Датчик включения вентилятора нива шевроле фото

Датчик включения вентилятора нива шевроле фото

Датчик включения вентилятора нива шевроле фото

Доброго времени суток Дайвовчане и читатели моего БЖ!
На прошлой неделе в один из вечеров возвращаясь домой обратил внимание на приборную панель — стрелка температуры поползла вверх. Ну думаю, сейчас карлсон включится, но не тут то было. температура и дальше ползла) благо заметил уже подъезжая к дому. Поставил машину и решил разобраться, но уже на следующий день, т.к. было уже темно и дождь моросил.
Утром следующего дня приехал на работу (от работы до дома двигатель прогревается максимум до рабочей температуры) и сразу решил проверить что да как. Сначала грешил на клеммы папа-мама, которые идут к вентиляторам, ибо на обоих оторваны защелки — язычки. Проверил — сидят плотно. Ну, думаю, нужно проверить через кабель VAG (как раз валялся на работе), подключаю — включаю OpenDiag — выбираю реле вентилятора 1 — включить. Щелчок релюшки — и вот такая ошибка

Не долго думая ищу схему в интернете где какое реле и за какой вентилятор отвечает

и иду снимать реле и смотреть предохранители (благо салон на тот момент я еще не собрал и без бардачка без поблем подобрался). Предохранители целые. Для проверки реле на работе собрал небольшой “стенд” из 12В батареи от ИБП, пары проводов и мультиметра.

Реле тоже в норме. Лезу на ШНива-форум, читаю что если все реле целые, то 100% ДТОЖ барахлит (тот который двухконтактный — вкрученный в патрубок выходящий из термостата). Еду в магазин и приобретаю вот такой датчик всем известной фирмы “Лузар”)

Вкручиваю на место, грею машину и вуаля — карлсон заработал)

Теперь вопрос по клеммам папа-мама на вентилляторы. Видел ли кто такие в продаже, а то частенько слетают без защелок.

Принудительное включение вентиляторов охлаждения на Ниве Шевроле

Замена реле включения вентиляторов НИВЫ. Подробно. Проверка реле ВАЗ НИВА

Принудительное включение вентиляторов охлаждения на Ниве Шевроле

Все Датчики ВАЗ Расположение. Это надо знать всем водителям ВАЗ НИВА. ДПДЗ, ДМРВ, ДПКВ, ДПРВ, РХХ

Почему Не включаются вентиляторы охлаждения радиатора НИВА ВАЗ. Все причины. Поиск и устранение 1-я

Замена и диагностика датчика включения вентилятора

Нива шевролет. Вентиляторы , МОСФЕТы и температура- Соединям! (1)

Работа вентилятора Нива Шевроле от датчиков и кнопки

как проверить датчик вкл. вентилятора,(всю цепь)

Идеальное включение и работа вентиляторов ВАЗ НИВА. Температура включения вентиляторов охлаждения

Как работают вентиляторы на ниве шевроле

Советы для автомобилистов

Выгодный тепловой режим двигателя внедорожника Шевроле Нива поддерживает система охлаждения, в которой немало важную роль играют два исправных вентилятора, обеспечивающих требуемый поток воздуха через сердцевину радиатора. В случае выхода из строя вентиляторов, система охлаждения не справляется с отводом лишнего тепла от двигателя, и он начинает перегреваться. В связи с тем, что число вентиляторов на автомобиле Шевроле Нива увеличено вдвое, электрическая схема их включения стала сложнее, чем на обычных легковых автомобилях.

Если стрелка указателя температуры находится вблизи красной части его шкалы, а вентиляторы системы не включаются, то придётся остановиться и начинать поиск этой неисправности. Для этого понадобится снять крышку дополнительного монтажного блока, находящуюся под передней панелью (ниже бардачка) в районе расположения ног переднего пассажира. Предохранителей, защищающих электрические цепи электродвигателей вентиляторов, два. При перегорании предохранителя защищающего цепь правого электродвигателя не будут включаться оба вентилятора, а при перегорании второго не будет включаться только левый вентилятор.

Читайте так же

В этом же блоке, расположено три реле, которые отвечают за включение правого вентилятора на малой и большой скорости вращения и включение левого вентилятора на большой скорости вращения. Дополнительное реле должно срабатывать при подаче на её клемму №86 управляющего сигнала с клеммы №46 (контролёра ЭСУД). В этом случае, напряжение на клеммы электродвигателя вентилятора будет подаваться через резистор. При перегорании резистора или выхода из строя этого реле, малая скорость включения вентилятора работать не будет.

Принудительное включение вентиляторов охлаждения на Ниве Шевроле

Если вы посмотрели это видео то непытайтесь писать свои тупые коменты я загрузил его не для этого.

Вентиляторы на Ниве Шевролет

Читайте так же

Всем привет! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и рассказывайте Друзьям. Еще много чего есть интересное.

Реле включения правого вентилятора срабатывает при поступлении управляющего сигнала на его клемму №86 с клеммы №6 управления (контролёра ЭСУД). В этом случае вентилятор должен начать работать на большой скорости вращения. Если нет управляющего сигнала или вышло из строя это реле, правый вентилятор включаться не будет. Этот же управляющий сигнал включает в работу и левый вентилятор, так как между клеммами №86 и №85 правого и левого реле включения вентиляторов стоит перемычка. Но питание на электродвигатель левого вентилятора идёт через свой предохранитель.

Также не будут включаться оба вентилятора при выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Так как именно по его данным о температуре антифриза, зависит решение контролёра о включении или не включении вентиляторов.

Из-за повышенной температуры внутри моторного отсека бывают случаи деформации пластмассовых кожухов вентиляторов, а при их включении, вращающиеся лопасти вентиляторов задевают за кожух. В результате чего, происходит разогрев кончиков лопастей до температуры их плавления. Когда вентиляторы отключаются, лопасти привариваются к кожуху и при последующем их включении они работать не будут.

Возможна ещё одна проблема, связанная с началом работы вентиляторов сразу после включения зажигания, когда антифриз в системе охлаждения двигателя ещё холодный. Происходит это по следующим причинам:

  • потеря контакта на колодке или в жгуте проводов идущих от датчика температуры охлаждающей жидкости до контролёра ЭСУД, ведь если снять разъём с этого датчика, то при исправных электрических цепях вентиляторов, они должны оба заработать;
  • «глюк» (неисправность) контролёра ЭСУД;
  • залипание контактов реле включения вентиляторов (но вероятность залипания контактов сразу на трёх реле очень мала);

Причины по которым не работает вентилятор охлаждения на Ниве шевроле

Для подержания оптимальной температуры в двигателе в автомобиле установлена система охлаждение. Одним из главных элементов в этой системе являются вентиляторы, благодаря которым через радиаторную сердцевину в двигатель происходит подача нужного количества воздуха. Если перестает работать, вентилятор охлаждения Нива Шевроле перегревается, так как начинает собираться лишнее тепло. В отличие от классических автомобилей в нем установлено два вентилятора, за счет чего функционирование систем в ней происходят намного сложнее. Если стрелка, которая показывает температуру, находится в красной области, и система охлаждения отказывается работать, вместе с тем не включается вентилятор охлаждения, то автомобиль нужно как можно быстрей доставить в автосервис, либо попробовать самостоятельно найти причину неисправности.

Причины неисправности

Первое на что следует обратить внимание при неработающей системе, на то, в каком состояние находятся предохранители, которые расположены под передней панелью, со стороны пассажира, в специальном монтажном блоке. За работу охлаждения отвечает пара предохранителей, если выходит из строя правый, то оба вентилятора перестают работать, а если левый предохранитель перегорает, то один элемент может продолжать свою работу.

Помимо этого в монтажном блоке имеется три реле, которые отвечают, за работу вентиляторов на разных скоростях. И если, реле отвечающая за работу на малых скоростях перегорает, то система охлаждения правильно работает только на большой скорости, а на малой скорости двигатель начинает греться. Питание на реле подается через специальный предохранитель, который так же может выйти из строя, что спровоцирует выход из строя системы.

Выход из строя температурных датчиков также влияет на правильную работу охлаждения. Они располагаются на двигателе. Срабатывают они тогда, когда достигается нужная температура, один при достижении 90 градусов, а второй при достижении 101 градуса. Проверку рекомендуется начинать проводить именно с них, делается это так, отсоединяется разъем от электродвигателя, и питание на них подается напрямую через АКБ, если электродвигатель работает, то причина в датчиках.

Если после проверки все, предохранители, реле и датчик в порядки, следует обратить внимание на вентиляторы.

Проверка и снятие Вентиляторов

Чтобы понят, работают они или нет, нужно от их двигателей отсоединить разъем, и к проводам через которые подается напряжение подключить лампу, аналогично делаем и с датчиком, если обе лампочки загораются, то проблема в вентиляторах.

Чтобы их снять нужно, проделать следующие действия:

  1. Отключаем все провода
  2. Снимаем верхний патрубок
  3. Снимаем бампер
  4. Если имеется кондиционер, отгибаем трубки (делать это нужно аккуратно, так как они могут лопнуть) или сливаем фреон (залить обратно будет стоить не дёшево) затем снимаем радиатор кондиционера.
  5. На кожухе радиатора нужно ослабить гайки
  6. Наклоняем радиатор таким образом, чтобы можно было извлечь блок вентиляторов
  7. Откручиваем болты, которые крепят блок и извлекаем его

После снятие рекомендуется заменить сразу оба на новые, так как есть вероятность того что пройдет немного времени и из строя выйдет второй элемент и всю работу по замене нужно будет проводить повторно. Можно эту процедуру проделать снизу, но понадобятся специальное оборудование, и нужно будет двигать двигатель на десять сантиметров назад, что является, очень трудоемки.

Ветродуй

Ветродуй

Больше скорость — лучше охлаждение, но это верно лишь отчасти. По мере разгона, при прочих равных условиях, мощность двигателя и количество теплоты, «сбрасываемой» в систему охлаждения, растут почти по кубу скорости, а напор ветра — только по квадрату. Случается, при оптимальных 90–100 км/ч охлаждения хватает даже с грязным радиатором, а при максимальной скорости электровентилятор уже не выключается. До перегрева один шаг — лучше сбросить газ. Конечно, есть режимы движения и потяжелей — тоже связанные с отдачей большой мощности, но при малых скоростях, когда встречный поток слаб или его нет (при попутном ветре). Двигаясь на первой передаче в глубоком песке, на крутом подъеме горной дороги, буксируя по грязи другой автомобиль, без принудительного обдува радиатора не обойдешься! Его отказ — как приговор двигателю.

Есть два типа приводов вентилятора — механический (обычно клиноременной передачей) и электрический. У первого обороты крыльчатки и двигателя жестко связаны. При низких оборотах и большой нагрузке это опасно: обдув слаб. На других режимах вентилятор, постоянно вращаясь, неоправданно расходует мощность двигателя и топливо, а после пуска в мороз замедляет прогрев мотора. Более «сознателен» привод с вискомуфтой — он отслеживает температуру охлаждающей жидкости в радиаторе. Такую систему получил «УАЗ-Патриот».

Электровентилятор экономичней: работает, лишь когда это необходимо, причем его мощность в несколько раз меньше мощности механического вентилятора, раскрученного до максимальных оборотов. Но при малых оборотах двигателя и высокой нагрузке механический «ветродуй» уступает электрическому, последний эффективнее. При больших нагрузках и оборотах двигателя электровентилятор обычно уступает механическому — на высоких оборотах у последнего больше расход воздуха. Выбор типа — дело конструктора. Сегодня на легковых авто преобладают электровентиляторы.

В механическом вентиляторе вроде бы отказать нечему. Разве что лопасти кое-кто ухитрялся обламывать или от недосмотра рвался ремень. Последний чем только не заменяли в дороге! Да и как иначе, если на некоторых машинах он же приводит и помпу системы охлаждения. А поломки электровентилятора отличаются большим разнообразием.

Часто он не работает из-за отказа температурного датчика, о капризах которого (особенно на карбюраторных автомобилях, с датчиком в радиаторе) мы не раз говорили. Причины? Это, например, обгорание контактов датчика в дорожных пробках, когда он, многократно включаясь и отключаясь, приходит в негодность. Стабильней работает датчик в головке блока, как сделано на большинстве впрысковых автомобилей. Есть, впрочем, и исключения вроде инжекторных автомобилей ГАЗ с традиционным датчиком в радиаторе.

Некоторые умельцы, не доверяя датчику, ставят дополнительный выключатель, чтобы аварийно включить вентилятор, если потребуется. Наше отношение к идее неоднозначное. Как узнать, что пора его включить? Не дай бог, если датчик температуры и вправду врет или вы забывчивы. На взгляд автора, штатная система более привлекательна — есть резон поддерживать ее в исправном состоянии, а не городить огород.

Заметим, вентилятор системы охлаждения может подложить и такую свинью, которой никак не ждешь! Замечательный урок нам преподала «Шевроле-Нива», у которой аж два электровентилятора — прекрасные пластмассовые крыльчатки с бандажами по наружному диаметру, вращающиеся для пущей эффективности в пластмассовых кольцах-кожухах! Все «по науке» — самой передовой, не учли только пустякового обстоятельства: пластмасса не выдерживает температуры воздуха, выходящего из радиатора. Видать, ее подбирали, заботясь лишь о невысокой цене! Однажды, хорошенько нагревшись, крыльчатки потеряли жесткость, кольца-бандажи стали задевать кожухи и в точках контакта плавиться. Водитель этого не заметил. А на другой день вентиляторы оказались заклинены — накануне после выключения мотора они приварились к кожухам. Хороша история? Как тут не вспомнить «добрые старые» кожухи из металла!

Давно известная схема включения электровентилятора (карбюраторные ВАЗ-2104, 2105…2107, «Ока», «Ода» и пр.). Электровентилятор 1 запускается по команде реле 3, управляемого сигналом датчика температуры 2, обычно расположенного в радиаторе. Безопасность системы возложена на предохранитель 4. Температурный порог включения вентилятора — около 100°С или чуть ниже. Соответствующие цифры есть на корпусе датчика — например, для «Жигулей» 87–92°С.

Управление вентилятором, типичное для многих впрысковых автомобилей. Электровентилятор 1 включается через реле 3 по сигналу датчика температуры 2. Последний расположен в двигателе. По достижении температуры срабатывания контакт 85 реле через контакт 68 контроллера 5 замыкается на «массу». Порог включения вентилятора на этих машинах может быть выше 100°С. Например, на ВАЗ-2110 — около 104°С. Решение принимает контроллер ЭСУД, анализируя сигнал датчика температуры.

Когда пластиковые «украшения» на российских автомобилях коробятся даже под лучами утренней луны — это полбеды. Но часто пластмассы неподходящего качества применяют и в ответственных узлах — а это уже беда. Вот пример: конструкцию «повело» — крыльчатки стали задевать за неподвижные кольца корпуса, в этих местах пластмасса разогревалась до оплавления, а после остановки мотора крыльчатки приварились к корпусу. Кстати, наверху между ними — тот самый добавочный резистор, но много ли толку от умной системы, если ее изготовили бракоделы?

Так выглядят щеточные узлы электромоторов («Шевроле-Нива»). Четыре щетки способствуют получению достаточно высокой мощности мотора и повышенной частоты вращения крыльчатки. При этом конструкция весьма компактная. Не в пример пластмассовым кожухам, электромотор сделан на совесть. Отказ маловероятен, что подтверждается опытом владельцев.

Ротор электродвигателя вентилятора. Обратите внимание на коллектор. Темные следы на ламелях оставил слишком большой ток при попытках включить «сварившийся» вентилятор. К счастью, обошлось без более тяжелых последствий — оба электромотора даже сохранили работоспособность и после замены оплавленных деталей вентиляторов вновь нам служат.

Добавочный резистор. Серьезное изделие, об отказах нам пока неизвестно. В то же время вряд ли кто-нибудь станет перематывать такой резистор: поврежденный лучше заменить. Помимо «Шевроле-Нивы», рассчитан на применение в «Калине», иногда встречается на впрысковой «Ниве» ВАЗ-21214.

Оригинальная схема управления вентилятором «Лады-Калина». Питание на электромотор вентилятора 1 поступает либо через реле 3 и дополнительный резистор 2 (малая скорость вращения), либо через реле 4 (большая скорость вращения). Соответствующие контакты контроллера — 29 и 68. Алгоритм работы системы определяет контроллер ЭСУД в зависимости от показаний датчика температуры 5. Для нашего автопрома это в сущности новинка. На иномарках же такая схема известна много лет. Действительно, ведь не обязательно сразу включать вентилятор на всю мощь, нередко достаточно его работы вполсилы.

Двумя вентиляторами на «Шевроле-Ниве» распоряжается контроллер ЭСУД. Ориентируясь на сигнал датчика температуры 9, контроллер 10 определяет самый выгодный режим охлаждения. Сначала включается, например, правый вентилятор на малый ход (через добавочный резистор 3), затем на полный ход, а при необходимости контроллер включит и левый вентилятор 2. Моторы мощные, да и предохранители 7 и 8 впечатляющие — на ток до 90 А.

Как работают вентиляторы охлаждения Нива Шевроле и через какие предохранители и реле подключаются?

Вентиляторы системы охлаждения Нива Шевроле служат для принудительного обдува радиатора. Они повышают интенсивность теплоотвода во время движения на низкой скорости и являются единственным способом охладить антифриз в пробке или «тянучке».

Устройство и принцип работы

Конструкторы Нивы Шевроле применили в системе охлаждения сдвоенный вентиляторный блок. Это немного усложнило схему подключения, зато резко повысило эффективность обдува радиатора. Вентиляторы приводятся в действие 12-вольтовыми синхронными электродвигателями постоянного тока с индуктором на основе постоянных магнитов. Электромоторы имеют закрытую неразборную конструкцию и не нуждаются в обслуживании.

Мощность каждого электродвигателя — 110 Вт. Вентиляторный блок в сборе потребляет 18 ампер.

Вентиляторы по очереди включаются с помощью электромагнитного реле, которым управляет бортовой компьютер. Когда охлаждающая жидкость нагревается свыше 99 градусов, запускается электровентилятор, расположенный ближе к воздухозаборнику двигателя. Температура включения второй крыльчатки составляет 101 градус. Схема подключения вентиляторов изображена ниже.

Система питания вентиляторов включает три реле и резистор, который при необходимости обеспечивает пониженную скорость вращения первого мотора. Питание подается от аккумулятора через предохранители, которые спасают проводку и АКБ в случае короткого замыкания. Управляющие сигналы поступают с 29 и 68 вывода контроллера двигателя.

Вентиляторы автоматически выключаются когда антифриз охлаждается до 95 градусов.

Последовательное включение и выключение двигателей снижает нагрузку на бортовую электросеть. В большинстве случаев нормализовать температуру удается только за счет первого вентилятора. Это особенно полезно при движении в ночное время, когда лампы фар и габаритных огней сильно нагружают генератор.

Возможность принудительного включения вентиляторов может оказаться полезной при движении по бездорожью или в условиях городских «пробок». Однако конструкторы Шевроле Нива не снабдили машину этой функцией. Ее можно реализовать самостоятельно или на СТО. Необходимо подключить дублирующие реле параллельно контактам включения и запитать их от кнопки, установленной в салоне авто.

Полезное видео об установке и подключении кнопки принудительного включения вентиляторов на Шниве:

Важно: принудительное включение увеличивает надежность системы охлаждения. В случае сбоев работы датчиков, реле или бортового компьютера водитель может вручную включить обдув радиатора.

Полезно оборудовать Шевроле Ниву и выключателем, который принудительно отключает электродвигатели вентиляторов. Это позволит уберечь их лопасти при форсировании водных преград вброд.

Предохранители

Электрические схемы автомобилей Нива Шевроле, выпущенных до и после 2009 года отличаются. В обоих случаях предохранители с плавкими вставками на 50 ампер, защищающие цепи питания электровентиляторов, находятся в дополнительном блоке. Он находится за вещевым ящиком с пассажирской стороны салона. На рисунке показано где находятся предохранители вентиляторов.

При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — первое, что надо проверить, если не работает электровентилятор охлаждения. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого придется предварительно извлечь предохранитель из гнезда.

Реле включения вентиляторов

В дополнительном блоке установлены не только предохранители. Там же расположены три электромагнитных реле, управляющих работой электродвигателей системы охлаждения. Их цепи управления запитаны от замка зажигания и выходов бортового контроллера, а силовой ток поступает от АКБ через предохранители.

Срабатывает реле следующим образом:

  1. На управляющие выводы подается напряжение.
  2. Ток проходит через катушку индуктивности, в результате чего появляется электромагнитное поле.
  3. Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
  4. Ток, проходящий через реле, приводит в действие электродвигатель.

Как только управляющее напряжение исчезает, контакты размыкаются под воздействием пружины и вентилятор останавливается.

Проверить работоспособность реле можно тремя способами:

  • Замена реле на заведомо рабочее и протестировать работу системы.
  • На заглушенном двигателе при включенном зажигании отключить разъем датчика температуры. Должен быть слышен щелчок срабатывания реле.
  • Демонтировать и прозвонить выходные контакты мультиметром, подавая напряжение выводы индукционной катушки.

Датчик включения

Блок управления получает информацию о температуре антифриза с термодатчика. Он представляет собой резистор, сопротивление которого меняется с изменением при нагреве и охлаждении: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Проверить его работоспособность можно при помощи омметра и термометра. Для этого необходимо снять деталь, погрузить в воду и измерить сопротивление при разной температуре.

Датчик расположен на головке двигателя в районе выпускной магистрали системы охлаждения. Открутить его можно торцовым или накидным ключом.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором показано, где расположен и как проверить датчик:

Возможные неисправности и их причины

1.Не срабатывают оба вентилятора. Возможен выход из строя электродвигателей, сбой работы датчика температуры или обрыв проводов питания, идущих от АКБ или замка зажигания.

2. Не работает второй вентилятор. Причины: неисправность датчика, отказ предохранителя или электромагнитного реле. Также возможен обрыв провода питания.

3. Не включается левый вентилятор. Причины: неисправность силового резистора или термодатчика, перегорел предохранитель или реле. Также возможен обрыв провода питания.

4. Включаются только два вентилятора одновременно. Такое происходит при обрыве дополнительного резистора в цепи первого электромотора.

5. Вентилятор не выключается. Обычно вентилятор постоянно работает при поломке реле или неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Ремонт вентиляторов, датчика, реле, предохранителей и дополнительного резистора не предусмотрен. При поломке этих деталей их следует заменить новыми.

Замена вентиляторов

Если электродвигатели вентиляторов не запускаются при подключении проводов от АКБ непосредственно к клеммам питания, необходимо заменить устройства.

Для этого понадобится набор гаечных ключей размером от 10 до 17 мм и крестовая отвертка.

Перед началом работ нужно загнать машину на смотровую канаву или подъемник и обесточить бортовую сеть, сняв минусовую клемму аккумулятора.

Демонтаж вентиляторов выполняется следующим образом:

  • Снять защиту картера и грязезащитный кожух.
  • Открутить саморезы и снять толстую пластину в форме паука и пару жестяных крышек, которые находятся спереди под днищем авто.
  • Открутить крепление поперечины рамки радиатора.
  • Ослабить натяжение и снять ремень гидроусилителя руля и помпы.
  • Выкрутить 4 болта, удерживающих насос ГУР.

Полезное видео, в котором показано как снять и поменять вентиляторы:

Важно: чтобы добраться до болта, закрытого масляным фильтром, необходимо отодвинуть усилитель от кронштейна.

  • Задвинуть насос назад, вывесив на шлангах.
  • Демонтировать ремень привода кондиционера.
  • Открутить болт, удерживающий зубчатый шкив ГРМ.
  • Снять шкив и ремень.
  • Открутить четыре гайки по углам корпуса электровентиляторов и два болта, фиксирующих его посередине.
  • Снять вентиляторный блок со шпилек и вытащить вниз.

Совет: датчик положения коленвала затрудняет демонтаж вентиляторов. Потому их нужно вытаскивать постепенно. Сначала опускается левая сторона, потом блок смещается влево, приподнимая правый край, чтобы кожух стал вертикально.

Этот способ наверняка подходит для рестайлинговых моделей Нива Шевроле. На машинах постарше придется снимать решетку радиатора и бампер, откручивать крепления и отводить вперед радиаторы кондиционера и охлаждения. После этого доступ к электровентиляторам будет открыт.

Во время демонтажа следует внимательно запоминать порядок действия. Сборка производится в обратной последовательности.

Важно: срок службы моторов вентиляторов примерно одинаковый. Поэтому даже если отказал один из них, менять надо оба. Иначе вскоре придется снова заниматься ремонтом машины.

Снятие и замена резистора вентилятора

Перед началом работ необходимо заехать на смотровую яму и снять клемму с аккумулятора. Для ремонта понадобятся гаечные ключи 10-13, отвертка и новый резистор. Деталь установлена в балке снизу под радиатором. Порядок снятия следующий:

  1. Открутить болты крепления и снять защиту картера вместе с грязезащитным кожухом.
  2. Демонтировать защитную планку резистора и выкрутить деталь.

Сборка выполняется в обратной последовательности.

Нива Шевроле: реле вентилятора охлаждения двигателя

Всем известно, что современные автомобили имеют в конструкции водяную систему охлаждения двигателя, которая позволяет во много раз увеличить ресурс функционирования не только мотора, но и всего механизма в целом. Шевроле Нива также имеет в конструкции радиатор, которые наполнен охлаждающей жидкостью. Данная жидкость циркулирует по системе, тем самым охлаждая мотор автомобиля. Но температура двигателя превышает 100 градусов, поэтому если не охлаждать эту жидкость, то вскоре она превратится из охлаждающей в нагревающую. Именно для этого и имеется система охлаждения радиатора, работа которой осуществляется за счет вентилятора. Но так как Шевроле Нива оснащена мощным 1,7-литровым двигателем, то для охлаждения радиатора используется два вентилятора. В данной статье же рассмотрим, за счет чего осуществляется работа этих устройств, а точнее, что является основным элементом включения этих приспособлений на внедорожнике Нива Шевроле.

Принцип включения вентиляторов

Вентилятор охлаждения питается постоянным напряжением 12 В от аккумуляторной батареи. Включаются они при достижении определенной температуры двумя датчиками, которые размещены в двигателе. Итак, при достижении первым датчиком температуры в 99 градусов по Цельсию, происходит его срабатывание, что обуславливает включение первого вентилятора. Он имеет два положения скорости вращения – большие и малые обороты вращения. Когда же второй датчик достигает величины в 101 градус, то, соответственно, и включается второе приспособление. Таким образом, кратко осуществляется срабатывание устройств охлаждения двигателя Нивы Шевроле. Но нас интересует, какую роль в этом процессе выполняет такое маленькое устройство, как реле, которых на Шевроле Ниве три.

Назначение и конструкция реле

Реле предназначается для коммутирования больших токов нагрузки. Довольно-таки сложная формулировка, поэтому простыми словами говоря, реле необходимо для того, чтобы иметь возможность управлять электрическими цепями, где имеются токи больших величин. Электрический мотор охладителя потребляет постоянный ток, величина которого равняется 20-30 амперам, а это означает, что если его включить в цепь управления (где проходят токи малых величин), то вся электроника выйдет из строя (расплавится проводка). Именно поэтому в конструкции автомобилей устанавливается такой немаловажный элемент управления.

Внешне изделие представляет собой пластиковое основание, внутри которого размещается сам механизм. На обратной стороне основания выведены пять (четыре) контактов. Они и являются основой для включения реле в цепь управления.

Внутри механизм реле представлен в виде катушки с сердечником – она же и является основой для замыкания контактов цепи. На фото ниже можно увидеть внешний вид изделия Нивы Шевроле.

Принцип срабатывания устройства и его размещение на Ниве Шевроле

На лицевой части изделия находится схема расположения контактов, по которой и рассмотрим его принцип функционирования.

Контакты «85» и «86» являются выводами катушки.

Общий контакт «30» – без наличия напряжения на обмотке всегда находится в замкнутом положении на контакт «87а». В свою очередь, контакты:

  • «87а» – нормально-замкнутый;
  • «87» – нормально-разомкнутый.

Именно к этим контактам и подведены силовые кабели от двигателя вентилятора.

При подаче питания на контакты «85» и «86», происходит срабатывание реле катушки. Тем самым контакт «30» размыкается от «87а» и замыкается на «87». Таким образом, питание подается на электродвигатель приспособления. Процесс срабатывания занимает доли секунд.

Итак, при повышении температуры в двигателе, датчик срабатывает и подает импульс в цепь управления. В свою очередь, в цепи наводится напряжение, которое поступает не реле, а оно и включает непосредственное устройство охлаждения.

Реле – это сменная деталь, которая при выходе из строя требует замены, но не ремонта. Некоторые умельцы пытаются починить их, но нет потребности в этом, так как одно изделие стоит от 50 до 80 рублей (в зависимости от производителя).

Для Шевроле Нивы рекомендуется использовать реле производства России. Они являются оптимальным решением для автомобилей семейства ВАЗ.

Прежде чем осуществлять замену реле, потребуется его найти, ведь по конструкции это небольшая пластиковая коробочка. Где же стоят реле вентиляторов на Ниве Шевроле? Дабы ответить на этот вопрос, стоит заметить, что устройств охлаждения на Ниве Шевроле два, поэтому за работу каждого отвечает соответствующее реле.

Итак, обнаружив неисправность работы системы охлаждения автомобиля, стоит уделить внимание пригодности реле. Но прежде их необходимо извлечь из места установки. Для этого необходимо открыть правую переднюю дверь Шевика и заглянуть из-под низа на торпеду. Именно там, под крышкой монтажного блока и располагаются реле управления вентилятором и бензонасосом, а также предохранители этих устройств. На фото ниже можно понаблюдать, где находятся релюшки управления: правого и левого, а также малого хода вентилятора.

Чтобы извлечь устройство из посадочного места, необходимо вытащить его из установленного гнезда. Для этого одной рукой охватите изделие и потяните. После его извлечения не спешите покупать новую релюху, так как проблема может заключаться и в другом. Для этого стоит проверить его работоспособность.

Проверка работоспособности реле, и замена устройства

Существует два способа проверки:

  1. Поменять местами релюшки, при условии, что один из вентиляторов работает.
  2. Закоротить контакты «85» и «86» на колодке, не включая при этом зажигания. При этом должен сработать вентилятор, если нет, то причину неисправности стоит отыскать в ином месте.

Чтобы заменить устройство, необходимо после проверки включить в цепь исправное изделие (желательно новое). Чтобы его установить, необходимо попросту проверить правильность расположения контактов, и в таком положении воткнуть в приемные гнезда. На некоторых моделях автомобилей Нива Шевроле предусмотрена металлическая пластина-фиксатор. Фиксируется она саморезом во избежание выпадения изделия при дребезжании торпеды.

Подводя итог, стоит заметить, что чаще всего выходит из строя не само устройство, а предохранители, оберегающие цепь управления от повышения токов нагрузки. Именно поэтому рекомендуется осуществлять проверку предохранителей, а затем уже и реле, но это уже другая история. Удачных работ!

Источники:

https://litezona.ru/datchik-vkljuchenija-ventiljatora-niva-shevrole-2/
https://expertniva.ru/dvigatel/prichiny-po-kotorym-ne-rabotaet-ventilyator-ohlazhdeniya-na-nive-shevrole.html
https://www.zr.ru/content/articles/14591-vetroduj/
https://nivaexpert.ru/elektrika/ventilyatory-oxlazhdeniya-niva-shevrole/
https://chnivaremont.ru/elektrooborudovanie/niva-chevrole-rele-ventilyatora-oxlazhdeniya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]