Как измерить диаметр динамика
Измерение параметров динамиков в домашних условиях и один способ настройки фазоинверторов
(В помощь начинающим басовикам)
Глава А – Измерения
Сразу оговорюсь, что удобнейший способ измерения параметров НЧ динамиков изложен в методе JBL SpeakerShop. Владельцам программы предлагаю воспользоваться этим методом (сам я его не проверял, но думаю, там глюков нет). Для тех же, у кого этой программы нет или не хватает измерительного оборудования, я опишу способ подчерпнутый мной из журналов “РАДИО” прошлых лет. Я этот способ использовал и при определенной степени аккуратности и усидчивости с его помощью можно получить довольно точные (уж точнее, чем в справочнике или в инструкции пользователя) параметры.
1) Соберем схему.
Где на схеме испытуемый динамик, я думаю, ясно. Остальные элементы схемы требуют развернутого пояснения.
Генератор – либо генератор звуковой частоты способный выдавать напряжение 10-20 В, либо сочетание генератор-усилитель, удовлетворяющее тому же требованию.
1000 Ом – резистор 1000 Ом, стабилизирующий ток через динамик. Номинал резистора можно брать меньше, но это будет снижать точность вычисления Qts. (Правда при использовании резистора всего 200 Ом погрешность измерения вряд ли превысит 10%, но, как говориться, береженного … ).
а, в, с – точки для подсоединения вольтметра.
Сам вольтметр на рисунке не указан, но он должен быть: – во-первых, переменного тока; – во-вторых, уметь измерять напряжения порядка 100 мВ. При отсутствии у вольтметра такого предела измерений, его можно подключить через усилитель. А так как современные усилители обычно “стерео” и более, особых проблем с этим нет.
2) Размещаем динамик вдали от стен, потолка и пола (часто рекомендуют подвешивать).
3) Подключаем вольтметр к точкам а и с, и устанавливаем напряжение равным 10-20 В на частоте 500-1000 Гц.
4) Подключаем вольтметр к точкам в и с, и изменяя частоту генератора находим частоту, на которой показания вольтметра максимальны, см. рисунок ниже по тексту. Это и есть Fs. Записываем Fs и Us-показания вольтметра.
5) Изменяя частоту вверх относительно Fs, находим частоты, на которых показания вольтметра постоянны и значительно меньше Us (при дальнейшем повышении частоты напряжение опять начнет увеличиваться, пропорционально увеличению импеданса динамика). Запишем это значение, Um.
График импеданса динамика в свободном пространстве и в закрытом ящике выглядит приблизительно так.
6) Находим по графику (если мы его строили) или измеряем частоты среза F1 и F2 по уровню U12=(Us*Um)^0.5;
7) Вычисляем акустическую добротность Qa=(Us/Um)^0.5*Fs/(F2-F1), и
8) Электрическую добротность Qe=Qa*Um/(Us-Um);
9) И, на конец, полную добротность Qts=Qa*Qe/(Qa+Qe).
Чтобы узнать Vas нам потребуется ящик (хороший герметичный ящик, ни в коем случае не картонный, а с толстыми стенками) с круглой дыркой совпадающей по размеру с диаметром диффузора динамика. Объем ящика, V, лучше выбрать ближе к тому, в котором мы потом собираемся этот динамик слушать.
10) Устанавливаем динамик в ящик и герметизируем все щели;
11) Проводим все измерения и вычисления по пунктам 1)-6) и получаем значения Fs'(на самом деле это Fc) и Qts’ (Qtc);
12) Вычисляем Vas=((Fs’/Fs)^2-1)*V;
13) Вычисляем Qtc=Qts*(1+Vas/V)^0.5, если измеренная Qts’=Qtc, ну или почти равна, значит – все сделано правильно, и можно переходить к проектированию акустической системы.
Глава B – Настройка ФИ
Предлагаемая методика настройки тоже списана из Литературы, но достаточно проста, что бы стать достоянием любопытных масс. Единственная оговорка (ее я сам придумал) в том, что эта методика позволяет легко настраивать ФИ, изготовленные на базе динамиков с добротностью Qts=0.3…0.5. Для прочих ФИ придется дополнительно применять природную смекалку. Итак.
В основе методики лежит зависимость, существующая между параметрами ФИ и ЗЯ (закрытого ящика). Если в ФИ с гладкой АЧХ (по spl) закрыть отверстие туннеля, то полная добротность системы, Qtc, окажется равной 0.6, а резонансная частота, Fc, будет связана с частотой настройки ФИ зависимостью: Fb=0.61…0.65*Fc. Если допустить погрешность определения частоты настройки ФИ в 5%, то отношение Fb/Fc для реальных конструкций можно принять равным 0.63.
14) Закрываем герметично отверстие туннеля, и собираем схему для измерения Fc (см. главу А).
15) Подбираем количество звукопоглащающего материала и добиваемся минимального значения Fc;
16) Закрепляем материал внутри ящика и измеряем Fc;
17) Вычисляем Fb=0.63*Fc;
18) Вычисляем длину туннеля: Lv=31*10^3*S/(Fb^2*V)-1,7*(S/ПИ)^0.5, где S – площадь отверстия порта ФИ в кв.см., V – объем ящика в литрах;
19) Делаем туннель, вставляем его внутрь ящика (именно внутрь, если в готовой конструкции он предполагается внутри) и измеряем Fb’.
Должно получится, что-то вроде:
20) Полученное значение Fb’ подставляем в формулу 18) и вычисляем уточненное значение V’;
21) Подставляем V’ в ф-лу 18) и вычисляем Lv’ для расчетного значения Fb (кто забыл, это произошло в п.17);
22) Укорачиваем (удлинить его невозможно, поэтому меры лучше принять заранее) туннель и снова измеряем;
23) По методике определения Qtc (глава А) определяем добротность системы и, если она меньше 1, успокаиваемся. Если она больше, то вероятно, что-то где-то было сделано не так, но переделывать уже поздно. Послушаем, если действительно бубнит (что совсем необязательно), будем принимать меры.
24) Задемпфировать частично-акустически-прозрачным материалом туннель ФИ. Другими словами – закрыть туннель синтепоном, ватой, карпетом и т.д;
25) Задемпфировать сам динамик, наклеив на окна диффузородержателя перечисленные выше материалы (только не все сразу).
Эти меры снизят общую добротность системы, Qtc.
Литература:
Салтыков О.,Расчет характеристик громкоговорителя, Радио 1981
Жбанов В., Настройка фазоинвертора, Радио 8/1986
Алдошина И. Там, где живут басы, АМ 2/1999
Фрунзе, О повышении качества звучания АС, Радио 9/1992
Размеры динамиков
Динамический излучатель – это та часть колонки или наушников, которая, собственно, и занимается созданием звуковых волн. Принцип работы динамика прост, и основывается он на физическом преобразовании электрического сигнала в механическое движение мембраны диффузора излучателя. Осуществляется это за счет движения электромагнитной катушки, работающей в паре с постоянным – ферримагнитным или неодимовым – магнитом.
Таким образом, в основных чертах все динамики аналогичны друг другу. Но есть между ними и различия – в первую очередь, во внешнем виде. Впервые увидев все разнообразие динамических излучателей на полке магазина аудиотехники неопытный пользователь может задаться вопросом – а на что, собственно, влияет размер и форма излучателя? Попробуем в этом разобраться.
Форма излучателя
Сразу отметим – форма динамика не влияет практически ни на что, кроме удобства его монтажа в салон автомобиля или самодельный корпус колонки. Как динамики для больших колонок, так и излучатели головных телефонов могут иметь либо круглую, либо овальную форму. Квадратных или треугольных динамиков не бывает; это – не прихоть инженеров, форма обусловлена физическими принципами, на основании которых излучатели функционируют. Проще говоря, некруглый диффузор просто-напросто не будет вибрировать, из-за чего, как следствие, не будет воспроизводиться звук.
Итак, с формой мы определились – выбирать можно как круглую, так и овальную модель, зависит это только от ваших личных предпочтений. Но остановившись на овальном варианте, вы можете заметить, что большая часть таких излучателей являются либо коаксиальными, либо сабвуферами. Что это значит?
Виды излучателей по воспроизводимому спектру
Остановимся подробнее на том, какой именно звук может воспроизводиться той или иной моделью динамического излучателя. Как вы можете помнить с уроков физики, звук, как и любой другой вид волн, имеет широкий спектр частот. Частота звука измеряется в герцах, и в зависимости от показателя этого параметра звук может быть либо слышимым, либо неслышимым. Слишком низкий звук называется инфразвуком, слишком высокий – ультразвуком. Разные животные способны воспринимать звуковой спектр в разных пределах; что же касается людей, то мы можем слышать звуки с частотой от 20 Гц до 20 кГц.
Весь слышимый спектр можно разделить на три условные зоны:
- низкие и сверхнизкие звуки – в музыкальном смысле звуки из этой части спектра именуются басами (глубокий, средний и высокий бас) – сюда входят частоты от 20 до примерно 100 Гц;
- средние звуки – частоты от 100 Гц до 2 кГц – сюда входит основная масса слышимого звука, в том числе голоса людей, вокал в песнях;
- высокие и сверхвысокие звуки – огромный диапазон от 2 до 20 кГц.
В зависимости от того, какой диапазон спектра воспроизводится динамическим излучателем, динамики делятся на три вида:
- сабвуферы, или низкочастотные динамики;
- среднечастотные динамики;
- твиттеры, или высокочастотные колонки.
А причем же тут размер, спросите вы? А при том, что от диаметра диффузора не в последнюю очередь зависит качество воспроизводимого звука. Особенно это касается сабвуферов и твиттеров – чем шире первые, тем более глубокими и чистыми получаются басы, и чем меньше вторые, тем более высоких частот сможет достичь колонка. Кроме того, в случае с твиттерами отличается и конструкция динамика – ВЧ-излучатель имеет диффузор купольного типа.
Оптимальные размеры динамиков
Выбор размера динамика заботит, как правило, автомобилистов. При сборке обычных колонок, будь то широкополосные или многополосные устройства, разницы нет практически никакой – просто нужно брать излучатели как можно большего размера. В случае с автомобилем же появляется ряд нюансов, начиная от размера гнезд под динамики и заканчивая особенностями конструкции салона, в котором только динамики определенного размера будут звучать так, как надо.
Как правило, для автомобиля выбирается сразу комплект динамиков, в который может входить либо набор широкополосных динамиков одинакового размера, которые остается лишь установить на соответствующих местах – в дверях, под приборной панелью, около заднего стекла и в багажнике. Впрочем, в багажном отделении обычно устанавливаются мощные сабвуферы или многополосные коаксиальные динамики – таким образом, это место является атрибутом качественной автомобильной акустической системы объемного звучания.
Именно в случае с многоканальной системой, способной прокачать целую улицу, на передний план выходит выбор правильного размера тех или иных динамиков. Излучатели какого размера следует выбирать для установки в том или ином месте салона автомобиля?
Фронтальные динамики
Конечно, первое, на что следует ориентироваться при выборе размера излучателя – это диаметр предназначенных для установки динамиков отверстий в салоне автомобиля. Если они стандарты, но оптимальным выбором станут излучатели диаметром 16,5 см (6,5”). Такие динамики не только без лишних движений встают в стандартные двери автомобиля, но и обеспечивают достаточно качественное звучание и полноценное раскрытие среднечастотной картины. Низкие частоты тоже звучат неплохо; кроме того, динамики такого размера не позволят басам из фронтальных колонок и заднего сабвуфера заметно различаться своими характеристиками.
Стоит отметить, что если места для установки рассчитаны на динамики меньшего размера, следует сначала поинтересоваться у специалистов, есть ли возможность расширения гнезд, а потом уже, если это невозможно, смотреть в сторону динамиков меньшего размера.
Следует иметь в виду, что не все 16,5-сантиметровые динамики схожи по своим характеристикам. Даже в пределах одного модельного ряда можно встретить излучатели, заметно отличные по своим свойствам. Так, в состав трехкомпонентных акустических систем часто включаются излучатели такого размера, рассчитанные на воспроизведение среднего басового диапазона. С одной стороны, это позволяет сделать звуковую картину в машине более богатой и без переплаты шагнуть в сторону акустики более высокого класса. С другой – улучшение глубины басов неизбежно ведет к ухудшению звучания среднечастотного диапазона. Это связано с тем, что для воспроизведения басов используется более толстая мембрана диффузора, которая не может вибрировать с достаточно высокой частотой. Соответственно, такие излучатели могут отставать от своих собратьев с обычными характеристиками – впрочем, это больше зависит от личных предпочтений пользователя.
Динамики для среднего баса
Улучшенный вариант басового звена трехкомпонентных акустических систем – 20-сантиметровые динамики. Такие крупные круглые и овальные динамики – не лучший вариант для автомобиля: они слишком широкие для установки в дверях, да и средние частоты у них, опять же, страдают. Но они могут стать отличной заменой сабвуферу, если специализированная низкочастотная колонка отсутствует. В домашних же акустических системах излучатели диаметром 20 см широко распространены и отлично проявляют себя.
Тыловые динамики
Тыловые динамики – необязательная часть акустической системы; обычно они применяются при создании имитации домашнего кинотеатра в мобильных условиях или для поддержки слишком слабых фронтальных излучателей. Если в вашем автомобиле есть потребность в установке задних динамиков, то лучшим выбором станут излучатели диаметром 13,5 см (5,25”).
В некоторых ситуациях (например, в авто малых габаритов) такие мелкие динамики могут ставиться и в качестве фронтальных. Конечно, это приведет к явной нехватке басов, особенно при отсутствии отдельного сабвуфера. Все-таки для басов идеальными являются 20-сантиметровые варианты, даже 16,5 см – это уже компромисс. Если же сабвуфер есть, насчет нехватки глубины баса можно не беспокоиться, но в таком случае проблемой станет заметная не состыковка низких частот сзади и спереди. Таким образом, установка динамиков диаметром 5,25 дюйма в качестве основных должна производиться только в крайнем случае. Основное их назначение – поддержка и использование в качестве малозначимых тыловых элементов акустической системы.
Овальные динамики для задней полки
Большая часть таких излучателей – это коаксиальные устройства диаметром 6×9 дюймов. Площадь их диффузоров превышает оную у стандартных круглых динамиков, за счет чего бас становится более глубоким. Установка овальных динамиков встречается редко, и это связано со следующими факторами:
- недостатки излучателей коаксиального типа;
- не дотягивающее до сабвуфера качество басов;
- отсутствие необходимости в задних колонках;
- худшее качество в целом по сравнению с круглыми аналогами.
Однако если полноценный низкочастотный динамик установить не получается, овальный коаксиальный излучатель может стать приемлемой его заменой. Кроме того, такие устройства могут стать единственным вариантом при невозможности модернизации гнезд для установки динамиков в салоне автомобиля.
Таким образом, динамики могут иметь самый разный размер, и основной принцип, которому нужно следовать при выборе того или иного варианта – чем динамик шире, тем глубже будут басы. В случае со слишком широкими излучателями, конечно, придется смириться с несколько ухудшившимися средними частотами.
Другие статьи раздела Динамики
Виды динамиков
Известный всем динамический излучатель был изобретен в 1920 году. Механизм его работы заключается в преобразовании электрического тока в механическое движение мембраны устройства. Это, конечно, не. 16608
Широкополосные динамики
Наряду с узкоспециализированными динамиками, воспроизводящими звук из определенных частот, существуют широкополосные динамики, которые в качестве основной полосы выбирают средние частоты, но. 15470
Низкочастотные (НЧ) динамики, динамики для сабвуфера
Сабвуфер – это акустическое устройство, которое воспроизводит низкие частоты. Они ощущаются не всегда, но в некоторых случаях дают большую глубину ощущений от воспроизводимых звуков. Конструкция. 20427
Популярные статьи
Наушники – это весьма простые устройства, и, как правило, они надежно защищены от различных. 2862945
Динамический излучатель – это та часть колонки или наушников, которая, собственно, и занимается. 2848214
Всем хочется, чтобы любимая, бережно собранная акустическая система всегда издавала только. 1697239
На сегодняшнем рынке акустической техники представлено множество звуковых систем – они могут быть. 1453379
Среднечастотный динамик, или иначе его еще называют mid-range, воспроизводит частоты в диапазоне от. 1399110
Как известно, для воспроизведения звуковых волн в большинстве акустических систем применяются. 1034934
Наушники, как и любая акустическая техника, не застрахованы от поломок. Разные наушники имеют. 900914
Колонки любого типа, как и любая техника, нуждаются в бережном обращении и правильном уходе. Это. 698158
Размер НЧ динамика
Интересно ваше мнение, нашел я тут одно видео, где человек говорит что надо стараться подбирать акустику где размер НЧ начинается от 20 см в диаметре. Все что меньше это непонятный компромисс.
Ответы
Разговор ни о чем. Это очень упрощенный взгляд . Гораздо важнее размера – параметры Т-С динамика и акустическое оформление, в котором он работает.
Уж извините, но ТС даже можно посчитать зная эффективную площадь, массу диффузора и совсем немного о катушке. То есть они прямое следствие из размеров динамиков. Я не спорю, с обратного рупора можно получить суперогромный честный бас и 6″ динамика. Но просто тут у некоторых создастся ложное впечатление, что они получат его на фазоинверторных полочниках путем грамотного подбора межблочников.
Я бы назвал это классическим упрощенным подходом! Раньше, в постсоветские времена, тоже помню считал, что для полноценного воспроизведения низких частот нужен динамик не менее 30 см (насколько помню динамик именно такого размера способен воспроизвести звук частотой 20 Гц). Но это касается простых акустических конструкций, где широта воспроизводимых частот зависит в первую очередь от динамика. Сейчас же имеется огромное количество технических решений, с помощью которых из акустики со сравнительно небольшими динамиками выжимают весьма низкие частоты. Так что нужно рассматривать применимо к каждой модели отдельно.
P.s. Сейчас я, честно сказать, хоть и не поклоняюсь размерам, но все равно с большой симпатией отношусь к акустике с серьезными по размеру динамиками.))) Возможно это атавизм.
Видел и слушал акустику с НЧ динамиками 12 дюймов. и ничего. баса мало. ниже 45-40 герц не играли. А слушал акустику с 6.5 дюймовыми двумя – баса хоть убавляй. так что как написал выше Вадим – много будет зависеть от конструктива акустики, от усиления, от помещения.
А я в последнее время начал приходить к тому,что все таки большой динамик это хорошо.Особенно укрепилось мое мнение после прослушивания танной легаси арден. Да и клипши хересси 3 у меня уже несколько месяцев и большой динамик это очень неплохо.Конечно много еще и от корпуса зависит.Наверное если бы сейчас покупал бы акустику для основной системы взял бы не 803D3,а как минимум 802D3. Сейчас думаю заменить хересси 3 на что-то из Танноев серии легаси.
Думаю ситуация медленно,но верно будет разворачиваться в сторону акустики сделанной по “олдскульным” принципам.Клипши уже сделали forte 3, Танной линейку легаси,наверное и другие подтянутся.
Кстати очень интересная тема для обсуждений.Хороший вопрос.
Основная масса аудиофилов и меломанов в россии живут в комнатах не более 18, ещё реже 20 кв .м в городах больших и маленьких, поэтому и АС соответствующие. Для людей живущих в “иных” условиях и с другими кошельками и разговор другой, там лучше,как на фото, класс !
Верно. Против физики не попрешь. И если говорить о чистом нижнем диапазоне, то чем динамик больше, тем более низкие частоты и на большей громкости мы услышим.
Существует масса суррогатных решений, позволяющих используя сравнительно небольшие динамики имитировать звук в нижнем диапазоне. Но все они имеют свои ограничения. Так например длинноходные сабвуферные динамики несут искажения. А любой фазоинвертор во-первых играет на одной ноте, во-ввторых с отставаниями, итдитп.
Нет способа хоть както отиграть диапазон от 35Гц (нижняя нота басгитары) динамиком размером менее 14″
А для 60Гц (бочка) нужен хотя бы 10″.
Сожалею, но подругому только с крайне заметными искажениями,
ЗЫ вот эти искажения я отчетливо слышу. Смену источника, игры с проводами, подбор усилителя, мп3 против флак. ну не слышу. А пукание ФИ и тарахтение длинноходника слышу. Нервы наверное.
Наверное медленно,но верно пойдет крен в сторону оллскульных принципов.
Скорее четко разделятся на смарт и олдскул. Ну еще будет промежуточны класс – киношный. В версии лайт – усилитель транзисторник и столбики с фронта вроде даже и HiFi.
Пустырничку. ну или коньячку
поэтому большинство комбиков для басс- гитары имеют 10” динамики?
А резонансы большого красивого диффузора не слышите?
Ух-ты сколько негативу
А что, cone breakup уже отменили?
Справедливости ради, хочу заметить, что существует один с половиной прием, позволяющий используя маленький динамик получить бас побольше
1) Рупора. Собственно при помощи экспоненциального рупора удается нагрузить маленький диффузор на большой объем воздуха. (Направление динамика в пол собственно туда же, способ хоть чуть чуть поднять некоторую виртуальную эффективную площадь диффузора) Но рупора они громоздкие.
2) Четвертьволновые резонаторы TQWP (всякие трансмиссионные трубы, лабиринты и карлсоны туда же). Собственно честного баса не будет (поэтому назовем это половиной способа), но не на одной ноте как у ФИ, а сможет отыграть три а то и пять, равномерно расположенных по басовому диапазону. Да еще без такого катастрофического запаздывания. Но опять таки размеры солидные, да и в ход динамиков по громкости быстро упираются.
При современных технологиях и олдскульных принципах построения АС можно сделать выдающуюся акустику.
Думаю отход от принципов больших басовиков произошел по причине влияния дизайна.Конечно столбики выглядят более изящно.А может мы просто уже к ним привыкли.
Увлечение ДК привело к необходимости делать очень компактные серии. Мне так кажется. Конечно был момент Кино vs Музыка, но кинотеатральные столбики победили.
Поясню свой первый пост. Чем больше размер диффузора, тем он получается тяжелее, есть такой параметр Mms. Чем тяжелее, тем сильнее должен быть “мотор”, который характеризуется таким параметром как Force factor, Bxl. Поэтому только два этих параметра: масса диффузора и “мощность мотора” говорят о многом, есть даже их отношение, которое говорит о “скорости” диффузора. Если будет слабый мотор, но производитель большого динамика может пойти по пути уменьшения массы диффузора и здесь может получаем скорость, быстрый бас, но с высокой резонансной частотой, т.к уменьшили массу. В итоге баса может не быть и с большим размером. Если производитель наоборот, увеличивает мощность движка для контроля тяжелого диффузора, то получаем низкую резонансную частоту, но катушка будет иметь высокую индуктивность – “Le” и о воспроизведении средних частот можно забыть.
Далее, головка не работает сама по себе, ей управляет фильтр и нагрузкой служит корпус. Корпуса не касаемся пока – уж очень много видов акустического оформления мне не вместить здесь. Поэтому затрону другой аспект. Производитель АС может сделать накачку на нч головку, чтобы увеличить “мощность” от фильтра, что очень плохо. И получим проседание импеданса, что делает АС сложной нагрузкой для усилителя. Именно поэтому с одним усилителем есть бас, а с другим – может и не быть.
Поэтому просто рассмотрение размера в отрыве от всего остального – малоинформативно.
Никогда не видел смысла обсуждать размер НЧ в отрыве от конструкции АС, конструкции динамика и в итоге от места, где эта АС установлена. Хороший, честный бас требует размера не только диффузора, но и помещения, где всё это играет. И потом, а смысл? Не басом же единым жива музыка. Тут еще факторов хватает, а тех же записей с хорошим, глубоким басом не хватает. Да и возвращаясь к размеру помещения, наверное важнее такие АС, которые достоверно играют самый информативный диапазон. И к примеру я не могу слушать мр3, ну вот ей богу слышно разницу, и дело не в выслушивании нюансов, а просто утомлении от звука.
И еще не понятно почему АС, сделанные с явными компромиссами, называют кинотеатральными, ведь в Кино требования к звуку вовсе не детские, не всякие дорогие АС справятся. Скорее это просто бюджетные решения, которые могут озвучить кино или музыку с явными компромиссами и там и там. Очень часто мы на форуме слышим вопросы о подборе АС к усилителю или ресиверу и начинается длинный диалог из советов о том как правильно построить систему, но редко когда давая советы, мы задаемся вопросом как это всё будет использоваться. Многие покупают сетапы, чтобы озвучить помещение! Они не сидят в месте прослушивания, не ловят нюансы записи, а просто включают музон фоном или на вечеринке, ну или киношку глянуть. Мы же исходим подчас из своего мировозрения. И вот растет озвученный бюджет, звучат умные советы бывалых, а надо ли? Вот отсюда и бюджетный сектор, и АС с компромиссным звуком, но это не значит плохим.
Имхо, такие ситуации возникают потому что ТС некорректно формулируют вопросы, без указания целей использования аппаратуры (прослушивание музыки с указанием на стили и направления, просмотр кино или другое), размеров помещения и расположения в нем АС. Эта проблема была бы решена будь на форуме прикручен некий FAQ с подробным разбором основных азов. А поскольку его нет, каков вопрос, таков и ответ – каждый отвечает исходя из собственного видения.
Разделение на ДК и аудио весьма понятно. В ДК важна скорость перемещения диффузоров динамиков. высокую скорость при разумной цене можно получить только на малых динамиках. А ведь в кино именно спецэффекты и имеют определенную скорость. например автомат, пулемет с темпом стрельбы в 600 выстрелов в минуту или не дай бог УЗИ с темпом огня в 900-1200. В музыке такой скорости нет. Ударник в среднем 120 ударов в минуту на сколько помню. Но если ошибаюсь – поправьте. В тоже время у больших динамиков тоже свои моменты. Например Таннои королевской серии играют хорошо и отлично, если слушаешь их метров с 7-8. Вот тебе и большие динамики и коаксиальная конструкция.
Наверное у королей есть возможность слушать на расстоянии 7 метров.Не в хрущевках же они живут.
Bbhob правильно говорит чем больше динамик тем ниже частота а все остальное компромисс. я ЗА БОЛЬШОЙ РАЗМЕР басового динамика
Тут не указали ещё одну тонкость связанную с диаметром динамика. Базовые тоники в формантах звуков инструментов находятся в НЧ диапазоне и здесь важно качество их воспроизведения. Рассогласование амплитуды основной тоники относительно обертонов выливается в кашу при воспроизведении сложных оркестровок. Вот по этому аудиофилы так любят камерную музыку где ансамбли состоят из 3-х 4-х инструментов. Маленький динамик на мягком подвесе просто не в состоянии сформировать волну с четким фронтом, то есть, не обеспечивает требуемой скорости нарастания звукового давления.
Мало того, чувствительность мелких динамиков гораздо ниже, чем у больших, следовательно, выше и вероятность деформации диффузора в процессе формирования волны, что воспринимается как “мягкий, размазанный” бас.
Реально это проверить довольно просто. Подключить гитару к комбику и к хай энд аппарату. Разница в звуке будет очень ощутимой. А если подключить бас гитару к басовому комбику а потом к домашнему сетапу, то разница будет просто огромной.
Вывод: Чем ближе параметры домашних динамиков к сценическим, тем точнее услышите то, что хотели донести до Вас музыканты.
Влияет ли размер динамиков на качество звучания музыки?
Качественное звучание в автомобиле зависит от многих факторов, начиная от выбора магнитолы и заканчивая размерами, а также расположением динамиков. Этот материал поможет вам узнать, какие лучше установить колонки автомобильные — на 10, 13 или 16 см. Только при соблюдении всех основных требований у водителя будет возможность добиться наиболее качественного звука.
Виды акустических систем
Перед тем, как выбрать колонки 10, 13 или 16 см для авто, давайте разберемся в том, какие существуют типы акустических систем и чем они отличаются между собой.
На сегодняшний день различают три основных вида акустических систем:
- широкополосная;
- коаксиальная;
- компонентная.
Такой порядок выбран не случайно — именно в соответствии с ним акустика растет по качеству воспроизведения, сложности монтажа и, разумеется, стоимости. В широкополосном варианте воспроизведением всего диапазона частот занимается один динамик. По факту этого хватает только для прослушивания новостей на радиостанции либо включения негромкого фона во время езды. В настоящее время большая часть автомобильных производителей оборудуют свои транспортные средства таким типом акустики еще при производстве.
Колонки ArtSound в машину
Если вы цените по-настоящему хороший звук, то для его получения такую акустику можно заменить на коаксиальную, что дословно означает — соосную. В этому случае могут использоваться несколько колонок по 13, 10, 16 см или других размеров, установленных на одной оси. Диапазон частот, воспроизводимых аудиосистемой, распределяется на низкий, средний и высокий. Чтобы звучание было более качественным, для отдельных диапазонов применяются разные устройства.
В общей сложности таких колонок по 13, 10 или 20 см может быть установлено до пяти штук (но не менее двух), но в большинстве случаев в отечественных авто используется трехполосная система. То есть если размер колонки составляет 13 сантиметров и она является самой большой среди остальных, то это будет низкочастотное устройства. А перед его диффузором должны быть вмонтированы средне- и высокочастотные динамики. Именно благодаря разделению диапазон воспроизводимых частот в общем увеличивается, при этом качество звука повышается.
Следует учесть, что качеству звука в целом способствует правильное разделение каналов, а также отсутствие искажений. Что касается разделения каналов, то за это отвечает специальный элемент кроссовер, представляющий собой фильтр, в котором может находиться от 1 до 4 ступеней. В более простых акустических системах кроссоверы устанавливаются в сами колонки для автомобиля. Если система сама по себе более качественная, в ней будет использоваться внешний кроссовер, который выглядит как блок, и в некоторых случаях с его помощью можно осуществлять регулировку сигналов.
Колонка, установленная на стойке и пищалка
Что касается компонентных вариантов, то в них звуковой ряд аналогичным образом делится по частотам, только в этом случае колонки разбросаны по пространству, все они устанавливаются отдельно. Разумеется, это значительно увеличивает сложность, а также цену монтажа, но тем не менее, в конечном итоге можно добиться практически идеального и объемного звучания. Компонентные системы широко используются среди ценителей качественного звука.
Чтобы обеспечить самое громкое и, что немаловажно, качественное проигрывание низких диапазонов, ни один из этих типов систем не подходит. Для обеспечения качественного звучания низких частот могут использоваться только сабвуферы. Этот тип устройств относится к тыловой акустике, обычно сабвуферы устанавливаются в багажнике.
Какие бывают динамики?
Сразу же нужно сказать — не важно, какой формы автомобильные динамики установлены в машину — круглые либо овальные — качество определяет только их габариты. Типоразмеры устройств представляют собой стандарт, определяющий их габариты. В основном на современных машинах размеры громкоговорителей, которые могут быть установлены, штатные — на 10 см, 13 см или 16 см. Задние полки автомобилей обычно оборудованы разъемами под установку овальных колонок размером 15х23 см.
Четыре колонки с разными диаметрами
Если диагональ громкоговорителя будет более высокой, он сможет лучше проигрывать низкие частоты. В целом размер системы во многом зависит от размера низкочастотной колонки, поскольку она, как сказано ранее, является самой большой во всей системе.
- Если фронтальные громкоговорители имеют размер 10 см, то они смогут воспроизводить звуки частотой от 120 герц;
- при габаритах колонок 13 см будет хорошее качество воспроизведения звуков от 100 Гц;
- при габаритах 16 см устройство сможет воспроизводить звуки от 80 Гц.
Какой размер является оптимальным?
Если в вашем автомобиле установлена фронтальная акустика, то для нее оптимально использовать 16-сантиметровый динамик. Данный диаметр позволит добиться хорошего звучания с низким басом. Как правило, колонки с таким диаметром без проблем устанавливаются в машине, но в некоторых случаях место для установки может быть меньшим. На практике эту проблему вполне можно решить своими силами или обратившись за помощью к специалистам в инсталяционный центр. Необходимо только увеличить немного размер штатного места для монтажа громкоговорителя (автор видео — URAL Sound Russia — Официальный канал).
Стоит учитывать и одну основную особенность, которой многие наши соотечественники пренебрегают, в частности, речь идет о различиях между моделями одной линейки. Речь идет о моделях колонок, характеризующихся усовершенствованными техническими особенностями. Следует отметить, что стоимость разных моделей может не особо различаться.
Если ваше транспортное средство оснащено трехкомпонентной акустикой, то наиболее оптимальным вариантом будет использование 20-сантиметровых динамиков. Они особенно подходят для воспроизведения средних диапазонов частот, что обусловлено их габаритами. Однако именно габариты — это основная проблема, по которой могут возникнуть сложности в плане установки громкоговорителей, особенно в передней части авто. Не так часто, но все же используются такие динамики и для двухкомпонентных акустических систем, в этом случае нужно учитывать, что качество проигрывания средних частот оставляет желать лучшего. Как показывает практика, 20-сантиметровые колонки наиболее оптимально подходят для систем, в которых нет саба.
Если говорить о размере громкоговорителей 13 см, то они отлично подойдут для монтажа в машину с фронтальной системой. При чем использовать громкоговорители на 13 см лучше всего как тыловое устройства. Если в салоне транспортного средства мало места, то колонки на 13 см можно применять для обустройства фронтальной системы, но это может привести к слишком ограниченному басу (автор видео — LOUD SOUND).
В коаксиальной акустике на заднюю полку можно установить динамики с габаритами 15х23 см, такие размеры позволяют обеспечить наиболее глубокие низкие частоты. Но следует отметить, что устройства такого типа имеют определенные недостатки, в частности, само качество коаксиального исполнения будет низкое, тем более, у водителя не будет возможности поменять сабвуфер. И хотя такая колонка может выдавать глубокий бас, он будет не полноценным и не чистым, чего уж говорить о сбалансированном тональном звучании. Если вам нравится хороший визуальный эффект, то в принципе, в продаже можно найти колонки овальных размеров, которые позволят его обеспечить. Однако в этом случае остро стоит проблема выбора, поскольку вариантов не так много.
Если вы не хотите использовать штатную акустику из-за ее низкого качества, но при этом у вас нет возможности переделать место для монтажа хороших динамиков, выход есть. К примеру, можно установить овальные колонки, размер которых составляет 13х18 см. Что касается 10-сантиметровых динамиков, то мы не рекомендуем нашим пользователям «вестись» на рекламу.
Часто производители рекламируют этот товар как качественный, позволяющий добиться лучшего звучания, но по факту это далеко не так. Устройства такого типа, как бы их не рекламировали, характеризуются низким качеством воспроизведения в целом и уж тем более, плохим басом. Так что если вы приобретаете такие колонки, акустику в своем автомобиле необходимо оборудовать дополнительной низкочастотной поддержкой. К примеру, можно использовать так называемые мидбасовые устройства, монтировать которые оптимальней всего в передней части салона.
Разумеется, по стоимости колонки небольших размеров всегда будут стоить меньше, в отличие от остальных. Однако, если вы хотите добиться хорошего звучания, то при покупке следует смотреть только на качество динамиков, а не на их стоимость. Часто автовладельцы, пытаясь сэкономить, в конечном итоге получают низкокачественную акустику, которая не может воспроизводить качественный звук при большой громкости.
Заключение
Итак, если у вас нет саба, то фронтальную систему оптимальней всего оснастить колонками диаметром 16-17 см. Если акустика дополнена сабвуфером или вы планируете его установить в будущем, то вполне можно использовать громкоговорители диаметром по 13 см. Отдельно следует сказать, что даже самые качественные колонки не смогут играть хорошо, если вы используете дешевую низкокачественную магнитолу. Многие автолюбители сегодня это не учитывают, но качество самой автомагнитолы также играет не последнюю роль. Так что приобретая дешевую магнитолу для своего «железного коня», не стоит надеяться на то, что она будет выдавать мощный и чистый бас, а также качественный звук в целом.
Видео «Как своими руками обустроить акустику в автомобиле?»
Что автовладельцу необходимо знать о том, как обустроить акустическую систему в своем транспортном средстве — смотрите на видео (автор ролика — Говорит ЭКСПЕРТ).
Как правильно выбрать динамики для авто. Какие существуют автомобильные акустические системы
Если ваш автомобиль хорош со всех точек зрения, кроме одной… Штатная автоакустика категорически не дотягивает до приемлемого качества звука… Тогда вы наверняка задумались о том, как выбрать динамики для авто. Более качественные и при этом посильные для бюджета.
Мир автомобильных аудиосистем очень разнообразен. Прежде чем начать разбираться в нем, нужно понять, какие динамики для авто лучше всего подходят конкретно вашему автомобилю. И как их грамотно установить, чтобы создать объемную звуковую сцену.
Какие бывают автомобильные акустические системы (АС)
Всю автомобильную акустику можно разделить на три основных типа:
- широкополосную;
- коаксиальную;
- компонентную.
Именно в таком порядке акустические системы возрастают по качеству звука, сложности установки и, конечно, цене. В каждом из этих типов АС есть свой рейтинг динамиков для авто.
В широкополосной системе один-единственный динамик воспроизводит весь доступный диапазон частот. Этого достаточно, чтобы слушать новости по радио или включить негромкий музыкальный фон в поездке. Большинство автопроизводителей оснащают свою продукцию широкополосной АС уже на заводе.
Ценители хорошего автозвука меняют штатную широкополосную систему — на коаксиальную . Слово «коаксиальный» означает «соосный». В такой акустической системе используются уже несколько динамиков, расположенных на одной оси. Весь спектр частот, который поступает от автомагнитолы, разделяется на низкий, средний и высокий диапазоны, и для воспроизведения каждого из них служит отдельная головка.
Всего таких динамиков для авто может быть от 2 до 5, но чаще всего встречается трехполосная система: самый большой по диаметру НЧ-динамик и установленные перед его диффузором СЧ- и ВЧ-головки. Разделение частот между разными динамиками позволяет заметно расширить общий диапазон всех воспроизводимых частот и улучшить качество звучания.
Чем лучше разделяются частотные каналы и чем меньше при этом вносится искажений, тем лучше качество воспроизведения. За разделение частот отвечает устройство, называемое кроссовер. Это разделительный фильтр, в котором может быть от одной до четырех ступеней.
В простых моделях акустики, кроссоверы встроены в корпуса динамиков. В высококачественных моделях применяется внешний кроссовер, который выполнен в виде отдельного блока и иногда допускает регулировку параметров сигнала.
В компонентной АС звуковой ряд также разделяется по частотам, но динамики разнесены в пространстве, каждый из них монтируется отдельно.
Это повышает сложность и стоимость установки, зато качество и объем звука достигаются наивысшие. Фанаты автозвука и заядлые меломаны используют именно компонентную акустику в качестве фронтальных колонок.
Для громкого и качественного воспроизведения самых низких частот, на грани человеческого слуха, перечисленные АС не подходят. Для этого применяют специальный вид динамиков — сабвуферы. Они относятся к тыловой автоакустике, их устанавливают в багажнике, либо на задней полке автомобиля.
Какие бывают типоразмеры автомобильных динамиков
На качество звучания не влияет форма динамиков — круглая она или овальная, а вот размер влияет.
Типоразмер — это стандарт, который и определяет размеры динамиков для авто. В большинстве автомобилей предусмотрены штатные места для круглых динамиков диаметром 10, 13 или 16 см, а также для овальных 15х23 см (6*9 дюймов).
Чем больше диаметр громкоговорителя, тем лучше он воспроизводит низкие частоты. Типоразмер акустической системы в целом определяется размером НЧ-динамика, т.к. он самый большой в системе.
- Фронтальные динамики для авто 16 см хорошо воспроизводят звуки от 80 Гц, 13 см — от 100 Гц, 10 см — от 120 Гц.
Поэтому при отсутствии сабвуфера лучше устанавливать фронтальную акустику типоразмера 16-17 см, а если сабвуфер имеется (или планируется), то хорошо подойдут и 13-см динамики. При выборе сабвуфера лучше ориентироваться на типоразмеры 20-40 см.
Лучшее расположение фронтальных динамиков
В домашней акустической системе левая и правая колонки размещены впереди слушателя, на равном удалении от него и на высоте его головы. Это идеальное размещение громкоговорителей с точки зрения законов акустики.
В автомобиле такое расположение фронтальных динамиков невозможно. Поэтому при установке компонентной АС нужно попытаться хотя бы приблизиться к идеалу. А для этого следует соблюдать два условия:
- Динамики нужно вынести вперед — как можно дальше.
- Разночастотные динамики, которые относятся к одному каналу (левому или правому), должны находится поблизости друг от друга, чтобы обеспечить цельное и согласованное звучание.
Из этих условий следует, что лучшее место для фронтальных АС в машине — это края торпедо и примыкающая к ним часть передних стоек (на фото ниже). Причем динамики можно ориентировать по-разному: одни направить на водителя, а другие — на лобовое стекло, для отражения звуковых волн.
Лучший вариант определяется только экспериментально, это зависит от акустики конкретного автомобиля и множества других факторов.
Однако низко и среднечастотные динамики в авто довольно крупногабаритны и «вписать» их по краям торпедо будет слишком хлопотно. Полностью переделывать переднюю панель с немалым уроном для бюджета — на это могут отважиться лишь радикальные автозвуковые фанаты.
Для большинства же, приемлемым компромиссом стала схема размещения НЧ/СЧ-динамика в переднем нижнем углу двери, а ВЧ-головки (пищалки, или твитера) — на передней стойке или в том же углу торпедо (на фото выше). Такая схема дает неплохое качество звучания при меньших затратах времени и денег.
Как правильно подобрать акустику в автомобиль — видео:
В заключение напомним, что безграмотный монтаж может свести на нет все преимущества дорогой и качественной АС. Поэтому устанавливать динамики для авто, крайне желательно в специализированных центрах. В этом вопросе достаточно нюансов и лучше довериться профессионалам.
Источники:
https://cxem.net/sound/dinamics/dinamic57.php
https://zvukoved.net/dinamiki/razmery-dinamikov
https://stereo.ru/qa/kso9k-razmer-nch-dinamika
https://avtozam.com/elektronika/media/razmer-dinamikov/
https://avto-i-avto.ru/avto-aksessuary/kak-pravilno-vybrat-dinamiki-dlya-avto-kakie-sushhestvuyut-avtomobilnye-akusticheskie-sistemy.html