Как вести машину в гололед

Как вести машину в гололед

Рекомендации специалистов, как вести себя в гололед

Хотя нынешняя зима не балует нас холодной погодой, какие сюрпризы ждать от нее в новом году, пока неизвестно. Нужно быть готовыми ко всему, поэтому напоминаем несколько нехитрых правил управления автомобилем в гололед.

998_no_copyright

В гололед машину может занести, даже если быть очень осторожным. Что делать, чтобы не попасть в ДТП?

Основным контраварийным приемом в условиях скользкой дороги является снижение привычной скорости на 5–10 км (например, с 80 до 60–70 км/ч) и увеличение дистанции до впереди идущего авто — этим вы выиграете золотые доли секунды на принятие правильного решения в случае внезапного изменения дорожной обстановки.

Впрочем, занос может возникнуть даже в том случае, если водитель на небольшой скорости в 40–50 км/ч попадет одним колесом в яму, наедет на препятствие или ошибочно нажмет на тормоз в повороте.

Реагировать на занос нужно сразу, как только машина начала «рыскать» — тут же выравнивать траекторию резким, рывковым рулением в сторону заноса и возвратом рулевого колеса в исходное положение. Рулить в сторону заноса (влево-вправо) нужно до тех пор, пока траектория движения не выровняется. Если привод передний, можно немного добавить газу.

Руки должны постоянно находиться в верхнем секторе рулевого колеса. На скользкой дороге нужно использовать торможение двигателем — последовательное быстрое переключение с повышенной передачи на пониженную: с пятой или четвертой на третью передачу, а затем на вторую. На скорости ниже 60 км/ч в гололед лучше включать вторую передачу. Не следует нажимать на тормоз при повороте или заносе, а также катиться на «нейтралке». При приближении к «зебре» или остановке общественного транспорта лучше заранее перенести ногу с педали газа на педаль тормоза.

При экстренном торможении на прямой в автомобиле с ABS педаль тормоза нужно нажать как можно сильнее, а если ABS нет, то тормозить прерывисто (нажимать и отпускать педаль несколько раз, как можно быстрее), не допуская блокировки колес. Современные иномарки, как правило, всегда снабжены антиблокировочной системой, которая работает при помощи компьютера. Когда какое-нибудь колесо блокируется, датчики передают в центральный компьютер сигнал, и он начинает самостоятельно растормаживать колесо (без участия водителя), очень быстро нажимая и отпуская педаль. Поэтому, когда ABS срабатывает, создается впечатление, что педаль тормоза дрожит под ногой, ведь частота нажатий — до нескольких сот раз в секунду. Но при этом ABS позволяет автомобилисту контролировать машину. Если ABS в машине нет, что-то подобное придется делать самостоятельно, разумеется, частоты нажатия 100 раз в секунду достичь не удастся, но, потренировавшись, можно совершить до пяти нажатий.

Летняя привычка резко стартовать на зеленый зимой может привести к ДТП — на перекресток может вылететь машина, водитель которой ошибся с тормозами и пошел юзом.

И, наконец, водителю, который почувствовал, что едет по заледеневшей дороге, необходим соответствующий психологический настрой. Лучше к этому подготовиться заранее: посмотреть несколько роликов на тему поведения в экстремальной ситуации и потренироваться самому на закрытой площадке.

Езда в гололед

Зима для автомобилистов – это не только проблема с пуском двигателя в морозы, но и другая – гораздо более потенциально опасная вещь – езда в гололед.

Благодаря телевидению, а многие, бывавшие за рубежом соотечественники и лично подтвердят, что это правда, мы знаем, что творится на дорогах Европы во время снегопада и гололеда.

Ну нет у наших европейских коллег твердых навыков езды в гололед, поскольку такие погодные условия там бывают относительно редко.

Для нас же уметь водить машину по снегу, в условиях гололеда – вопрос жизненно важный. Умение управлять машиной в гололед – один из навыков экстремального вождения.

Вот какие советы дают специалисты – сотрудники тульской автошколы «Автоэксперт» о том, как ездить в гололед.

12 советов как ездить в гололед

Совет первый. Зимняя езда требует повышенной внимательности и аккуратности. Садясь зимой за руль, а сейчас это делают практически все автомобилисты, надо включить в сознании желтый мигающий сигнал: «Внимание»!

Совет второй. В любой ситуации на дороге колеса у автомобиля должны вращаться. То есть необходимо исключить полную блокировку колес, при которой автомобиль становится неуправляемым, поскольку застывшие в неподвижности колеса имеют минимальное соприкосновение с дорогой, а значит, сила трения резко падает и автомобиль «срывается» в неуправляемое скольжение.

Совет третий. При необходимости повернуть, руль надо поворачивать плавно. Если автомобиль продолжает ехать по прямой, не реагируя на движение руля, необходимо вновь выровнять руль и повторить движение снова, а не пытаться поворачивать руль еще круче, что приведет к тому, что колеса еще сильнее заскользят по дороге с дальнейшими неприятными последствиями.

Совет четвертый. Зимой надо забыть тот скоростной режим езды, который был обычным для вас в летнее время. Пословица: «Тише едешь – дальше будешь», – для зимы особенно актуальна.

Совет пятый. Осторожно пользоваться тормозами при езде, особенно при поворотах. Перед поворотами притормаживать нужно комбинированно, используя и торможение двигателем, и ножной тормоз.

Совет шестой. Даже если у вас отличная зимняя резина с шипами и хорошие навыки торможения, не теряйте осторожность. Ведь у тех, кто едет за вами, могут оказаться шины без шипов и водительские навыки хуже, поэтому «профессионально» затормозив, вы можете подставить заднюю часть своей машины под удар. Поэтому преимущества шин с шипами желательно использовать только для того, чтобы удержать автомобиль на полосе, а не для экстренного торможения. Такого торможения необходимо избегать, а для этого следует помнить о следующем совете.

Совет седьмой. Держать дистанцию не менее двойной скорости движения. То есть при скорости 40 км/час дистанция должна составлять около 80 метров.

Совет восьмой. Собственно торможение необходимо осуществлять, применяя торможение двигателем или импульсное торможение, или комбинируя оба метода. Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза. Конечно, нужна определенная тренировка, чтобы научиться чувствовать момент, когда колеса могут сорваться в скольжение. Ступенчатое торможение нужно осваивать после освоения прерывистого торможения. Этот метод отличается от прерывистого только тем, что при растормаживании педаль отпускается не полностью, а частично, затем вновь следует быстрое нажатие на педаль тормоза с постоянно возрастающим с каждым нажатием усилием. Это самый эффективный, но и самый сложный в освоении метод торможения. Без специальных тренировок на безопасной площадке здесь не обойтись. Владеющие этим методом автомобилисты могут уверенно тормозить на самой скользкой дороге, а тормозной путь автомобиля при таком методе будет в несколько раз меньше, чем при однократном «блокировочном» торможении и на одну треть меньше, чем при прерывистом торможении. Но еще раз следует вспомнить шестой совет – не подставьте под удар заднюю часть вашей машины. Перед началом торможения в условиях скользкой дороги и гололеда убедитесь, что у вас никто не «висит на хвосте».

Совет девятый. В Туле предостаточно подъемов и спусков, которые в зимних условиях иногда превращаются в настоящие ледяные горки. Ездить по ним сложно и небезопасно. Наверное, нет у автомобилиста худшего ощущения чем то, которое возникает, когда вместо того, чтобы ехать вперед, автомобиль начинает сползать назад, все увеличивая и увеличивая скорость сползания. Поэтому подъемы и спуски надо преодолевать на пониженных передачах и без их переключения, с постоянной скоростью. Включать надо такую передачу, чтобы не было чрезмерного тягового усилия на колесах, чтобы они не начали проскальзывать.

Совет десятый. Если на подъеме колеса начали все-таки буксовать и машина начала скользить назад, необходимо быстрыми поворотами руля вправо поставить автомобиль под косым углом к дороге, стараясь, чтобы заднее колесо уперлось в бордюр или какой-то бугорок. Иногда дорожная ситуация (и дорога) позволяет безопасно съехать задом на менее скользкую обочину, где автомобиль уже можно остановить.

Совет одиннадцатый. На перекрестках нужно опасаться столкновения с машинами, едущими в поперечном направлении на случай, если кто-то из водителей не учел опасность гололеда. В конце концов, правило «трех Д»: «Дай дураку дорогу», – еще никто не отменял. Если летом есть «перегретые на солнце», то зимой хватает «отмороженных».

Совет двенадцатый. Движение накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением на скользкой дороге совершенно недопустимо так как делает невозможным торможение двигателем, требует дополнительного времени, чтобы привести автомобиль в полностью управляемое состояние, а этого времени может просто не быть…

Полезно пройти обучение в автошколе зимой

Конечно, перечисленные советы не являются исчерпывающими на тему езды по скользкой зимней дороге. Большая тема, например, – это вывод автомобиля из состояния заноса. Конкретные действия водителя будут отличаться в зависимости от того, каким автомобилем он управляет – заднеприводным, переднеприводным или полноприводным.

Но и этих советов достаточно, чтобы понять, что зимняя езда требует особых водительских навыков. И, кстати, одним из эффективных способов научиться ездить в зимних условиях – для тех, разумеется, кто только мечтает сесть за руль – это пройти обучение навыкам вождения именно в зимний период.

Поэтому приглашаем всех желающих научиться водить автомобиль, записаться в автошколу «Автоэксперт» зимой, не дожидаясь теплых дней. У вас будет возможность под руководством опытных инструкторов научиться езде в зимних условиях. А это значит, что вам придется меньше учиться потом, чтобы стать настоящим водителем-асом.

Роман Яковлев, специально для сайта автошколы “Автоэксперт”

Как правильно ездить в гололед – 7 правил от опытных водителей

Метель, снежная кашица и гололед на дорогах приводят в нервную дрожь даже опытных водителей, а автолюбители-новички часто в такую погоду пользуются общественным транспортом.

При обучении в автошколе инструкторы не могут научить езде по заснеженным дорогам. Водитель учится сам, попадая в нестандартные ситуации.

Опытные автомобилисты дают новичкам советы, как правильно водить автомобиль по гололеду.

Правильная дистанция – гарантия безопасности

Все знают, что длина тормозного пути на скользкой автостраде увеличивается в несколько раз, но не все хотят это помнить. Зимой, выезжая на дорогу, необходимо соблюдать дистанцию.

Расстояние до автомобиля, который движется впереди, должно быть в 2 раза больше, чем в летний период. Только при такой дистанции можно безопасно затормозить, не причинив вреда впереди остановившейся или движущейся машине.

Также нужно быть предельно внимательным и по отношениям к пешеходам, переходящим дорогу или идущим по обочине.

Умеренная скорость

Не следует по заснеженной дороге слишком сильно газовать. Трогаться лучше медленно и плавно.

На скользкой дороге не стоит передвигаться со скоростью больше 40-50 км/ч, потому что в другом случае существует высокий риск заноса или же машина становится неконтролируемой при торможении.

Трамвайные пути также необходимо переезжать медленно, чтобы не занесло машину.

Водители на авто с КПП в гололед держат ногу над тормозом, а не над педалью газа, как в летний период. В нестандартной ситуации нога инстинктивно опускается на педаль.

Как правильно тормозить?

Хуже гололеда может быть скользкий асфальт, присыпанный тонким слоем снега.

Шипованная резина предназначена для улучшения сцепки колес со льдом, но когда ледяная корка присыпана снегом, шипы неэффективны, потому что снег налипает на них и резина сильно скользит по асфальту.

Тормозить на такой трассе необходимо импульсивно, не допуская полной блокировки колес.

4-5 секундных нажатий на тормоз не дает срабатывать ABS, которая на ледяной корке увеличивает путь торможения машины в 2 раза.

Не следует резко давить на тормоз, чтобы избежать длительного скольжения по дороге.

Езда по колеям

На зимней дороге наибольшая проблема – это колея. Когда машина движется даже на небольшой скорости по колее, ее может занести.

В этих условиях водитель должен постоянно держать руки в напряжении, чтобы позволить автомобилю немного раскачиваться (уступающее руление), но контролировать скорость и положение руля.

Если на переднеприводном авто заносит заднюю часть, нужно прибавить скорость, а на заднеприводном – немного снизить, но не тормозить.

Как справиться, если машину занесло?

Очень сложно контролировать машину, которую начало крутить и уже заносить. Такие танцы машины на льду часто заканчиваются серьезными ДТП. Если авто начинает кружиться, необходимо поставить колеса ровно – это останавливает кружение.

При заносе руль держат прямо или проворачивают в сторону заноса и слегка тормозят. При торможении вес машины переместится на ее перед, и сцепление колес с асфальтом увеличивается, что поможет выровнять автомобиль.

Проезд перекрестков

Опытные водители рекомендуют придерживаться ПДД на перекрестке, но советуют не забывать о негласном правиле ДДД – «дай дорогу дураку».

Подъезжая к перекрестку, необходимо убедиться, что нет автомобиля, который намеревается успеть перед вами. В этом случае лучше подождать, чтобы он завершил маневр и только после этого продолжить движение.

Также не стоит пытаться проехать перекресток на желтый свет светофора, потому что с поперечной стороны, также найдется любитель быстрой езды, что неизбежно приведет к столкновению.

Контроль за другими участниками движения

На трассе не стоит думать только о себе – нужно контролировать движение на дороге, чтобы быть во всеоружии в нестандартной ситуации. На зимней дороге лучше не включать в салоне громкую музыку, а внимательно наблюдать и слушать звуки за окном – может кого-то заносит в вашу сторону.

Соблюдение правил вождения по скользкой и заснеженной трассе не только сохранит в целостности ваш автомобиль, но и здоровье и жизнь всех участников движения. Не пренебрегайте правилами безопасности в зимнее время.

6 правил вождения в гололед, о которых все забывают

С началом зимы в стране – пик ДТП. Машины уходят в занос, разворачиваются, опрокидываются, прихватывая с собой соседей по потоку. И не помогают банальные правила зимнего вождения и предупреждения ГАИ – самонадеянность и неопытность водителей делают свое черное дело.

Сегодня разберемся, как ездить в гололед, сохранив в целостности себя, машину и нервную систему.

Скорость пополам

Основное правило вождения в гололед – снижение скорости от привычной на 30, а то и все 50%.

  • Во-первых, тормозной путь на льду увеличивается в несколько раз.
  • Во-вторых, относительно небольшая скорость поможет вам адекватно войти в поворот или принять меры по выравниванию машины, если ту начнет сносить в заносе.

Выбирайте скорость в зависимости от типа покрытия. Так что 40-50 км/ч вместо разрешенных 60 – это разумно.

Хитрое торможение

О том, что тормозить на скользкой дороге заранее, знают все. Но далеко не все делают это правильно.

Экстренного торможения зимой нужно избегать. Зажав педаль как летом, вы вызовете скольжение.

  • В ситуации, где нужно быстро сбросить скорость, например, при съезде с МКАД, привычное нажатие на педаль приведет разве что к работе ABS – неприятненько.
  • Попытавшись сбросить скорость, придавив педаль ногой, на подъезде к пешеходному переходу или «спящему полицейскому», вы можете уйти в занос – такие участки дороги всегда укатаны до зеркального блеска.

Адекватный выход из ситуации – тормозить двигателем, понижая передачи на МКП и плавно отпуская сцепление. Это поможет эффективно затормозить, а водитель сохраняет управление в полной мере.

При подъезде к светофору лучше тормозить короткими прерывистыми нажатиями на педаль, имитируя работу ABS. Так колеса будут притормаживать одновременно – пробуксовки не возникнет.

Боковой интервал

Тормозной путь на льду увеличивается – дистанцию нужно увеличивать тоже, чтобы не приехать в задний бампер соседу. Опять же, многие знают об этом, а вот о ситуации сбоку забывают.

При езде в потоке важно придерживаться шахматного порядка.

  • Когда ваш бампер в зоне задней оси впереди идущего рядом авто, его водитель не видит вас – вы в «слепой» зоне. Добавим к этому плохо почищенные и запотевающие стекла и зеркала зимой – получим реальный риск ДТП при перестроении.
  • Есть еще одна причина – зимой все водители должны быть пессимистами. Если соседний автомобиль уйдет в занос, вам должно хватить времени на реакцию.

Чтобы не попасть в такое ДТП, где вас цепляет машина, потерявшая управление, держите дистанцию – в том числе боковой интервал.

Меньше движений

Зимой важнее думать, а не действовать. Думать так, чтобы занять нужный ряд и не перестраиваться. А если все же без перестроений не обойдется, выкручивать руль на минимальный угол и максимально плавно менять полосу.

Все ваши движения за рулем зимой должны быть такими плавными, как будто руки и ноги налились свинцом.

Не пытайтесь проскочить на перекрестках! Под колесами – лед, быстрый разгон, еще и при выходе из поворота – и вы уйдете в занос, аккурат на встречку. Если очень повезет, на пустую.

Придется научиться ждать и адекватно оценивать исходные условия задачи «успеть проскочить». Не успеете.

Правая педаль как угроза

Не важно, насколько мощный у вас двигатель и какой тип привода. Зимой ход педали газа нужно уменьшать.

При разгоне и трогании с места резкий разгон приведет к заносу. То же самое касается и резкого сброса газа, например, при повороте. Ситуация, где обороты двигателя перестают поддерживаться, приведет к скольжению ведущих колес.

А ваша задача – чтобы на скользкой дороге автомобиль двигался под равномерной стабильной тягой, чтобы обеспечивалось постоянное сцепление колес с дорогой.

Поэтому работать с педалью газа зимой нужно предельно внимательно: уменьшить ход, не разгоняться сильно и не сбрасывать газ резко, особенно на низких передачах.

Опасный поворот

Ошибка водителей, которая часто приводит к сильному заносу – непонимание того, что происходит с автомобилем.

Классическая ситуация, когда водитель решает перестроиться или повернуть, выворачивает руль, а автомобиль все равно едет вперед. На самом деле, это и есть признак того, что сцепления колес с дорогой нет и уже начался снос автомобиля. Если на этом этапе принять меры, можно выйти из заноса относительно легко.

Но большинство водителей не понимают проблему и продолжают закручивать руль еще сильнее – вроде как машина «послушается и повернет». На самом деле произойдет вот что.

Как только колеса «поймают» сцепление, автомобиль резко развернет – вплоть до полной потери управляемости.

Правильное поведение водителя в данной ситуации выглядит так: как только машина начинает проскальзывать, важно действовать, чтобы вернуть сцепление колес с дорогой. Для этого:

  • не паникуйте
  • действуйте максимально быстро
  • забудьте про существование педали «тормоза»
  • на переднеприводном автомобиле – плавно прибавьте газ
  • на заднеприводномаднеприводном – плавно отпустите газ
  • после работы с педалью газа, как только почувствовали, что колеса зацепились за поверхность, начинайте выкручивать руль
  • руль крутим в ту сторону, куда надо ехать
  • если сносит зад авто – делаете плавное движение руля в ту сторону, куда «уехал» багажник, и тут же возвращаете колеса в прямое положение.

Сбрасывать скорость при вхождении в повороты зимой важно заранее, в самом повороте – ни в коем случае не тормозить и не газовать. Подбавлять газ, причем максимально плавно, нужно в момент, когда машина уже выравнивается после прохождения поворота.

Радиус для поворотов зимой лучше брать с запасом.

  • О том, как безопасно ездить в темноте, мы писали здесь.

Как правильно водить машину в гололед (ПАМЯТКА)

В Хабаровске началось потепление – значит снег будет таять и снова замерзать по ночам, а дороги покроет гололед. Читайте рекомендации, как правильно управлять машиной, чтобы не попасть в ДТП.

Специалисты рекомендуют быть внимательными в трех случаях: при торможении, маневрировании и возникновении заноса. Именно в эти моменты проще всего потерять управление автомобилем в гололед. Разберем отдельно каждый из пунктов.

Торможение

Сбавляя скорость на скользкой дороге, нужно быть особенно внимательным. Именно в момент торможения увеличивается вероятность заноса и потери управления автомобилем. В зависимости от наличия антиблокировочной системы есть два вида снижения скорости в гололед.

— Если автомобиль оборудован АВS, то нажимать на педаль нужно сразу до конца и не отпускать до полной остановки. Система при этом сама позаботится о том, чтобы не допустить блокировки колес, которая приводит к заносу.

— Если же антиблокировочной системы колес в машине нет, то обеспечивать контроль нужно будет самостоятельно. В этом случае нажатие на педаль тормоза должно быть прерывистым, кратковременным — чтобы колеса не заблокировались.

— Если ситуация не позволяет остановиться перед едущим впереди автомобилем, не стоит поддаваться панике. В этом случае нельзя сворачивать на полосу встречного движения — это может стать причиной лобового столкновения. При движении по крайнему правому ряду при наличии бордюра лучше свернуть вправо.

— Если бордюра нет и рядом тротуар, то безопаснее будет все же въехать в едущий впереди автомобиль, чем сбить пешехода.

Маневрирование

Большинство случаев потери управления автомобилем происходит именно во время выполнения маневра. Водители привыкают к определенной скорости и манере езды в летнее время и, не успев вовремя адаптироваться к зиме, совершают роковые ошибки.

— Чтобы иметь возможность вовремя затормозить и приготовиться к совершению маневра зимой, необходимо увеличить дистанцию до едущего впереди автомобиля.

— При проезде перекрестка нужно быть особенно внимательными. Поворачивать налево нужно аккуратно, не создавая помех другим автомобилям.

— Лучше подождать следующего сигнала, чем проскакивать на завершающийся желтый.

— Перед пешеходными переходами лучше сбавлять скорость, даже если не видно людей, чтобы иметь возможность остановиться, если человек неожиданно выбежит на дорогу.

— Пешеходы также несут ответственность, согласно п. 4.5 ПДД, за переход по нерегулируемой “зебре”, не убедившись в безопасности.

— Скорость движения должна быть такой же, как у основного потока.

— Во время перестроения нужно учитывать наличие колеи — выезд из нее часто провоцирует заносы. При необходимости преодолевать это препятствие нужно под острым углом, делая не больше одного — двух движений рулем.

— Зимой по городу лучше ездить со скоростью не более 60 км/час. Даже если из-за погодных условий машины двигаются очень медленно, выезжать на встречную или разделительную полосу нельзя.

— В гололед за рулем необходимо быть особенно внимательным, а это значит, что лучше отказаться от использования телефона во время езды, если нет устройства позволяющего разговаривать без помощи рук.

Выход из заноса

Если все же не удалось избежать заноса, не надо поддаваться панике. Важно заранее запомнить, как именно действовать в экстремальной ситуации. Правила отличаются в зависимости от ведущих колес.

— На переднеприводных автомобилях при потере управления руль необходимо повернуть в сторону заноса и ни в коем случае не тормозить. Рекомендуется, наоборот, слегка нажать на педаль газа, так как увеличенная тяга передних колес поможет стабилизировать машину.

— На заднем приводе необходимо отпустить педаль газа и, не нажимая на тормоз, плавно повернуть руль в сторону заноса, выравнивая траекторию движения. Такие же правила для автомобилей с полным приводом.

— Главное при заносе — не делать резких движений рулем, необходимо совершать плавные действия. Нажатие на педали газа и тормоза также должны быть не сильными, чтобы не усугубить ситуацию.

Напомним, ассоциация “Российские автомобильные дилеры” выступила инициатором введения ответственности за так называемое скручивание пробега. Эту идею обсудили эксперты и депутаты на круглом столе в Госдуме. Но к единому мнению так и не пришли. Хотя большинство высказалось за разработку законопроекта на эту тему.

Источник — Новости Хабаровска на DVHab.ru

Ты свидетель происшествия?
Пришли фото в редакцию

Источники:

https://www.zr.ru/content/news/605804-rekomendacii-specialistov-kak-vesti-sebya-v-gololoed/
https://auto-expert71.ru/ezda-v-gololed.html
https://lada-xray2.ru/sovet/kak-ezdit-v-gololed
https://www.car24.by/novosti-car24/6-pravil-vozhdeniya-v-gololed-o-kotorykh-vse-zabyvayut.html
https://www.dvnovosti.ru/khab/2020/02/11/110493/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]