкостей для хранения ГСМ и вызвать утечку их содержимого. В отношении температуры складского помещения следует помнить о том, что перегрев некоторых горюче-смазочных материалов может вызвать испарение их компонентов, а значительное превышение средней температуры чревато возгоранием смесей. Если помещение склада предусматривает возможность организации различных тепловых зон, то в более теплом секторе желательно располагать густые масла и смеси с содержанием воды.

Требования к емкостям для хранения ГСМ
Для хранения горюче-смазочных материалов, как правило, применяются специальные резервуары, покрытые изнутри эпоксидной смолой. Эти емкости конструируются с учетом циркуляции воздуха – резервуары оснащаются специальными клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, но, в то же время, препятствующими попаданию влаги вовнутрь. Транспортировка ГСМ

Транспортировка ГСМ отличается повышенной сложностью организации и выполнения, так как огнеопасные грузы создают повышенный риск ДТП, а также угрожают окружающей среде. Для повышения безопасности необходимо правильно подобрать транспортные средства, емкости. Обязательным является оформление разрешительной документации.

Специально оборудованные цистерны для перевозки опасных грузов являются одним из наиболее подходящих транспортных средств. Особенно если необходимо перевезти ГСМ на сравнительно небольшое расстояние. В таком случае выбор иного транспорта не выгоден заказчику.

У некоторых групп нефтепродуктов условия перевозки и хранения существенно различаются. К таким относят:

жидкие — бензин, ДТ, печное топливо,

смазочные материалы (СМ),

Емкости для перевозки выбирают в зависимости от того, к какой группе относится ГСМ.

Цистерны для жидкого топлива

Оснащение цистерн для ГСМ контролируется ГОСТом 1510-84. Они должны быть снабжены нижними сливом и заливом, воздушными заглушками и системами контроля давления.

Заполняется цистерна не более чем на 95 процентов. С внутренней стороны стенки покрыты составом, который противостоит действию масла, бензина или пара. Кроме этого, вещество является электростатически безопасным. Регулярное техническое обслуживание цистерн осуществляется обязательно.

Если предстоит транспортировка небольшого объема нефтепродуктов, то применяются канистры или бочки, которые производятся из металла, полимерных материалов. Они грузятся и закрепляются на еврофурах подходящей грузоподъемности.

Емкости для перевозки густого топлива

Для транспортировки мазута также используются цистерны, оборудованные аналогичным образом. При необходимости применяются подогревающие устройства.

Вязкие материалы менее текучие, поэтому после слива в контейнерах возможен остаток. В соответствие с требованиями он не должен быть более 1 сантиметра. Действуют строгие правила по обеспечению безопасности: не принимается груз в таре с нарушенной герметичностью, без защиты от воспламенения и электростатики.

Контейнеры для СМ и битума

Горюче-смазочные материалы помещают в полимерные емкости, канистры, бочки и автоцистерны. В соответствии с ранее названным стандартом контейнеры выбирают и оснащают в зависимости от вязкости, температуры горения и вспышки, испаряемости масел.

Перед заполнением цистерны или иные емкости очищают. В сопроводительной документации обязательно указывают, какие смазочные материалы залиты в тару.

Для транспортировки битума применяют различные подогреваемые емкости. Если битум представлен в виде рулонов, может применяться упаковка из дерева, бумаги. Твердый ГСМ помещают в грузовой транспорт в пакетах, барабанах, мешках.

Топливо, смазочные материалы и технические жидкости

Топливо

В автотракторных двигателях применяют жидкие и газообразные топлива, Топливо этих видов в зависимости от сырья, из которого его получают, может быть нефтяного и ненефтяного происхождения. Жидкие топлива (бензин и дизельное) получают из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процессом.

Газообразные топлива как естественного происхождения, так и искусственные, полученные газификацией твердых топлив или другими способами, применяют в автотракторных двигателях в сжиженном и сжатом состоянии. К сжиженным газовым топливам относятся газы, способные при относительно низких давлениях (до 2 МПа) и нормальной температуре (20°С) переходить в жидкое состояние. Сжатые газы при нормальной температуре не переходят в жидкое состояние даже при высоком давлении (до 20 МПа), поэтому их используют в газообразном состоянии.

Расширенное применение газообразных топлив обусловлено их преимуществами:

  • меньшей стоимостью
  • способностью к лучшему смесеобразованию
  • полным сгоранием в цилиндрах
  • отсутствием разжижения моторного масла

Автомобильные бензины для карбюраторных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь высокие карбюрационные и антидетонационные свойства
  • давать минимальное количество нагара
  • не вызывать коррозии
  • обладать высокой стабильностью при хранении

Товарные сорта бензинов получают смешиванием дистиллятов бензина прямой перегонки и термического крекинга, к которым добавляют с целью повышения их антидетонационной стойкости моторный бензол, алкилбензол, бензин каталитического крекинга, технический изооктан и др. С точки зрения антидетонационной стойкости наиболее желательны в бензине ароматические углеводороды, однако при сгорании они образуют канцерогенные вещества, в частности, 3,4 бензпирен. Поэтому нормами Европейского Союза содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 10%.

Ранее по ГОСТ 208467 бензин выпускался следующих марок: А-76, АИ-93 и АИ-98. Для первой из указанных марок октановое число определялось моторным методом, а для двух последующих — исследовательским методом. Сейчас для неэтилированных бензинов в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, установлены следующие марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Октановое число этих бензинов, определенное моторным методом, равно соответственно 76 — 83 — 85 — 88. Стандарт разрешает применение для этих бензинов марганцевых антидетонаторов.

Дизельные двигатели имеют меньший удельный эффективный расход топлива — 170…180 г/элсч по сравнению с карбюраторными — 220…250 г/элсч ввиду большей степени сжатия. В конце сжатия, когда давление составляет 30 — 35 атм и температура 500…550°С, за 15…25° до ВМТ начинается и через 6…10°после ВМТ заканчивается впрыск топлива, которое сгорает, обеспечивая работу двигателя.

Дизельное топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

  • обладать хорошими низкотемпературными свойствами, не содержать механических примесей и воды
  • обеспечивать хорошее смесеобразование и испарение, для чего иметь оптимальную вязкость и фракционный состав
  • обладать хорошей воспламеняемостью, т.е. обеспечивать легкий запуск, мягкую работу двигателя и полное бездымное сгорание, что зависит от вязкости, химического и фракционного составов
  • не вызывать нагаро- и лакообразования
  • не содержать коррозийных продуктов

Дизельные топлива получают смешением в основном трех дистиллятов прямой перегонки: керосинового, газойлевого и частично солярового, с добавлением элементов каталитического крекинга. В зависимости от требующегося сорта дизельного топлива изменяют пропорцию при смешении компонентов. Например, соляровый дистиллят вводится лишь в летнее дизельное топливо, а арктическое дизельное топливо почти целиком состоит из керосинового дистиллята.

Автотракторное дизельное топливо вырабатывается трех сортов:

  • Л (летнее), применяемое при температуре окружающего воздуха 273 К (0 оС) и выше
  • З (зимнее) — для эксплуатации при температуре 253 К (-20 °С) и выше
  • А (арктическое), используемое при температуре 223 К (-50 °С) и выше

Смазочные материалы для автомобилей

Для обеспечения надежного смазывания и длительной работы механизмов в масла вводят присадки, которые улучшают эксплуатационные качественные показатели масел. Присадки представляют собой металлоорганические и другие сложные химические соединения. Их классифицируют в зависимости от выполняемых ими функций в масле.

Моторные масла

Классификация моторных масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 предусматривает выпуск их с вязкостью от 6 до 20 сСт при 100°С с интервалом через 2сСт. По эксплутационным свойствам масла делят на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е), отличающиеся количеством и эффективностью введенных присадок. Поэтому в марке указывается значение кинематической вязкости при 100°С и буква, которая позволяет выбрать масло для двигателей различной степени теплонапряженности.

Масла группы А не содержат присадок и в настоящее время не выпускаются. В масла группы Б вводили до 5% присадок и использовали их в малофорсированных карбюраторных двигателях старых марок.

Масла группы В предназначены для работы в среднефорсированных двигателях и содержат до 8 % присадок, а масла группы Г для форсированных двигателях содержат до 14 % присадок.

Масла групп Б, В, Г делятся на 2 подгруппы:

  • 1 — для карбюраторных двигателей
  • 2 — для дизелей

Эти индексы указываются в марке. Для работы теплонапряженных двигателей с наддувом предназначены масла группы Д.

Масла группы Е предназначены для малооборотных стационарных дизелей и в сельском хозяйстве не применяются.

Буква М в маркировке масла указывает на то, что масло моторное. Например, масло М-4з/8В2, моторное, класс вязкости 4, имеет вязкость 8 сСт при 100°С, содержит загущающую присадку и предназначено для среднефор- сированных двигателей.

Зимой применяются масла с вязкостью 8 сСт, а летом — 10 сСт. Для среднефорсированных двигателей грузовых автомобилей применяются масла М-8В1 и М-10Вь Для высокофорсированных двигателей автомобилей применяются масла М-8Г1 и М-10Г1.

Масло М-8В2 и М-10В2 применяется для среднефорсированных двигателей тракторов устаревших марок. Для двигателей тракторов К-700, К-701, Т-150К и ДТ-175С применяются только масла группы Г — М-8Г2 и М-10Г2 .

Для автомобилей КАМАЗ предназначено масло М-8Г2к и М-10Г2к, имеющие улучшенные моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные свойства и более низкую зольность по сравнению с другими маслами группы Г. Это масло рекомендуется к использованию также для тракторов К-700 и К-701.

Для обеспечения эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом выпускается в ограниченном количестве масло М-10Дм, имеющее улучшенные моющие и антиокислительные свойства.

Масла МС-14, МС-20, и МК-22 используются в поршневых авиационных двигателях, а цифра в их маркировке указывает вязкость в сСт при 100°С. Эти масла могут использоваться в высокофорсированных тракторных двигателях.

Принято следующее обозначение масел для двигателей различного назначения. Оно состоит из групп знаков:

  • первая буква М (моторное)
  • вторая — цифры, характеризующие класс кинематической вязкости
  • третья — прописные буквы (А, Б, В, Г, Д, Е), означающие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам

Масла различных групп различаются эффективностью и содержанием присадок.

В марках масел, предназначенных для карбюраторных двигателей, указывают индекс 1, а для дизелей — индекс 2. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковыми буквами), индекса в обозначении не имеют. Масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первая буква характеризует качество масла при применении в дизелях, а вторая — в карбюраторных двигателях.

Примеры обозначения:
М — 8 — Вь где М — моторное масло; 8 — вязкость при 100 оС, мм2/с; В1 — для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
М — 61/10 — Гь где 6 — класс вязкости, для которого вязкость при 255 К (-18 оС) находится до 10400 мм2/с; з (в индексе) — наличие загущающей (вязкостной) присадки, вследствие чего масло может быть использовано в качестве как зимнего, так и всесезонного; 10 — вязкость при 373 К (100 °С); T -для высокофорсированных карбюраторных двигателей.

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов и механизмов трансмиссий тракторов, автомобилей и других машин.

Трансмиссионные масла по вязкости делят на четыре класса (9, 12, 18 и 34), а по эксплуатационным свойствам — на пять групп (1…5) и маркируют следующим образом:

  • ТМ — трансмиссионное масло
  • первая цифра — группа масла
  • вторая — класс кинематической вязкости

Пример обозначения: ТМ-5-123(рк), где ТМ — трансмиссионное масло; 5 — наличие противозадирной высокоэффективной присадки многофункционального действия; 12 — класс вязкости (1100… 1399 мм2/с); з — наличие загущающей присадки; рк — обладает рабочеконсервационными свойствами.

Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты, состоящие из минерального или синтетического масла (основы), загустителя, наполнителя, стабилизатора и присадок.

Технические жидкости

В качестве охлаждающих жидкостей в автотракторных двигателях применяют воду и низкозамерзающие жидкости (антифризы).

Антифризы представляют собой смесь этиленгликоля (двухатомного спирта) с водой и антикоррозионной присадкой. Промышленность выпускает антифризы марок 40 и 65. Эти антифризы предназначены для эксплуатации двигателей в холодное время года при температуре до 233…208 К (- 40…- 65 оС).

Низкозамерзающая жидкость «Тосол» предназначена для использования всесезонно в двигателях легковых (ВАЗ, ГАЗ и др.) и грузовых (ЗИЛ-4331, КамАЗ) автомобилей, тракторов К-701. Выпускают три марки этой жидкости: АМ, А-40 и А-65. «Тосол» марки АМ представляет собой концентрат, при разбавлении которого на 50 % дистиллированной водой получают антифриз с температурой застывания 238 К (- 35 °С). При соответствующем разбавлении «Тосола» марки АМ дистиллированной водой получают марку А-40 с температурой замерзания 233 К (- 40 °С) или А-65 с температурой замерзания 208 К (- 65 °С).

Тормозные жидкости предназначены для использования в гидравлическом приводе тормозов и сцеплений легковых и грузовых автомобилей. Выпускают несколько марок тормозных жидкостей, например: БСК, ГТЖ-22М, ГТЖА-2 («Нева»), «Томь» и «Роса».

Тема №2: «Горючее, смазочные материалы и специальные жидкости».

Учебные вопросы:

1. Классификация ГСМ используемого при эксплуатации БТВТ. Требование предъявляемые к ГСМ. Понятие об октановом и цетановом числе.

2. Назначение масел, смазок, их классификация. Марка масел и смазок применяемых при эксплуатации БТВТ.

3. Марки специальных жидкостей применяемых при эксплуатации БТВТ, НОЖ, их назначение. Основные свойства и порядок приготовления.

4. Простейшие способы определения пригодности топлив и масел к использованию. Меры безопасности при обращении с ГСМ.

1-й учебный вопрос: «Классификация ГСМ используемого при эксплуатации БТВТ. Требование предъявляемые к ГСМ. Понятиеоб октановоми метановом числе».

В системах питания топливом боевых и транспортных машин используются бензины, реактивные и, дизельные топлива различных марок. (Топливо – это горючее вещество способное к выделению возможно большего количества тепла и развивающее высокую температуру).

Все топлива для БТВТ изготавливают из нефтепродуктов и представляют собой нефтяные фракции различного состава. Для получения топлив нефть нагревают и выделяют из нее фракции различающиеся температурой кипения. Такой процесс называют перегонкой нефти.

Однако выход готового продукта при прямой перегонке не превышает 20-30 %. Для увеличения выхода готового продукта оставшийся после перегонки мазут подвергают дальнейшей переработке с помощью термического или каталитического крекинга, риформинга, платформинга и т.п. Из мазута извлекают также основы для минеральных масел.

В качестве основного топлива для карбюраторных двигателей и дополнительного для многотопливных дизелей используются бензины.

Бензин – это смесь, углеводородов с температурой кипения от 40 до 200° С.

В связи с особенностями работы карбюраторных двигателей к бензинам предъявляются следующие требования:

– определенная детонационная стойкость;

– физическая и химическая стойкость;

– минимальное коррозионное воздействие;

– отсутствие механических примесей и воды.

ДЕТОНАЦИЯ – это процесс ненормально быстрого сгорания рабочей смеси при создании в цилиндре двигателя определенных условий (перегрузка двигателя, резкая подача топлива, высокая степень сжатия и т.п.). Скорость фронта горения при детонации достигает 1500-2000 м/сек вместо 20-25 м/сек при нормальном сгорании.

Антидетонационные свойства бензинов определяются на специальных лабораторных установках эталонных двигателях внутреннего сгорания, в которых сжигается смесь изооктана (C18H18) с нормальным гептаном (C7H17). Детонационная стойкость изооктана принимается за 100 ед., а стойкость нормального гептана за 0 ед. Процент содержания изооктана в эталонном топливе, соответствующем по своей детонационной стойкости исследуемому топливу называется ОКТАНОВЫМ ЧИСЛОМ. Этот метод определения октанового числа называют МОТОРНЫМ. Кроме того, существует несколько отличающийся, т.н. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ метод определения октанового числа, который проще моторного, но дает октановое число которое, как правило, на 5-6 ед. выше числа определенного по моторному методу. Бензины, октановое число которых определено по моторному методу маркируются буквой А. Например, А-80. Где цифра обозначает детонационную стойкость бензина. Бензины, октановое число которых определенно исследовательским методом маркируются буквами АИ, например АИ-93.

Для повышения детонационных свойств бензинов в них добавляются антидетонаторы – тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС) в смеси с этиловой жидкостью. Этиловая жидкость служит для выноса свинца из зоны сгорания. Такие бензины называются ЭТИЛИРОВАННЫМИ. Повышая эксплуатационные свойства, антидетонаторы одновременно делают его особо ядовитым для человека и окружающей среды. Поэтому этилированные бензины окрашивают в яркие цвета, вводя различные красители.

В бронетанковой технике используются различные марки бензинов, выпускаемые промышленностью.

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения oт 200 до 350° С.

Дизельные топлива представляют собой прозрачную, более вязкую, чем бензин жидкость, окрашенную имеющимися в ее составе смолами в цвета от желтого (арктического топлива) до светло-коричневого, (летние сорта топлива).

К дизельному топливу предъявляют следующие требования:

– текучесть до возможно более низких температур;

– определенная вязкость и самовоспламеняемость;

– минимальное коррозионное воздействие;

– отсутствие механических примесей и воды.

Самовоспламеняемость дизельного топлива оценивается цетановым числом. Октановое число – это условный показатель самовоспламеняемости дизельного топлива, равный процентному содержанию цетана в смеси с альфаметилнафталином, которая при испытании на эталонном двигателе будет иметь такой же период задержки самовоспламенения как и испытываемые топлива

Основные дизельные топлива, предусмотренные ГОСТ 305-82, изготавливаются из продуктов прямой перегонки сернистых нефтей, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации, смешанных с газойлем, и каталитического крекинга (20%).

В зависимости от температурных условий в БТВТ применяются следующие марки дизельных топлив:

– Л-0,2 – 40 при температуре окружающего воздуха выше 0°С; -3-0,2 – минус 35 при температуре окружающего воздуха от минус 20°С и выше:

– 3-0,2 – минус 45 при температуре окружающего воздуха от минус 30 0 С и выше:

-А-0,2 при температуре окружающего воздуха ниже минус 30°С.

В условное обозначение входят цифры, обозначающие массовую долю серы в топливе (0,2) и температуру вспышки (только для топлива марки Л).

ТОПЛИВА ДЛЯ PEAK ГИВНЫХДВИГАТЕЛЕЙ

Реактивные топлива применяются как основные для систем питания газотурбинных двигателей и как дополнительные для питания многотопливных дизелей.

Наработка дизельных двигателей на реактивных топливах их смесях с основными топливами ограничена и определяется заводской инструкцией.

В БТВТ применяются реактивные топлива марок РТ, ТС-1, T-2.

Презентация на тему” Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости: виды, основные свойства и применение, хранение и транспортирование. Химический состав.

ГОСУДАРСТВЕНН ОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКОЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости: виды, основные свойства и применение, хранение и транспортирование. Химический состав.

Преподаватель биологии и химии

Просянок Ольга Анатольевна

На дне пролетариата оседает слой отверженных

и бесправных, советских париев,

которыми вынуждена, однако, широко

пользоваться такая важная отрасль

промышленности, как нефтяная

-Лев Троцкий, политический и

3.Химический состав топлива

4.Оптимальные условия хранения ГСМ

Горюче смазочные материалы (ГСМ)относятся к категории промышленных товаров, требования к качеству и процессу изготовления которых жестко регламентированы. Продажа ГСМ осуществляется, в основном, специализированными торговыми предприятиями.(Слайд 2)

Бензин обладает способностью к воспламенению. Удельная теплота сгорания бензина составляет примерно 44 Мдж/кг. Различные марки бензина (АИ-76, АИ-92, АИ-95 и др.) получают путем смешивания компонентов, выделяющихся на разных этапах нефтепереработки либо с помощью добавок повышающих октановое число.

Дизельное топливо состоит из керосиново-газойлевых фракций нефти. Различают маловязкое и высоковязкое дизтопливо. Первое применяется для высокооборотистых двигателей быстроходных машин, например, для грузовых автомобилей. Высоковязкое используют для моторов, работающих на малых оборотах, в основном, это — тракторы, производственное оборудование. Удельная теплота сгорания дизельного топлива — 42.7 Мдж/кг.

Масла для различных типов двигателей — это горюче смазочные материалы для ухода за подвижными элементами мотора. Они делятся на три большие группы — минеральные, синтетические и полусинтетические. Первые являются продуктом переработки нефти, вторые синтезируются искусственно, третьи представляют собой смешанные основы первых двух видов. (Слайд 3)

Продажа ГСМ осуществляется в широком ассортименте и основным показателем, который оценивается при выборе того или иного масла, является его вязкость. По данному параметру эти горюче-смазочные материалы подразделяются на шесть зимних и пять летних классов. Они обозначаются 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и 20, 30, 40, 50 и 60 соответственно. Чем выше число класса, тем большей вязкостью обладает масло. Существуют также всесезонные масла.

Химический состав топлива

(Слайд 5)

Оптимальные условия хранения ГСМ

Горюче-смазочные материалы относятся к категории относительно неприхотливых продуктов в плане условий хранения. Для них практически не требуется специального складского оборудования и систем регулирования температурного режима. Специальная организация мест хранения может иметь место в случае с летучими материалами или продуктами с низкой морозоустойчивостью.

Хранение на открытых площадках
При хранении горюче-смазочных материалов на открытых площадках следует учитывать колебания температуры воздуха, которые могут привести к изменению давления в емкостях, а также вероятность конденсации влаги, что может повлиять на качество ГСМ. Еще один важный момент – попадание дождевой или конденсированной влаги на поверхность тары: в этом случае может пойти коррозия и пострадать маркировка. Следует обратить особое внимание на расположение емкостей. Установка пробками вверх чревата просачиванием дождевой (или конденсированной) влаги внутрь бочки, что может негативно отразиться на ее содержимом. Не менее важен выбор поверхности, на которую должны устанавливаться емкости с ГСМ – это опять же связано с воздействием влаги на поверхность тары. Недопустима установка резервуаров с горюче-смазочными материалами на землю.

Хранение в складских помещениях
Эффективность и сроки хранения горюче-смазочных материалов во многом определяются характеристиками складского помещения. Специфика данного вида продукции предполагает определенные требования – как в отношении расположения склада, так и в плане его оснащения. Тем не менее, эти показания выполнить достаточно просто – хранение горюче-смазочных материалов не требует приобретения специального складского оборудования.

Особое внимание следует обратить на атмосферный режим складского помещения. Обязательное требование для хранения горюче-смазочных материалов – сухость склада. Повышенная влажность может спровоцировать коррозию металлических емкостей для хранения ГСМ и вызвать утечку их содержимого. В отношении температуры складского помещения следует помнить о том, что перегрев некоторых горюче-смазочных материалов может вызвать испарение их компонентов, а значительное превышение средней температуры чревато возгоранием смесей. Если помещение склада предусматривает возможность организации различных тепловых зон, то в более теплом секторе желательно располагать густые масла и смеси с содержанием воды.

Требования к емкостям для хранения ГСМ
Для хранения горюче-смазочных материалов, как правило, применяются специальные резервуары, покрытые изнутри эпоксидной смолой. Эти емкости конструируются с учетом циркуляции воздуха – резервуары оснащаются специальными клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, но, в то же время, препятствующими попаданию влаги вовнутрь. Транспортировка ГСМ

Транспортировка ГСМ отличается повышенной сложностью организации и выполнения, так как огнеопасные грузы создают повышенный риск ДТП, а также угрожают окружающей среде. Для повышения безопасности необходимо правильно подобрать транспортные средства, емкости. Обязательным является оформление разрешительной документации.

Специально оборудованные цистерны для перевозки опасных грузов являются одним из наиболее подходящих транспортных средств. Особенно если необходимо перевезти ГСМ на сравнительно небольшое расстояние. В таком случае выбор иного транспорта не выгоден заказчику.

У некоторых групп нефтепродуктов условия перевозки и хранения существенно различаются. К таким относят:

жидкие — бензин, ДТ, печное топливо,

смазочные материалы (СМ),

Емкости для перевозки выбирают в зависимости от того, к какой группе относится ГСМ.

Цистерны для жидкого топлива

Оснащение цистерн для ГСМ контролируется ГОСТом 1510-84. Они должны быть снабжены нижними сливом и заливом, воздушными заглушками и системами контроля давления.

Заполняется цистерна не более чем на 95 процентов. С внутренней стороны стенки покрыты составом, который противостоит действию масла, бензина или пара. Кроме этого, вещество является электростатически безопасным. Регулярное техническое обслуживание цистерн осуществляется обязательно.

Если предстоит транспортировка небольшого объема нефтепродуктов, то применяются канистры или бочки, которые производятся из металла, полимерных материалов. Они грузятся и закрепляются на еврофурах подходящей грузоподъемности.

Емкости для перевозки густого топлива

Для транспортировки мазута также используются цистерны, оборудованные аналогичным образом. При необходимости применяются подогревающие устройства.

Вязкие материалы менее текучие, поэтому после слива в контейнерах возможен остаток. В соответствие с требованиями он не должен быть более 1 сантиметра. Действуют строгие правила по обеспечению безопасности: не принимается груз в таре с нарушенной герметичностью, без защиты от воспламенения и электростатики.

Контейнеры для СМ и битума

Горюче-смазочные материалы помещают в полимерные емкости, канистры, бочки и автоцистерны. В соответствии с ранее названным стандартом контейнеры выбирают и оснащают в зависимости от вязкости, температуры горения и вспышки, испаряемости масел.

Перед заполнением цистерны или иные емкости очищают. В сопроводительной документации обязательно указывают, какие смазочные материалы залиты в тару.

Для транспортировки битума применяют различные подогреваемые емкости. Если битум представлен в виде рулонов, может применяться упаковка из дерева, бумаги. Твердый ГСМ помещают в грузовой транспорт в пакетах, барабанах, мешках. (Слайд 6, 7, 8).

Биоэтанол — один из самых распространенных в мире видов жидкого биотоплива. Это спиртовое топливо, которое производиться из сельскохозяйственной продукции, содержащей сахар или крахмал (кукуруза, сахарный тростник). Но используемый в алкогольной продукции спирт отличается от топливного этанола. Последний производиться укороченной дистилляцией и не содержит воды, а метанол и сивушные масла делают его абсолютно непригодным для питья. Главным поставщиками этанола являются Северная и Южная Америка, причем большую часть производства (45%) приходится на Бразилию. Однако государственные программы по расширению производства этанола в США и Канаде в скором времени выведут Северную Америку в лидеры на биотопливном рынке. Евросоюз также издал закон о доведении доли автомобильного топлива из возобновляемого сырья до 6%, увеличив объемы производства этанола в Испании, Франции, Италии и Германии. На африканском континенте 70-процетную долю всего этанола производит ЮАР. И даже такие гиганты, как Индия и Китай увеличивают долю этанола на рынке до 5%.

Бутиловый спирт является одним из представителей одноатомных спиртов. Впервые был получен еще в середине 19 века, но массовое производство было налажено в начале 20-го. Сырьем для биобутанола может служить свекла, сахарный тросник, маниока, пшеница и даже целлюлоза. В России в ближайшее время будут построены 30 заводов по производству биобутанола из древесины, то есть из отходов деревообработки (опил, щепки). Удачные испытания на таком биотопливе дважды прошла Лада Калина .

Биобутанол — это универсальный вид биотоплива. Он может участвовать в работе двигателя, смешиваясь с бензином, либо являться самодостаточным источником энергии. Его энергетическая ценность выше, чем у этанола. Ценность биэтанола по сравнению с бензином составляет 75%, когда как у биобутанола она равна 95-98%. Еще одно направление в автомобильной промышленности, где биобутанол может оказаться крайней полезным — это топливные элементы и производство водорода. Бутанол совместно с биоводородом может получаться из биомассы термохимическим методом.

Основным сырьем для биодизеля служат жирные масла, иногда для производства применяются эфирные. Главными поставщиками этого вида биотоплива считаются Германия (рапс) и США (соя). Однако наиболее перспективным источником получения биодизеля являются водоросли. В конце семидесятых, в период глобального энергетического кризиса, в Америке стали исследоваться водоросли и наиболее эффективные способы их выращивания. Но как только цены на нефть упали, это направление потеряло свою актуальность.

Сегодня этот вид биотоплива снова набирает популярность. Он может использоваться как смесь для дизеля, либо самостоятельно в качестве 100-процентного биологического топлива. Нужно отметить, что биодизель безвреден для окружающей среды, микроорганизмы способны переработать его на 99% в течение одного месяца. Автомобиль, работающий на биологическом дизельном топливе, выделяет такое же количество углекислого газа, которое было поглощено растением (исходным сырьем для масла) в течение всей его жизни.

Уже сложно представить нашу жизнь без биологического топлива. Если оно исчезнет цены на нефть и бензин тут же вырастут на 15-20%. Тем не менее, все эти виды биотоплива не смогут полностью заменить нефть. По оценкам специалистов максимальная доля возобновляемого топлива в будущем составит 20-30%.

Горюче смазочные материалы, охлаждающие жидкости и специальные жидкости ВВТ используемые при эксплуатаций их нормы расхода

Вооружение и техника является основным потребителем моторных топлив. Поддержание вооружения и военной техники в постоянной боевой готовности возможно лишь, помимо прочего, при правильном использовании соответствующих сортов топлива и других эксплуатационных материалов.

Современные топлива, являются продуктами переработки нефти, в которой содержится до 99% углеводородов разнообразного строения. Углеводороды, входящие в состав нефти, обладают различными физическими и химическими свойствами, в т.ч. и температурой кипения. Процесс разделения нефти по температуре кипения углеводородов называется прямой перегонкой. Температура кипения от 30° до 200° определяет получение дистиллятов автомобильных бензинов, при более высоких температурах получают керосиновый дистиллят (для газотурбинных двигателей) и газойлевый дистиллят (после очистки – дизельное топливо).

С целью большего выхода моторных топлив из нефти, используют различные способы: крекинг, риформинг и т.д. Марки бензинов, применяемых в автомобильной и бронетанковой технике приведены в (Таблице 1).

А -9 ГОСТ 2084 -77

АИ – 92 ГОСТ 2084 -77

АИ – 95 ГОСТ 2084 -77

Б -70 ГОСТ 2084 -77

Для технических нужд

В настоящее время выпускаются бензины согласно ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированные бензины» и ГОСТ 2084-77 «Автомобильные бензины» В соответствии с ГОСТ Р 51105-97 вырабатываются только неэтилированные бензины «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр -92», «Премиум-95», «Супер-98». По ГОСТ 2084-77 эти марки имеют старое обозначение АИ-80, АИ-91, АИ-95, АИ-98.

Топлива, применяемые в системах питания БМД, БТР-Д, БТР-80, УРАЛ-4320, КАМАЗ – показаны в (Таблице 2).

Дизельное топливо марки Л – 0,2 ГОСТ 305-82

Летом при температуре окружающего воздуха выше 0є С

Дизельное топливо марки З – 0,2 минус 45 и З – 0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Зимой при температуре окружающего воздуха от 0є С до минус 30єС применять дизельное топливо З – 0,2 минус 45; При температуре окружающего воздуха от 0є С до минус 20єС применять дизельное топливо З – 0,2 минус 35, для длительного хранения не применять

Дизельное топливо марки А – 0,2 ГОСТ 305-82

Зимой при температуре окружающего воздуха ниже минус 30є С. Разрешается, в исключительных случаях, применять зимой выше минус 30єС

Общие сведения о номенклатуре ГСМ, предназначенных для объектов ВВТ, определены ГОСТ, а перечень основных и дублирующих материалов и их заместителей (резервных ГСМ), применяемых на конкретных объектах ВВТ, приводится в приказе МО РФ № 65 от 1992 г. и в инструкциях по эксплуатации машин.

Для ГСМ различают физико-химические и эксплуатационные свойства. К физико-химическим свойствам относятся те из них, которые характеризуют их состав и состояние. Эксплуатационные свойства определяют характер работы двигателей и других конструктивных устройств ВВТ, а также особенности транспортировки и хранения нефтепродукта. Поэтому под эксплуатационными свойствами понимают объективные особенности ГСМ, которые проявляются в процессе применения их в технике. Для каждого типа ГСМ устанавливаются конкретные эксплуатационные свойства.

Автомобильным бензином называется смесь углеводородов, имеющих температуру кипения от 30 до 200°С. Это прозрачная, маловязкая, бесцветная или окрашенная жидкость со специфическим запахом, быстроиспаряющаяся в нормальных условиях. Бензин легче воды и не растворяется в ней. Плотность бензина при 20°С составляет 690 – 750 кг/м3.

Важнейшими особенностями рабочего процесса бензиновых двигателей является смесеобразование, принудительное зажигание и возможность возникновения детанационного сгорания горючей смеси.

Исходя из вышесказанного к бензинам предъявляются следующие требования:

образование однородной горючей смеси, сгорающей без детонации и самовоспламенения;

бесперебойная подача из бака в цилиндры двигателя;

минимальное коррозийное воздействие на детали двигателя и системы питания;

минимальное отложение нагара в камере сгорания и смолистых отложений во впускном трубопроводе, на клапанах и деталях двигателя;

качество не должно ухудшаться при транспортировании, хранении и использовании;

обращение с бензином не должно вызывать повышенной опасности для личного состава, занимающегося эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом боевой и другой техники.

Соответствие бензина перечисленным выше требованиям зависит от его физико-химических свойств, которые определяются рядом показателей. Основные показатели физико-химических свойств указываются в стандарте или технических условиях на бензин данной марки и приведены в таблице 3.

Для обеспечения наиболее полного сгорания за малый промежуток времени необходимо перевести бензин из жидкого состояния в газообразное и смешать с необходимым количеством воздуха, т.е. создать горючую смесь. Физико-химические свойства бензинов показаны в (Таблице ?)

Таблица 3 – Физико-химические свойства бензинов

Октановое число: по моторн. методу

по исследов. Методу

Содержание ТЭС, г на 1 кг бензина, не более

Фракционный состав, °С НР не ниже

Давление насыщенных паров, г, Па

Содержание серы, %, не более

Так, например, при сгорании 1 литра бензина получается 7593 ккал, АИ-93 – 7867 ккал.

Нормальная работа карбюраторного двигателя обеспечивается подбором бензина с соответствующей детонационной стойкостью. Для измерения детонационной стойкости и используют условную единицу – октановое число, которое укапывается на всех марках бензина. Чем выше октановое число, тем лучше качество бензина. В качестве антидетонатора применяется тетраэтилсвинец (ТЭС), бензин с ТЭС – называется этилированным и является ядовитым. С целью предупреждения о ядовитости, этилированные бензины окрашиваются. На безотказную работу двигателя, кроме рассмотренных показателей, оказывают влияние и другие физико-химические свойства (вязкость, поверхностное натяжение, теплоёмкость, плотность).

Водорастворимые кислоты и щёлочи могут попасть в топливо при транспортировке и хранении. Содержание органических кислот в топливах характеризуется кислотностью. По ГОСТ ее нормируют количеством щёлочи (в млг), потребной для нейтрализации кислот, содержащихся в 100 мл топлива. Максимальное содержание серы в отечественных автомобильных бензинах регламентируется ГОСТ и должно быть не более 0,12%.

В эксплуатационных условиях, когда топливо подвергается воздействию таких внешних факторов, как кислород воздуха, нестабильность температуры, загрязнение механическими примесями, ухудшается его фракционный и химический состав.

Поэтому при длительном хранении необходимо проводить лабораторный анализ бензина. Максимально допустимый срок хранения-бензина составляет 5 лет.

Дизельным топливом называется смесь углеводородов, имеющих температуру кипения от 200 до 350єС. Это прозрачная, более вязкая, чем бензин, жидкость желтого или желто-коричневого цвета. Плотность дизельного топлива при 20єС составляет 820-860 кг/мі.

По объему потребления в нашей стране дизельное топливо (не считая мазута) занимает первое место среди других нефтепродуктов.

Широкому распространению дизельного топлива способствует ряд факторов, среди которых , наиболее важными являются следующие:

  • – топливная экономичность (удельный расход топлива у дизельных двигателей примерно на 30% ниже , чем у карбюраторных. Так, например, удельный расход бензина у карбюраторного двигателя ГАЗ-66 составляет 240 г/л.с. ч , а у дизельного двигателя 5Д20-175 г/л.с.ч., то есть на 27% ниже)
  • – малые затраты дизельное топливо производится при прямой перегонке нефти из фракций, кипящих при 200є-350єС. Оно обладает, по сравнению с бензином, лучшей физической и химической стабильностью. Вследствие этого, в равных условиях потери дизельного топлива при транспортировании, хранении и применении будут меньше, чем бензина. Государственная цена на дизельное топливо также ниже , чем на бензин)
  • – лучшая динамика (дизельные двигатели, по сравнению с карбюраторными, имеют лучшую динамику (приёмистость), вследствие подачи топлива непосредственно в цилиндры насосом высокого давления).

Благодаря перечисленным преимуществам дизельных двигателей, становится понятным широкое использование дизельных топлив в технике.

Требования к дизельным топливам аналогичны требованиям к бензинам.

Дизельное топливо должно:

бесперебойно поступать в цилиндры двигателя при любых температурах и обеспечивать лёгкий пуск двигателя;

обеспечивать хорошее распыление и смесеобразование в цилиндрах двигателя;

легко воспламеняться и полностью сгорать, обеспечивая мягкую и бездымную работу двигателя;

образовывать минимальное количество нагара, отложений, не вызывать коррозии деталей, соприкасающихся с дизельным топливом и продуктами его сгорания. Вязкость топлива влияет на качество смесеобразования. Горючая смесь в дизелях образуется непосредственно в камере сгорания (в двигателях с неразделённой камерой), и на смесеобразование отводится ещё меньше времени, чем в карбюраторных двигателях (0,001 – 0,004 с). Дизельные топлива, по сравнению с бензином, обладают более низкой испаряемостью. Поэтому для успешного смесеобразования в цикле необходима большая поверхность испарения горючего, что достигается тщательным его распылением.

Чрезмерно малая вязкость приводит к подтеканию форсунок открытого типа, и, кроме того, плохо смазываются детали насосов высокого давления, ускоряя их износ.

Так как вязкость зависит от температуры, то для зимнего периода следует использовать топлива с меньшей вязкостью (от 1,8 до 6,0 сСт), а летом в жаркое время года применять более вязкие (от 3,0 до 6,0 сСт при 20°С).

Помутнение топлива происходит при его охлаждении и вызывается выпадением из жидкой фазы микрокристаллов твёрдых углеводородов (парафина). При помутнении топливо не теряет тягучести, но размеры микрокристаллов позволяют им проходить только через фильтр грубой очистки. Фильтр тонкой очистки забивается, и подача топлива прекращается. Такие перебои из-за подачи топлива чаще всего наблюдаются при пуске и прогреве дизеля, когда в подкапотном (в силовом отделении) пространстве машины держится низкая температура. При работе прогретого двигателя перебои в подаче по этой причине случаются лишь при очень низких температурах воздуха, когда сильно охлаждённое в баке топливо не успевает нагреться в топливопроводах подкапотного пространства (силового отделения). Для обеспечения бесперебойной подачи топлива необходимо, чтобы температура помутнения его была ниже температуры воздуха, при которой эксплуатируется машина.

Застывание топлива наступает при температуре на 8 – 10°С ниже температуры помутнения и сопровождается потерей текучести. Это вызывается образованием пространственной структуры микро-кристаллов парафина, связывающей жидкую фазу в студнеобразную массу.

Фракционный состав характеризует испаряемость дизельного топлива и определяется температурами перегонки 10, 50 и 96 % топлива.

Температура перегонки 10% указывает на наличие в топливе низкокипящих фракций, которые легко испаряются, но плохо воспламеняются. Поэтому содержание таких углеводородов ограничивается

Температура перегонки 96 % (конец перегонки) показывают содержание в топливе трудно испаряющихся фракций ухудшающих смесеобразование и влекущих неполное сгорание. Этот показатель ограничивают по ГОСТу верхним пределом температуры.

Температура перегонки 50% в некоторой степени характеризуют пусковое качество дизельного топлива, снижение его до известного предела улучшает пусковые свойства топлива.

Важнейшим свойством дизельных топлив является их воспламеняемость. От воспламеняемости в большей степени зависит характер работы дизеля и степень использования теплоты сгорания. Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы топливо самовоспламенялось в определенный момент и в дальнейшем энергично сгорало, вызывало интенсивное, но достаточно плавное нарастание давления. В этом случае обеспечивается мягкая работа двигателя, то есть без перегрузки его деталей, с развитием максимальной мощности и обеспечением необходимой топливной экономичности. Время от впрыска первой порции до её воспламенения называется периодом задержки воспламенения.

Чем меньше период задержки воспламенения, тем мягче работает двигатель. При запаздывании самовоспламенения наблюдается “жёсткая” работа двигателя, что ведёт к ускоренному износу его, перерасходу топлива, снижению мощности дымному выпуску.

Воспламеняемость дизельных топлив зависит от состава, структуры и относительной молекулярной массы углеводородов, входящих в их состав.

Одним из качественных показателей дизельного топлива является цетановое число.

Цетановое число – показатель самовоспламеняемости дизельного топлива, численно равный процентному содержанию цетана в такой его смеси с СН3С10Н7 – метилнафталином, которая по характеру самовоспламенения эквивалентна испытываемому топливу.

Цетан (С16Н34) обладает хорошей воспламеняемостью, принятой за 100 единиц, а метилнафталин (СН3С10Н7) воспламеняется плохо, его воспламеняемость принята за 0.Однако, для современных дизельных двигателей нецелесообразно применение топлива с цетановым числом, превышающим 55 – 60 единиц, так как это экономически не оправдывается.

Если топливо имеет чрезмерно высокое цетановое число, то, попав в цилиндр, оно воспламеняется, не успев распространиться по всей камере и перемешаться с воздухом. Поэтому происходят неполное сгорание, снижение мощности, дымный выпуск, возрастает удельный расход топлива. Чем выше цетановое число, тем меньше времени требуется для пуска двигателя при данной температуре. Коррозийные свойства дизельных топлив обуславливаются теми же причинами, что и коррозийные свойства бензинов, то есть наличием водорастворимых кислот и щелочей, органических кислот и сернистых соединений. Особенно нежелательно присутствие в дизельных топливах сернистых веществ. Газоилевые и соляровые дистилляты получают с содержанием до 1,0 – 1,3% серы. После очистки ее содержание снижается до 0,2 – 0,5%. Активные сернистые соединения – меркаптаны – вызывают резкий износ плунжерных пар топливных насосов и игл распылителей форсунок. Поэтому содержание меркаптановой серы в топливах ограничено до 0,01 %.

Топлива марки ДА, Д3, ДЛ не осмоляются.

Физико-химические показатели дизельных топлив, для высокооборотных дизелей показаны в (Таблице 4).

Таблица 4 Физико-химические показатели дизельных топлив

Источники:

https://lektsii.org/13-76179.html
https://ustroistvo-avtomobilya.ru/e-kspluatatsionny-e-materialy/toplivo-smazochny-e-materialy-i-tehnicheskie-zhidkosti/
https://studopedia.ru/15_121360_tema–goryuchee-smazochnie-materiali-i-spetsialnie-zhidkosti.html
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-goryuchesmazochnie-materiali-i-ekspluatacionnie-zhidkosti-vidi-osnovnie-svoystva-i-primenenie-hranenie-i-tr-2712584.html
https://m.studwood.ru/674743/bzhd/goryuche_smazochnye_materialy_ohlazhdayuschie_zhidkosti_spetsialnye_zhidkosti_ispolzuemye_ekspluatatsiy_normy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]