Датчик включения вентилятора ваз 2107 какой лучше
Датчик выключения вентилятора: особенности и установка
На автомобиле ВАЗ 2107, как на представителе ВАЗовской «классики» достаточно громкий вентилятор охлаждения. Миг его подключения никак прозевать нельзя. Усиливается вибрация кузова, из – под капота доносится гул, в том случае, если время включения совпало с повышенной нагрузкой на электросеть (мигание поворотников при включенном ближнем свете, обогреве заднего стекла) – тогда стрелка нагрузки на сеть питания начинает сползать в красную зону.
И даже, (при плохой регулировке карбюратора) может начать подгорать лампочка аварийного давления масла.
Схема охлаждения ВАЗ 2107 такова, что вентилятор при нормальных условиях включается не сразу, а только по достижении определенной температуры в системе. Для определения этого «удобного температурного момента» существует датчик, или контроллер включениявыключения вентилятора.
Местонахождение контроллера на радиаторе не случайно: ведь вначале нагревается «малый круг» тосола, затем схема охлаждения предусматривает прохождение жидкости через радиатор, работа которого заключается в интенсивном теплообмене. И только когда температура повышается выше, чем 92 С°, срабатывает датчик включения вентилятора.
О принудительном включении вентилятора
Схема охлаждения не предусматривает, чтобы работа вентилятора была постоянной. Но в некоторых случаях можно осуществить принцип «принудительного подключения вентилятора».
Это делается в том случае, если датчик вышел из строя, а замена в пути невозможна. Проверить это можно следующим образом: контроллер температуры двигателя показал уже на циферблате вертикальное положение стрелки, она настойчиво «лезет» в красную зону, а вентилятор молчит, включение его не происходит. Если это так, то возможны, скорее всего, две причины:
- Вышел из строя сам датчик, который включает вентилятор автомобиля ВАЗ 2107. Эта ситуация более благоприятная, чем описанная ниже. Во – первых, схема охлаждения полноценная, и радиатор работает исправно. Значит, большая часть тепла отводится. Есть два выхода из этой ситуации, предлагается следующая схема действия:
- Если впереди прямая дорога, и автомобиль будет двигаться без остановок, то можно следить за шкалой температуры. В случае пробок, светофоров можно – включать печку на полную мощность на двойной скорости обдува.
- Можно решиться на установку принудительного включения вентилятора. Для этого вытаскиваются два контакта из контроллера, и накоротко соединяются между собой. Внимание! Перед этим нужно вначале снять «минус, массу» с аккумулятора. После того, как накоротко соединены провода, минусовая клемма вновь накидывается, и «карлсон» начинает работать постоянно, независимо от температуры двигателя и режима движения автомобиля. После остановки ВАЗ 2107 вентилятор будет работать до тех пор, пока не разрядится аккумулятор, поэтому после остановки нужно открывать капот и скидывать минусовую клемму.
Это очень раздражает владельцев ВАЗ 2107 с центральным замком и сигнализацией, поэтому можно разъединить провода вентилятора, правда, затем их нужно вновь соединить и заизолировать. Также нужно найти им в моторном отсеке такое место, чтобы они не попали под работающие лопасти крыльчатки, ведь схема расположения всех проводов в моторном отсеке предполагается в жгутах. Конечно, неудобно ездить так долгое время, потому что постоянно открывать – закрывать капот для подключения – выключения надоест. Кроме того, постоянный шум, вибрация и повышенный износ подшипников оси вентилятора тоже никому не понравятся. Принудительное включение – это экстренный способ.
Датчик, включающий вентилятор — такая капризная штука, которая стоит копейки, а самостоятельная замена в пути проблематична, так как нужно сливать тосол.
- Вторая причина более опасная: вышел из строя термостат, и схема охлаждения двигателя стала неполной – не включился радиатор. Естественно, когда радиатор пустой, то датчик не реагирует, и вентилятор на ВАЗ 2107 не включается. Опасность ее в том, что теплообмен в разы хуже, так как не работает теплообменник огромной суммарной поверхности – радиатор. Единственное спасение – включение печки на полную мощность, и периодические остановки ВАЗ 2107, не допускающие перевода стрелки в красную зону.
Как проверить исправен ли новый контроллер
Нужно взять точно градуированный термометр, способный работать при температуре кипения воды;
- Поместить часть контроллера, обращенную внутрь радиатора в воду;
- К контактам подсоединить щупы тестера и отрегулировать их на исчезновение сопротивления;
- При нагреве воды сопротивление исчезает в диапазоне температур от 87 до 92 градусов по Цельсию. Все, датчик исправен, замена и включение пройдет успешно.
Как снятьпоставить новый датчик
После покупки и проверки контроллера нужно сделать следующее:
- Скинуть клемму «минус» с аккумулятора;
- Снимаем крышку распределительного бачка охлаждения и пробку с радиатора;
- Подставляем емкость, отворачиваем краник на радиаторе и сливаем тосол;
- Сняв провода с датчика, ключом на 30 выворачиваем датчик за большую латунную гайку;
- Далее датчик снимается. Будьте внимательны, не уроните медное уплотнительное колечко на датчике.
После этого производится замена датчика на новый. При установке не забудьте перед тем, как завернуть датчик, промазать слоем высокотемпературного герметика соприкасающиеся места датчика и радиатора. Делать это нужно насухую. Такая схема действий позволяет избежать утечки тосола.
- Теперь нужно завернуть пробку на радиаторе, залить собранный тосол, и, набросив минусовую клемму на АКБ, проверить работу датчика и вентилятора. Не забудьте продавить воздушные пробки в магистралях охлаждения ВАЗ 2107.
Все, можно отправляться в путь! Вентилятор будет работать.
Датчик включения вентилятора Ваз 2107
Датчик включения вентилятора Ваз 2107 отвечает за своевременное включение вентилятора радиатора,который предотвращает возможность перегрева двигателя при движении на малой скорости и в других условиях, когда естественного обдува недостаточно для эффективного охлаждения. В противном случае возможно закипание антифриза и даже поломка двигателя.
Работа электровентилятора охлаждения
Конструкция системы охлаждения “классики” не предусматривает постоянной работы вентилятора. Он должен включаться лишь после достижения определенной температуры охлаждающей жидкости,более подробно мы обсуждали это в этой статье. Датчик включения вентилятора ВАЗ 2107 инжектор установлен в радиаторе. Поэтому вентилятор включается после того, как с задачей охлаждения перестанет справляться сам радиатор. Реализовано это следующим образом:
- После нагрева антифриза в “малом круге” охлаждения открывается термостат.
- Охлаждающая жидкость циркулирует по “большому кругу” через радиатор, что обеспечивает эффективный теплообмен с окружающей средой.
- Если радиатор не “справился” с охлаждением, контакты датчика вентилятора замыкаются и он начинает интенсивно гнать воздушный поток через радиатор, усиливая теплообмен.
Если датчик выходит из строя, при перегреве вентилятор включается и охлаждающая жидкость может закипеть.
Неисправности датчика вентилятора Ваз 2107 и проверка работоспособности
Узнать, исправен ли датчик включения вентилятора ВАЗ 2107 несложно. Двигатель вентилятора работает достаточно шумно, его включение можно услышать даже из салона. Если указатель температуры показывает больше 90 градусов, но вентилятор не включается, следует проверить датчик.
Сначала надо локализовать источник проблемы. Если антифриз горячее 90 градусов, а нижняя часть радиатора остается холодной, дело именно в термостате, а не вентиляторе. Заменить в дороге термостат не удастся. Чтобы выйти из ситуации, можно усилить охлаждение, полностью открыв заслонку печки и включив ее вентилятор. Разумеется, такое решение будет крайне некомфортно в теплое время года, но оно, если повезет, даст возможность доехать до места ремонта без остановок. Если этого недостаточно, придется делать остановки в пути, чтоб дать охладиться двигателю.
Еще одна причина перегрева – малый уровень охлаждающей жидкости. В этом случае необходимо оперативно найти и устранить течь и долить антифриз в систему. Если его нет, можно долить в систему воду. Но тогда при первой возможности необходимо слить жидкость из системы охлаждения и залить антифриз.
Если радиатор горячий, а вентилятор не запускается, нужно попробовать запустить вентилятор, замкнув два провода, идущие к контактам датчика. Если причина поломки в последнем, вентилятор должен заработать.
Если датчик не установлен на автомобиль, проверить его можно при помощи термометра и омметра. Нужно поместить часть датчика, который вставляется в радиатор, в воду и нагреть ее примерно до 90 градусов. Датчик должен включится при нагреве воды не более 92 градусов. О включении (замыкании контактов датчика) свидетельствует отсутствие сопротивления между клеммами датчика.
Принудительное включение вентилятора
Если датчик вентилятора Ваз 2107 сломан, вполне можно ехать по хорошей дороге, не замечая этого. Но стоит съехать на проселок или попасть в городские пробки, двигатель начнет перегреваться. Замена датчика вентилятора не представляет большой сложности, но требует слива охлаждающей жидкости. Даже если под рукой окажется запасной датчик, заменить его в дороге проблематично. Выйти из ситуации можно проще.
Необходимо проделать следующие операции:
- отключить “массу”;
- снять два провода с выводов датчика и соединить (“закоротить”) их;
- изолировать оголенные контакты соединенных проводов;
- подключить “массу”.
В этом случае вентилятор будет работать непрерывно. Чтобы выключить его, придется отключать массу и разъединять контакты.
Если вы уже испытывали проблемы в дороге с датчиком вентилятора, можно установить на автомобиле цепь принудительного включения вентилятора, работающую параллельно датчику. Для этого достаточно подключить к клеммам, идущим к контактам датчика, пару проводов и протянуть их в салон двигателя. На приборной панели установить отдельную кнопку (тумблер) и подключить к ней провода так, чтоб иметь возможность замыкать их при необходимости.
В этом случае при неисправностях датчика не будет необходимости лезть под капот, чтобы принудительно запустить вентилятор.
Замена датчика вентилятора ВАЗ 2107 (инжектор)
Порядок замены датчика следующий:
- отключить провод “массы” с аккумулятора;
- снять пробку радиатора и крышку расширительного бачка (во избежание ожогов паром нельзя открывать пробку на перегретом двигателе);
- подставить под сливное отверстие радиатора емкость;
- открутить пробку (или повернуть сливной кран) и слить антифриз из радиатора;
- снять провода с контактов датчика;
- гаечным ключом выкрутить датчик вентилятора ВАЗ 2107 (инжектор);
- проверить состояние медной уплотнительной шайбы под датчиком и при необходимости заменить ее;
- закрутить новый датчик (не забыв поставить уплотнительную шайбу);
[tip]Примечание: перед установкой следует на соприкасающиеся части датчика и радиатора нанести слой высокотемпературного герметика.[/tip]
- залить антифриз в систему охлаждения (лучше залить новый, но можно использовать и ранее слитый, если он в чистый и прозрачный);
- подключить “массу” к аккумулятору и завести машину;
- при работающем двигателе продавить пальцами резиновые шланги системы охлаждения, чтобы устранить воздушные пробки;
- установить пробку радиатора и крышку расширительного бачка;
- прогреть двигатель до рабочей температуры и убедиться в работоспособности датчика.
После этого автомобиль готов к эксплуатации.
Самостоятельно меняем датчик включения вентилятора на ВАЗ 2107: последовательность и рекомендации
Ни один двигатель внутреннего сгорания не может функционировать без полноценного охлаждения, и двигатель ВАЗ 2107 в этом смысле не исключение. Если в системе охлаждения возникают неполадки, то перегрев мотора — вопрос нескольких минут. Часто источником проблем является датчик включения вентилятора. К счастью, автовладелец вполне может заменить его своими руками. Попробуем разобраться, как это делается.
Назначение датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
О назначении датчика нетрудно догадаться из его названия. Это устройство отвечает за своевременное включение вентилятора, обдувающего главный охлаждающий радиатор.
Дополнительный обдув требуется тогда, когда антифриз в радиаторе нагревается до температуры выше 90°C и мотор перестаёт нормально охлаждаться. Как правило, это происходит в тёплое время года при езде по городу или по просёлочным дорогам.
Конструкции и принципы работы датчиков
В разные годы на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались различные модели датчиков включения вентилятора. Вначале это были электромеханические датчики, затем им на смену пришла электроника. Рассмотрим каждое устройство подробнее.
Электромеханический датчик ВАЗ 2107
Внутри электромеханического датчика находится небольшая ёмкость с церезитом, смешанным с медной пудрой. Над этим веществом расположена гибкая мембрана с прикреплённым к ней толкателем. А толкатель, в свою очередь, подключён к подвижному контакту. Вся эта конструкция помещена в стальной корпус с толстыми стенками (которые необходимы для обеспечения более равномерного нагрева датчика). На внешней части корпуса имеется резьба и пара электрических контактов.
В основе работы датчика лежит простой принцип: объём церезита меняется с повышением температуры. Церезит, разогреваясь под действием почти закипевшего антифриза, расширяется и поднимает мембрану, которая приводит в движение толкатель. Он достигает подвижного контакта и замыкает его, что приводит к включению вентилятора. Когда температура антифриза из-за дополнительного обдува понизится, церезит остывает, мембрана уходит вниз, контакт размыкается и вентилятор отключается.
Электронный датчик ВАЗ 2107
Основа электронного датчика — термический резистор, вставленный в массивный стальной корпус. Как и в предыдущем случае, на корпусе имеется резьба, позволяющая вкрутить датчик в радиатор, и пара контактов.
Работа электронного датчика основана на изменении сопротивления резистора под воздействием высокой температуры. Изменения электрического сопротивления отслеживаются специальной схемой. И когда сопротивление достигает определённых значений, схема посылает сигнал на систему контактов, они замыкаются и включают вентилятор.
Расположение датчика
Практически на всех классических моделях ВАЗ датчики включения вентиляторов вкручиваются прямо в радиаторы охлаждения. Это необходимо для того, чтобы большая часть рабочей поверхности датчика контактировала с горячим антифризом. Между датчиком и радиатором в обязательном порядке устанавливается специальная уплотнительная прокладка из материала, устойчивого к высоким температурам.
Поскольку датчик вентилятора ВАЗ 2107 вкручен в нижнюю часть главного радиатора, то менять его удобнее всего из смотровой ямы, на которую надо установить автомобиль.
Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
Чтобы проверить исправность датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107, потребуются следующие вещи:
- ёмкость для кипячения воды;
- термометр;
- бытовой кипятильник;
- снятый с машины датчик включения вентилятора;
- бытовой мультиметр.
Последовательность проверки датчика
Последовательность проверки датчика заключается в следующем:
- В подготовленную ёмкость наливается вода.
- Резьбовая часть датчика погружается в воду, а его контакты — подключаются к контактам мультиметра, настроенного на проверку электрического сопротивления.
- Теперь в воду погружаются термометр и кипятильник.
- Кипятильник включается в сеть, вода начинает нагреваться. Температура нагрева отслеживается по термометру.
Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107
Существует ряд наиболее распространённых проблем, из-за которых вентилятор на ВАЗ 2107 может не включиться в нужный момент, что приведёт к перегреву двигателя. Вот они:
- датчик включения вентилятора перегорел. Чаще всего это происходит из-за резкого скачка напряжения в электросети машины, возникшего вследствие короткого замыкания. Электропроводка на ВАЗ 2107 никогда не отличалась долговечностью и надёжностью. Со временем она начинает трескаться и приходит в полную негодность, что и ведёт к замыканию;
- перегорел предохранитель, отвечающий за вентилятор. Бывают ситуации, когда датчик вентилятора исправен, но вентилятор всё равно не включается. В этом случае необходимо заглянуть в предохранительный блок, находящийся под рулевой колонкой автомобиля и отыскать там предохранитель, отвечающий за работу вентилятора, вынуть его и осмотреть. Если он оплавлен и слегка почернел — причина неисправности найдена.
Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
Вентиляторные датчики на ВАЗ 2107 не подлежат ремонту. Там просто нет частей, которые автовладелец мог бы купить и заменить самостоятельно. Кроме того, корпус датчика является монолитным и неразборным, так что добраться до внутренностей датчика невозможно, не сломав его. Поэтому единственное, что может сделать автовладелец при поломке вентиляторного датчика — это заменить его. Для замены датчика необходимы следующие инструменты и расходники:
- пустая ёмкость на 8 литров для слива охлаждающей жидкости;
- рожковый ключ на 30;
- 8 литров новой охлаждающей жидкости;
- новый датчик включения вентилятора.
Порядок работы
При замене датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107 действуют следующим образом:
- Автомобиль устанавливается над смотровой ямой. В радиаторе откручивается пробка, антифриз сливается в подготовленную ёмкость.
- Рожковым ключом на 11 с аккумулятора снимаются обе клеммы.
- С датчика включения вентилятора снимаются контакты с проводами. Это делается вручную, достаточно потянуть провода на себя.
Видео: замена датчика включения вентилятора
Итак, процедура замены вентиляторного датчика на ВАЗ 2107 не представляет особой сложности даже для начинающего автолюбителя. Если следовать вышеизложенной инструкции, можно сэкономить около 600 рублей. Именно столько стоит замена датчика в автосервисе.
Диагностика и замена датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107
Неисправность и несвоевременное включение вентилятора охлаждения мотора могут стать причиной сильных повреждений. На моделях ВАЗ 2107 за его исправную работу отвечают несколько устройств: предохранитель, реле и датчик включения вентилятора охлаждения радиатора мотора. К сожалению, именно он чаще всего выходит из строя и нуждается в замене.
Роль датчика включения вентилятора охлаждения двигателя
Изначально в автомобилях ВАЗ 2107 датчик был весьма надёжен. Он не работал под большой нагрузкой, а лишь включал управляющую цепь реле вентилятора охлаждения радиатора двигателя. Мощность вентилятора составляет около 200-300 Вт, что в сто раз больше мощности обмотки штатного реле. В 2000 году ВАЗ удешевил конструкцию “семёрки” и упразднил ряд деталей, в том числе реле с системы защиты двигателя от перегрева. И некогда надёжный датчик получил заметный перегруз! Разумеется, с этого момента датчики начали быстро выходить из строя. Ситуация была исправлена лишь с появлением на ВАЗ 2107 электронной системы управления двигателем – инжектора. На инжекторных “семёрках” контроллер включения вентилятора радиатора двигателя был убран, а вместо него вновь было установлено реле, управляемое ЭБУ на основе данных датчика температуры ОЖ.
Как следует из названия, датчик активирует цепь включения вентилятора охлаждения радиатора мотора машины. До 2000 года контроллер включал слаботочную цепь реле, которое уже включало силовую цепь. Очень надёжная схема, при которой диагностика неисправности при отказе системы обдува радиатора была совершенно простой. Для того, чтобы понять почему не работает охлаждение на ВАЗ 2107 с инжектором (или карбюратором, до 2000 года выпуска) достаточно было:
- Остановить автомобиль в безопасном месте.
- Заглушить двигатель, зажигание оставить включенным.
- Открыть капот, открыть крышку блока предохранителей.
- Провести осмотр плавких предохранителей, пошевелить их в гнёздах, убедившись в хорошем контакте.
- Осмотреть вентилятор охлаждения двигателя и его разъём.
- Снять реле, вскрыть его, разогнув зажимы на жестяной крышке, установить реле на место и рукой замкнуть контакты – исправный вентилятор заработает, если силовая цепь цела (см п.4).
- Если обдув радиатора двигателя работает при ручном замыкании реле, то остаётся два основных варианта неисправности – вышло из строя само реле или датчик температуры охлаждающей жидкости.
- Установить вместо нужного нам реле, любое другое, аналогичное (с фар, например).
- Если с исправным реле на горячем моторе не происходит включения вентилятора охлаждения, то необходимо добраться до датчика. Он расположен внизу радиатора справа по ходу движения автомобиля и снять с него провода. Бояться перепутать провода местами не надо – там нет строгой полярности. Бегло осмотреть вентилятор охлаждения – нет ли в нем посторонних предметов. Осторожно! Вы работаете в опасной зоне – крыльчатка вентилятора при работе быстро вращается и может нанести травмы!
- Замкнуть провода при включенном зажигании – вентилятор охлаждения двигателя должен заработать. Если он включился, то неисправен сам датчик.
Как заменить датчик ТОЖ
На автомобилях ВАЗ 2107 без реле в схеме подключения вентилятора охлаждения мотора датчик подключен напрямую. Владельцам важно помнить, что вентилятор будет работать, пока не отключится датчик, даже при выключенном зажигании. Поэтому желательно убедиться в отключении вентилятора до того, как надолго уйти – при залипшем от перегрева контроллере он будет работать, пока не аккумулятор не разрядится полностью.
Для замены датчика включения вентилятора нам понадобиться лишь широкая ёмкость для вытекшей охлаждающей жидкости и рожково-накидной ключ на 30. Если рассчитывать лишь на собственную ловкость и впитывающие тряпки, то можно потерять не дешёвую охлаждающую жидкость, а также получить хороший штраф за разлив ГСМ. Работы по замене лучше проводить в старой одежде, которую не жалко испачкать.
Важно! Охлаждающая жидкость – тосол или антифриз – токсична! Одежда с каплями ОЖ , не подлежит стирки вместе с другими вещами или в стиральной машине общего пользования.
Порядок замены контроллера температуры охлаждающей жидкости:
- Остановить машину в удобном и безопасном месте.
- Заглушить двигатель.
- Открыть капот.
- Перед работой дождаться охлаждения радиатора и мотора автомобиля до 25º С.
- После остывания охлаждающей жидкости осторожно открыть заливную пробку радиатора, выпустить излишнее давление из системы охлаждения и закрыть пробку обратно. Это удержит ОЖ от стремительного выхода в момент, когда датчик включения вентилятора будет выкручен из нижней части радиатора.
- Подготовить новый датчик. Смазать его резьбу и уплотнительную шайбу.
- Под машину со стороны расположения заменяемого устройства, подложить широкую тару для пролившейся ОЖ.
- Ослабить старый датчик на радиаторе, открутить его на 1 виток резьбы, после этого он, обычно, легко идёт от руки.
- В одну руку взять новый, и держа его как можно ближе к старому, полностью выкрутить неисправный и быстро вставить и вкрутить рабочий.
- Затянуть его ключом.
Важно! Усилие затяжки датчика всего 10-15 Нм.
Пролившуюся ОЖ можно отфильтровать через х/б перчатку и залить обратно в радиатор.
Проверка работоспособности датчика
Для того, чтобы проверить исправность работы датчика нужно прогреть двигатель до температуры включения дополнительного охлаждения – 92º С. Лучше всего это делать на стоящем автомобиле. Затем остудить мотор до 86º С – температуры выключения вентилятора.
Принудительное включение
Если дорожная ситуация складывается таким образом, что датчик температуры охлаждающей жидкости вышел из строя, а нового под рукой нет, то включить дополнительное охлаждение можно принудительно. Для этого достаточно вынуть провода из датчика и коротко перемкнуть их. После чего как можно быстрее ехать в магазин автозапчастей за новым, исправным устройством.
Датчик температуры охлаждающей жидкости семерки – это важная деталь, отвечающая за штатную работу двигателя авто. При эксплуатации важно контролировать температуру работы двигателя, и при необходимости сразу же заменять вышедшие из строя детали, в том числе и сам датчик.
Все о датчике включения вентилятора на представителе ВАЗовской «классики» — ВАЗ 2107
Датчик включения (ДВ) вентилятора на любом автомобиле, в том числе ВАЗ 2107, играет важную роль. Именно благодаря ему происходит охлаждения двигателя с помощью воздушного потока, что не дает силовому агрегату перегреться. Подробнее о принципе работы, диагностике и способе замены читайте ниже.
Характеристика датчика включения вентилятора
На двигателях ВАЗ 2107 инжектор или карбюратор пропустить включение датчика вентилятора достаточно сложно — сам вентилятор охлаждения достаточно громкий. Кроме того, при его активации из моторного отсека не только доносится гул, особенное, если его активации совпала с большой нагрузкой на проводку, но и усиливается уровень вибрации кузова. А в том случае, если карбюратор настроен не должным образом, на приборной панели может загораться индикатор давления моторной жидкости.
Схема активации вентилятора охладительной системы ВАЗ 2107
Охладительная система «семерки» настроена таким образом, что вентилирующее устройство в нормальных условиях эксплуатации активируется не сразу. Это происходит в тот момент, когда достигается определенный температурный режим. Чтобы точно выявить этот момент, используется датчик вентилятора, отвечающий за активацию данного устройства.
Где находится датчик включения вентилятора? Такой вопрос приходил в голову каждому автовладельцу, который когда-либо занимался ремонтом системы охлаждения. Расположен он в радиаторе, поскольку в первую очередь происходит нагревание малого круга охлаждающей жидкости, после чего система предусматривает проход антифриза через радиатор. Работа последнего заключается в интенсивном теплообмене. Только в том случае, когда уровень температуры увеличивается более, чем на 92 градуса, ДВ начинает работу.
На карбюраторной стоят два датчика ОЖ, один — на приборную панель, другой — на включение вентилятора. А на инжекторной один датчик, он показывает температуру на приборной панели и идет ЭБУ, и оно управляет включением вентилятора.
Принудительное включение вентилятора
Охладительная система на ВАЗ 2107 не предусматривает регулярную работу вентилирующего устройства. Но несмотря на это, иногда реализуется принцип его принудительной активации. Это происходит тогда, когда регулятор выходит из строя, а произвести замену во время движения, как вы понимаете, невозможно. Проверить это можно так — ДТОЖ, который стоит под капотом, продемонстрировал на приборной панели критическую температуру мотора, когда стрелка перемещается в красную зону. При этом вентилятор не активируется и если это так, то этому может быть несколько объяснений.
Первое — произошла поломка самого ДВ, включающего вентилятор на «семерке». Такой исход событий, как показывает практика, является более благоприятный для водителя. Все потому, что сама по себе система остается полноценной, при этом радиатор функционирует должным образом, соответственно, часть тепла все же отводится от двигателя.
В данном случае у водителя есть несколько вариантов решения проблемы:
- Если вы едите по ровной дороге, при этом транспортное средство будет ехать без остановок, то просто следите за температурой на приборной панели. Если по пути имеются светофоры или пробки, просто включайте печку на полную силу.
- Если ездить еще долго, можно осуществить принудительную активацию вентилятора. Чтобы сделать это, из контроллера следует извлечь два контакта и замкнуть из между собой. Но перед тем, как выполнить эти действия, необходимо демонтировать отрицательный провод с аккумуляторной батареи. Когда проводки будут замкнуты между собой, отрицательный провод можно установить на место, на батарею, после чего вентилятор будет работать постоянно и без перерывов. Температура двигателя в данном случае не играет роль, ровно, как и режим езды машины. Когда транспортное средство остановится, вентилятор будет функционировать до того момента, пока батарея не разрядится полностью, чтобы не допустить его, необходимо отрыть моторный отсек и отключить «минус» от АКБ.
Место расположения регулятора
Такой вариант менее приемлемый для автовладельцев с установленной противоугонной системой, так что если вам пришлось разъединить проводку устройства, потом ее необходимо будет соединить и заизолировать. Кроме того, в подкапотном пространстве необходимо будет проследить за тем, чтобы под лопасти ничего не попало, поскольку схема нахождения проводов предполагает в жгутах. Разумеется, это принесет определенные неудобства, поскольку постоянно открывать капот и замыкать контакты — не совсем удобно. Так что вариант принудительной активации должен реализовываться в экстренном случае. Сам ДВ — это элемент, стоимость которого достаточно низкая, но вот его замена в пути практически невозможна, поскольку водителю в любом случае придется сливать антифриз.
Второй вариант менее приятен для водителя и более опасный для авто в принципе — сломался термостат, при этом охладительная система работает неполноценно из-за неработоспособности вентилятора. Разумеется, если радиатор пустой, ДВ не будет никак реагировать, соответственно, вентилирующее устройство не включится. Основная проблема в этом случае заключается в том, что тепловой обмен во много раз хуже из-за не функционирующего радиатора. Единственным вариантом решения проблемы является активация печки на полную силу и периодические остановки машины. Это позволит не допустить перевода стрелки в критическую зону на датчике.
На видео ниже вы можете посмотреть, как владелец ВАЗ организовал кнопку принудительной активации вентилятора при неработающем датчике (автор видео — Vlad Pakhandrin).
Диагностика контроллера
Чтобы произвести диагностику контроллера, вам потребуется градуированный термометр, который может функционировать при температуре кипения воды. Процедура диагностики осуществляется следующим образом:
- Часто датчика, обращенную внутрь радиатора, следует поместить в воду.
- Далее, к контактам контроллера подключаются щупы тестера, производится их регулировка на отсутствие сопротивления.
- Когда жидкость начинает нагреваться, сопротивление пропадает примерно при 87-92 градусах. Если это так, то контроллер является исправным и он будет работать должным образом.
Инструкция по снятию и замене датчика
Регулятор, который должен стоять в моторном отсеке, имеет свойство периодически выходить из строя. Соответственно, владельцу «семерки» будет полезно знать, как производится процедура демонтажа и установки нового контроллера.
Для снятия и монтажа ДВ выполните следующие действия:
- В первую очередь, необходимо обесточить бортовую сеть машины. Для этого снимите минусовую клемму с АКБ.
- Далее, демонтируйте крышку распределительного бачка, а также пробку с радиатора, чтобы не создавать большое давление в системе.
- Под радиатор необходим подставить емкость, в которую будет сливаться охлаждающая жидкость. Выкрутите кран радиатора и слейте антифриз в тазик или другую емкость.
- После этих действий нужно отсоединить провода с контроллера. Затем возьмите гаечный ключ на 30 и открутите сам регулятор за большую гайку. Теперь можно произвести демонтаж устройства. При снятии будьте особо внимательны, железное уплотнительное кольцо на регуляторе ни в коем случае нельзя потерять. Сделав это, можно приступать к монтажу нового устройства. В ходе установки не забывайте о том, что непосредственно перед монтажом места соприкосновения контроллера и радиатора необходимо смазать герметиком. При этом герметик должен быть высокотемпературным, данный процесс осуществляется насухую. Благодаря использованию герметика можно предотвратить утечку охлаждающей жидкости.
- После установки контроллера можно закрутить пробку на радиаторе. Затем сборка осуществляется в обратной последовательности — заливается слитый ранее антифриз, на место устанавливается минусовая клемма батареи. Чтобы быть уверенным в работоспособности системы, прогрейте двигатель и дождитесь включения вентилятора. Также не лишним будет избавить магистрали охладительной системы от воздушных пробок. На нашем ресурсе представлена инструкция по замене антифриза в «семерке». Если у вас возникли вопросы, она поможет вам разобраться, статья по этой ссылке.
Видео «Наглядная диагностика и замена ДВ своими силами»
Более подробно процедура диагностики и замены датчика включения вентилятора на отечественных «семерках» и других классических ВАЗах приведена на видео ниже (автор видео — Ремонт Двигателя! И интересное!).
Источники:
https://7vaz.ru/tjuning/datchik-vyklyucheniya-ventilyatora.html
https://semerkavaz.ru/ehlektrooborudovanie/datchik-vklyucheniya-ventilyatora-vaz-2107/
https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/datchik-vklyucheniya-ventilyatora-vaz-2107.html
https://provaz07.ru/elektrooborudovanie/diagnostika-i-zamena-datchika-vklyucheniya-ventilyatora-na-vaz-2107.html
https://avtozam.com/vaz/2107/vse-o-datchike-vklyucheniya-ventilyatora/