Высокое напряжение в сети автомобиля причины
Неисправность в бортовой сети автомобиля
Параметр напряжения бортовой сети автомобиля может изменяться в диапазоне от 7В до 25,5В.
На неработающем двигателе параметр отражает напряжение аккумуляторной батареи, на заведенном моторе по параметру можно судить о работе генератора и системе стаби лизации напряжения бортовой сети автомобиле. Допустимые напряжения на исправном автомобиле (при работающем двигателе двигателе и при номинальном значении напряжения 12) от 13,6–14,5В. Выход за приведенный диапазон требует проконтролировать цепи и элементы бортовой сети автомобиля. В любом случае (и это нетрудно выполнить) сделать две проверки при проведении диагностики, связанные с параметром напряжения бортовой сети:
- Сравнить напряжение, отображаемое тестером с измеренным напряжением на аккумуляторной батарее. Значения не должны отличаться более чем на 0.5В. Блок управления системой впрыска корректирует расчетное время открытия форсунки по напряжению бортовой сети. Если разница в напряжении составляет более 0.6В, то топливо, впрыскиваемое форсункой, может быть больше или меньше расчетного. Это приводит к повышенному расходу и снижению динамических характеристик в работе двигателя. Такая неисправность встречается очень редко, но проверить это нужно. Главное реле может выйти из строя таким образом, что напряжение на элементах управления будет присутствовать, блок управления работать, однако нагрузка (включение форсунок) не будет поддерживаться – напряжение «просаживается», двигатель не заводится.
- Убедитесь, что напряжение бортовой сети изменяется не более чем на 0.4В при включении дополнительных нагрузок (обогрев, дальний свет, и т.п.) или дросселировании (изменение оборотов двигателя).
- Изменения напряжения более, чем на 0.4В говорит о плохой стабилизации бортовой сети. Проверьте генератор и его регулятор напряжения. Ошибки, связанные с параметром напряжения бортовой сети автомобиля:
Неисправность генератора или стабилизатора напряжения приводит к нестабильной работе двигателя на режиме холостого хода. Главное реле не обеспечивает электрический контакт для работы силовых элементов системы (форсунки).
- Низкое напряжение бортовой сети автомобиля. Если такая неисправность выявлено, то возможны два случая, либо не работает генератор и аккумуляторная батарея почти полностью разрядилась, либо плохой контакт в цепях подающих питание на электронную систему управления – клемма аккумулятора, неисправно главное реле, плохой контакт в колодке предохранителя.
- Высокое напряжение бортовой сети автомобиля. Причиной этой неисправности может служить только неправильная работа стабилизатора напряжения в генераторе, например, после тщательной мойки двигателя и подкапотного пространства.
- Неисправность – неверное напряжение, нестабильные обороты холостого хода при включении дополнительных нагрузок, двигатель глохнет и не заводится.
Автоматизировать процесс проверки бортовой сети автомобиля можно с помощью диагностических тестеров, которые комплексно проверяют аккумулятор, затем стартер и генератор автомобиля.
Из-за чего возникают пульсации напряжения в бортовой сети автомобиля.
В автомобиле устанавливается два источника электроэнергии. Это аккумулятор и генератор. Они дополняют друг друга и могут долго работать только в том случае, если оба находятся в нормальном состоянии.
Аккумулятор служит для того, что бы питать электрооборудование автомобиля в тот момент, когда двигатель еще не запущен. Но как только он заведется, в работу вступает генератор. С этого момента напряжение в бортовой сети автомобиля увеличивается с 12,5 до 14 вольт. Аккумулятор начинает потреблять ток от генератора и восстанавливать свой заряд.
Напряжение в бортовой сети автомобиля поддерживается на определенном уровне. Если завести двигатель и померить его вольтметром, то оно будет находиться в пределах 14 вольт и не меняться при увеличении оборотов и включении нагрузок.
Поддерживает его на одном уровне регулятор напряжения. Именно благодаря ему возможен контроль выходной характеристики генератора.
Если посмотреть осциллограмму напряжения в бортовой сети при работающем двигателе, то она будет идеально ровная без каких либо пульсации. Но если снять клемму с аккумулятора, то сразу же появится множество помех.
Осциллограмма напряжения при снятии клеммы с аккумулятора.
Напряжение генератора не изменяется, но появляются пульсации, пики которых превышают 20 вольт.
Что может быть источником микропульсаций напряжения.
Появление помех при снятии клеммы с аккумулятора может быть связанно с работой регулятора напряжения либо с системой зажигания. При работе двигателя на холостом ходу напряжение на катушках зажигания находится на уровне 10 киловольт. Возможно, появление микропульсаций связано именно с этим.
Для того, чтобы точно определить, что является источником нужно отключить генератор от бортовой сети автомобиля и завести двигатель.
После этого нужно посмотреть осциллограмму напряжения на выходной клемме генератора.
Пульсаций стало меньше, но они все равно присутствуют. Видимо та часть импульсов, которая возникала из-за работы системы зажигания, не попадает на генератор и по этому, их меньше.
Возможно источником тех пульсаций, которые остались является регулятор напряжения. Если создать большую нагрузку на генератор, то эти пульсации могут пропасть.
При снятии клеммы с аккумулятора при работающем двигателе, в бортовой сети автомобиля появляются пульсации напряжения. Их источником является система зажигания и посторонние помехи. Сам генератор не создает практически не каких помех, а если увеличить нагрузку, то и те которые присутствуют пропадают.
Импульсы напряжения, которые возникают при работе системы зажигания, могут повредить электронику, которая установлена на автомобиле. Аккумулятор гасит эти импульсы на себе. Именно по этой причине, не рекомендуется снимать клемму с него, при работающем двигателе.
В этой статье подробно рассказано и показано в осциллограммах как ведет себя напряжение при снятии клеммы с аккумулятора и что будет, если в этот момент включить электропотребители.
А здесь написано, как поведет себя напряжение, если при снятии клеммы подключить к ней конденсатор.
На этом все, надеюсь, что статья была полезна. Если это так, то ставьте лайк, и подписывайтесь на канал, дальше планируется много интересного.
Можете еще прочитать следующие статьи:
Слабое напряжение в бортовой сети авто – ищем причину
Проблемы с электропитанием в автомобиле – это крупные неприятности для владельца авто. И если эти проблемы начали происходить резко и в самых неприятных условиях, нужно знать основные причины такой неполадки. Чаще всего проблема слабого напряжения в бортовой сети не является смертельной, но она имеет свои неприятные последствия. Так что всегда следует вовремя делать выводы и снижать опасность окончательного выхода из строя оборудования. Плохая работа основных устройств электросети создает множество неполадок и проблем. Очень важно при этом не продолжать эксплуатацию автомобиля с такими неполадками, иначе можно и вовсе остаться без машины. Стоит признать, что опасность кроется не только в плохо светящихся лампочках, но и в возможном коротком замыкании, в самых различных проблемах и неполадках любого органа авто.
В современной машине от электричества зависит буквально все, так что плохое электропитание будет крайне опасным фактором. Важно учитывать, что все функции машины подвязаны к электрике. Ранее этот ресурс нужен был для запуска, да и то не обязательно. Можно было запустить машину с толкача. Сегодня без питания невозможно повернуть руль, открыть стека, даже открыть саму машину. Так что давайте подробнее разберемся с тем, как диагностировать слабое напряжение в бортовой сети, уточнить его причину, а также справиться со всевозможными проблемами в этой отрасли. Если вы когда-либо сталкивались с такими проблемами, обязательно опишите ваш случай в комментариях. В каждом авто возможны свои индивидуальные проблемы, мы же рассмотрим только самые популярные неполадки вашего транспорта.
Как определить проблемы с электричеством в автомобиле?
Первым делом стоит понять, действительно ли в вашем авто проблемы с электропитанием. Существует две группы неполадок в этом плане, грубо можно разделить все проблемы на неполадки при запуске и странную работу электросети после запуска двигателя. Это важно различать, так как в данных процессах задействованы разные модули. Стоит разобраться с тем, на какие же симптомы автомобиля стоит обращаться, если электросеть плохо работает уже после запуска двигателя:
- слишком тусклая работа всех ламп в салоне, а также головного света, габаритов и стоп-сигналов, это может быть не сильно заметно, но в реальности разница яркости ощутима;
- выключение некоторых элементов электрической сети самовольно при довольно больших нагрузках, к примеру, во время включения вентилятора в салоне может выключаться музыка;
- при прогазовке на холостых оборотах заметно увеличивается на секунду яркость подсветки в салоне, а вот при включении другого оборудования яркость снижается;
- возможно еле заметное или назойливое мигание света, неравномерное освещение дороги, быстрый выход из строя лампочек во всевозможных модулях вашего автомобиля;
- заметно ощущается снижение скорости работы вентилятора, когда включается оптика, музыка или другие потребители электропитания, в сети может присутствовать неверное подключение.
Проблема в том, что к множеству таких проявлений владелец автомобиля вполне может привыкнуть. И в этом случае никаких сюрпризов не будет. Можно привыкнуть к тусклому свету, плохой работе обдува и к прочим неприятностям. Но в целом такой режим эксплуатации очень сильно вредит вашему автомобилю. Возможен внезапный выход из строя бензонасоса, системы климата, плохое срабатывание автоматической коробки передач и других узлов.
Генератор и его окружение – источники просадок электричества
Просадки в сети зачастую связаны с генератором и его работой. Теоретически после включения силового агрегата аккумулятор отправляется отдыхать и даже подзаряжается от генератора. Все задачи по обеспечению электропитанием берет на себя именно это небольшое устройство. Существует определенный ряд неполадок, который стоит всегда учитывать при наличии таких проблем. Вопрос нерабочего генератора решается с помощью устранения таких неполадок:
- щетки генератора приходится менять довольно часто на отечественных авто (элемент называется в народе «шоколадкой»), но на качественных машинах они редко выходят из строя;
- часто причиной проблем является реле генератора, которое не выдает нужного напряжения в силу внутренних поломок, его можно просто заменить для нормальной работы;
- также проблемы возникают с диодным мостом, из-за поломки одного из диодов напряжение в сети может скакать или быть постоянно на очень низком уровне, это стоит устранить;
- проблема с неисправностями физической части генератора реже бывает причиной, но ее также стоит проверить, вполне возможно, что речь идет о необходимой замене вала и подшипников;
- масса и качество проводов до основных модулей – крайне хитрой проблемой является отсутствие хорошей массы, достаточно подергать и почистить контакты, чтобы решить проблему.
Но это лишь предполагаемый список проблем с генератором. Последствием такой проблемы будет постоянно загруженный аккумулятор. Также при отсутствии тока в 14.1 Вольт от генератора аккумулятор не сможет заряжаться. Поэтому следует промерять все напряжения в сети с помощью обычного тестера, чтобы выяснить реальное положение вещей. Даже в самой дорогой и элитной машине такая поломка способна свести владельца с ума различными проявлениями проблем.
Провода, неродные подключения, некачественные приборы
Вопрос некачественного подключения потребителей бортовой сети стоит рассмотреть подробнее. Если вы сами устанавливали магнитолу в авто, взяв питание с неположенного места, проблема просадки аккумулятора и нагрузки на все жизненно важные органы будет очень актуальной. Кустарное вмешательство в систему электрического питания лучше исключить и вовсе. Если что-то нужно поставить, обратитесь на станцию и сделайте это качественно. Возможны такие проблемы повышенной нагрузки на систему:
- один из потребителей тянет на себя все напряжение, понижая его в сети до невероятных показателей, это может быть сабвуфер или мощные динамики, которые не предусмотрены в авто;
- вы дополнительно установили мощное оборудование и подключили его через прикуриватель и другие элементы электрической сети, которые для этого не предназначены;
- в подключении использованы некачественные провода, также проблема с проводами может быть в машине с завода, это можно устранить только заменой проводки на более дорогую;
- сбой в одном из важных элементов электросети, наличие повышенного расхода электричества и значительное затягивание ресурсов машины на себя, что негативно влияет на сеть;
- проблемы с неправильно установленными реле и предохранителями, которые нарушают нормальную работу органов автомобиля, но определить это можно только после профессиональной диагностики.
Фактически все такие детали исследуются только на профессиональной станции, иначе получить ответ на вопрос будет невозможно. Если вы дружите с электричеством, то с помощью тестера можете и сами определить, в каком именно месте идет просадка. После этого можно путем проб и ошибок отыскать элемент, который ответственен за просадку. Но учтите, что эксперименты в этой сфере могут закончиться не очень хорошо для вашего автомобиля.
Просадка питания в аккумуляторе – главные показатели и причины
О причинах посаженного аккумулятора сегодня мы уже говорили. Это плохо работающий генератор, который не заряжает батарею. Также стоит обратить внимание на возраст батарейки в машине. Часто ей просто приходит время. Можно также заметить, что постоянные нагрузки в сети могут задействовать работу аккумулятора, чем непременно садят его. В процессе эксплуатации машины с севшим аккумулятором будут видны следующие проблемы:
- сигнализация будет срабатывать не сразу, постоянно тревожить длительными паузами, а иногда не открывать или не закрывать определенные замки, это опасно для вашего авто;
- стартер может заклинивать и крутиться постоянно после запуска двигателя, при малых токах аккумулятора это случается довольно часто, так что лучше следить за батарейкой;
- аккумулятор постарается взять на себя заряд с генератора, и автоматика в машине ему в этом поможет, это может вызвать плохую работу электроприборов в сети автомобиля;
- в процессе запуска двигателя придется немало покрутить агрегат, после первого толчка может присутствовать пауза – она нацелена на то, чтобы рассказать вам о проблеме с АКБ;
- в момент запуска двигателя все приборы гаснут, заряда хватает только на кое-какой запуск, поэтому все остальные потребители выключаются и не работают какое-то время.
Рекомендуется быстро реагировать на такие проявления просадок в бортовой сети, так как иначе вам придется справляться уже с совсем другими неприятностями. Это важно осознавать, так как иначе придется очень неприятно ремонтировать машину и вкладывать в нее весьма крупные суммы денег. Это однозначно повредит автомобилю и сделает его на самом деле дорогостоящим удовольствием для вас. Устранение неполадок, вызванных такими проблемами, обойдется очень дорого. Можно проверить неисправность генератора по такой очередности, как в следующем видео:
Подводим итоги
Лучше всегда следить за поведением своего авто. Если появились проблемы с аккумулятором или генератором, придется сразу же приняться за восстановление транспорта. Иначе вскоре вы столкнетесь с тем, что авто просто не сможет нормально ездит и будет постоянно предоставлять вам неприятные моменты. Используя вполне понятные и давно существующие методы, вы сможете без особых сложностей получить необходимый спектр услуг на СТО. Но самостоятельно исправлять какие-либо неполадки электросети не рекомендуется.
Впрочем, вы можете и сами с помощью тестера и других приборов промерять все нужные данные по бортовой сети, найти место просадки и попробовать заменить элемент, ворующий напряжение. Проблема лишь в том, что для этого нужно иметь хоть какие-нибудь навыки работы с электричеством. Также все зависит от уровня вашего автомобиля, его степеней защиты от кустарного вмешательства. Если ВАЗ можно отремонтировать по простой инструкции, то в современные BMW лучше не лезть без диплома автоэлектрика и постоянной практики. А у вас когда-нибудь случались проблемы с бортовой электросетью?
Lada-forum.ru
высокое напряжение
- Спасибо
- Не нравится
john74ru 13 Май 2010
Пришел сегодня утром на стоянку (вчера ставил было всё нормуль) завёл, а напряжение высокое, до 17 В поднимается. Включил все приборы упало до 13,2В. Но все равно когда начинаешь движение напряжение сразу поднимается до 16-17 В. Если катиться на нейтралке то в норме, а как только включаю передачу и жму на газ повышается. Подскажите где искать причину .
Генератор новый, в феврале покупал. Проводка может или диодный мост.
Кстати, такое уже было, но я глушил машину и снова запускал, становилось все ок.
В книжке пишут, если напряжение выше 14,6 В, то короткое замыкание между выводом “DF” и “массой”. Как найти короткое замыкание?)))
- Спасибо
- Не нравится
t808 13 Май 2010
Пришел сегодня утром на стоянку (вчера ставил было всё нормуль) завёл, а напряжение высокое, до 17 В поднимается. Включил все приборы упало до 13,2В. Но все равно когда начинаешь движение напряжение сразу поднимается до 16-17 В. Если катиться на нейтралке то в норме, а как только включаю передачу и жму на газ повышается. Подскажите где искать причину .
Генератор новый, в феврале покупал. Проводка может или диодный мост.
Кстати, такое уже было, но я глушил машину и снова запускал, становилось все ок.
В книжке пишут, если напряжение выше 14,6 В, то короткое замыкание между выводом “DF” и “массой”. Как найти короткое замыкание?)))
У тебя неисправен регулятор напряжения(таблетка).Замени и все будет в порядке.Почисть обе стоечки на которые он крепится в генераторе.Ездить с таким напряжением не следует,т.к. это и АКБ вредно и всей электронике.
- Спасибо
- Не нравится
john74ru 13 Май 2010
У тебя неисправен регулятор напряжения(таблетка).Замени и все будет в порядке.Почисть обе стоечки на которые он крепится в генераторе.Ездить с таким напряжением не следует,т.к. это и АКБ вредно и всей электронике.
Как такое может быть: на старом генераторе тоже выгорел один диод в регуляторе напряжения. На новом опять . Это с проводкой что-то или качество изделий?
- Спасибо
- Не нравится
t808 13 Май 2010
Как такое может быть: на старом генераторе тоже выгорел один диод в регуляторе напряжения. На новом опять . Это с проводкой что-то или качество изделий?
Не путай!Диод на старом выгорел в ВЫПРЯМИТЕЛЬНОМ БЛОКЕ.На этом генераторе виноват Регулятор напряжения(так называемая таблетка со щетками).Она под крышкой генератора крепится двумя винтиками.Меняется не трудно и без снятия генератора.С проводкой у тебя все нормально!Просто попался неудачный регулятор напряжения.
- Спасибо
- Не нравится
john74ru 14 Май 2010
- Спасибо
- Не нравится
Сергей 14 Май 2010
Таблетку нужную так и не могуНайди таблетку и пока не найдешь, не ездий, а то спалишь или приборку или контроллер. найти. Кстати, когда напряжение высокое, то все стрелки (скорость, уровень топлива, темп-ра масла, тахометр) замирают в одном положении и не двигаются. А стоит включить какой нить прибор (например, жопоподогрев) то все стрелки приходят в норму. Так может все таки к электрику, может не виноват регулятор напряжения.
Найди таблетку и пока не нашел не ездий, а то спалишь приборку или контрллер.
- Спасибо
- Не нравится
_Lelik_ 14 Май 2010
- Спасибо
- Не нравится
Igor_Kholodov 07 Июн 2010
- Спасибо
- Не нравится
NIKuS_nn 08 Июн 2010
- Спасибо
- Не нравится
FaceOff 17 Авг 2010
- Спасибо
- Не нравится
fedww 05 Окт 2010
Найди таблетку и пока не нашел не ездий, а то спалишь приборку или контрллер.
Ребята, тыкните в мануал – как сменить таблетку, или выставить норма на регуляторе(таблетке)-14,1В
Видно у меня стоит мин -13,6В.
Уважаемый t808, писал, что меняется таблетка не снимая генератор.
Спасибо большое.
- Спасибо
- Не нравится
fedww 05 Окт 2010
- Спасибо
- Не нравится
t808 05 Окт 2010
А будет ли на ВАЗ 211540 2008 года выпуска трехуровневый регулятор напряжения?
Конечно и на твоей машине трехуровневый регулятор без труда можно установить.Вот здесь виднее – https://car-exotic.co. z_2108_1354.jpg Для замены регулятора напряжения 8 нужно всего лишь снять пластиковую крышку 1,отвернуть два винтика крепления регулятора и снять с его задней стороны клемму мама.
- Спасибо
- Не нравится
Сергей 06 Окт 2010
нужно всего лишь снять пластиковую крышку 1
Тока крышку снимай акуратно, а то защелки ломаються
- Спасибо
- Не нравится
ice cream 25 Янв 2012
- Спасибо
- Не нравится
SergeyV 25 Янв 2012
- Спасибо
- Не нравится
ice cream 25 Янв 2012
- Спасибо
- Не нравится
mad&bad 25 Янв 2012
- Спасибо
- Не нравится
ice cream 26 Янв 2012
ну, приборка ярче и печка сильне
раз АКБ не заряжается – вот тема была: https://www.lada-foru. =1
клемму 61 реле-регулятора проверь, раз тестер нашёлся
А может быть коротыш в аккуме? Например пластина обломилась внутри и отвалилась.
Почему в автомобилях применяется напряжение 12 вольт
Любой автомобилист знает, что бортовая сеть машины работает на напряжении 12В. Но почему это значение нельзя повысить? Ведь домашние приборы работают от сети 220В. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно понимать строение отдельных узлов авто.
Исторически сложившаяся традиция
В мире глобального автопроизводства есть такое понятие как «унификация». Оно обозначает, что большая часть расходных деталей и компонентов в машине должны легко и просто заменяться. Но это не должно сказываться на работе всего автомобиля. Напряжение в 12 вольт как раз и является одним из принципов унификации в автомобиле. Этот параметр тесно связан с аккумуляторной батареей автомобиля.
Аккумуляторные батареи появились в конце 19 века. Одним из первых авто с системой зажигания, работающей от аккумулятора и свечи, стала машина Benz Patent-Motorwagen. Её придумал и сконструировал Карл Бенц. Тогда на моторы ставили батареи мощностью 6В. Такого напряжения хватало, чтобы обеспечить работу малосильного двигателя.
Но всё изменилось с ходом Второй мировой войны. Военные требовали более мощных моторов, которые не могли полноценно работать на 6В. Так и была повышена мощность до 12В. До сих пор этой мощности хватает для пуска ДВС, а также работы всех внутренних приборов автомобиля. Аккумуляторы мощностью 6В сегодня можно встретить, только на старой мотоциклетной технике.
Электробезопасность
Вторая причина, по которой аккумуляторы имеют напряжение 12В — это электрическая безопасность. Действительно, от 12В очень сложно получить сильный удар током. Также такая мощность проще «переваривается» мелкой электроникой, работающей на низком напряжении.
Лампочки, электронные платы, прочая электрика в авто работает как слаботочная система. Для неё не нужно толстых проводов или кабелей питания, а также преобразователей напряжения.
Генератору автомобиля проще зарядить аккумулятор ёмкостью 12В. Увеличение мощности батареи привело бы к изменению строения самого генератора. Его бы пришлось видоизменять, дополнительно защищать, и, возможно, увеличивать в размере. А это сказалось бы на размещении его в подкапотном пространстве. Что было бы невыгодно и неэффективно.
Предотвращение ускоренной электрической эрозии
Немаловажный момент — строение самого аккумулятора. Если его разобрать, то можно увидеть 6 отдельно взятых батарей, каждая из которых выдаёт мощность в 2В. Все эти батареи соединены параллельно. В результате и получается нужные нам 12В. Напоминаем, что менее мощные аккумуляторы просто не смогут прокрутить современный мотор, поэтому уход в меньшую мощность мы не рассматриваем.
Но почему именно 12В, а не, допустим, 15В или 50В. Такое решение связано с предотвращением ускоренной электрической эрозии, которая может возникнуть вследствие увеличения мощности заряда. Перезаряд батареи может привести к быстрому испарению электролита. Так на напряжении 14.5В его уровень может значительно понизиться буквально за несколько дней. При повышении напряжения до 15В и выше, может произойти оголение верхних краёв сепараторов и пластин, что часто приводит к взрыву батареи.
То есть, данное решение продиктовано из соображений безопасности, а также из-за химических и физических особенностей строения аккумулятора.
Почему в некоторых грузовиках используется 24 вольта
Обычно на мощной грузовой технике стоят более требовательные моторы. Такое решение можно встретить на больших 8-и цилиндровых дизельных ДВС. Чтобы запустить подобный двигатель, нужно иметь большую пусковую мощность АКБ. Именно поэтому на таких машинах ставят 24В аккумуляторы в связке с производительным генератором.
Кстати, такие батареи можно встретить и на крупной агропромышленной технике или на военных машинах.
Возможные изменения в будущем
Рассматривая перспективы изменения конструкции аккумуляторов, нужно брать в учёт развитие технологий электротранспорта. Каждый год тысячи инженеров изучают новые материалы, которые смогут заменить привычные нам компоненты в стандартном АКБ.
Электрические моторы также требуют более мощные батареи, чтобы автомобиль мог быстро набирать скорость. Всё это может привести к тому, что в ближайшем будущем начнут появляться АКБ с повышенной мощностью и производительностью.
Источники:
https://www.logic-cell.ru/documents/neispravnost-v-bortovoj-seti-avtomobilya/
https://zen.yandex.ru/media/id/5d86449332335400af4cf2b7/5de7cb66dddaf400b24f0526
https://avto-flot.ru/blog/slaboe-napryajenie-v-bortovoy-seti-avto-ischem-prichinu.html
https://www.lada-forum.ru/index.php?showtopic=48144
https://avtozvuk-info.ru/interesnoe/naprazenie-bortovoj-seti-avtomobila