Вождение в сложных условиях местности

Вождение в сложных условиях местности

ВОЖДЕНИЕ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ МЕСТНОСТИ

Цель. Совершенствовать навыки вождения машин с максимально возможной скоростью при правильном преодолении препятствий на местности, характерной для дислокации войск.

Порядок выполнения упражнения на пересеченной местности

Упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов днем и ночью на маршруте протяженностью 4—6 км с естественными и искусственными препятствиями (рис. 11). Маршруты выбираются и оборудуются при­менительно к условиям рельефа местности с учетом следующих требований:

— три колейных прохода в минно-взрывном заграждении (9) оборудуются не ближе 50 м одинот другого;

— участок заграждений и маневрирования (20) оборудуется согласно приложению 4. Для исключения движения машин по одному следу поочередно перекрываются указками проходы между ежами. Боковые границы участка че­рез 30—50 м обозначаются столбами высотой 1,5 м (ночью проходы между ежами и боко­вые границы участка обозначаются световы­ми знаками. В зимних условиях участок за­граждений и маневрирования может заме­няться движением по снежной целине протяженностью 200—300 м и глубиной снега не менее 40 см с преодолением двух-трех сугро­бов глубиной не менее 1м);

Рис. 11. Примерная схема маршрута по зачетному уп­ражнению на пересеченной местности[18]

— макет коленного моста (5) устанавлива­ется через ров, канаву или другое препятствие;

— противотанковый ров с проходом (1);

— подъемы и спуски выбираются крутиз­ной не менее 7° и протяженностью не менее 30 м;

— место остановки (8) на подъеме и спус­ке обозначается столбами. На подъеме или спуске обучаемый должен остановить машину в месте, обозначенном столбами, не выходя за их границы, поставить машину на тормоз, после этого возобновить движение без .оста­новки двигателя и скатывания за границы столбов;

—проход между столбами (12) на подъе­ме и спуске. В зависимости от местных усло­вий проход на подъеме или спуске может быть заменен прямым ограниченным проходом на косогоре (10);

— нормальный брод на естественном или искусственном водоеме длиной не менее 15 м и шириной на входе в воду и выходе из воды 5 м. Вход и выход обозначаются столбами высотой 1,5 м, которые ночью обозначаются световыми знаками. Глубина брода должна быть не менее 80% глубины, преодолеваемой машиной без специальной ее подготовки.

При невозможности подобрать и оборудо­вать брод он может быть заменен противотан­ковым рвом с проходом (1).

В ходе выполнения упражнения на учебных местах отрабатываются нормативы № 1, 2, 3, 16, 18, 19 в соответствии с приложением 2. Отработка норматива № 2 или 3 является обязательной при каждом выполнении зачет­ного упражнения.

В учебных подразделениях зачетное упраж­нение отрабатывается сначала на тренажерах, а затем на боевых машинах. Тренировка на тренажерах организуется на двух занятиях: на первом — с дневными приборами наблюде­ния, на втором — с ночными.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Управление автомобилем в сложных дорожных условиях

О безопасном вождении автомобиля в гололед, в сильный дождь, в туман и о правилах безопасного вождения.

Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.

Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.

Туман

При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.

Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.

Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.

Дождь

Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.

Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.

Гололед

При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.

Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.

Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.

Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, – ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.

Управление автомобилем в сложных дорожных условиях

Движение в транспортном потоке

Когда дорога свободна от других транспортных средств, хорошо просматривается и имеет должное качество, водитель движется, руководствуясь только правилами дорожного движения. Но если автомобиль находится в черте города, представить такие условия сложно. Тут водитель полагается на свой опыт, т.к. чем выше скорость и меньше водительский стаж, тем труднее будет справиться с возникшей трудностью на дороге.

Двигаясь в общем транспортном потоке, водителю тяжело маневрировать из-за ограниченности пространства. Скорость движения устанавливается всем потоком и не всегда зависит от желания самого водителя. Когда поток автомобилей плотный, некоторые водители идут на риск возникновения ДТП, стараясь выбиться из общей скорости и вырваться вперед. Стоит сохранять спокойствие и самообладание.

Важной задачей движения в городском потоке является соблюдение дистанции. Выбирать ее нужно руководствуясь габаритами транспорта, качеством покрытия дороги, тормозной системой автомобиля, состоянием покрышек, погодными условиями.

Управление автомобилем в сложных погодных условиях (инструкция):

Сложно осуществлять перестроение на многополосной дороге. Проще перестроиться на полосу, где автомобили движутся медленнее, это обычно крайняя правая полоса. При перестроении следует правильно оценить расстояние до передней части опережаемого автомобиля, она должна быть в 3 раза больше размера автомобиля.

Движение на перекрестках и пешеходных переходах

По статистике самое аварийное место на дороге – это перекресток, т.к. в этом месте у водителей ограничена видимость дорожного полотна в попутном и встречном направлениях. Стоит тренироваться для того, чтобы отработать это маневрирование. Всегда стоит снижать скорость при приближении к перекрестку и готовиться экстренно затормозить при необходимости. Заведомо включить соответствующий сигнал поворота. Если перекресток нерегулируемый, то стоит руководствоваться знаками, а при их отсутствии, правилами ПДД.

Перекресток – это не сложно, главное знать все нюансы

Движение на пешеходных переходах и автобусных остановках Эти участки дороги являются опасными из-за частого появления на них пешеходов. При подъезде к пешеходному переходу стоит снизить скорость движения автомобиля и увеличить бдительность. Если видимость осложнена особенностями местности или погодными условиями, то стоит быть особо внимательным. Стоит обращать внимание на пешеходов, движущихся вдоль проезжей части, ведь их действия могут быть неадекватны.

В местах остановок маршрутных транспортных средств стоит быть готовым, что пешеходы могут перейти дорогу как перед автобусом, так и позади него. При проезде трамвайных остановок водители допускают ошибку в том, что не замечают ее.

Всегда стоит помнить, что автомобиль — это источник повышенной опасности, и водитель, допустивший наезд на пешехода почти во всех случаях признается виновником.

Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях

читайте и скачивайте бесплатно конспект проведения занятий

Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях

Конспект скачан 4 раз(а)

учет скачиваний ведется с 10.01.2020 года

1. Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке.

2. Принцип «неполной надежности» – учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков.

3. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

1. Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке

Управление автомобилем в плотном транспортном потоке сопряжено с особой бдительностью и высоким уровнем напряженности. Интенсивность дорожного движения с небольшими дистанциями придает особую актуальность соблюдению рядности, что является главным условием быстрой и безопасной езды в транспортном потоке. Постоянное и безосновательное перестроение из одного ряда в другой создает помехи и неудобства водителям других транспортных средств, более того – нередко становится причиной ДТП.

Движение в плотном транспортном потоке требует особого мастерства и терпения.

На российских дорогах, к сожалению, часто можно встретить подобных «слаломистов». Многократно усложняя и без того непростую дорожную обстановку, они не получают практически никаких преимуществ в быстроте передвижения – в этом легко убедиться на перекрестке в ожидании разрешающего сигнала светофора, посмотрев на тех, кто стоит рядом с вами.

Внимание При движении в плотном транспортном потоке следует выбирать свой скоростной режим, учитывая скорость движения потока.

Характерной особенностью движения в стесненных условиях является то, что водители утомляются быстрее обычного, а также часто утрачивают самообладание, стараясь обогнать движущиеся впереди автомобили. Преимущественная часть ДТП случается при попытках перестроения в соседний ряд – сталкиваются автомобили попутного направления. Поэтому, если вам необходимо сменить полосу движения (в плотном транспортном потоке делать это следует лишь при наличии крайней необходимости) – заранее определите безопасную траекторию, не забудьте своевременно включить соответствующий указатель поворота и плавно выполняйте маневр.

Особое значение при движении в плотном транспортном потоке имеет выбор безопасной дистанции до движущегося перед вами автомобиля. При ее определении учитывайте состояние поверхности проезжей части, свою скорость и среднюю скорость потока, текущие дорожные условия (видимость и др.), техническое состояние и массу своей машины. Учтите, что держать слишком большую дистанцию также нецелесообразно – перед вами в любой момент может «пристроиться» другое транспортное средство.

Высокая ответственность возлагается на автомобилиста, следующего впереди (его называют «водитель-лидер»). Все предпринимаемые им действия в той или иной степени влияют на движение потока, поэтому нужно принимать грамотные решения и безошибочно выполнять маневры. Одной из основных задач водителя-лидера является выбор оптимального скоростного режима с учетом требований ПДД, а также равномерное движение без резких ускорений или торможений.

Если вы следуете за водителем-лидером, необходимо внимательно следить не только за его действиями, но и за тем, как ведут себя автомобилисты, находящиеся позади вас и по сторонам.

Поскольку при движении в плотном транспортном потоке обзор дороги перед автомобилями, следующими впереди, ограничен, вам трудно будет предугадать причины их возможного замедления скорости или экстренной остановки. Поэтому по мере возможности избегайте движения за крупногабаритными транспортными средствами (автобусами, фурами, грузовиками и т. п.).

2. Принцип «неполной надежности» – учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков

2.1. Принцип «неполной надежности» других участников движения.

Водителю не следует полагаться на безупречное поведение других участников движения. Среди них могут быть и нарушители ПДД, пожилые пешеходы, лица с физическими недостатками, а также находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

Для предупреждения конфликтов водителю следует осторожно пользоваться своим правом преимущественного проезда.

Правила дорожного движения предписывают быть к ним особенно внимательными, но как это делать конкретно, не указывают. Поэтому следует предупреждать детей, пожилых людей и инвалидов, находящихся у дороги (даже не на проезжей части) об опасности, если они не обращают внимания на дорожное движение, вести расчет на самый худший вариант поведения этой категории пешеходов и быть готовым к предотвращению наезда.

2.2. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков.

К категории потенциальных нарушителей ПДД относятся люди с реальным, асоциальным (игнорирование социальных норм) и эгоцентричным (демонстративным) поведением, которые стремятся диктовать всем свои «правила игры» и руководствуются честолюбием, а не здравым смыслом. Как правило, такие люди в социальной среде не достигают особых вершин и самореализуются среди своего ближайшего окружения. Поэтому за рулем автомобиля они и превращаются в «агрессоров», считая унизительным для себя делить лидерство на дороге чем-либо еще.

Другие участники движения вызывают у «агрессора» только чувство презрения и раздражение, что он и стремится всеми силами продемонстрировать, оставив «соперников» хотя бы на метр позади.

«Агрессор» регулярно создает на дороге аварийные ситуации и вынуждает других водителей во избежание столкновения нарушать правила, а сам остается безразличным к любым результатам своих действий, исповедуя циничный принцип: «после нас – хоть потоп!».

Зачастую «агрессор» настолько поддается азарту, что продолжает демонстрировать свою «крутизну» даже в присутствии инспектора ГАИ. При этом любое административное наказание будет восприниматься им лишь как досадный проигрыш, только «подольет масла в огонь» и вызовет стремление поскорее «отыграться».

Как ни странно, водитель – «агрессор» обычно не подвергается большому взысканию при разбирательстве с сотрудниками ГАИ, он всегда находит способ «выкрутиться», таков уж он по характеру – хитрый, скользкий, дипломатичный. Оказавшись виновником ДТП, «агрессор» бывает обеспокоен только собственным ущербом и при малейшей возможности постарается скрыться с места происшествия без всякого угрызения совести.

Тем, кому приходится сталкиваться на дороге с «агрессорами» или заниматься разбором ДТП с их участием, можно дать следующие советы:

Воспринимать «агрессоров» как «неизбежное зло». Всем водителям, а особенно начинающим, следует всегда быть психологически готовыми к появлению таких «игроков» на проезжей части и не поддаваться раздражению. Лучше спокойно уступить дорогу или притормозить, чтобы этот возмутитель спокойствия как можно быстрее убрался подальше. Но при этом не стоит успокаиваться, так как есть большая вероятность появления следом другого «раллиста».

Не вступать с «агрессорами» ни в какие состязания, пытаясь что-то им доказать на дороге, при парковке, в очереди на автомобильной мойке или заправочной станции. Ожидать извинения от таких водителей просто бесполезно. Не зная заранее тип личности другого водителя, и того обстоятельства, «чей» он водитель, «кому служит», можно попасть в неприятную для себя ситуацию.

Сохранять сдержанность и хладнокровие, опираться на здравый смысл, а не на эмоции. Это особенно необходимо, так как «агрессор» может своим показным спокойствием и «непробиваемостью» довести оппонента до эмоционального срыва и. возможно, до рукоприкладства со всеми вытекающими из этого последствиями.

Резкое повышение автомобилизации населения приводит к тому, что существенно возрастает и доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом. Все более явно проявляются недостатки в системе подготовки водителей, что также способствует увеличению количества ДТП.

Рост количества ДТП с участием водителей со стажем управления до 3 лет объясняется несколькими причинами, в первую очередь – сознательным нарушением правил дорожного движения, то есть их невыполнением.

Вторая причина – отсутствие навыков ощущения окружающей обстановки, слишком быстрое вождение в сложившихся условиях, отвлекающие факторы на дороге или в самом автомобиле.

Помимо отсутствия опыта, молодые водители отвлекаются на посторонние вещи. Среди таких вещей главным является мобильные телефоны. Молодые водители говорят по телефону, пытаясь управлять автомобилем одной рукой, и даже обмениваются текстовыми сообщениями.

Просидев за рулем несколько месяцев и накатав пару тысяч километров, молодой водитель склонен оценивать себя профессионалом. Этот очень опасный момент, который переживают почти все новички.

У начинающего водителя обычно так много неожиданных впечатлений, что он быстро устает и у него возникает чувство напряжения, робости, страха. Все это может привести к нежеланию ездить. Не следует думать, что оно является чем-то необычным или чрезвычайным. Психологи называют это состояние пресыщением. После возникновения этого ощущения нужно отдохнуть. У одних такое состояние возникает раньше, у других – чуть позже, в основном это зависит от личных качеств человека.

В условиях дорожного движения на нервную систему водителей оказывает воздействие огромное количество факторов. Естественно, нервная система новичка страдает вдвойне. В таких напряженных условиях управление автомобилем не должно быть «туманным», а совершенно ясным. Новичок должен знать, что движению не мешает водитель, который осмотрительно придерживается правой стороны не препятствуя быстрому движению остальных, чем такое создание, у которого постоянно возникают намерения, но оно боится их осуществить.

Иногда начинающий водитель не пропускает вперед другую машину, имеющую право преимущественного проезда, только потому, что боится сделать лишнее движение. Излишне самоуверенная и бесцеремонная езда, в таких случаях, может быть проявлением страха и неопытности.

О неопытности и неуверенности водителя свидетельствует и его стремление двигаться посредине дороги, что мешает другим совершать обгон. Многие из начинающих именно здесь чувствуют себя в безопасности, так как у края дороги они пугаются велосипедистов, детей, пешеходов, возможности соскользнуть в канаву. Поэтому они придают себе отвагу способом, нагоняющим страх на остальных участников движения.

Иногда встречаются такие новички, которые перед тем, как сесть в автомобиль, ведут себя непринужденно, тут хватаются судорожно за руль, устремив выпученные глаза в переднее стекло. В большинстве случаев из-за этого только быстрее запотевает переднее стекло и видимость становится хуже. Положительного момента в таком состоянии нет.

3. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами

Согласно разделу 3 ПДД РФ:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Согласно пункту 1.2 ПДД РФ:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр , если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, согласно ПДД РФ водитель транспортного средства при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом обязан уступить ему дорогу.

Маневр по перестроению в соседнюю полосу, с целью пропустить спецтранспорт для продолжения им беспрепятственного движения по собственной полосе или же по встречной полосе не попадает под понятие термина ПДД уступить дорогу.

Согласно ПДД РФ водитель обязан пропустить спецтранспорт, например, в следующих случаях:

1. При проезде перекрестков.

2. При перестроении спецтранспорта в полосу, в которой следует водитель.

3. При выполнении спецтранспортом маневров поворота, разворота.

Кроме того, следует отметить что на водителей спецтранспорта распространяются требования раздела 1 (общие положения) и 2 (общие обязанности водителей) ПДД РФ.

Кроме того, согласно Закону РФ «О государственной гражданской службе» ст. 17 п. 8 служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей , средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Согласно КоАП РФ:

Статья 12.17. Не предоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

1. Не предоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ___ до ___ рублей.

Термин «предоставление преимущества» отсутствует в ПДД РФ, требования которых должны соблюдать водитель.

В тоже время есть термин «Преимущество (приоритет)» – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Однако и тут речь не идет об обязанности совершить маневр для того чтобы освободить полосу для субъекта приоритета.

Так как КоАП РФ лишь устанавливает ответственность за нарушение тех или иных пунктов ПДД РФ, а не подменяет собой ПДД, по аналогии следует принять, что в данной статье КоАП под предоставлением преимущества понимается требование «уступить дорогу» в терминах ПДД РФ.

Вождение автомобиля в горной местности

Горные районы характеризуются дорогами с большим количеством затяжных подъемов и уклонов, крутыми поворотами малого радиуса и с крайне ограниченной видимостью. Проходят они, как правило, вплотную к отвесным стенам скал с одной стороны и мимо обрывов – с другой. На перевалах нередко встречаются снежные заносы. Возможны опасные обвалы.

Горная местность характеризуется также резким изменением температуры и атмосферных явлений, следствием чего нередко являются густые туманы и обледенелые дороги. Надо иметь ввиду и такие обстоятельства: на больших высотах снижается атмосферное давление, уменьшается плотность воздуха, что резко ухудшает наполнение цилиндров двигателя воздухом. Уменьшение весового заряда рабочей смеси в цилиндре двигателя (на высоте 3-3,5 тыс. м) приводит к уменьшению его мощности на 20-25% против обычных условий.
Как влияют высокогорные условия на давление в шинах?

По мере подъема автомобиля в гору увеличивается и внутреннее давление в шинах, так как возникает разность между атмосферным давлением и внутренним давлением.

Еще одно обстоятельство. На горных дорогах встречаются частые повороты, закрытые участки дороги. Водитель вынужден притормаживать или резко тормозить, энергично действовать рулем. Шины и детали рулевого управления в горах выходят из строя гораздо быстрее, чем в обычных дорожных условиях.

При уменьшении плотности воздуха ухудшается действие системы зажигания: снижается электрическое сопротивление изоляции электропроводки, особенно при перегреве ее, нарушается работа вакуумного корректора, преждевременно выходят из строя конденсатор и катушка зажигания, усиливается испарение электролита из аккумуляторных батарей. Все это приводит к перебоям в работе системы зажигания.

И, пожалуй, больше всего в горах “достается” двигателю. Там часто нарушается его нормальный тепловой режим. Перегрев двигателя в горах – явление обычное. Чтобы двигатель не вышел из строя, рекомендуется чаще останавливаться, давать ему возможность охладиться.

Высокогорные условия оказывают существенное влияние и на организм водителя. Недостаток кислорода в горах затрудняет дыхание, вызывает головные боли. Длительное действие отраженных солнечных лучей, особенно во время преодоления снежных перевалов, нередко раздражает слизистую оболочку глаз, ухудшает зрение.

Из вышесказанного следует, что режим работы в горах является более напряженным, нежели в обычных условиях. Поэтому к вождению в горах следует допускать наиболее квалифицированных, опытных и физически крепких водителей.

Перед тем как совершить рейс в горных условиях, надо тщательно проверить состояние автомобиля, наличие табельного имущества (шанцевого инструмента, буксирного троса, цепей противоскольжения, противооткатных приспособлений). При проверке технического состояния машины, направляющейся в горы, особое внимание обращается на исправность тормозов, рулевого управления, на четкую работу двигателя, правильные показания контрольных приборов. Осматривая автомобиль, надо выявить, нет ли пропуска воздуха, подтекания топлива, воды, тормозной жидкости. Только при полной исправности всех механизмов и агргатов можно выезжать в рейс.

Скорость движения выбирается в зависимости от состояния дороги. На прямых участках в условиях хорошей видимости и хорошего состояния полотна она не должна превышать 30-35 км/час. При тумане скорость с включенными фарами должна быть не более 5 км/час. С такой же скоростью рекомендуется двигаться на крутых и закрытых поворотах. При подъемах 6-8 градусов- 7-8 км/час, а на спусках – не свыше 15-20 км/час. Использовать в горах накат не рекомендуется.

При подъеме к вершине перевала для предупреждения встречного транспорта в дневное время целесообразно подавать звуковые, а в ночное – световые сигналы. То же самое надо делать в густой туман.

Перед преодолением подъемов водитель обязан проверить и оценить местность, выявить характер дороги и заблаговременно включить такую передачу, которая обеспечит преодоление всего подъема. Длинные подъемы и подъемы с крутизной больше 6о преодолевают на пониженных передачах. Переключать их и останавливаться на подъеме не рекомендуется. Не разрешается совершать обгон перед вершиной подъема, если дорога закрыта перевалом.

В составе колонны дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м. На коротких крутых подъемах следует соблюдать очередность движения. Преодоление подъема можно начинать лишь тогда, когда впереди идущий автомобиль достиг вершины, а встречный автомобиль – спуска (рис. 31). При вынужденной остановке на крутом подъеме следует затормозить горным тормозом и подложить под колеса башмаки, колодки или клинья. Перед преодолением крутых длинных подъемов колодки целесообразно держать в кабине водителя, а на очень крутых подъемах их обычно привязывают сзади, так, чтобы при движении они волочились по дороги на расстоянии 15-20 см от колес. При вынужденном откате автомобиля назад колодки попадут под колеса, и автомобиль остановиться. Более активными средствами, обеспечивающими безопасность вождения автомобиля в горах, являются сошники, горный упор, рельс.

Рис. 31. Преодоление крутого подъема

Если же случится так, что автомобиль “повело” назад и никакие противооткатные средства не смогли остановить это движение, нужно немедленно включить заднюю передачу и осторожно направить автомобиль на естественное препятствие. Конечно, при этом надо стремиться к тому, чтобы не пострадала машина (рис. 32).

Рис. 32. Вынужденная остановка автомобиля на подъеме

Какими техническими приемами лучше пользоваться водителю при подъеме в гору? По скользкой, обледенелой или заснеженной дороге необходимо двигаться на одной и той же скорости, так как при переключении передач автомобиль быстро теряет инерцию, в результате чего может заглохнуть двигатель и произойти скатывание автомобиля назад. Для надежного преодоления крутых скользких подъемов рекомендуется посыпать дорогу песком, шлаком или заблаговременно надеть на колеса цепи противоскольжения. Развивать большие обороты коленчатого вала двигателя на подъеме не рекомендуется, так как двигатель может быстро перегреться.

Спуски преодолевать намного труднее, нежели подъемы. Это надо делать на пониженной передаче. Чем круче спуск, тем ниже передача. Частое пользование только ножным тормозом приводит к его нагреву, износу, может вызвать самоторможение одной стороны автомобиля и заносу, чреватому катастрофой.

Если движение происходит в составе колонны, то надо выдерживать дистанцию между автомобилями в 50-70 м.

Запрещается обгонять впереди идущие автомобили. Обгон допустим лишь тогда, когда впереди нет встречного транспорта и обгоняющий автомобиль принял вправо, а дорога имеет достаточное расстояние для обгона.

Применять ручной тормоз на спусках не рекомендуется, так же как нельзя выключать сцепление, зажигание и передачи. Ни в коем случае на спусках нельзя увеличивать скорость движения. Обязательно нужно следить за давлением воздуха в рессивере. Если оно понизилось до 4,5 кг/см2, то следует включить пониженную передачу и увеличить обороты двигателя.

На уклонах с поворотами нельзя допускать резкого торможения – это может вызвать боковой занос или опрокидывание автомобиля.

Рис. 33. Встречный разъезд в горных условиях требует от водителей повышенной внимательности и осторожности

Особую осторожность надо соблюдать при движении на закрытых поворотах – давать предупредительные сигналы: днем – звуковые, ночью и в туман – световые. Держаться правее, добиваясь наилучшего “вписывания” автомобиля в окружность поворота (рис. 33). Желательно, чтобы водитель знал минимально допустимый радиус поворота управляемого им автомобиля (см. таблицу 12).

Таблица 12

НАИМЕНЬШИЙ РАДИУС ПОВОРОТА

Источники:

https://studopedia.org/3-137594.html
https://avtoved.news/avto/enciklopediya/4011-upravlenie-avtomobilem-v-slojnyh-dorojnyh-usloviyah
https://3drive.ru/articles/helpful-tips/upravlenie-avtomobilem-v-slozhnyh-dorozhnyh-usloviyah
https://voennizdat.com/loadkonspekt.php?id=509
https://www.oavto.ru/sovet/sdd/4763.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]